Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Развитие речи учащихся с ОВЗ

Дата публикации: 2022-02-27 20:20:20
Статью разместил(а):
Головко Наталья Николаевна

Развитие речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Головко Наталья Николаевна

МБОУ "ООШ № 8 имени полного кавалера ордена Славы Александра Галустовича Алафердова поселка Садового муниципального образования Славянский район"

 

Аннотация: В данной статье представлены основные категории детей с ограниченными возможностями здоровья, освещены рекомендуемые условия обучения и воспитания каждой группы, представлены коррекционно-педагогические воздействия, развивающие устную и письменную речь у детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Неумолимая статистика показывает, что год от года увеличивается количество младших школьников, которые с трудом усваивают родной язык как учебный предмет. Это не может не тревожить учителей.  

Для того чтобы ученики могли успешно усваивать школьные знания, необходимо, чтобы они приходили в первый класс c достаточно сформированными ведущими мыслительными операциями. Если же ребёнок приходит в школу без этого багажа, он обречён на неуспешность в обучении. Таких детей сегодня относят к группе академического риска, и практически нет ни одного класса, в котором не было бы подобных детей.

Психолого-педагогические исследования, проведенные в течение ряда лет, констатируют у этих детей неустойчивость внимания, недостаточность развития фонематического слуха, зрительного и тактильного восприятия, моторной и сенсорной стороны речи, долговременной и кратковременной памяти, зрительно-моторной координации, автоматизации движений и действий.

Краткая характеристика детей с ОВЗ. Рассмотрим, какие дети входят в категорию «дети с ограниченными возможностями здоровья». К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся:

1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3. Дети с нарушением речи (логопаты);

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5. Дети с умственной отсталостью;

6. Дети с задержкой психического развития;

7. Дети с нарушением поведения и общения;

8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью). [1]

Каждой группе детей с нарушениями необходимы специальные условия обучения и воспитания:

1. Для детей с нарушением слуха характерно нарушение звукопроизношения или отсутствие речи. У детей этой категории совпадают по объему активный и пассивный словарные запасы.

Условия обучения и воспитания детей с нарушением слуха:

- Стимулирование к общению и содержательной коммуникации с окружающим миром;

- Педагог не должен поворачиваться спиной к ученику во время устных объяснений;

- Сажать такого ребенка лучше за первую парту справа от педагога;

- Помочь слабослышащему ребенку освоиться в коллективе слышащих детей;

- Развивать слуховое внимание;

- Обязательное сотрудничество с логопедом, родителями ребенка.

2. Для детей с нарушением зрения характерно затруднения ориентировки в пространстве, неуверенность, противоречивость эмоций, трудности в общении.

Условия обучения и воспитания детей с нарушением зрения:

- Наличие специальных пособий, рассчитанных на данную группу детей;

- При опоре на осязание и слух ребенок может сидеть за любой партой, при опоре на остаточное зрение ученик должен сидеть за первой партой в среднем ряду;

- Охрана и гигиена зрения;

- Записи на доске должны быть крупными, контрастными.

3. Для детей с нарушением речи характерно несоответствие речевого развития возрасту ребенка.

Условия обучения и воспитания детей с нарушением речи:

- Обязательная работа с логопедом;

- Создание и поддержка развивающего речевого пространства;

- Своевременная смена труда и отдыха;

- Пополнение активного и пассивного словарных запасов;

- Стимулирование активности ребенка в исправлении речевых ошибок;

- Корректировка и закрепление навыков грамматически правильной речи.

4. Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата характерно недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций.

Условия обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата:

- Организация полноценного, разнопланового воспитания и развития личности;

- Комплексный характер коррекционно-педагогической работы;

- Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психоречевого развития;

- Тесное взаимодействие с родителями.

5. Для детей с умственной отсталостью характерно недоразвитие мыслительных процессов, эмоционально-волевой сферы, восприятия, памяти, внимания, моторики, уровня мотивированности, познавательных интересов, всех видов продуктивной деятельности.

Условия обучения и воспитания детей с умственной отсталостью:

- Развитие всех психических процессов и познавательной деятельности;

- Формирование правильного поведения;

- Обеспечение социальной адаптации;

- Взаимодействие с психологом, родителями;

- Применение различных методов, способствующих развитию мелкой моторики.

