Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Приёмы самостоятельной работы с текстом учебника

Дата публикации: 2022-06-08 00:35:30
Статью разместил(а):
Тюниева Лилия Альбертовна

Приёмы самостоятельной работы с текстом учебника

(из опыта работы)

Автор: Тюниева Лилия Альбертовна

МОУ "СШ № 128"

 

Сегодня российская школа вся и во всем меняется, обновляется и перестраивается. Сложное экономическое положение поставили перед школой задачу в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход.

Воспитание у наших учеников самостоятельности, инициативы, активности – требование сегодняшнего дня.

В чем же заключается сущность самостоятельной учебной работы? Раскрывая этот вопрос, Б.П. Есипов писал: «Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических (или тех и других вместе) действий»

Главным и самым первым источником научной информации в деятельности школьника является учебник. Овладение учащимися умением рационально работать с учебником – важное условие для успешного самостоятельного выполнения заданий на уроке и дома, самообразования. Еще  К.Д. Ушинский писал «Приучить детей к разумной беседе с книгой есть одна из важнейших задач первоначального учения».

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе предусматривает выполнение учащимися итоговых комплексных работ, которые включают текст, на основе понимания прочитанного ученики должны выполнить задания по литературному чтению, русскому языку, математике, предмету «окружающий мир». При этом осуществить поиск необходимой информации, преобразовать, представить ее в виде схемы, краткой записи, установить закономерность, обобщить, сделать речевое высказывание в письменной форме. Практика школы показывает, что дети затрудняются работать с текстом.

На итоговой аттестации в 9 классе выпускники не могут качественно обработать информацию, полученную из текста: плохо определяют главный смысл (идею) прочитанного, нечетко отделяют главную и второстепенную информацию, испытывают трудности при интерпретации текста, зачастую не приводят доводы в защиту своего мнения (не используя предложенный текст и применяя другие источники). Конечно, можно прислушаться к мнению многих исследователей, и разрабатывать новые стандарты, менять учебники. Но, возможно, данные трудности можно избежать, если целенаправленно усилить работу над текстом как источником информации, начиная с младшего школьного возраста, и изменить стиль преподавания в начальной школе.

Работа с учебником проводится учителями, но чаще всего в режиме репродукции в вопросной форме и является малопродуктивной. Формирование умения работать с учебником в начальной школе — залог успешного обучения в дальнейшем». Что такое учебник? Это сценарий процесса обучения. В нём зафиксированы знания, которые должен усвоить ученик, способы деятельности, которыми эти и другие знания можно добыть самостоятельно, намечены пути творческого применения знаний и умений, указаны некоторые средства воспитания. Учебник в руках учителя выполняет много функций. Он служит основным средством обучения предмету. Каждый учитель знает и довольно успешно реализует эту функцию. Одновременно учебник является средством обучения работе с книгой, прежде всего научной. Обе функции важны и характерны для всех классов. 

Учебник — основное средство обучения любому предмету. Поэтому умение работать с учебником — профессиональное умение учителя. Многие учителя слепо следуют за учебником, когда необходимо внести какие-то коррективы, изменения в методику обучения. Задача каждого учителя - научить детей работать самостоятельно с учебником, уметь пользоваться всеми заданиями учебника.

Работа с учебником способствует развитию у школьников самостоятельности в познавательной деятельности. Это тем более важно, что для большинства ребят после окончания школы основным и главным источником знаний в процессе самообразования будет книга, и к работе с книгой ребят надо готовить со школьной скамьи, причем, готовить преимущественно в классе под руководством учителя.

В настоящее время роль учебника возрастает. Только он, в сочетании с разнообразными методами и приемами обучения, может дать систему знаний. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически - необходима систематическая и разнообразная работа с ней.

