Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Проект "Новый год. Украшение на ёлку"

Дата публикации: 2021-05-07 14:31:52
Статью разместил(а):
Глезер Светлана Николаевна

Проект "Новый год. Украшение на ёлку"

Авторы: Глезер Светлана Николаевна,

Истюшкина Светлана Александровна,

Николаева Светлана Валентиновна,

Круглова Алина Юрьевна

 

Задачи: 

1. Расширить знания о елочных игрушках и технологиях их изготовления.

2. Учить использовать известные знания и умения в новых ситуациях.

3. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, проводить аналогии, рассуждать и обсуждать, выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту.

4. Развивать художественные и конструкторско-технологические способности. 

Оборудование: образец изделия, пенопластовый шар с приклеенной ленточкой, набор, пайеток, набор портновских булавок с бусинкой, полотенце, презентация, фильм, компьютер, экран, проектор. 

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Оргмомент  

Учитель: Здравствуйте, ребята.

Прозвенел звонок, 
Начинается урок. 
Вы друг к другу повернитесь, 
А теперь все улыбнитесь. 
Улыбнитесь мне, гостям! 
И садитесь по местам. 

Вы на парты поглядите, 
Все в порядок приведите. 

Я желаю всем нам хорошего урока!

Отгадайте загадку:

Если лес укрыт снегами,

Если пахнет пирогами,

Если елка в дом идет,

Что за праздник? ... (Новый год)

А что является символом Нового года? Как ее украшаете?

 

I. Актуализация знаний.  

Вступительная беседа.  

Беседа об истории новогодней игрушки. 

Ещё в конце Средних веков жители европейских стран начали украшать свои дома к Новому году. Несмотря на неоднократный запрет властей, люди приносили в жилища вечнозелёные ветви. По-настоящему модным стало наряжать деревья в первой половине XVI века. Классические правила украшения рождественского дерева не изменились и по сей день. «Вифлеемская звезда» на макушке, «яблоки» – сегодня это шары – олицетворяли библейский «запретный плод», горящие свечи (сегодня это всевозможные электрогирлянды). А также в Средние века на ветки новогоднего дерева обязательно вешались фигурки из вафель – как прообраз пресных хлебцев, которые употреблялись при обряде причастия. Надо сказать, что до середины XVIII века украшения были исключительно съедобными. К вышеописанным предметам добавились орехи, сладости и фрукты. Со второй половины XVIII века ёлочные украшения становятся более нарядными: бумажные цветы, позолоченные еловые шишки и пустые яичные скорлупки, а ещё – фигурки из чеканной латуни – феи, ангелы и т.п. 

Серебряные звёздочки, цветы, а также мишура появились в XVIII веке. А в 1848 году в городке Лауше в Тюрингии были изготовлены первые ёлочные шары. Их делали из цветного или прозрачного стекла, покрывали изнутри слоем свинца, а снаружи украшали блёстками. С каждым годом придумывались всё новые виды «дизайна», как бы сказали сегодня, рождественских шариков. А в 1867 году в Лауше открыли газовый завод. С помощью газовых горелок с пламенем очень высокой температуры стеклодувы смогли изготавливать тонкостенные шары любых размеров. Вредное для здоровья свинцовое покрытие было заменено на нитрат серебра. Мастера могли выдувать практически всё что угодно: не только шары, но и виноградные гроздья, птиц, рыбок, фигурки Санта-Клауса, кувшинчики и амфоры. Игрушки раскрашивались серебряной и золотой пылью. Несколько десятилетий лаушские мастерские были монополистами в производстве новогодних украшений. В начале ХХ века их потеснили Богемия (Чехия), Польша, США и Япония. А затем и другие страны начали выпускать эти хрупкие и красивые изделия. Именно тогда возникла мода на разные виды игрушек и способы украшения елок.

