Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Перспективные технологии и методы в практике современного образования

Дата публикации: 2023-01-20 14:55:56
Статью разместил(а):
Курбатова Ирина Алексеевна

Перспективные технологии и методы в практике современного образования

Автор: Курбатова Ирина Алексеевна

ГБОУ "Средняя школа № 151 Красногвардейского района"

Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. Сегодняшние дети – это будущий мир.

Перед  учителем встаёт вопрос: «Как в век информатизации учить человека будущего?», «Чему учить, чтобы знания, полученные на уроках, помогли ученику стать конкурентоспособной личностью?», «Как повысить качество обучения школьников?» Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

- анализировать свои действия;

- самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

- отличаться мобильностью;

- быть способными к сотрудничеству;

- обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально- экономическое процветание.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Использования возможностей современных инновационных технологий, позволяет обеспечить формирование базовых компетентностей современного человека:

- информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); 

 - коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); 

- самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); 

- самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).           

Применение новых педагогических технологий позволяет эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке, способствует совершенствованию практических умений и навыков учащихся, повышает интерес к урокам, активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает творческий потенциал учащихся. При использовании современных технологий на уроках учебный процесс становится для учащихся интересным, что повышает активность учащихся, развивает навыки самостоятельно получать знания в процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность полученных знаний, формируются аналитические способности учащихся. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности. 

Игровая технология. Игра - одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения. Она, как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Игра дисциплинирует. Для этих целей можно использовать самые разнообразные виды игр: театрализованные, например, в начальных классах инсценирование сказок; сюжетно-ролевые игры. Игровые технологии можно использовать при проведении классных часов.

В процессе обучения важно активное отношение обучающегося к учению. Ребенок – личность, индивидуальность. Раскрыть личность ребенка, помочь ее реализации, самовыражению – одна из задач процесса обучения. В литературных играх «Сочини рассказ», «Потерянные слова» в игровой форме учащиеся учатся высказывать собственное мнение, считаться с мнением остальных учащихся класса, объективно оценивать выступления одноклассников, а  в то же время проверить знания текста произведения. 

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, которые включают в себя взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ученика на всех этапах его обучения и развития. Комфортное начало и окончание урока позволяет обеспечить положительный эмоциональный настрой учащихся (использование положительных установок на успех в деятельности: «У меня все получится», «Я справлюсь»), динамические паузы, гимнастика (пальчиковая, для глаз) помогают формировать привычку детей вести здоровый образ жизни.

Технология РКМ (развития критического мышления), метод «Чтение с пометками». Этот вид работы настраивает на самостоятельное вдумчивое чтение. Важным этапом этой работы становится обсуждение записей. Часто случается так, что одни и те же отрывки текста разными детьми оцениваются по-разному. При проверке и обсуждении, учащиеся слушают высказывания одноклассников, дополняют их ответы, или наоборот, объясняют какие-то факты. Применяя метод «Чтения с пометами», повышается активность на уроках, стремление высказать свое мнение, дает хороший толчок для развития устной речи, дети учатся строить устные высказывания, активизируют и пополняют словарный запас, учатся уважать мнение других. На стадии осмысления этот прием помогает оценить свои знания, поделиться ими или, наоборот, попросить помощи.

«Кластер». Данное упражнение помогает вспомнить ключевые понятия по теме, систематизировать их. Составляя кластер, дети «вынимают» из своего багажа все знания по данной теме. Весь учебный материал строится на ранее изученном. Но составленный «кластер» можно применять на нескольких уроках подряд в качестве закрепления, оно помогает быстро и наглядно вспомнить пройденное. Данный приём привлекателен  тем, что в любой момент можно вернуться к «Кластеру» и повторить ранее систематизированные знания. Зрительно, дети, пробегая глазами, вспоминают изученное. Составленный «Кластер» по русскому языку, например, по теме «Прилагательное», является схемой-опорой. Кластеры можно применять на уроках математики, литературного чтения.

Каждый урок должен быть открытием и для ученика, и для учителя, приносить радость познания. Таким образом, используя какую-либо технологию, важно заинтересовать детей творчеством, желанием решать всевозможные задачи и находить новые. Поэтому использование современных образовательных технологий на уроках и в воспитательной работе – потребность сегодняшнего дня. 

Список литературы:

1. Кукушкин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.- С.59-64.

2. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.- С.57.

3. Атемаскина Ю.В. Богословец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ.- Санкт-Петербург: Изд-во «Детство-Пресс». - 2011. - С.89.

4. Епишева О.Б. Основные параметры педагогической технологии: Лекция для слушателей III Сибирских методических чтений.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

6. Современные технологии обучения: Тез. докл. IX междунар. конф. – СПб.: ЛЭТИ, 2003. – 631 с

 

.  .  .