6. Для детей с задержкой психического развития (ЗПР) характерными особенностями являются снижение работоспособности, повышенная утомляемость, неустойчивость внимания, дефекты звукопроизношения, бедный словарный запас, ограниченный запас общих сведений и представлений, слабая техника чтения, неудовлетворительный навык каллиграфии, трудности в счете и при решении задач.

Условия обучения и воспитания детей с задержкой психического развития:

- Соответствие темпа, объема и сложности учебной программы реальным познавательным возможностям ребенка, уровню развития его когнитивной сферы, уровню подготовленности (т.е. уже усвоенным знаниям и навыкам).

- Целенаправленное развитие общеинтеллектуальной деятельности (формирование умения осознавать учебные задачи, ориентироваться в условиях, осмысливать информацию).

- Сотрудничество со взрослыми, оказание педагогом необходимой помощи ребенку с учетом его индивидуальных проблем.

- Индивидуальная дозированная помощь ученику, решение диагностических задач. 

- Малая наполняемость класса (10–12 человек).  

- Организация классов коррекционно-развивающего обучения в стенах массовой школы.

- Специально подготовленный в области коррекционной педагогики (специальной педагогики и коррекционной психологии) педагог-учитель, способный создать в классе особую доброжелательную, доверительную атмосферу.

- Создание у неуспевающего ученика чувства защищенности и эмоционального комфорта. Безусловная личная поддержка ученика учителями школы.

- Организация взаимодействия и взаимопомощи детей в процессе учебной деятельности.

7. Для детей с нарушением поведения и общения характерно повышенная раздражительность, двигательная расторможенность в сочетании со сниженной работоспособностью, проявление отклонений в характере во всех жизненных ситуациях, проявления невропатии.

Условия обучения и воспитания детей с нарушением поведения и общения:

- Учет возможностей ребенка при организации занятий: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным.

- Увеличение трудности задания пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

- Создание ситуации достижения успеха на индивидуально-групповом занятии в период, когда ребенок еще не может получить хорошую оценку на уроке.

- Использование системы условной качественно-количественной оценки достижений ребенка.

8. Специфической особенностью детей с комплексными нарушениями психофизического развития является практически полная невозможность получать информацию об окружающем по естественным каналам, что увеличивает значимость коррекционного образования для них, по сравнению с другими детьми, имеющими сложные дефекты.

Условия обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями психофизического развития:

- Оснащение необходимым специальным оборудованием;

- Учитывать индивидуальные особенности каждого ученика;

- Сотрудничество со специалистами и родителями ребенка;

- Осуществлять подбор различных интересных заданий для повышения мотивации учащихся;

- Использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные.

Главной задачей педагога при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является помощь в дальнейшей социализации, обучить важнейшим навыкам, необходимым для самостоятельной жизни. И главное, что должен развить учитель у ребенка с ограниченными возможностями здоровья, это коммуникативные навыки. За время обучения учащийся должен овладеть связной речью: устной и письменной.

Характеристика речи детей с ОВЗ.

Развитие речи – центральная задача системы работы в школе, так как у детей с ограниченными возможностями здоровья чаще всего наблюдаются нарушения в произношении, лексике, грамматике, затруднения при подборе слов, построении диалога, использовании выразительных средств речи.

В новых условиях появилась необходимость при обучении детей с ОВЗ применять особые коррекционно-педагогические воздействия, сочетающиеся с лечебно-оздоровительными мероприятиями. При этом нужно осуществлять индивидуальный подход с учётом характерных для каждого ребёнка затруднений. Учебный материал должен преподноситься небольшими дозами; его усложнение следует осуществлять постепенно. Необходимо приучать ребёнка пользоваться ранее усвоенными знаниями. Известно, что дети с задержкой психического развития быстрее утомляются. В связи с этим их целесообразно переключать с одного вида деятельности на другой. Кроме того, надо разнообразить виды занятий. Очень важно, чтобы предлагаемая деятельность осуществлялась с интересом и эмоциональным подъёмом. Этому способствует использование на уроках красочного дидактического материала и игровых моментов. Очень важно говорить с ребёнком мягким, доброжелательным тоном и поощрять его за малейшие успехи. Таким должен быть общий педагогический подход к детям с ОВЗ.

