Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Открытый урок по финансовой грамотности

Дата публикации: 2021-05-16 17:53:13
Статью разместил(а):
Глезер Светлана Николаевна

Открытый урок по финансовой грамотности

Авторы: Глезер Светлана Николаевна,

Болотина Татьяна Петровна,

Редченко Елена Анатольевна,

Фролова Тамара Васильевна

Второй год 7,8 сентября по всей стране проходит Всероссийская акция «День финансовой грамотности в учебных заведениях», иногда называют эти дни Днями финансиста.

Рано или поздно любой человек, которому не все равно, что происходит с его деньгами сейчас, и что будет происходить с ними в ближайшем и далеком будущем, задается вопросом – как мне правильно обращаться с моими финансами? Т.е. человек задумывается над тем, как повысить финансовую грамотность.

Этот термин finansia возник в XIII-XV вв. переводится с латинского как наличные средства, доход. В торговых рядах Италии сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

В самом упрощенном варианте определение финансов звучит так: финансы — это деньги. Но финансы — это не только наличные деньги, но и денежные средства на счетах в банках, и чеки, и аккредитивы, и др. финансовые инструменты.

Финансовая грамотность – понимание основных финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.

Вопрос: Как называется наука изучающая финансовые вопросы?

Ученик: 

Экономику - науку – 

Не придумаешь от скуки.  

Чтобы лучше понимать,  

Как хозяйством управлять, 

Нам нужны ее ученья  

Для дальнейшего уменья.  

А потребности у нас 

Все растут из класса в класс.

И товарооборот  

Все растет из года в год.  

Но ресурсы иногда  

Ограничены бывают  

И возможности не все  

Перед нами открывают.  

Мы настроились серьезно  

С экономикой дружить,  

Чтобы в будущем достойно 

Нашей Родине служить. 

Ярослав Ромашев 

Экономика - это наука, которая учит в нужном количестве производить и правильно распределять материальные и финансовые ресурсы.

Современный человек без экономических знаний  не может считать себя подготовленным к жизни и работе. Экономические знания универсальны, они необходимы во всех сферах жизнедеятельности, а потому нужны не только специалистам.

Сегодня на нашем занятии мы будем учиться быть грамотными покупателями. Мы должны определить, какими  знаниями должен владеть покупатель.

Проверим, знаете ли вы экономические термины:

Экономика  для  детей (ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ) 

1. Люди ходят на базар:

Там дешевле весь … (товар)

2. Эта резвая купчиха 
Поступает очень лихо! 
В телевизор залезает 
И товары предлагает: 
От компьютеров до хлама. 
Имя у нее … (реклама)

3. Чуть оплошаешь - так в тот же момент

Рынок захватит весь твой … (конкурент)

Конкурент - Человек, который конкурирует с кем-нибудь.

4. Коль трудился круглый год,

Будет кругленьким … (доход)

5.Это крупный магазин,
У него не счесть витрин.
Всё найдётся на прилавке -
От одежды до булавки. (Супермаркет) 

А теперь давайте вместе с девочкой Машей отправимся в супермаркет и внимательно пронаблюдаем за её действиями, как покупателя.

РОЛИК «В Магазине»

Вопрос к ролику:

Какие продукты закупила Маша?

Сколько заплатила денег? Много это или мало? Как это можно проверить? (посчитать стоимость всей покупки)

Что для этого мы должны знать? (цену продуктов).

Сколько Маша должна была заплатить за покупку? (посчитайте, цены за продукты даны в таблице)

А сколько она заплатила? (265руб.) Проверьте.

Давайте разберемся, почему так произошло? Что она  сделала не так из-за своей  финансовой неграмотности? (не взяла и не посчитала сдачу; не взяла чек).

Ребята, посчитайте, сколько сдачи не взяла Маша? (735 руб.). Проверьте.

Какие же правила грамотного покупателя вы усвоили из этого ролика?

Какими качествами должен обладать грамотный покупатель? (быть внимательным, уметь хорошо считать).

