Изготовление коллективного декоративного панно «Царство Снежной Королевы»
Изготовление коллективного декоративного панно
«Царство Снежной Королевы»
Автор: Ильина Алевтина Александровна
Детский сад № 12 «Якорёк», п. Жигалово, Иркутская область
Тема: Изготовление коллективного декоративного панно «Царство Снежной Королевы» в подготовительной группе компенсирующей направленности (ТНР)
Цель: закрепить представления о геометрических фигурах, о возможностях дизайна.
Коррекционно-образовательные задачи:
· Уточнить и активизировать словарь по теме «Геометрические фигуры»
· Продолжать учить детей согласовывать существительные в родительном падеже используя слово – много, употреблять существительные во множественном числе.
· Учить анализировать разные качества структурных элементов геометрических фигур.
· Закреплять умение использовать измерительные инструменты и способы действия с ними.
· Закреплять навыки ориентировки в пространстве.
· Формировать у детей чувство уверенности в своих знаниях.
Коррекционно-развивающие задачи:
· Развивать связную речь, общую моторику, координацию речи с движением.
· Способствовать формированию мыслительных операций – анализировать, сравнивать, обобщать.
· Развивать умение аргументировать свои высказывания.
· Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
Коррекционно-воспитательные задачи:
· Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности, умение работать в группах, понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Технологическая карта НОД по ФЭМП:
Образовательная область |
Познание, художественно-эстетическое развитие |
|||||||||||||||
Возраст детей, группа |
6 – 7 лет, подготовительная группа компенсирующей направленности (ТНР) |
|||||||||||||||
Тема НОД |
Изготовление коллективного декоративного панно «Царство Снежной Королевы». |
|||||||||||||||
Цель |
Закрепить представления о геометрических фигурах, о возможностях дизайна. |
|||||||||||||||
Задачи: |
Коррекционно-образовательные задачи: · Уточнить и активизировать словарь по теме «Геометрические фигуры» · Продолжать учить детей согласовывать существительные в родительном падеже используя слово – много, употреблять существительные во множественном числе. · Учить анализировать разные качества структурных элементов геометрических фигур. · Закреплять умение использовать измерительные инструменты и способы действия с ними. · Закреплять навыки ориентировки в пространстве. · Формировать у детей чувство уверенности в своих знаниях. Коррекционно-развивающие задачи: · Развивать связную речь, общую моторику, координацию речи с движением. · Способствовать формированию мыслительных операций – анализировать, сравнивать, обобщать. · Развивать умение аргументировать свои высказывания. · Развивать смекалку, зрительную память, воображение. Коррекционно-воспитательные задачи: · Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности, умение работать в группах, понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. |
|||||||||||||||
Предполагаемый результат |
Дети различают геометрические фигуры, знают их характерные признаки: наличие углов, сторон, их количество, соотношение сторон по размеру (у квадрата все стороны равны, у прямоугольника только противоположные стороны равны); овал похож на круг, но отличается от него тем, что имеет вытянутую форму; умеют проявить самостоятельность при выборе дизайна для изготовления панно для декорации. |
|||||||||||||||
Материал |
Раздаточный: набор геометрических плоскостных фигур разного размера и цвета (круги, овалы, треугольники, квадраты, прямоугольники, ромбы) Панно с изображением контура замка Снежной Королевы Для аппликации: клей, салфетки. Варианты дизайна замка Снежной Королевы |
|||||||||||||||
Предпосылки учебной деятельности
|
Психологические: развивать познавательный процесс – внимание, память, мышление, воображение Коммуникативные: развивать умение слушать и слышать, понимать и принимать учебные задачи, свободно обладать вербальными средствами общения, целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия контроля и самооценки. |
|||||||||||||||
Ход занятия: |
||||||||||||||||
Этапы |
Деятельность воспитателя |
Методы, приемы |
Деятельность воспитанника |
Контроль результатов деятельности |
||||||||||||
Этапные задачи: мотивировать детей на включение в игровую ситуацию. Формировать навыки доброжелательности, желание прийти на помощь. Развивать навыки целеполагания. |
||||||||||||||||
I. Введение в ситуацию |
Раздается стук в дверь группы, входит Незнайка. «Здравствуйте, ребята! Мы с друзьями хотим порадовать малышей, показать им сказку «Снежная Королева». Синеглазка костюмы для героев шьет, Винтик и Шпунтик собираются декорации устанавливать, а мне поручили сделать замок к сказке «Снежная Королева», сказали, что вот это пригодиться (Незнайка показывает коробку, трясет ею, показывая детям, что в ней что – то есть). Помогите мне, пожалуйста, расскажите, как замок Снежной Королевы оформить, и вот то, что в коробке, при этом использовать. Воспитатель спрашивает: - Ребята, хотите помочь Незнайке? Сможете это сделать? - Давай, Незнайка, посмотрим, что у тебя в коробке. Незнайка высыпает содержимое коробки на стол. Воспитатель спрашивает у Незнайки: - Незнайка, а ты знаешь, что это такое? - Нет, не знаю, кусочки картона какие – то. - А вы, ребята, знаете? |
