Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Теория поколений как основа бесконфликтного общения

Дата публикации: 2021-10-27 11:18:09
Статью разместил(а):
Кузнецова Ольга Анатольевна

Теория поколений как основа бесконфликтного общения

Автор: Кузнецова Ольга Анатольевна

 

В 1991 году два американских исследователя Уильям Штраус и Нил Хоув предложили теорию поколений.

"Что такое поколение? Это люди, которые родились в одну историческую эпоху: они сталкиваются с одинаковыми историческими событиями и социальными веяниями, находясь примерно в одном и том же возрасте. У них схожий опыт, общие убеждения и модели поведения. Одно поколение длится примерно 20–24 года.

"Поколение Х", родившееся с 1964 по 1985 год ("странники", "неизвестное поколение"). Люди с непростым детством. Это индивидуалисты-прагматики, которые хотят "прогнуть весь мир под себя. На период их взросления в нашей стране пришлись драматические перемены, поэтому эти люди всегда готовы к изменениям, любят учиться, технически грамотны, хорошо информированы и независимы. Прагматики. Они росли, когда их родители были на работе, поэтому их еще называют "поколение с ключом на шее".

Это самое самостоятельное и ответственное (даже слишком) поколение. Главная ценность – семья, главное слово – "должен". Успех: стабильная работа, дом, машина, семья и состояние "солнца", как в детстве. Готовы тратить на это деньги. Самое многочисленное поколение: "людей Х" в России сегодня более трети от всего населения. Это главная целевая группа потребительского бизнеса. Не очень активны в социальных сетях, но любят делиться контентом, так как общественно активны, поэтому, если хотите достучаться до них с помощью SMM, призывайте к действию. Любят простые и понятные инструкции. "Поколение Х" ценит стабильность и может составить самую лояльную группу потребителей.

"Миллениалов" ("поколение Y", "хипстеры"), родившихся с 1985 по 2004 год, у нас меньше, чем могло бы быть, из-за демографической "ямы" 90-х. В США, где 90-е годы напротив были временем экономического подъема, это самая многочисленная поколенческая группа. В России на них повлияли "лихие 90-е", дефолт 1998 года, чеченские кампании и теракты, развитие цифровых технологий, эпоха брендов".

Мобильные телефоны и интернет – привычная действительность "миллениалов". Любят путешествовать, воспринимают свободу выбора как данность, терпимы – не любят спорить до хрипоты, как их предшественники. Неудивительно, что у этого поколения главным словом является уже не "должен", а "хочу", а ценности – впечатления и друзья, интересная работа. Энергичные и подвижные люди. "Миллениалы" – главные проводники инноваций в компаниях и, как правило, улучшают атмосферу в коллективе, неконфликтны, способны на многозадачность – занимаются всем и сразу. Заботятся о здоровье, вполне серьезно (в отличие от предыдущего поколения) беспокоятся об экологии. Занимаются фитнесом. Кстати, это поколение продолжает меняться – оно еще не "окаменело". Маркетологи и предприниматели любят "игреков" как вдумчивых и любящих инновации потребителей, но завоевать их доверие очень непросто – они скорее ориентируются на рекомендации друзей или родственников. Умеют работать с интернетом и собирать информацию, доверяют рейтингам. Как ни странно, "миллениалы" слушают радио. Первое поколение в России без героев (как Юрий Гагарин для их предшественников). Бывают кумиры, но меняются. Между прочим, по теории "цикла поколений" именно игреки похожи на поколение "победителей", а значит, могут совершить что-то действительно стоящее. Именно это поколение дало миру Сергея Брина (Google) и Марка Цукерберга (Facebook).

И, наконец, "поколение Z".

Мир безграничен,
·       всегда можно выбрать что-то другое,
·       нет места прочным связям,
·       виртуальная жизнь преобладает,
·       на первый план выходят нематериальные ценности.

