Мастер-класс "Робототехника для дошкольников"
Статья-презентация размещена на сайте в разделе:
Презентации по дошкольному образованию: https://лучшийпедагог.рф/st-pr-ds
Мастер-класс «Робототехника для дошкольников»
Автор: Абрамова Олеся Игоревна
МБДОО "Кизнерский детский сад № 6 "Италмас", п. Кизнер
Цель: познакомить участников с внедрением LEGO-конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОО.
Вводная часть: Рассказ воспитателя о кружке. Актуализация, введение в тему.
СЛАЙД 1
Воспитатель: Здравствуйте уважаемые коллеги. Позвольте, я представлюсь: меня зовут Абрамова Олеся Игоревна, я воспитатель Кизнерского детского сада № 6 «Италмас». В этот солнечный день я хочу немного поделиться позитивом с вами. Кидаю клубочек – здравствуйте, я очень рада вас видеть! Теперь вы намотайте на пальчик или на запястье ниточку и кидайте клубочек следующему, и скажите ему что-нибудь приятное, комплимент.
Получилась классная весенняя паутинка. А получится ли ее размотать обратно и не запутаться? Кидайте клубочек обратно и отвечайте на мои вопросы:
- что такое лего?
- что такое инновации?
- что такое робот?
- нужна ли робототехника в детском саду?
-…..
СЛАЙД 2
В Послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 года Президент России Владимир Путин обозначил Национальную технологическую инициативу (НТИ) одним из приоритетов государственной политики.
«На основе долгосрочного прогнозирования необходимо понять, с какими задачами Россия столкнется через 10-15 лет, какие передовые решения потребуются для того, чтобы обеспечить национальную безопасность, качество жизни людей, развитие отраслей нового технологического уклада»
Сегодня мы поговорим о новом направлении в дошкольном образовании робототехнике.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения.
Характерная черта нашей жизни — нарастание темпов изменений. Мы живем в мире, который совсем не похож на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать.
Сегодняшним дошкольникам предстоит:
- работать по профессиям, которых пока нет,
- использовать технологии, которые еще не созданы,
- решать задачи, о которых мы можем только догадываться.
Современное дошкольное образование должно соответствовать целям опережающего развития.
СЛАЙД 3
Современные дети должны изучать технологии, которые пригодятся в будущем, а это и есть робототехника.
Еще в прошлом году в нашем детском саду начал работать кружок по лего-конструированию. А в этом году начал свою работу кружок «Робототехника», который посещают дети подготовительной группы.
Целью кружка является: овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координации глаз и рук, изучение понятий «конструкция» и ее основных свойств (жесткости, прочности и устойчивости), формирование навыка взаимодействия в группе.
В моем кружке работают 13 детей.
На занятиях мы используем образовательные наборы:
Huna Robo и Лего Wedo - 2.
Мы начинали с самого простого: Знакомство с конструктором, где мы знакомились с деталями, их названием и способом соединения деталей. Собирали простейшие фигуры и постройки, и с каждым занятием задания усложнялись. К сегодняшнему дню скорость по сборке моделей увеличилась. И даже те, кто в начале года отставал, сейчас собирает конструкции не хуже других.
Благодаря нашим занятиям дети стали более усидчивыми, внимательными, научились работать в группах, читать схемы, работать по образцу и по замыслу. Очень стараются доводить начатое дело до конца, а это так важно. Ведь все эти качества пригодятся нашим ребятам, потому что все они будущие первоклассники.
СЛАЙД 4
2. Практическая часть мастер-класса.
В нашем зале спрятались три робота. Но, увы они сломаны. Оглядитесь вокруг, загляните под стулья, попробуйте их найти. Нашедших детальки роботов я попрошу выйти ко мне. Роботы сломались буквально пополам, соберите их, пожалуйста. А теперь мы с вами видим, что отлично поработали в команде и починили роботов. Теми же командами я предлагаю поработать с конструкторами.
Коллеги! Мы с вами живем в очень стремительное время, очень быстро меняется все вокруг нас. Скажите, а что у вас ассоциируется со скоростью? (часы, время, скоростной автомобиль …)
Перед вами стоят коробочки с деталями конструктора, в коробочках есть схемы для сбора моделей, а также флажки, они нужны для того чтобы сигнализировать вашу готовность показать вашу собранную модель.
Мы с вами построим сейчас гоночный автомобиль, по схеме, а кто сможет по замыслу.
3. Презентация.
