Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Система работы с родителями в рамках реализации ФГОС

Дата публикации: 2021-09-13 14:44:19
Статью разместил(а):
Лавриненко Алёна Анатольевна

Система работы с родителями в рамках реализации ФГОС

Автор: Лавриненко Алена Анатольевна

ГБОУ «Корочанская школа-интернат»

 

С каждым годом число детей-логопатов увеличивается. Рост числа речевых нарушений объясняется и медицинскими факторами, и изменившимися социальными условиями, в которых сегодня развиваются дети. Одной из причин отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями. Многие родители ввиду своей занятости не имеют времени общаться со своими детьми. Для многих детей главным источником информации становится телевизор. Постоянный просмотр телевизора оборачивается плачевными последствиями в овладении правильной речи ребенком.

Важным направлением коррекционной работы в рамках реализации ФГОС со школьниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика детей-логопатов. Успех обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Но многие родители, не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей.

Существуют формы работы логопеда с семьей, которые в педагогике принято считать традиционными: педагогическое просвещение родителей, осуществляемое в двух направлениях: внутри школы и за её пределами.

1. Беседы и консультации, направлены в основном на семьи, не справляющиеся с воспитательной и образовательной функцией. Ведущая роль в них принадлежит педагогу. Темы, рассматриваемые во время бесед и консультаций, исходят от педагогов и ведется в направлении, которое им казалось необходимым.

2. Общие и групповые родительские собрания также родители в роли пассивных слушателей.

3. Наглядная пропаганда оформление педагогами в виде стендов, тематических выставок и т.д. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают или приводят детей в школу.

Традиционные формы работы логопеда с семьей не так эффективны:

• работа с родителями ведется не дифференцированно, без учета особенностей ребенка и семьи;

• родители привлекаются только к осуществлению организационных моментов.

Общаясь с родителями, стараюсь привлечь их к совместной работе, объяснить, какую помощь от них жду в воспитании и обучении, в целях достижения успехов в коррекционной работе.

Показываю родителям фрагменты занятий с детьми, приглашаю на открытые индивидуальные, чтобы родители познакомились с требованиями, приемами и содержанием моей работы, понаблюдали за своим ребенком во время учебной деятельности в форме логопедических занятий.

Каждого из родителей нацеливаю на систематическую, длительную работу с ребенком. Напоминаю, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни, а скорректировать недостатки предпочтительнее в детском возрасте – всему свое время.

На консультациях и семинарах-практикумах родителям и учителям показываю логопедические приемы: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и др., максимально понятные для последующего воспроизведения. На этапе автоматизации звуков особое внимание родителей и учителей обращаю на необходимость постоянного контроля над поставленными звуками, т.к. тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и «сломать» старый стереотип бывает очень трудно.

Родители и учителя прислушиваются к моим советам и рекомендациям, делятся своим мнением и впечатлениями.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что роль родителей и учителей в процессе речевого развития ребенка неоспорима. Объединение усилий учителя-логопеда, педагогов и родителей в коррекционной работе непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.

В условиях реализации ФГОС технологий школьного образования актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие логопеда с родителями, которое обеспечит обмен мыслями, чувствами; оно так же направлено на повышение педагогической просвещенности родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков.

Для начала проходит диагностика, т.е. с выявление особенностей воспитания и обучения ребенка в семье, составление перспективного планирования работы логопеда с родителями и педагогами, а затем осуществляется контроль выполнения.

Для того, чтобы сотрудничество было наиболее плодотворным, необходимо четко определить задачи логопедической работы:

• ознакомить родителей и педагогов с коррекционной работой, с приемами обучения и развития речи;

• помочь родителям увидеть проблему ребенка, или наоборот;

• убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений;

• убедить родителей и педагогов в том, что нужно закреплять изученный материал в домашних условиях.

Формы работы логопеда с родителями и педагогами по преодолению речевых недостатков:

тестирование и анкетирование;

родительские собрания;

копилка методических рекомендаций;

консультации-практикумы;

праздники и развлечения;

домашние задания;

дни открытых дверей;

домашние игротеки;

Такие формы работы позволяют привлечь родителей и педагогов к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка. Логопед помогает определить формы организации домашних занятий с ребенком-логопатом.