Наглядно- словесный метод Приемы: вводная беседа, демонстрация наглядных пособий |
Дети фиксируют детскую цель – помочь Незнайке: оформить замок для декораций - Да, знаем! Это – геометрические фигуры |
Ответы на вопросы: Хотите помочь? Сможете? |
||||||||||||
Этапные задачи: Актуализировать знания о геометрических фигурах, их характерных признаках: наличие углов, сторон, их количество, соотношение сторон по размеру (у квадрата все стороны равны, у прямоугольника только противоположные стороны равны); овал похож на круг, но отличается от него тем, что имеет вытянутую форму. Развивать связную речь, общую моторику. Развивать умение аргументировать свои высказывания. |
||||||||||||||||
II. Актуализация знаний |
Воспитатель предлагает детям рассмотреть геометрические фигуры и рассказать Незнайке о них. - Давайте рассмотрим эти геометрические фигуры и разложим их по форме. Воспитатель поочередно предлагает рассказать о каждой фигуре - Что это за геометрическая фигура? Незнайка показывает детям овал: - Теперь я знаю. А вот еще один круг. - Ребята, прав Незнайка? Это – круг? - А чем круг отличается от овала - Как-то можно проверить? - Что это за геометрическая фигура? Незнайка сомневается, что у квадрата четыре угла, четыре стороны, все стороны равны - Как проверить и доказать Незнайке, что у квадрата все стороны равны? Воспитатель: сгибать картон не очень удобно, он твердый. Как мы можем еще измерить длину сторон? - Что это за геометрическая фигура? Незнайка считает, что эта фигура похожа на квадрат. Незнайка интересуется, какие это противоположные стороны. - Что это за геометрическая фигура? - Что это за геометрическая фигура? Незнайка: - Понял, понял – это фигура, у которой три стороны и три угла Воспитатель предлагает детям рассказать стихотворение про треугольник. Незнайка: - Какие, вы, ребята – молодцы! Так много знаете о геометрических фигурах. Я понял, что не зря к вам обратился. |
Наглядный метод: показ, рассматривание, Словесный: познавательная беседа, вопросы, побуждающие детей к мыслительной деятельности Практический метод: исследование |
Дети отвечают на вопросы - Это – круг, фигура без углов, круглой формы - Нет. Это – овал, он похож на круг, имеет округлую форму Овал имеет вытянутую форму Наложить круг на овал Это - квадрат, прямоугольник, у которого четыре угла, четыре стороны, все стороны равны. Дети считают углы, стороны, длину сторон сравнивают наложением сторон друг на друга. Дети предлагают измерить длину сторон линейкой - Это - прямоугольник, у которого четыре угла, четыре стороны, противоположные стороны равны Дети доказывают равенство длин сторон прямоугольника, наложением сторон, показывают стороны, которые находятся напротив друг друга - Это – ромб, четырехугольник, у которого все стороны равны, два угла острые, два угла тупые - Это – треугольник Точки быстро мы поставим – Раз, два, три. А теперь соединим их – Посмотри. Получился треугольник. Красота! У него три стороны И три угла. |
Наблюдение за процессом, соблюдение правил, ответы детей
|
||||||||||||
Этапные задачи: актуализировать знания детей о постройке из геометрических фигур, создать мотивационную ситуацию для введения понятия «дизайн» |
||||||||||||||||
III. Затруднение в ситуации |
Незнайка торопит детей приступить к изготовлению декорации: - Ребята, давайте, скорее, оформим наш замок. Как будем оформлять этими геометрическими фигурами замок к сказке? Вы, знаете как? Если дети затрудняются в выполнении задания, воспитатель предлагает вспомнить иллюстрации к сказке «Снежная Королева», найти их и показать Незнайке, вместе рассмотреть их. Воспитатель предлагает рассмотреть замок Снежной Королевы на иллюстрациях: - Разные дизайнеры оформляют по - своему. Каждый замок – это произведение искусства. - какой формы крыши замка, какой формы окна, двери. Как мы можем использовать геометрические фигуры при оформлении замка? Воспитатель предлагает вспомнить, где находиться замок, в котором живет Снежная Королева Воспитатель, исходя из ответов детей, предлагает выбрать цвет геометрических фигур, используемых в дальнейшем для оформления замка. - Какие геометрические фигуры по цвету подходят для оформления замка? - Правильно, оформим замок геометрическими фигурами холодных оттенков Воспитатель спрашивает у детей - Знаете ли вы, как называется все, чем мы сейчас занимаемся: подбираем, из каких фигур создадите детали замка, какого размера выберете фигуры, какого цвета? - Если, не знаете, то, как можно узнать?