К сожалению, реально дела обстоят так, что, обращаясь к разнообразной научно-популярной литературе, учащиеся весьма часто проявляют неумение находить в книгах наиболее существенное, сопоставлять, классифицировать и систематизировать материал. Недостаточная и неграмотная организация самостоятельной работы на уроках ведет к слабому развитию самостоятельности мышления у школьников.

Опыт преподавания показывает, что у школьников снизился интерес к учению. Учащиеся не видят в учебнике самоучителя,  основного источника знаний. А многие вообще не открывают учебники.

Одна из причин в том, что школьники не хотят самостоятельно работать с учебником. А не хотят потому, что не умеют, не владеют приемами работы с ним. Сам учебник, пусть даже самый удачный, тоже не научит ребенка учиться. Это только учитель на профессиональном уровне прививает желание и умение учиться, формирует учебные навыки, в том числе и приемы работы с учебником. Я считаю, что одной из главных задач учителя начальных классов, является формирование у детей: положительного отношения к учебнику как к другу, всегда готовому прийти на помощь; желания работать с учебником; приемов самостоятельной работы с материалами учебника. Надо только учителю:

- видеть все методические возможности учебных заданий и иллюстраций учебника;

- не использовать поверхностно материал учебника, не игнорировать учебник, не заменять его своим рассказом.

Работа с учебником проводится параллельно по двум направлениям:

Работа с учебником с помощью учителя.

Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника.

При этом формируются следующие навыки и умения

  1. Сравнивать, делать обобщения, выводы по тексту.
  2. Составлять по тексту план рассказа.
  3. Составлять вопросы к тексту.
  4. Вести словарь терминов по теме.
  5. Выполнять схемы, таблицы, графики по тексту учебника.
  6. Готовить сообщения, писать конспекты, “сочинения» - эссе.
  7. Составлять карточки-консультанты по теме учебника.
  8. Формирование умений охватывает текст как целостность.

 Рассмотрим  некоторые приемы работы с текстом учебника.  

Приемы - это отдельные операции, умственные или практические действия учителя или учащихся, которые дополняют форму усвоения материала, предлагаемую данным методом. Они вносят разнообразие в проведение занятий, повышают интерес школьников к предмету изучения, повышают качество образовательного процесса. Существуют эффективные приемы работы с текстовой информации, которые позволяют не только быстрее осваивать прочитанную информацию, но и способствуют развитию творческого мышления. 

На каждом этапе урока можно эффективно использовать целую группу приёмов. Комбинируя методические приемы, с целью организации самостоятельной познавательной деятельности, учитель может планировать свои уроки в соответствии с уровнем развития учеников и объемом материала.

Пример использования приёма «Заполнение таблицы» на  уроке по ОРКСЭ.

Тема Христианство.

Цель: Определить какие основные мировые религии существуют в зависимости от вероисповедания.

Предметные результаты:

Знать:

- какие мировые религии существуют

- время возникновения религий

- название главных книг.

- чем отличаются мировые религии друг от друга .

Задание для формирования новых знаний: Прочитать текст. Заполните таблицу.

Основные понятия

Иудаизм

Христианство

Ислам

Буддизм

Время возникновения религии

за 100 лет до нашей эры

 

 

 

страны, города, где распространена религия

Израиль, Иерусалим

 

 

 

Направления

-

 

 

 

Бог сотворил человека и …

даровал ему возможность и способность править миром

 

 

 

Главная книга

Тора

 

 

 

как переводится её название

учение, наставление

 

 

 

сколько дней творил Бог

шесть

 

 

 

Сотворение человека

по образу Нашему, по подобию Нашему

 

 

 

Праздники

Шавуот, Песах

 

 

 

Примечание: таблица  заполняется по мере изучения основных мировых религиозных культур

Пример использования приёма «Заполнение таблицы» на  уроке по окружающему миру

Тема: «Природные зоны. Обобщение».