Работа над развитием лексико-грамматического строя речи. В развитии связной речи выделяются два аспекта: работа над диалогом и монологом.

Самым трудным для учащихся является описание предмета с использованием выразительных средств. Существует такой метод формирования умения описывать предмет, как работа по готовым текстам-моделям, по которым ученик может построить аналогичное высказывание.

Работа с текстом-моделью может быть трех видов:

1. Составление аналогичных текстов по предложенной модели.

2. Продолжение текста-модели по предложенному началу.

3. Конструирование текста модели путем обогащения содержания предложений.

Также развитию устной речи и расширению словарного запаса способствуют такие виды деятельности как:

-       речевая зарядка;

-       пересказы текстов;

-       чтение и обсуждение прочитанных текстов;

-       составление рассказов по картине, по ключевым словам;

-       закончить предложение, используя пары картинок;

-       составление текста устно;

-       разгадывание загадок;

-       решение кроссвордов;

-       составление высказывания по подготовленной речевой ситуации. 

Значение письма в жизни человека очень велико. Письмо позволяет проявить человеку творчество и активное участие в создании культуры, творческим путем изложить свои мысли на бумаге.

Но у детей с ограниченными возможностями здоровья существуют проблемы в обучении письменной речи из-за недоразвития всех компонентов речи. 

Трудности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в обучении письменной речи:

- трудности в овладении звуковым анализом и синтезом;

- затруднения в понимании обращенной речи;

- затруднения в выражении собственного отношения к предметам и явлениям окружающей среды.

Для коррекции письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья следует использовать следующие группы дидактических игр:

- Развитие фонематического слуха («Заменяй-ка», «Задуманное слово»);

- Развитие восприятия образа буквы («Найди меня», «Конструктор»);

- Коррекция ошибок на уровне слога («Паутина», «Отгадай-ка»);

- Коррекция ошибок на уровне слова («Слово рассыпалось», «Полубуковка»);

- Коррекция ошибок на уровне словосочетания («Найди пару», «Спросилкин»);

- Коррекция ошибок на уровне предложения («Скажи по-другому», «Склеенное предложение»);

- Коррекция ошибок на уровне связного текста («Что сначала, а что потом?», «Закончи сказку»).

Также развитию письменной речи у учащихся с ограниченными возможностями здоровья способствуют такие виды деятельности как сочинения, изложения, составление связных рассказов по картинкам, написание писем, ведение дневника.

Самыми распространенными формами речевой патологии являются дислексия и дисграфия. Ошибки при дислексии являются повторяющимися, что позволяет отличить данные ошибки от случайных ошибок.

Упражнения для коррекции дислексии:

- чтение чистоговорок шепотом и медленно;

- чтение скороговорок, пословиц, поговорок;

- чтение на выдохе ряда согласных;

- чтение текста с прикрытой верхней частью строчки;

- нахождение слов в строчке букв.

Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, которые обусловлены несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

Упражнения для коррекции дисграфии:

- Найти по звуку слово;

- Назвать слово, которое отличается от остальных;

- Зашифруй слово;

- Составь слова;

- Составить как можно больше слов из букв данного слова;

- Чтение чистоговорок;

- Пальчиковая гимнастика.

Таким образом, в ходе проведения поэтапной, систематической работы учащиеся приобретают необходимые знания, умения и навыки по формированию всех сторон языка. А так как устная речь лежит в основе овладения письмом, эта работа поможет детям справиться с проблемами в письменной речи, помочь в овладении навыками грамотного письма и чтения.

 

Литература:

1. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. // Основы дефектологии, - Москва «Просвещение» 1990.

2. Ангельчева Е.В. // Текст-модель и работа с ним на уроках развития речи. Развитие связной речи у слабослышащих детей, 2007, № 2.

3. Колегова И.И. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2005, № 1.

4. Троицкая Л.А. // Коррекция нарушений устной и письменной речи у детей с эпилепсией: Монография. — СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007.

 

.  .  .