В отличие от "миллениалов" они не гоняют по двору (опасно отпускать одних!), но с пеленок общаются с гаджетами ("цифровые люди") и домашними животными. "Для них важен собственный внутренний мир и ближний круг. Много друзей в сети, но мало – в реальности. Их ценности и образ жизни еще только формируются, но психологи предполагают, что главным словом этого поколения будет "не хочу" – работу будут искать только по душе, а материальные ценности не главное (они росли в относительном благополучии). "Домоседы" настроены на семейные ценности. Они выросли в период засилья рекламы, поэтому, скорее всего, выработают к ней иммунитет. "Домоседы" страдают синдромом дефицита внимания и так называемым "клиповым мышлением" – им тяжело сосредоточиться на чем-то одном. Поколение "мемов". Если вы будете готовить контент, предназначенный для этого поколения, делайте его коротким, позитивным и визуальным. Эти люди сайты не читают, а "сканируют".

Традиционно каналы коммуникации делят на естественные и искусственные. К первым относится вербальные и невербальные каналы, использующие средства, естественно присущие человеку. Техническое оснащение повседневной жизнедеятельности людей поколения Х не включало большой массив технологических новшеств, а после их появления частота их использования была сравнительно ниже, нежели у последующего поколения Y, что и обуславливает достаточно частое использование вербальных и невербальных каналов коммуникации поколением Х в силу повсеместной и общепринятой личной коммуникацией между субъектами. Искусственные же каналы коммуникации, в данном аспекте подразумевающие не каналы документального характера, а технологические, такие как интернет и социальные сети, в большей степени используют представители поколения Y. Сообщение, как системообразующий элемент коммуникации, в содержательном плане также разнится в зависимости от поколения, производившего его.

Использование тех или иных речевых оборотов и конструкций напрямую зависит от окружающей среды индивида. Так, среда в поколении Y являлась весьма неустойчивой и состоянии перехода экономики в рыночное русло и расцвета криминальных группировок напрямую сказалось на специфики лексики: использование криминальных жаргонизмов и категоричных высказываний данного поколения является более частым явлением, нежели у поколения Х, отличающимся более консервативным тоном общения. Важный элементом коммуникативной схемы является обратная связь, при которой информация отсылается назад отправителю, свидетельствуя о мере понимания, доверия к сообщению, усвоения и согласия с сообщением. Эффективный обмен информацией должен быть двусторонне направленным: обратная связь необходима, чтобы понять, в какой мере сообщение было воспринято и понято. Коммуникационный обмен между представителями одного поколения является более продуктивной формой взаимодействия. При такой коммуникации восприятие и понимание сообщений происходит с большой вероятностью, нежели если субъектами коммуникации выступят представители разных поколений, что вызвано принятием сторонами коммуникации жизненных ценностей друг друга, свойственных одному поколению.

Ситуативная рамка накладывает отпечаток на восприятие сообщения, его кодирование и декодирования и в эпоху информационных технологий поколение Y, как ярый пользователь данных технологий, зачастую попадает в неофициальную ситуативную рамку, характеризующуюся более свободным и непринужденным стилем общения. Именно изолированность внутрисетевого общения детерминирует неофициальную среду коммуникации. Исключение составляют деловые коммуникации, в пределах которых ситуативная рамка носит официальный характер. Наличие у субъекта коммуникации собственных целей также определяет тип межсубъектного общения, а также его эффективность.

Как правило, в процессе коммуникации каждому человеку, как единице взаимодействия, присуще две цели: коммуникационная и прагматическая. Коммуникационная подразумевает получение и передачу информации, т.е. общение ради общения. Поскольку данная цель присуще каждому человеку, как биосоциальному существу, коренных отличий между субъектами быть не может. Прагматическая же цель подразумевает наличие собственных, уникальных внутренних побуждений, провоцирующих человека начать коммуникационный процесс с целью удовлетворения определенных нужд и потребностей. Содержательная часть данных целей уже обусловлена особенностями конкретного индивида, а, следовательно, на процесс формирования цели оказывает влияние и его принадлежность к тому или иному поколению.

