Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

К вопросу об образовании как перспективной сфере маркетинга в условиях нестабильности социума

Дата публикации: 2022-10-17 17:27:43
Статью разместил(а):
Котенкова Светлана Сергеевна

К вопросу об образовании как перспективной сфере маркетинга в условиях нестабильности социума

Автор: Котенкова Светлана Сергеевна

Амурский филиал ФГБОУ ВО "Морской Государственный Университет имени адмирала Г.И. Невельского"

 

Аннотация: В статье рассмотрена сущность маркетинга в сфере образования. Обоснована необходимость  использования маркетинга услуг образовательных учреждений. 

Ключевые слова: маркетинг, сфера образования, образовательные услуги.

 

Современный мир переживает глубокий кризис. Опыт развития человечества показывает, что преодолеть кризис можно не путём насильственных преобразований социально-эконмических отношений, а лишь путём коренных изменений в сознании и поведении людей.

Социально-экономические перемены в обществе, протекающие в сложных, нестабильных условиях, выдвигают перед образованием качественно новые общественные задачи.

Настоящее время – время переосмысления целей и ценностей народного образования. Традиционно образование следовало за уже появившимися потребностями общества, реализовывало доктрину социального заказа. Роль современного образования видится в творчестве, создании новых гуманистических потребностей.

Достойный статус России в современном мире обеспечит только такая система образования, которая сможет реализовать функцию сохранения и воспроизводства традиций отечественной и мировой культуры и отвечать потребностям современности.

Образование по своей социально-экономической природе не может развиваться на коммерческих началах. Об этом свидетельствует не только отечественный, но и мировой опыт. Наряду с наукой, культурой и здравоохранением образование относится к некоммерческому сектору. Эти отрасли, в противоположность коммерческому (прибыльному) сектору, входят в бюджетную сферу, поскольку финансируются главным образом из бюджета не только в нашем государстве, но и в других странах.

Цель учреждений некоммерческого сектора – повышение образовательного, научного и культурного потенциалов общества, укрепление здоровья населения. Эти учреждения обеспечивают систему социальной защиты населения. Некоммерческий сектор создаёт предпосылки для формирования и нормального развития гражданского общества.

Чем выше уровень социального прогресса, тем больше потребность общества в образовательных услугах и квалифицированных кадрах.

Сегодня образование – главный стратегический рычаг экономического роста и эффективный инструмент смягчения социально-экономического неравенства различных групп населения.

Критическое состояние народного образования связано со многими обстоятельствами. Среди них следует выделить, прежде всего, резкое сокращение государственных ассигнований. В последние годы образование стало занимать третьестепенное место в системе государственной политики и общественных предпочтений.

Низкая заработная плата – лишь одно из проявлений того, что образование не обеспечивает достойного жизненного уровня, не гарантирует стабильности работы. Не создаёт престижа в обществе. Рост цен и высокие темпы инфляции поставили сферу образования на грань выживания. Отсюда вытекает вывод: учебные заведения вынуждены  и должны шире привлекать внебюджетные источники финансирования, а они связаны, прежде всего, с коммерческими возможностями учебных заведений.

Включение образовательных учреждений в рыночную среду определяется закономерным переходом от государственно-монополистических и командно-распределительных экономических отношений к системе рыночных отношений в масштабах всего хозяйства страны. Образовательным учреждениям придётся в большей мере добывать для себя ресурсы на сугубо рыночных началах.

Закон РФ «Об образовании» предоставляет образовательным учреждениям право оказания потребителям платных образовательных услуг и проведения ими предпринимательской деятельности.

Маркетинг – эффективное средство, успешно испытанное в течение последних 30-40 лет образовательными учреждениями развитых зарубежных стран, широко применяется теперь и нашими учебными заведениями уже второе десятилетие.

Под маркетингом в сфере образования понимается особый вид рыночной деятельности, который нацелен на удовлетворение нужд и запросов населения, прежде всего, в образовательных услугах. Развитие маркетинга в наши дни особенно важно, поскольку интеллектуальный потенциал становится решающим фактором умножения национального богатства общества. Так, экономика развитых стран мира благодаря успешному функционированию современной системы образования могут получать до 40% прироста ВНП.

Долгое время система маркетинга в образовательном комплексе России не получала широкого распространения. Во-первых, это связано с исторчиескими и общеэкономическими корнями: с 70-летним господством в стране командно-административной экономики и отсутствием настоящих рыночных отношений. В таких условиях большинство руководителей учебных заведений и органов управления просвещения не смогло овладеть теоретическими и практическими знаниями и навыками управления на рыночных началах.

Вторая группа причин обусловлена особенностями сферы образования: специфичностью ресурсов и услуг, особым характером взаимоотношений производителей и потребителей образовательных услуг. Подавляющая масса учебно-воспитательных учреждений была и остаётся государственной, что сдерживает становление нормальных рыночных отношений в отрасли просвещения сковывает развитие явного рынка образовательных услуг.

Прогноз наиболее вероятного направления развития рынка образовательных услуг предполагает, что новые требования к системе образования будут предъявляться со стороны представителей различных социальных слоёв, профессиональной сферы и производства. Эти требования будут касаться, во-первых, возможности разноуровнего освоения содержания общего среднего образования; во-вторых, развития дифференциации содержания образования; в-третьих, разработки и включения в содержание общего среднего образования принципиально новых учебных предметов и дисциплин и, в-четвёртых, организации новых типов и форм обучения и воспитания.

Таким образом, образование – это перспективная и поисковая сфера маркетинга. Он насущно необходим во всех образовательных учреждениях, независимо от их уровня и включён в учебные планы ряда негосударственных вузов. Его потенциал как учебной дисциплины направлен на процветание самого образовательного учреждения.

И нет сейчас более важной задачи, чем содействие развитию интеллекта нации. Ведь любой, кто изучает историю народных бедствий знает, что большую часть несчастий на Земле приносит незнание [3; 27].

 

Литература:

1. Асейнов Р.С., Асейнов С.А. Инструменты маркетинга образовательных услуг. – Астрахань, 1998. – 12 с.

2. Герщунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры. – М., 1997. – 120 с.

3. Джуринский А.Н. Развитие образования в современом мире. – М., «ВЛАДОС», 1999. – 200 с.

4. Дятлов С.А. Экономика образования в условиях переходного периода. – СПб.: СПбУЭФ, 1995. – 160 с.

5. Котлер Ф. Основы маркетинга. – СПб., АО «КОРУНА», АОЗТ «Литера плюс», 1994. – 698 с.

6. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. Учебное пособие. – М.: «Интерпракс», 1995. – 240 с.

7. Подшибякина Е.Н. Экономика системы образования в России в условиях кризиса: анализ и перспективы. – СПб.: СПбУЭФ, 1999. – 149 с.

8. Потеев М.И. Основы маркетинга в сфере образования. Учебное пособие. – СПб.: ЛИТМО, 1992. – 102 с.

9. Щетинин В.П., Хроменков Н.А, Рябушкин Б.С. Экономика образования. Учебное пособие. – М., Российское педагогическое агентство, 1998. – 228 с.

 

.  .  .