Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Экологический научно-исследовательский проект "Снежинки"

Дата публикации: 2018-09-26 20:42:06
Статью разместил(а):
Мартьянова Ольга Юрьевна

Экологический научно-исследовательский проект «Снежинки»

Автор: Мартьянова Ольга Юрьевна

МБДОУ «Детский сад № 13 «Ромашка»

ЗАТО Александровск, г. Полярный

 

Паспорт проекта:

Область интеграции: художественно-эстетическое развитие, речевое  развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально- коммуникативное развитие.

Тип проекта: научно - исследовательский

Вид проекта: групповой

Продолжительность: долгосрочный

Сроки реализации: декабрь - январь

Руководители: воспитатели группы

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, родители воспитанников.

Проблема: недостаточное количество знаний детей о том, что такое снежинки и как они появляются.

Актуальность: 

За окошком волшебное время года - зима. Падают снежинки невообразимой красоты: изящные, хрупкие, кружевные. Они так и притягивают своей чистотой, светом, блеском. В один из таких сказочных снежных дней, на прогулке дети спросили, как же можно рассмотреть это сверкающее чудо, ведь снежинки такие маленькие и на ладони сразу тают. Данная тема оказалась достаточно актуальной в этот период, поэтому мы решили вместе поучаствовать в этом процессе и узнать о снежинках побольше.

Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о таком явлении неживой природе, как снежинка. Познакомить детей с тем, как рождается снежинка, рассказать, что снежинка, это кристаллизованный пар, что при таянье образуется капелька воды, провести эксперименты со снежинкой, с целью развития интереса к познавательно – исследовательской деятельности.

Цель проекта: создание условий для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Снежинки».

Задачи проекта:

Для детей:

-       обучающие: учить детей видеть что- то новое, неоткрытое для себя в окружающем мире, познакомить со свойствами и состоянием снега, закреплять умение пользоваться лупой. Расширить представления о сезонных изменениях в природе в зимний период. Учить устанавливать простейшие связи между явлениями в природе.

-       воспитывающие: воспитывать интерес к исследовательской деятельности, самостоятельность и любознательность.

-       развивающие: развивать у детей познавательную активность; интерес к явлениям природы, к состоянию воды в природе, наблюдательность, рассказать о многообразии форм снежинок, организовать наблюдения на улице за появлением и исчезновением снежинок, сделать выводы и обобщить результат наблюдений; развивать творческие способности, воображение, речь. Продолжать развивать интерес к художественной и познавательной литературе.

Для родителей: повысить экологическую культуру родителей воспитанников через оказание помощи детям в реализации проекта; оптимизация детско-родительских отношений; способствовать сплочению детско – родительских отношений, улучшению контакта между работниками детского сада и родителями; повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.

Для педагогов: углубить психолого-педагогическую компетенцию родителей; повысить уровень вовлечѐнности родителей воспитанников в деятельность ДОУ как активных субъектов.

Ожидаемый результат:

Для детей:

·     дети узнают, что в природе все взаимосвязано, что снег является одним из состояний воды; 

·     дети узнают, какой бывает снег, увидели разнообразие снежинок; 

·     научатся самостоятельно проводить лабораторные опыты со снегом, определяя его свойства; 

·     дети узнают, что у снежинки шесть лучиков. 

Для родителей: оптимизация сотрудничества с педагогами детского сада.

Для педагогов: повышение уровня профессионального мастерства; закладывание основы партнёрских отношений с родителями.

Продукт проекта: выставка снежинок, сделанных своими руками «Снежное окно»; украшенная снежинками раздевалка; выращенные снежинки из кристаллов соли.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

2 этап – практический (реализация проекта).

3 этап – итоговый этап.

На деревья, на кусты 

                              С неба падают цветы. 

                              Белые, пушистые, 

                              Только не душистые. 

                              С неба падают зимою 

                              И кружатся над землёю 

                              Лёгкие пушинки, 

                              Белые снежинки. 