Превосходство новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями многочисленны:

• положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу;

• учет индивидуальности ребенка;

• укрепление внутрисемейных связей;

• возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка.

При новом подходе взаимодействия с семьей удается избежать многих недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Родители начинают интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.

Также в коррекционной работе в рамках реализации ФГОС, очень важно уделять внимание психологическому состоянию детей.  Психологическое консультирование является относительно новой областью профессиональной деятельности психолога, которая сравнительно недавно в нашей стране выделилась в качестве самостоятельной сферы деятельности наряду с такими традиционными формами работы как преподавание психологии, психологическая коррекция и психодиагностика.

Психологическое консультирование как метод – это, прежде всего, различные формы бесед, способы ведения разговора психолога с консультируемым. Консультации могут касаться как профессиональных, личностных проблем самого консультируемого, так и особенностей его взаимодействия с другими людьми. Например, родители нередко обращаются к психологу по поводу трудностей, испытываемых их детьми.

Психологическое консультирование - особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста - психолога непосредственной психологической помощи детям и родителям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом ученикам и родителям на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся ребёнок. То есть психологическое консультирование это двусторонний процесс, с одной стороны которого психолог, с другой ученик, а между ними проблема, с которой ребенок приходит к психологу.

Практический аспект психологического консультирования включает в себя следующие виды работ:

1. Выработку и точную формулировку психолого-педагогических рекомендаций, вытекающих из результатов проведённого психодиагностического обследования, соответствующие рекомендации должны предлагаться детям и взрослым в форме, понятной и доступной для практической реализации.

2. Ведение бесед с теми, кто нуждается в консультативной помощи. Эти беседы завершаются получением детьми и взрослыми людьми необходимых им психолого-педагогических советов.

3. Работа с учителями и родителями, выполняемая в рамках психологического всеобуча и системы повышения квалификации. Существуют различные виды консультирования и разные теоретические подходы, но в то же время этот вид деятельности остаётся недостаточно разработанным, применительно к логопедической практике.

Установление логопедом с родителями ребёнка психологического контакта имеет большое значение и для положительной динамики коррекционной работы в дальнейшем. Таким способом очень часто удаётся вовлечь родителей в логопедическую работу, то есть обеспечить правильный подход в отношении речи ребёнка в домашней обстановке и помочь не только в выполнении заданий, даваемых логопедом, но и в соблюдении речевого режима дома, правильном отношении ближайшего окружения ребёнка к его дефекту.

Психологическое консультирование в логопедической практике предполагает как определение готовности ребёнка к регулярным занятиям, так и инструкции родителям о подготовке к занятиям дома. Это консультирование по вырабатыванию у ребёнка усидчивости, воспитанию волевых качеств (например целенаправленности), развитию памяти, внимания.

Доверительно-партнерские отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, психических процессов, поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличнoстные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный эмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детскo-pодительские отношения.

Семья и образовательное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Таким образом, правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями и педагогами позволяет им стать более компетентными в вопросах развития речи, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.

 

Список литературы:

1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт. – М.: Академия, 2000. – 240с.

2. Беккер К.-П., Совак М. Логопедия. – М.: Медицина, 1981. – 288с.

3. Большая медицинская энциклопедия. /Под редакцией Б.В. Петровского. – Т. 11. – М.: Советская энциклопедия, 1979. – 544с.

4. Выготский Л.С. Генетические корни мышления и речи // Собр. соч. в 6 томах: т. 2. – М.: Педагогика, 1982. – 347с.

5. Дубровина И.В. и др. Психология. – М.: Академия, 1999. – 462с.

6. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – С.-Пб.: Союз, 1999. – 158с.

7. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл, 1999. – 287с.

8. Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. – М.: Просвещение, 1992. – 94с.

9. Немов Р.С. Психологическое консультирование. – М.: Владос, 2001. – 528с.

10. Поваляева М.А. Ранняя диагностика и дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей. Ч.1: Педагогика. – Ростов-на-Дону: РГПУ, 1997. – 208с.

11. Хватцев М.Е. Логопедическая работа с дошкольниками. – М.: Аквариум, 1996. – 384с.

  

.  .  .