Зоны

Арктика

тундра

лес

степь

пустыня

географическое положение

 

 

 

 

 

климат

 

 

 

 

 

растительный мир

 

 

 

 

 

животный мир

 

 

 

 

 

деятельность человека

 

 

 

 

 

Прием «Реконструкция»

Тема: Христианство

Цель: найти ошибки в описании религий

Предметные результаты:

Знать:

- какая религия самая древняя

- количество заповедей

- на чём они были написаны

- правило пользования Торой

- уметь отличать символы христианства и иудаизма

Прочитай внимательно. Мне кажется здесь что-то напутано.

Христианство - самая древняя религия. Родина христиан - государство Израиль. Одни из символов христианства - это крест и менора. Главная книга христиан - Библия. К ней нельзя прикасаться руками, нужно пользоваться особой указкой. В священной книге  11 заповедей, они были начертаны на глиняных дощечках. Христиане ходят молиться в синагогу. Когда ребенка надо наказать родители поступают согласно древней христианской  мудрости: «Уж если необходимо отшлепать, то сделай это шнурком».

Прием «Реконструкция» на уроке окружающего мира.

Тема: Чем занимаются жители пустынь.

Предметные результаты

Знать:

- о почвах  пустынных земель

- о количестве населения в пустыне

- о роли верблюда в пустыне

- уметь объяснять причины отсутствия пресной воды.

Пустынная зона-наиболее густонаселенная среди природных зон. На плодородных почвах жители выращивают яблоки, груши, персики. Верный помощник человека в пустыне - это лошадь. Её называют кораблем пустыни. На полях возделывают подсолнечник, который называют дитя солнца. Из его семян получают хлопковое масло. На бахчах растут арбузы и ароматные дыни, которые получают достаточное количество пресной воды.

Прием «Составление справки».

Тема: Представление о боге в христианстве (фрагмент урока)

Предметные результаты

Знать:

1. Биографию  Иисуса Христоса: годы и место рождения, таинство рождения.

2. Основные этапы жизни: проповедование, чудеса, распятие, воскресение.

Задание для формирования новых знаний: прочитать текст, составить справку.

Тема: Арктика (фрагмент урока)

Знать: 

- расположение  природной зоны

- какая температура преобладает зимой и летом

- представителей животного мира

- представителей растительного мира

- какое второе название имеет.

Метод: работа с учебником.

Задание для формирования новых знаний: прочитать текст, составить справку.

Прием «Вопросы к тексту».

Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

Итак, шесть лепестков – шесть типов вопрос

 Простые вопросы (ЗНАНИЕ). Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Их часто формулируют на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.

Уточняющие вопросы (ПОНИМАНИЕ). Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что ...?», «Если я правильно понял, то ...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о ...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики.

Практические вопросы (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ). Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим. «Где вы в обычной жизни могли наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».

Интерпретационные (объясняющие) вопросы (АНАЛИЗ). Обычно начинаются со слова «Почему?» и направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы (СИНТЕЗ). Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в мире, если бы у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?».

Оценочные вопросы (ОЦЕНКА). Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.

Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры). Если мы используем «Ромашку вопросов» в младших классах, можно оставить визуальное оформление. Детям нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на соответствующих «лепестках».

Пример использования приема «Составление вопросов» ПО РОМАШКЕ БЛУМА на уроке литературного чтения в 3 классе.

Тема: Н Носов «Огурцы».

Цель: создать условия для осознания учащимися воспитательного воздействия художественного текста 

Задание для формирования новых знаний: Прочитать текст в учебнике, составить  вопросы.

Знание

Простые

Кто? Когда? Где? Как?

Как звали главного героя?

Понимание

Уточняющие

Правильно  ли я поняла ...? 

Правильно ли я поняла, что Котька украл огурцы?

Применение

Практические

Как можно применить ...?

Что можно сделать из ...?

Как бы вы поступили на месте героя?

Анализ

Интерпретационные

Почему?

Почему Котька не хотел нести огурцы обратно?