Давайте поможем девочке Маше научиться хорошо считать и не допускать ошибок! Нам в этом поможет песня …

ПЕСНЯ «Дважды два четыре»

Ребята, а как мы можем назвать девочку Машу в тот момент когда она совершала покупки? (покупатель). Покупатель по другому называется потребителем.

Потребитель-гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий,приобретающий  или использующий товары.

Как вы думаете, что может сделать девочка Маша, если молоко, которое она купила, оказалось некачественным (например,  прокисшим?) (Вернуть его в магазин.) А если она получит отказ о возвращении, что в этом случае она должна предпринять? 

Запомните, чтобы избежать неприятностей надо знать о том, что есть Закон «О защите прав потребителей».

Потребители имеют следующие права:

На просвещение в области защиты своих прав (ст.3)

На надлежащее качество товара (ст.4)

На безопасность товаров (ст.7)

На информацию (ст.8-10)

На возмещение морального ущерба (ст.15)

На судебную защиту (ст.17)

На государственную, общественную защиту (ст.40-46).

Так что же надо знать потребителю, чтобы правильно действовать в случае нарушения его прав?

Запомните несколько простых правил, соблюдая которые вы избежите неприятностей.

Правило 1. Помните, что вам обязаны выдать документ, подтверждающий факт покупки или оказания услуги. Это кассовый чек или квитанция, билет или договор. Всегда их берите и сразу никогда не выбрасывайте. В документах должен быть указан срок гарантии, отмечена дата продажи.

Правило 2. Учтите, если все же возник конфликт, не нужно суетиться и кидаться из одной крайности в другую - есть определенная последовательность действий, которой следует придерживаться. И не забывайте, что ваша опора - это Закон "О защите прав потребителей", а также конкретизирующие и дополняющие его правила торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей.

Правило 3. Будьте вежливы, но настойчивы в своих справедливых требованиях и главное - старайтесь не оставлять без внимания нарушения ваших потребительских прав. Тот, кто освоит основы потребительских знаний и будет их применять на практике, станет защитником не только себя, но прав и интересов множества других граждан. 

А теперь посмотрим мультфильм «Как старик корову продавал» и рассмотрим эту сказку с точки зрения соблюдения прав потребителя.

Вопрос: Если богач все же купил бы корову, какие права покупателя были бы нарушены? 

Ответ: ст. 4 Закона «Качество товара» гласит: продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.

Ст. 10 «Информация о товарах» гласит: изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Вопрос: на что должен опираться потребитель , если  нарушаются его права? (на закон). Как он называется? Закон «О Защите прав потребителя. 

Послушайте стихи об этом Законе и постарайтесь запомнить их содержание. Это вам пригодится в жизни.

1 ученик: Закон потребителю – друг, даже брат,
Поможет, чтоб ты не попался впросак.
Научит в продаже всех честными быть.
Тогда всем нам будет так здорово жить!

2 ученик: И будет бесценен российский продукт
Обслуга и качество вмиг возрастут
России дороже страны не найти,
Пусть трудно, но все же здесь наши пути!

3 ученик: Законы изучим, нам с ними шагать.
Хорошее дело – страну поднимать!
К эпохе бесправной вернуться нельзя!
Мы справимся, справимся вместе, друзья!

Закрепление знаний о финансовой грамотности.

Сценки «Муха-цокотуха, «Жадный Вартан», «Кот Матроскин» (маски сделать)

А сейчас ребята покажут вам несколько сценок из известных литературных произведений. Вы должны будете назвать авторов и ответить на вопрос: кто из этих героев по вашему самый грамотный покупатель? Почему?

Пословицы

Какие из данных пословиц подойдут к нашим сказочным героям?

Игра. А теперь настал момент проявить свои знания в интеллектуальной игре. Разделимся на команды: финансисты и экономисты. Объясняются условия игры.   

Рефлексия.

Какие правила нужно знать, чтобы быть грамотным покупателем?

Что вам особенно запомнилось из нашего занятия?

А теперь все участники занятия награждаются дипломами о присвоении им категории «Грамотный покупатель».

 

.  .  .