Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Иркутск: история Ленинского района

Дата публикации: 2017-11-28 10:43:30
Статью разместил(а):
Василенко Тамара Серафимовна

Иркутск: история Ленинского района

Автор: Василенко Тамара Серафимовна

учитель истории и обществознания МБОУ "ОО школа №68" г. Иркутска

           

            Хочу воспеть окраину Иркутска,

            Любимый Ленинский район,

            Который в давность Иннокентьевкой крестили,

            А лес в нем был глухой стеной.

2017 год. Многоэтажные дома, крупные заводы, фабрики, школы, больницы. Огромное население, более 100 тысяч. Строится район, расширяется, меняется.

А как же рождалась Иркутская окраина?

Сейчас и представить себе невозможно, что край, – заблудившийся в лесах, болота были здесь без дна, река без брода.

Иркутская летопись гласит:

В 1666 году ниже острога на 5 верст в таежной местности, окруженной топкими болотами, на противоположной излучине Ангары старец Герасим построил Пустынь, где поселился с монастырской братией.

Спустя три года началось возведение Монастыря, заложена была Вознесенская церковь, построены монашеские кельи, деревянная ограда вокруг монастыря.

Монастырские земли заселялись русскими служивыми, посадскими и гулящими людьми. Они становились монастырскими крестьянами, заселяли деревни в долинах Иркута, Еловки, Белой, занимались вываркой соли, рыболовством, изготовлением рыболовной снасти.

На берегу реки Ангары ниже Вознесенского монастыря, монастырским вкладчиком Саввой Боковым основывается Боковская деревня, а рядом возникает Жилкинская заимка. Ее основали четыре брата Жилкины, бывшие монастырские крестьяне Иркутского Знаменского женского монастыря, выходцы Китайской деревни. Этими же братьями была еще ранее основана Больше-Жилкинская деревня. В это же время возникла и Малоеланская деревня (д. Малая Еланка). Песчанные почвы, болота не позволяли растить хлеб, заготавливали дрова, ловили рыбу. В Боково - земли плодороднее, сеяли хлеб.

Благодаря влиянию Вознесенского монастыря грамотность населения достигала 72%, открывались монастырские школы, где могли учиться дети всех сословий. В 1867 году монастырь скупает у крестьян 130 десятин земли и устраивает скотный двор, маслобойню и кирпичный завод.  В середине 19 в. число жителей вливается купечество, появляются первые заводы и фабрики. Возник Яковлевский стеклоделательный завод, Стефан Иванов имел шелкоткацкую фабрику, Михайло Сибиряков открыл полотняное производство.

Архитектурный ансамбль Вознесенского мужского монастыря создается в течение двух веков, в 30-е годы он был разрушен, и сегодня его можно увидеть лишь на макете в местном музее. Камни взорванного монастыря пошли на строительство элеватора жилкинского мелькомбината.

На более удобном месте возле дороги, идущей в Малоеланскую деревню (после здесь проложится Московский тракт), строится в 1872 году деревянная церковь. Святое место назвали Скитом, где около четверти века служили Всевышнему монахи, где колосились золотые поля пшеницы и ржи, синими глазами глядели в небо васильки. Эта церковь сохранилась и в наши дни, единственная деревянная церковь в городе. При Михаило-Архангельской церкви действует приходская школа, планируется открытие иконописной мастерской. 

Здесь очень любил бывать у святого источника первый иркутский святой Архиепископ Иннокентий Кульчицкий. Кстати, весной 1921 года была вскрыта гробница с мощами Иннокентия Кульчицкого, покровителя и защитника сибирской земли. Останки Святителя были отправлены тайно в Москву на выставку музея Наркомздрава, где собрали мощи около шестидесяти православных святых со всей многострадальной Руси. В настоящий момент мощи Святителя Иннокентия покоятся в Знаменской церкви.

Строительство Транссибирской магистрали резко изменило быт, жизненный уклад и экономику Вознесенского мужского монастыря. Более 53-х десятин земли отчуждается под строительство железной дороги. Рядом со скитом основывается станция Иннокентьевская (в честь Иннокентия Кульчицкого) с ремонтными мастерскими и поселок с населением в 1000 человек (2 Иркутск) к 1901 году.

