Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.06.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Мастер-класс "Робототехника для дошкольников"

Дата публикации: 2021-02-22 12:57:30
Статью разместил(а):
Абрамова Олеся Игоревна

Статья-презентация размещена на сайте в разделе:

Презентации по дошкольному образованию: https://лучшийпедагог.рф/st-pr-ds

 

Мастер-класс «Робототехника для дошкольников»

Автор: Абрамова Олеся Игоревна

МБДОО "Кизнерский детский сад № 6 "Италмас", п. Кизнер

 

Цель: познакомить участников с внедрением  LEGO-конструирования и робототехники  в образовательный процесс ДОО.

Вводная часть: Рассказ воспитателя о кружке. Актуализация, введение в тему.

СЛАЙД 1

Воспитатель: Здравствуйте уважаемые коллеги. Позвольте, я представлюсь: меня зовут Абрамова Олеся Игоревна, я воспитатель Кизнерского детского сада № 6 «Италмас». В этот солнечный день я хочу немного поделиться позитивом с вами. Кидаю клубочек – здравствуйте, я очень рада вас видеть! Теперь вы намотайте на пальчик или на запястье ниточку и кидайте клубочек следующему, и скажите ему что-нибудь приятное, комплимент.

Получилась классная весенняя паутинка. А получится ли ее размотать обратно и не запутаться? Кидайте клубочек обратно и отвечайте на мои вопросы:

- что такое лего?

- что такое инновации?

- что такое робот?

- нужна ли робототехника в детском саду?

-…..

СЛАЙД 2 

В Послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 года Президент России Владимир Путин обозначил Национальную технологическую инициативу (НТИ) одним из приоритетов государственной политики.

«На основе долгосрочного прогнозирования необходимо понять, с какими задачами Россия столкнется через 10-15 лет, какие передовые решения потребуются для того, чтобы обеспечить национальную безопасность, качество жизни людей, развитие отраслей нового технологического уклада»

Сегодня мы поговорим о новом направлении в дошкольном образовании робототехнике. 

Современные дети живут в эпоху активной информатизации,  компьютеризации и роботостроения.  

Характерная черта нашей жизни — нарастание темпов изменений. Мы живем в мире, который совсем не похож на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать.

Сегодняшним дошкольникам предстоит:

- работать по профессиям, которых пока нет,

- использовать технологии, которые еще не созданы,

- решать задачи, о которых мы можем только догадываться.

Современное дошкольное образование должно соответствовать целям опережающего развития.

СЛАЙД 3

Современные дети должны изучать технологии, которые пригодятся в будущем, а это и есть робототехника.  

Еще в прошлом году в нашем детском саду начал работать кружок по лего-конструированию. А в этом году начал свою  работу кружок «Робототехника», который посещают дети подготовительной группы.

Целью кружка является: овладение  навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координации глаз и рук, изучение понятий «конструкция» и ее основных свойств (жесткости, прочности и устойчивости), формирование навыка взаимодействия в группе.

В моем кружке работают 13 детей.

На занятиях мы используем образовательные наборы:

Huna Robo и Лего Wedo - 2.

Мы начинали с самого простого: Знакомство с конструктором, где мы знакомились с деталями, их названием и способом соединения деталей. Собирали  простейшие фигуры и постройки, и с каждым занятием задания усложнялись. К сегодняшнему дню скорость по сборке моделей увеличилась. И даже те, кто в начале года отставал, сейчас собирает конструкции  не хуже других.

Благодаря нашим занятиям дети стали более усидчивыми, внимательными, научились работать в группах, читать схемы, работать по образцу и по замыслу. Очень стараются доводить начатое дело до конца, а это так важно. Ведь все эти качества пригодятся нашим ребятам, потому что все они будущие первоклассники.

СЛАЙД 4 

2. Практическая часть мастер-класса.

В нашем зале спрятались три робота. Но, увы они сломаны. Оглядитесь вокруг, загляните под стулья, попробуйте их найти. Нашедших детальки роботов я попрошу выйти ко мне. Роботы сломались буквально пополам, соберите их, пожалуйста. А теперь мы с вами видим, что отлично поработали в команде и починили роботов. Теми же командами я предлагаю поработать с конструкторами.

Коллеги! Мы с вами живем в очень стремительное время, очень быстро меняется все вокруг нас. Скажите, а что у вас ассоциируется со скоростью? (часы, время, скоростной автомобиль …)

Перед вами стоят коробочки с деталями конструктора, в коробочках есть схемы для сбора моделей, а также флажки, они нужны для того чтобы сигнализировать вашу готовность показать вашу собранную модель.

 Мы с вами построим сейчас гоночный автомобиль, по схеме, а кто сможет по замыслу.