Синтез

Творческие вопросы..?Что будет, если ...?

Что произошло бы, если бы мама не сказала Котьке вернуть огурцы?

Оценка

Оценочные?

Как вы относитесь ...?

Как вы относитесь к поступку мальчиков?

На уроке литературного чтения встречаются также и научно-популярные, познавательные тексты. 

Изучая любой познавательный текст, можно выделить два вида информации: новая и известная. Перед чтением текста нужно выявить, что дети уже знают об описанном явлении или объекте. Выявление информации проходит более эффективно, если сопровождается различными пометками в тексте. Сначала обсуждаем с учениками, зачем нужны карандашные пометки в тексте, что именно нужно выделить, как это лучше сделать (подчеркнуть, отметить галочкой или другим знаком на полях и т.д.).

Чтению с карандашом младших школьников нужно учить, т.к. это умение необходимо при обработке любой информации. Можно сравнить текст с пометками и без них, сопоставить, по какому варианту текста легче запомнить и воспроизвести информацию. Для наглядной демонстрации детям двух видов информации можно составить таблицу с соответствующими графами: что я об этом знаю; что нового я узнал.

При чтении нескольких произведений на одну тему материал из второй графы постепенно перемещается в первую, и дети убеждаются, как растет их кругозор. Закончить урок можно новыми вопросами: о чем еще хотелось бы узнать, как и где искать ответы на возникшие вопросы?

Постановка познавательных вопросов к тексту. Задать вопрос часто бывает сложнее, чем ответить на него, чтобы сформулировать вопрос, нужно выделить познавательный материал в тексте, понять смысл этой информации и найти точную формулировку вопроса.

Обучение детей постановке вопросов к тексту лучше всего начать с сопоставительного анализа вопросов разных типов. Вопросы надо выписать на доску, чтобы они были перед глазами ребенка. Так, например, предложим детям прочитать вопросы к рассказу М. Пришвина «Ёж».

Предметные результаты            

Вопросы

знать фактическое содержание текста

Как охотник встретился с ежом?

уметь соотносить сведения, содержащиеся в тексте

Как вёл себя ёж в лесу, а как - дома у охотника?

уметь устанавливать причинно-следственные связи, которые наблюдал автор

С какой целью человек устраивал ежу «луну», «ручеёк», «озеро»?

уметь проводить простейшие мыслительные операции

Зачем ёж строил себе гнездо?

При ответе на третий вопрос нужно понять причину явления, которое наблюдал автор, и объяснить ее своими словами. Чтобы найти ответ на последний вопрос, надо размышлять, использовать дополнительные сведения.

Выясним, какие из вопросов позволили уточнить известные факты, а какие расширили наши знания. Дадим название этим группам вопросов: вопросы на фактическое содержание и познавательные вопросы. Обратим внимание детей на то, что познавательные вопросы обычно направлены на выяснение причин, установление связей, поэтому они часто начинаются со слов «почему», «отчего», «зачем», «для чего». Дети тренируются в постановке познавательных вопросов на материале нового произведения. Очевидно, что одного урока для формирования столь сложного умения недостаточно. На последующих занятиях необходимо фиксировать внимание детей на форме вопросов, систематически включать задания на постановку вопросов в учебной деятельности по другим предметам. 

Так, в частности, при изучении рассказа  Н. Надеждиной «Лук от всех недуг» в 4 кл. также  можно использовать РОМАШКУ БЛУМА

Предметные результаты:

- знать, что такое луковица

- знать почему и когда стали выращивать лук

- знать сколько сортов лука существует

- знать, какую пользу приносит лук.

Знание

Простые Кто? Когда? Где? Как?

Что такое луковица?

Где прячутся луковые почки-детки?

Понимание

Уточняющие

Правильно  ли я поняла..? 

Правильно ли я поняла, что люди используют лук в качестве лекарства?

Правильно ли я поняла, что слезы при чистке луковицы-это защитная реакция лука  за своих деток?