От бывших монастырских угодий сегодня остался нетронутый небольшой участок заповедной территории, так называемые, ново-ленинские болота, где гнездится редкий экземпляр мировой фауны азиатский веретенник, обитают редкие исчезающие виды, занесенные в Красную книгу. Здесь на отдых и кормежку останавливаются тысячи перелетных птиц во время своих летних миграций.

Первый поезд прошел в августе 1898 года. Газета «Сибирь» сообщала с восторгом: «Сегодня свисток паровоза впервые огласил наши окрестные горы, степи, леса, почти не тронутые культурой. Старая Сибирь осталась позади, впереди – будущее!» Иркутян в то время уже было около 40 тысяч. На станции Иннокентьевская больше жили железнодорожники, здесь главным было паровозное депо, в нем паровозы ладили-лечили.

Тайга густыми кронами шумела, смущали тишину ее лишь паровозные гудки и пенье птиц. Поселок быстро рос. Вначале была одна улица с шутливым названием Первая, а дальше неземная красота.

Саранки красные цвели, ковром стелились,

Жарки горели на заре, к земле клонились.

И собирали в туесок бруснику и чернику,

Пекли на праздник пироги,

Чай пили с земляникой.

Здесь сочные травы для сена косили,

А воду из речки в ведре приносили.

Цветущие луга дарили пряный запах меда,

Кукушка щедрая без устали сулила годы…

Шло время неумолимое, расцветал новый день и «… речка Сарафановка по каплям растекалась, исчезла, милая, лишь в памяти осталась». Живет сказка, сотканная из свежести лесной и теплой солнечной тишины.            

Не верится, что в 50-е годы прошлого века Московский тракт был совсем пустынным, изредка по нему проносились зимой сани, а летом телеги, запряженные лошадьми.

            Для железнодорожников на Ангарской стороне отводится в 1899 году земля. Строительство железнодорожной магистрали вызвало большой приток населения. Ехали одиночки и целые семьи не только из России, но и из Венгрии, Польши, Чехии, оседали на станции Иннокентьевская. Строительство поселка притянуло к себе весь бродячий люд, который оставался в поселке: нищих, голодных, отбывших каторгу и ссылку, разорившихся крестьян и жителей города. Выброшенные за борт жизни, все они находили пристанище на станции Иннокентьевская. Они стали рыть землянки на противоположной стороне. Русско-японская война добавила новый поток самовольных застройщиков: покалеченных инвалидов, вернувшихся с войны, разорившихся от подскочивших цен на питание беднейших слоев.

Вся эта беднота принялась самовольно строить лачуги. Местная полиция не смогла ликвидировать эти хижины, и упразднить вновь населенный пункт ей тоже не удалось. Власти отступили, тем более, что война и назревавшая революция отвлекли силы и внимание городских властей. Новоявленные застройщики, бывалые и острые на язык, прозвали свой поселок Порт-Артуром. Утверждая свою победу, Порт-Артур так развернул самовольное строительство, что уже в 1905 году в нем насчитывалось землянок и засыпных бараков до 100, а жителей было около 300.

            В 1906 году власти признали самовольный поселок, дали ему официальное название Ново-Иннокентьевский. При советской власти он был переименован в Ново-Ленино. В 1912 году в обоих поселках проживало уже около 8000 человек, превысило крестьянское население в 10 раз.

            В 1915 году в поселках Иннокентьевский и Ново-Иннокентьевский функционировали двухклассное и 4 начальных училища, церковно-приходская школа, кинематограф, больница, три трактира.

            3 января 1917 года оба поселка с населением 8000 человек присоединяются к городу Иркутску и включаются в городское правление.

            Возник Ленинский район, начало которому положил Вознесенский мужской монастырь. Красуется до сих пор клуб железнодорожников, выстроенный в двадцатые годы прошлого века во время субботников иннокентьевскими комсомольцами и работниками паровозного депо. А в чудесном парке под притягательные звуки духового оркестра юность танцевала, гуляла и отдыхала там семьями, любовались ухоженными аллеями, цветущими цветами, сиренью и черемухой. Историю развития паровозного депо хранит музей. Застыл трудяга паровоз «Иосиф Сталин», исколесивший в разных направлениях железную дорогу.

            Строится, растет, хорошеет окраина моя на ангарских берегах. Но каждое дерево и камень, дом и улица напоминают о дорогом прошлом. Нам, благодарным потомкам, хочется воскликнуть: «Нет, не зря когда-то старец Герасим на диком берегу, красавицы Ангары основал Пустынь!»   

.  .  .