Мастер-класс "Сказки сочиняем – новые технологии изучаем"
Мастер-класс «Сказки сочиняем – новые технологии изучаем»
(Формирование навыков использования социо-игровой технологии и методов ТРИЗ при взаимодействии с детьми дошкольного возраста)
Авторы: Епифанова Елена Владиславовна
и Малова Галина Владимировна
МБДОУ "ЦРР - д/сад № 8 "Огонек", г. Вязники, Владимирская область
ЦЕЛЬ: Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по организации социо – игровой технологии в деятельности детей.
Задачи:
- Познакомить с основными аспектами социо-игровой технологии в деятельности детей.
- Обучить участников мастер класса применению метода ТРИЗ (графическая аналогия) и приемов социо игровой технологии (метод проблемных ситуаций) при составлении сказки.
- Повысить интерес к инновационным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данную технологию.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
Здравствуйте, давайте познакомимся. Я приглашаю Вас в круг. У меня есть волшебный клубочек. Вы берете его в руки, называете свое имя, территорию, откуда приехали, а затем, передаете клубок другому, но ниточку держите в руках (после того, как все педагоги представились, образовалась связующая нить).
А теперь, когда мы с вами познакомились поближе, обратите внимание: мы все связаны одной нитью. И наша сегодняшняя нить посвящена социо-игровой технологии.
В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к основной общеобразовательной программе дошкольного образования построение образовательного процесса должно строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Способствуют этому развивающие педагогические технологии, в том числе социо-игровая, которая развивает ребёнка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка.
И вот сейчас педагогические коллективы взглянули на эту проблему более заинтересованно. Осознавая, что по-старому работать просто нельзя, т. к. современные исследования показывают, что становление субъективной позиции ребёнка в деятельности, общении и познании обеспечивает развитие таких важнейших качеств личности, как активность, самостоятельность, коммуникабельность, творческое начало. А социо-игровая технология, возникшая на сопряжении премудростей театральной педагогики, детских фольклорных игр и замечательных идей Е.Е. Шулешко, позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение, ребёнок выступает здесь как субъект деятельности.
Социо-игровые подходы основываются на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать разные вопросы, умения следить за ходом общего разговора и дела, умения оказывать друг другу помощь и принимать её, когда это нужно; а т.к. работа идёт в малых группах, дети учатся общаться между собой.
Сегодня мы отправимся в страну сказок, а волшебный клубок укажет нам дорогу.
Сидит Волк у проруби и приговаривает: «По щучьему велению, ловись, рыбка, большая и маленькая.» Потяжелел хвост, стал Волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал Волк Бабку, Бабка Внучку, Внучка Жучку … (Лисичка – Сестричка и Серый Волк, По щучьему велению, Репка)
Сейчас, коллеги, Вы окунетесь в мир детской фантазии и творчества через игровое общение. Попрошу выйти сюда 10 человек. Для организации деятельности нам нужно поделиться на 2 микрогруппы. Ветер разбросал разноцветные осколки, найдите одинаковые по цвету и соберите из них картинки. У вас на столах есть алгоритм деятельности и все необходимое для работы. На деятельность у вас 6-7 минут.
Рефлексия: Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, вам удалось сегодня почувствовать себя детьми? Вы могли бы использовать такой метод в своей работе? Тогда я попрошу выразить свое отношение к сегодняшнему мастер-классу в трех словах? (сначала это будут прилагательные, затем глаголы и существительные)
Авторы социо-игровой технологии: психолог – Е.Е.Шулешко, педагоги – А.П.Ершова, В.М.Букатов.
Целью социо-игровой технологии является организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания.
А держится социо-игровая технология на трех китах.
- работа в малых группах, которые позволяют детям самим поставить цель своих действий в предложенных рамках своей деятельности, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей, проявлять самостоятельность при возникновении своих проблем;
- смена мизансцен (общение детей в разных уголках группы);
- вся деятельность в движении (снятие эмоционального напряжения).
Существуют различные формы, и сегодня мы познакомимся с методом создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.
При одинаково созданных условиях, используя метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки, каждая микрогруппа в предложенных рамках своей деятельности, нашла свои решения поставленной цели, проявила самостоятельность, творчество.
Для формирования творчества и комбинаторного мышления использовались методы ТРИЗ:
- мозговой штурм;
- метод синектики (графическая аналогия).
Для повышения самооценки участников была использована реклама произведенного продукта своей деятельности.
Вся деятельность осуществлялась в игре.
РЕФЛЕСИЯ
Вопрос аудитории:
Встаньте те, кому данная тема интересна и вы уже используете ее в своей работе.
Встаньте те, для кого эта тема нова, но вы бы хотели ее использовать в работе.
Встаньте те, кто не заинтересовался данной тем ой и использовать в работе ее не будет.
АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1. Придумайте сказку, в которой бы участвовали ваши герои, следуя таблице. Зарисуйте графически в книжке-малышке. Придумайте название сказки.
? кто |
место |
время |
что случилось |
кто помог |
W конец |
2. Сделайте рекламу своей сказки в соответствии с воспитательными, развивающими и обучающими задачами.
ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ
Зайчик |
Лиса |
Мышка |
Медведь |
Волк |
Домик |
Кошка |
Петушок |
Бабушка |
Внучка |
Собачка |
Дедушка |