3. Презентация.

СЛАЙД 5

В.: Для воспитателей детского сада конструктор ЛЕГО является великолепным средством, помогающим обеспечить интеграцию различных видов детской деятельности и образовательных областей.

Мы поиграли с вами в паутинку. А какие области развития можно здесь отследить? (соц-ком, позн, речевое)

СЛАЙД 6

Социально-коммуникативное развитие. 

На мой взгляд, одна из основных целей в лего-конструировании – научить детей эффективно работать вместе. 

 С помощью использования этой технологии формируются: умение сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Развиваются способности ставить цели, инициатива, способность доводить дело до конца, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широта интересов.

СЛАЙД 7 

Познавательное развитие.

В процессе лего-конструирования у дошкольников развиваются математические способности, формируются сенсорные представления.

Лего формирует пространственное мышление, развивает умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций, развивает логическое мышление.

СЛАЙД 8

Физкультминутка (с роботом).

Ну тут уже наверное догадались, речь идет о физическом развитии.

Физическое развитие.

Помимо мелкой моторики обеих рук Лего-конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор Лего можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре.

Для корригирующей гимнастики и профилактики плоскостопия можно использовать коврики из Лего — конструктора.

СЛАЙД 9

Речевое развитие. 

В процессе конструирования из Лего, дети общаются, договариваются, рассуждают, учатся отстаивать свою точку зрения, при этом расширяется словарный запас, умение задавать вопросы, развиваются диалогическая и монологическая речь.

Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу  из конструктора, помогает ребёнку осознать сюжет, что делает пересказ развёрнутым и логичным, способствует лучшему запоминанию образа объекта. Мы с детьми рассказываем знакомые сказки и сочиняем свои сказки и истории, конструируя сюжеты из Лего.

Чтобы наше уважаемое жюри тоже не скучало, предлагаю вам поиграть, игра называется собери робота. Перед вами лежит по листочку а4, и еще есть детальки роботов, ваша задача сложить детальки на листе и придумать, для чего ваш робот нужен, чем он полезен

Игра «Собери робота» 3 комплекта - перед жюри положить по листу А4 и вырезанные детальки для роботов, нужно собрать на листе 

СЛАЙД 10

Как вы думаете, к какой области развития можно отнести эту игру? Конечно же, к художественно-эстетическому.

Художественно-эстетическое развитие

При помощи деталей лего можно познакомить детей не только с формой, величиной, но и с цветами. Усвоить такое понятие как «чередование» и применять чередование цветов в собственных  постройках, создавая узоры с использованием различных цветов.

Лего-конструктор приходит на помощь при подготовке к детской театральной постановке. Сначала дети создают своих героев из конструктора, а затем озвучивают и так же устраиваем театрализацию, придумываем свои какие – то сказки.

СЛАЙД 11

Итог: Таким образом, конструирование  при интегративном подходе в обучении даёт возможность развивать разносторонние интеллектуальные и личностные качества дошкольника.

Это лишь малая часть вариантов использования лего в  образовательной деятельности ДОО.

Обсуждение и корректировка результатов работы.

В занятиях для дошкольников на первом плане – свобода мыслить и создавать.

После того, как ребенок освоит азы, он может углубиться в одно из направлений, более глубоко изучать программирование и конструирование.

Занятия робототехникой как минимум расширяют кругозор, как максимум — обеспечат будущее инженерными и техническими кадрами.

Ребенок, который сейчас получит базовые знания и навыки в научно-технической сфере, сможет комфортно себя чувствовать в новом мире и легко будет разбираться с новыми технологиями, а это – весьма перспективная сфера для будущей профессии.

Вывод: образовательная робототехника позволяет вовлечь в процесс технического творчества детей, начиная с дошкольного возраста, дает возможность ребенку создавать инновации своими руками, и заложить основы успешного освоения профессии инженера в будущем.

Рефлексия.

Уважаемы зрители, коллеги уже сконструировали свою работу. И сейчас мы с Вами посмотрим, что же у них получилось. Если б тут сидели не коллеги а дети, я бы попросила их дать своим машинкам имена и немного рассказать о них, буквально пару слов.

СЛАЙД 12

Перед вами 3 коробочки и смайлико-роботы. Если понравился мастер – класс выберите улыбающегося робота. Если не понравился мастер – класс сломанного робота. Если узнали новое по данной теме – робота с лампочкой. Это нужно для обратной связи.

СЛАЙД 13 Спасибо за внимание!

 

Список литературы:

1. Вильямс Д. Программируемые роботы. - М.: NT Press, 2006.

2. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.

3. Конюх В. Основы робототехники. – М.: Феникс, 2008.

4. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.:Наука, 2010.

.  .  .