 

Организация проекта

1. Подготовительный этап

·        аналитическая беседа с детьми для выяснения объёма знаний по данному вопросу;

·        постановка цели и задач проекта; 

·        составление плана работы по проекту; 

·        сбор информации по данной теме;

·        подготовка материалов для художественного творчества; 

·        создание необходимых условий для реализации проекта.

 

2. Практический этап.

С детьми:

Беседы: «Почему хрустит снег?»;

«Многообразие форм снежинок»;

«Для чего нужен снег?»

Дидактические игры: «Сложи снежинку» (из палочек); «Найди похожие снежинки».

Чтение художественной литературы: «Танец снежинок» Б. Заходер;

«Снежинки» С. Козлов;

«Летят снежные пушинки» В. Архангельский;

«Снежинка» К. Бальмонт.

Разгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок на зимнюю тематику.

Непосредственно образовательная деятельность:

·         «Художественно-эстетическое развитие» 

-         Рисование: «Снежинки» 

Задачи. Учить передавать в рисунках красоту окружающей природы (падающие на землю снежинки), рисовать прямые линии в разных направлениях, перекрещивать их; совершенствовать умение правильно держать карандаш, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы. Развивать умение располагать изображения по всему листу.

-         Рисование «Снег кружится»

Задачи. Продолжать учить детей самостоятельной передавать несложный сюжет; включать в рисунок знакомые предметы; замечать красоту в сочетании белого цвета с другими красками; учить выполнять рисунок в указанной последовательности; упражнять в ритмическом нанесении полосок концом кисти по всему листу бумаги.

-         Лепка «Цветные снежинки»

Задачи. Формировать умение детей раскатывать пластилин в тонкий жгут, конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона). Воспитывать аккуратность, поощрять творческую инициативу. Развивать мелкую моторику пальцев, глазомер и воображение.

-         Аппликация «Снежинки»

Задачи. Учить детей создавать снежинку, путем отрезания длинных полос от листа белой бумаги; закрепить умение приклеивать детали к листу – основе, проклеивая всю поверхность детали; развивать глазомер, мелкую моторику, согласованность в движениях руки и глаза; воспитывать самостоятельность, уверенность в своих умениях, аккуратность.

-         Конструирование (из бумаги) «Снежинка».

Цель. Учить составлять образ из частей, соединять между собой детали   клеем, украшать готовое изделие красками (карандашами).

«Физическое развитие» 

Упражнение на дыхание: «Сдуй снежинку».

Пальчиковые игры: «Снег – снежок»; «Снежинка».

Подвижные игры: «Снежки», «Снежная баба».

«Познавательное развитие» 

-       Исследовательская деятельность: изучение строения снежинок; рассматривание снежинок через лупу.

-       Проведение опытов со снегом и водой: 

Опыт: Дети кладут в снег игрушку, игрушку не видно. Вывод: Снег не прозрачный.

Опыт: Дети держат снег в руке. Что происходит со снегом? Вывод: Снег тает, превращается в воду.

Опыт: Дети рассматривают снег через лупу. (Что вы видите, какой снег) Вывод: Снег состоит из снежинок, белого цвета.

Опыт: «Выращивание снежинок в комнатных условиях» (из проволоки с намотанной шерстяной ниткой делают снежинку и опускают в соленую воду, через некоторое время она покрывается кристаллами, очень похожими на снег).

-        Ежедневные наблюдения за снежинками, снегом: предложить детям поймать на варежку снежинки и рассмотреть их, обратить внимание на то, что они бывают разными.

 

Работа с родителями.

-       участие в конкурсе новогодних поделок в номинации «Волшебная снежинка»;

-       снежинки своими руками в разной технике выполнения для оформления выставки «Снежное окно».

3. Итоговый этап.

Оформление выставки снежинок своими руками «Снежное окно»; украшенная снежинками раздевалка; выращенные снежинки из кристаллов соли.

.  .  .