Правильно ли я поняла, что лук и репка родственники?

Применение

Практические

Как можно применить ...?

Что можно сделать из ...?

Что можно приготовить из лука?

Когда лук становится лекарством?

Анализ

Интерпретационные

Почему?

Почему заплакала мама?

Почему из разрезанной луковицы полетели стрелы?

Почему лук называют ещё и луком - репкой?

Синтез

Творческие вопросы..?

Что будет, если..?

Что произошло бы, если бы на земле исчез лук?

Оценка

Оценочные

Все ли виды лука полезны?

Полезен ли лук в супе?

На этом же уроке «Лук от семи недуг» для самостоятельной работы учащихся с текстом можно использовать приём ИНСЕРТ (чтение с пометками). Этот приём здесь уместен, так как у детей уже есть некоторые знания о луке (окружающий мир), а также они могут опереться на личный жизненный опыт.

Внимательно прочитай текст, отмечая

«+» - я узнал новое,   

«\/» - я это знал,  

«?» - хочу спросить

Прием «Уточняющие вопросы» при изучении зоны пустынь на уроке окружающего мира.

Предметные результаты:

- уметь приводить примеры роли человека в увеличении площади бесплодных мест

- объяснять значение каналов-арыков для зоны пустынь.

*Правильно ли я понимаю, что есть вина человека  в том, что увеличиваются площади бесплодных мест в пустыне

*Правильно ли я понимаю, что каналы-арыки служат для орошения полей пресной водой?

Пример использования приема «Уточняющие вопросы» на уроке русского языка в 4 классе. 

Тема: Запятые в простых и  сложных предложениях. 

Цель: узнать правила постановки запятых в простых и сложных предложениях Предметные результаты: знать  о постановке запятых перед союзами  и, а, но.

Правильно ли я поняла, что  перед союзами а, но всегда ставится запятая.

Правильно ли я поняла, что перед союзом И не всегда ставится запятая.

Правильно ли я поняла, что союз И ставится между частями сложного предложения.                                                        

Заключение.

Главным и самым первым источником научной информации в деятельности школьника является учебник. Овладение учащимися умением рационально работать с учебником – важное условие для успешного самостоятельного выполнения заданий на уроке и дома, самообразования. В процессе работы с учебной книгой формируются умения осуществлять различные мыслительные операции, делать мировоззренческие выводы, устанавливать связь теории с практикой. Сформированность умения работать с учебником позволяет экономнее использовать учебное время, как на уроке, так и при подготовке домашнего задания.
Задача педагога - заложить такой опыт работы с учебником, который мог бы быть использован в освоении любой системы научных знаний. Овладение умением работать с учебником идёт через самостоятельную и коллективную деятельность учащихся и представлена в виде системного формирования приёмов работы с книгой. В процессе коллективной работы каждый ученик старается сделать задание быстрее, лучше и интереснее.

Главная точка опоры в работе с учебником на уроках  – запас ранее усвоенных знаний и сведений, а рычаг – познавательный аппарат, умение и опыт использования его, заинтересованное отношение ученика, его устойчивость, воля, целеустремлённость. Познавательную деятельность учащихся строится через формирование специальных умений: ориентироваться в учебнике, работать с текстом, терминами, читать и анализировать иллюстрации, рисунки, схемы, таблицы, работать с инструктивными карточками учебника.

Формирование приёмов работы с учебной книгой относится к жизненно важным, т.к. позволяет учащимся продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями в повседневной жизни.
Овладевая содержательной стороной информации, учащиеся сопоставляют её с имеющимися знаниями, оценивают её значимость, подтверждают истинность своими примерами. Это говорит о том, что систематическая работа с учебником на уроках  не только формирует информационные компетентности учащихся, но и оказывает непосредственное влияние на повышение качества знаний и уровень интеллектуального развития школьников.

 

.  .  .