Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Сказка, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста

Дата публикации: 2018-09-20 20:19:23
Статью разместил(а):
Рябова Наталья Николаевна

Сказка, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Автор: Рябова Наталья Николаевна

 

Исследованием роли сказки в работе с детьми сегодня занимаются и такие ученые как М. А. Поваляева, Д. Ю. Соколов, О. В. Защиринская, С. А. Черняева и многие другие.

Методические условия:

·        организация соответствующей развивающей предметно– пространственной среды в соответствии с ФГОС и возрастом детей;

·        постановка цели, разработка содержания образовательно-воспитательного процесса, составления плана работы

·        поиск наиболее эффективных методов работы с детьми

·        привлечение родителей для реализации плана.

Организационно-педагогические условия:

·        Обмен опытом с коллегами ДОО.

·        Обмен опытом на РМО

·        Обмен опытом в профессиональных педагогических сетевых сообществах.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие в целом.

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согласно ФГОС речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылке к обучению грамоте.

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе.  В настоящее время у большинства детей встречаются дефекты речи различной сложности. В нашем детском саду нет логопеда и логопедической группы соответственно основную работу по развитию речи ведёт воспитатель.

Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития. Сказка окружает нас повсюду.

Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно - образного и наглядно - действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно психическим особенностям дошкольников.

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.  Сказка проникает во все виды деятельности ребенка - дошкольника. Особым же вниманием сказка пользуется в художественно - речевой деятельности.

Актуальность данной темы заключается в том, что сказки – естественная составляющая в повседневной жизни детей.

Наблюдая за детьми в процессе игры, на занятиях, в свободной деятельности, можно заметить, что там, где не надо мобилизовать свое внимание, память, т.е. на непроизвольном уровне, дети раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых и близких по духу героев сказок, любят фантазировать, живо и образно стремятся выразить свою мысль.

Перевоплощаясь, дети легко и непринужденно решают сказочные задачи, проявляя индивидуальное творчество.

О влиянии сказки на развитие личности ребенка, на его речевое развитие писали такие ученые как М.-Л. фон Франц, А. Адлер, Э. Берн, Б. Брун, Э.Пендерсон, В. П. Аникин и другие.

Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослых легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Отношение к художественной литературе как к культурной ценности устного творчества является определяющей позицией моей работы. Изучению данного вопроса посвящено много работ, например,  на важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, Л.И. Айдарова и др.

Изучив научно-методическую литературу и опыт коллег по данной проблеме, я сделала вывод, что можно использовать ресурсы сказок в формировании и развитии речи дошкольника. А для успешной реализации работы подготовила:

·        перспективный план по развитию речевых способностей дошкольников в процессе ознакомления со сказками для всех возрастных групп;

·        создала картотеку игровых упражнений, направленных на развитие всех компонентов речи и речевого творчества дошкольников посредством использования материала сказок;

·        создала картотека пальчиковых игр, физкультминуток, загадок, чистоговорок сказочного содержания;

·        оформила подборку присказок, пословиц, имеющих смысловую взаимосвязь с содержанием различных сказок;

·        подобрала материал для оформления наглядной информации для родителей воспитанников по вопросам речевого развития дошкольников

Методика работы со сказкой. На занятие «приходит» игрушка-герой сказки. Педагог сообщает, что с ним произошло, то есть, рассказывает первую часть сказки и демонстрирует при помощи игрушек сказочное действие на общем столе. На следующем занятии появляется тот же герой и просит вспомнить, что с ним произошло. Педагог задаёт вопросы и показывает знакомых героев, дети вспоминают начало сказки. Потом слушают вторую часть и наблюдают показ следующего действия игрушек. На третьем занятии дети вспоминают сказку без наглядной опоры - по вопросам; слушают и смотрят продолжение. А на четвертом занятии дети вспоминают сказку по вопросам, слушают и смотрят её окончание. Далее педагог с детьми проигрывает сюжет сказки с игрушками, побуждая детей к игровым действиям. Рассказывая новую часть сказки, педагог всегда показывает новые игровые действия по сюжету. В процессе такой работы у детей обогащается игровой опыт, дети учатся отвечать на вопросы по сказке, составляют короткие рассказы по сюжету, используя опорные картинки.

Реализация педагогической деятельности состояла из нескольких этапов.

Подготовительный этап

анализ научно-методической литературы;

разработка перспективного план;

проведение первоначального мониторинга детей;

анкетирование родителей;

Практический этап

На следующем этапе была реализована система работы по достижению определенных для работы целей и задач.

·        осуществление работы по плану;

·        обогащение предметно – развивающей среды;

·        взаимодействие в работе ДОУ и родителей;

Рефлексивный метод

·        контрольный мониторинг;

·        выводы, обобщения, определение перспективы.

.  .  .