В России, как известно, обычай встречать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января ввёл Пётр Первый, и он же повелел, чтобы именно ель стала главным новогодним деревом. Но по-настоящему обычай наряжать ёлку и делать это именно к Рождеству, которое праздновалось 25 декабря и было главным праздником (а Новый год был просто продолжением), пришёл в Россию при Николае Первом. Его супруга, императрица Александра Фёдоровна, урождённая принцесса Шарлотта из Пруссии, перенесла в Россию обычай украшать жилище ёлочкой с горящими свечами. Эта традиция, а ещё обычай дарить на Рождество подарки, раскладывая их под ёлкой или вешая прямо на ветки, очень скоро завоевали популярность сначала среди придворных, потом по всему Петербургу, а затем и по всей России. Самыми любимыми игрушками на протяжении долгих лет были, опять же, съедобные изделия – фигурки из песочного теста, которые оборачивались в цветную, золотую или серебряную фольгу, а ещё золочёные орехи, яблочки и, конечно же, свечи. Многие игрушки делались своими руками из подручных материалов. Первые стеклянные игрушки, появившиеся в России, был немецкого производства. Но и отечественные мастера быстро поняли, насколько это прибыльное дело.

ФИЛЬМ (Вести Москва)

Кроме стеклянных в России также выпускались игрушки из ткани, ваты и папье-маше.

После войны 1 января снова стал выходным днём (это произошло в 1947 году). А ёлочные игрушки стали «мирными». В 1949 году к юбилею А.С. Пушкина были выпущены игрушки с изображением персонажей сказок поэта. В начале 1950-х изготавливалось много игрушек в виде фруктов, ягод и овощей. Появились и сказочные персонажи: Айболит, Дед Мороз, Снегурочка, Чиполлино, различные звери: белочки, медведи, зайцы…

В 1970-е годы дизайн игрушек становится менее разнообразным. В 1970-е также выпускалось много игрушек на прищепках.

… В 1990-е годы в продаже появилось множество ёлочных шаров с изображением животных – символов наступающего года. С конца 1980-х страну завоевала мода на всевозможные гороскопы, и это не могло не отразиться на новогодней индустрии. Эта тенденция жива и по сей день: шарики с животными, фигурки животных выпускаются в огромных количествах и пользуются неизменной популярностью.

Сегодня в производстве ёлочных украшений наблюдается отчасти «возврат к истокам». Выпускаются шары с ручной росписью, с удивительно тщательно выписанными пейзажами, картинами русской зимы, а также с государственной символикой (например, прошлогодняя серия с изображением Московского Кремля).

С начала 2000-х годов стали популярными оригинальные «самодельные» (а иногда и правда сделанные вручную) игрушки – тоже своего рода возврат в прошлое.

Вот и мы с вами сделаем собственноручно новогодний шар. 

Познавательные УУД

1. Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.

2. Формируем умение выявлять сущность и особенности объектов. 

3. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

II. Применение знаний. Практическая работа.  

Практическая работа. 

1. Анализ образца. Название изделия, его назначение.

2. Каковы конструктивные особенности изделия? (Основа-шар, детали оформления.)

3. Из каких материалов изготовлено изделие? Можно ли использовать другие?

4. Как можно соединить детали игрушек?

5. Требуется ли дополнительная отделка? Какая? Как её выполнить?

– Что вы умеете, чего не знаете, не умеете? Чему надо научиться?

2.  Практическая работа.

- Подготовьте рабочее место

- ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ С ПОШАГОВЫМ ОБЪЯСНЕНИЕМ. (ТБ)                         

- ФИЗМИНУТКА

- Итак, что будем делать сначала? Как? (выполнение)

3. Самостоятельная работа. В случае затруднения индивидуальная помощь.

4. Уборка рабочих мест. 

5. Оценка работы.  

Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. А сейчас на доске украсим ёлочку.

–У вас на парте есть 3 шарика. Если вам понравилась работа, и у вас все получилось – прикрепите к доске белый шарик. Если у вас не все получилось, и вы бы хотели что-то добавить – желтый. А если у вас ничего не получилось – красный.

_Посмотрите, у нас с вами получилась нарядная елочка, которая украсила наш класс!

Коммуникативные УУД

1. Формируем умение слушать и понимать других.

2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группе. 

Регулятивные УУД

1. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 

Личностные УУД 

1. Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. 

IΙΙ. Итог урока.

Что нового узнали на уроке, чему научились?     

 

.  .  .