|
Словесный метод: беседа, наводящие вопросы, пояснения, обобщение Наглядный: рассматривание иллюстраций |
Дети высказывают свои предположения Ответы детей Варианты детей Ответы детей |
Сумели помочь? Почему не сумели? Что надо сделать? |
||||||||||||
Этапные задачи: познакомить детей с возможностями дизайна, сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя, опыт самоконтроля; тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность, речь. |
||||||||||||||||
IV. Открытие нового знания или способа действий |
Если дети спрашивают у воспитателя: - Когда я просматривала иллюстрации к сказке Снежная Королева, мне захотелось узнать, как называется различное оформление комнат, помещений и зданий. - Оформление комнат, зданий, любых помещений называется дизайном, а люди, которые этим занимаются, называются дизайнеры. Все, что мы с вами выбрали для оформления замка и называется – дизайн, а мы с вами – дизайнеры Замка Снежной Королевы. |
Словесный метод: вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности. |
Дети выбирают способ действия «если что – то не знаю, то можно спросить, у того, кто знает или найти ответ в книге, или в интернете и др.» |
Наблюдение за процессом |
||||||||||||
Этапные задачи: тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, представление. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности, умение работать в группах, понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. |
||||||||||||||||
V. Введение новых знаний в систему знаний |
- Давайте приступим к дизайну Замка Снежной Королевы Воспитатель предлагает детям выбрать, что бы они хотели выполнить: крыши замка, башенки, стены.
Воспитатель снимает детали замка с панно, раздает детям, предлагает помочь друг другу. Воспитатель предлагает детям вспомнить правила аппликации и подсказать их Незнайке, если он не знает Незнайка принимает участие в совместной деятельности |
Словесный метод: подводящие вопросы, пояснения, указания, подсказка Практический метод: творческое упражнение |
Дети повторяют для Незнайки правила аппликации: - Детали раскладывать на клеенке. - Аккуратно намазывать форму с обратной стороны. - Форму прижимать салфеткой, не сдвигая. - После окончания работы, тщательно закрыть тюбик с клеем Дети делятся на группы и в самостоятельной деятельности выполняют работу. |
Наблюдение за процессом, соблюдением правил |
||||||||||||
Этапные задачи: провести рефлексию деятельности на занятии |
||||||||||||||||
VI. Осмысление (итог) |
Незнайка восхищается дизайном замка, отмечает участие каждого ребенка: - Можно я еще к вам буду обращаться за помощью? Прощается. Воспитатель собирает детей возле себя и беседует с ними: - Какую цель мы ставили перед собой в начале нашей встречи с Незнайкой? - Мы смогли помочь Незнайке? - С помощью чего мы украсили замок Снежной королевы? - Что нового узнали, как называется то, чем мы с вами занимались? - Кем мы с вами сегодня были? |
Словесный метод: итоговая беседа, педагогическая оценка |
Ответы детей |
Ответы детей на вопросы: Справились с поставленной целью? Смогли помочь? Что помогло нам справиться? |
Длительность НОД: 30 мин.
Олень (физкультминутка)
Слова |
Действия |
У оленя дом большой. Он глядит в своё окно. |
Руки над головой – рога. Правая рука над глазами у лба |
Зайка по полю бежит И от страха весь дрожит. |
Прыжки на месте |
Тук – тук, дверь открой, Там в лесу охотник злой. |
Имитация стука в дверь. Показать назад, за спину. |
Зайка, зайка, забегай, Лапу мне давай. |
Пожимаем руки |