СЛАЙД 5
В.: Для воспитателей детского сада конструктор ЛЕГО является великолепным средством, помогающим обеспечить интеграцию различных видов детской деятельности и образовательных областей.
Мы поиграли с вами в паутинку. А какие области развития можно здесь отследить? (соц-ком, позн, речевое)
СЛАЙД 6
Социально-коммуникативное развитие.
На мой взгляд, одна из основных целей в лего-конструировании – научить детей эффективно работать вместе.
С помощью использования этой технологии формируются: умение сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Развиваются способности ставить цели, инициатива, способность доводить дело до конца, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широта интересов.
СЛАЙД 7
Познавательное развитие.
В процессе лего-конструирования у дошкольников развиваются математические способности, формируются сенсорные представления.
Лего формирует пространственное мышление, развивает умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций, развивает логическое мышление.
СЛАЙД 8
Физкультминутка (с роботом).
Ну тут уже наверное догадались, речь идет о физическом развитии.
Физическое развитие.
Помимо мелкой моторики обеих рук Лего-конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор Лего можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре.
Для корригирующей гимнастики и профилактики плоскостопия можно использовать коврики из Лего — конструктора.
СЛАЙД 9
Речевое развитие.
В процессе конструирования из Лего, дети общаются, договариваются, рассуждают, учатся отстаивать свою точку зрения, при этом расширяется словарный запас, умение задавать вопросы, развиваются диалогическая и монологическая речь.
Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу из конструктора, помогает ребёнку осознать сюжет, что делает пересказ развёрнутым и логичным, способствует лучшему запоминанию образа объекта. Мы с детьми рассказываем знакомые сказки и сочиняем свои сказки и истории, конструируя сюжеты из Лего.
Чтобы наше уважаемое жюри тоже не скучало, предлагаю вам поиграть, игра называется собери робота. Перед вами лежит по листочку а4, и еще есть детальки роботов, ваша задача сложить детальки на листе и придумать, для чего ваш робот нужен, чем он полезен
Игра «Собери робота» 3 комплекта - перед жюри положить по листу А4 и вырезанные детальки для роботов, нужно собрать на листе
СЛАЙД 10
Как вы думаете, к какой области развития можно отнести эту игру? Конечно же, к художественно-эстетическому.
Художественно-эстетическое развитие
При помощи деталей лего можно познакомить детей не только с формой, величиной, но и с цветами. Усвоить такое понятие как «чередование» и применять чередование цветов в собственных постройках, создавая узоры с использованием различных цветов.
Лего-конструктор приходит на помощь при подготовке к детской театральной постановке. Сначала дети создают своих героев из конструктора, а затем озвучивают и так же устраиваем театрализацию, придумываем свои какие – то сказки.
СЛАЙД 11
Итог: Таким образом, конструирование при интегративном подходе в обучении даёт возможность развивать разносторонние интеллектуальные и личностные качества дошкольника.
Это лишь малая часть вариантов использования лего в образовательной деятельности ДОО.
Обсуждение и корректировка результатов работы.
В занятиях для дошкольников на первом плане – свобода мыслить и создавать.
После того, как ребенок освоит азы, он может углубиться в одно из направлений, более глубоко изучать программирование и конструирование.
Занятия робототехникой как минимум расширяют кругозор, как максимум — обеспечат будущее инженерными и техническими кадрами.
Ребенок, который сейчас получит базовые знания и навыки в научно-технической сфере, сможет комфортно себя чувствовать в новом мире и легко будет разбираться с новыми технологиями, а это – весьма перспективная сфера для будущей профессии.
Вывод: образовательная робототехника позволяет вовлечь в процесс технического творчества детей, начиная с дошкольного возраста, дает возможность ребенку создавать инновации своими руками, и заложить основы успешного освоения профессии инженера в будущем.
Рефлексия.
Уважаемы зрители, коллеги уже сконструировали свою работу. И сейчас мы с Вами посмотрим, что же у них получилось. Если б тут сидели не коллеги а дети, я бы попросила их дать своим машинкам имена и немного рассказать о них, буквально пару слов.
СЛАЙД 12
Перед вами 3 коробочки и смайлико-роботы. Если понравился мастер – класс выберите улыбающегося робота. Если не понравился мастер – класс сломанного робота. Если узнали новое по данной теме – робота с лампочкой. Это нужно для обратной связи.
СЛАЙД 13 Спасибо за внимание!
Список литературы:
1. Вильямс Д. Программируемые роботы. - М.: NT Press, 2006.
2. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
3. Конюх В. Основы робототехники. – М.: Феникс, 2008.
4. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.:Наука, 2010.