Поколение Х, как «пробивная» общность людей, рассчитывающих только на себя и готовая к сложным ситуациям, зачастую предпочитает решать проблему, не прибегая к весомой помощи окружающей среды. Это детерминирует их пассивность в достижение собственных целей коммуникативным путем. Взамен данного механизма более приемлемой для них формой выступает демонстрация высокой производительности и работоспособности за счет единоличного труда по достижению свои целей. Поколение «next», в свою очередь, нацелено на достижение немедленного результата. Оно прекрасно понимают возможность использования чужих человеческих ресурсов для достижения, в том числе, своих собственных целей.

Представители поколения Y используют синергетический эффект (возрастание эффективности деятельности в результате интеграции, слияния отдельных частей в единую систему) более осознанно и, по этой причине, достижение собственных целей зачастую проходит в рамках межсубъектной коммуникации. В условиях человеческой коммуникации на пути получения информации появляются различные барьеры. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в  ряде случаев вообще не поступает к получателю. Выделяют такие барьеры, как: граница воображения, словарный запас отправителя информации, словарный запас получателя, его способность понимать значение слов, объем запоминания, а также более общие, такие как: логические, фонетические, семантические, стилистические и другие барьеры. Данные параметры также разнятся в зависимости от поколения, но, в данном случае, воспитательный процесс и индивидуальные особенности превалируют над особенностями поколения. Но не всегда. В зависимости от поколения, те или иные барьеры также могут встречаться более или менее часто, воздействовать с той или иной силой, а некоторые и вовсе являются специфичными для того или иного исторического времени. Так, слишком большое количество информации становится барьером, в следствии чего информационная перегрузка приводит к обесцениванию её содержания.

Поколение Y столкнулось с данным явлением в момент становления своей личности, результатом чего явилось клиповое мышление, позволяющее фильтровать информацию, поверхностно потребляя её. Поскольку поколение Х с информационной перегрузкой столкнулась во вторую половину своей жизни, её адаптивные механизмы не являются столь эффективными, вызывая проблемы в коммуникационном процессе. Для поддержания актуальной информации о важных для субъекта событиях поколение Y прикладывает значительно меньшее количество усилий, что позволяет в эпоху избытка информации «оставаться на плаву». Другой барьер – авторитет – также варьируется в различных поколениях, хотя и присутствует во всех. Действует он следующим образом: информация поступает в сознание, но на этом пути она существенно обесценивается через субъективное снижение авторитетности ее источника, т.е., в конечном счете, становится ненадежной и малозначимой. Отличительной особенностью поколения «next» является непризнание авторитетов, по крайне мере в меньшей степень, в какой это свойственно поколению X, что, отчасти, освобождает их от данного барьера и делает коммуникативный процесс более продуктивным для собственных целей.

Создавайте атмосферу жизни, особое пространство, управляйте звуком и тишиной, покажите примеры для подражания и ориентиры. Но не навязывайте все это, просто будьте для них всем миром, пусть и на минуту.

Главная мотивация Z – интерес. Он предпочитает визуальные геймифицированные сообщения. Для «зетов» характерно клиповое мышление и 8-секундный фильтр, который отсеивает лишнее. С первого мгновения они погружаются в новый мир и также быстро выныривают, если интерес гаснет. По сути, нужно соединить то, что на первый взгляд кажется невозможным, — лексику «зетов», их слова, термины и сокращения с добрыми и вечными ценностями.

Только не ставьте своей целью воспитание подрастающего поколения, лучше попробуйте научиться у них получать удовольствие от каждой секунды и жить настоящим моментом. Жизнь зета с первых дней связана с гаджетами и социальными сетями, поэтому коммуникацию лучше всего выстраивать с использованием именно этих каналов. Потоки информации позволяют увидеть одно и пропустить другое, даже очень популярное. Здесь важно максимально прицелиться и зацепить эмоцией. С каждым новым поколением все важнее становится четко знать, где находится потребитель. В нашем случае — в каких сетях, играх и приложениях.

 

.  .  .