Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Курс лекций для специальности 31.02.01 Лечебное дело

Дата публикации: 2020-12-22 17:15:28
Статью разместил(а):
Тихомирова Лилия Сергеевна

Курс лекций для специальности  31.02.01 Лечебное дело

Автор: Тихомировой Лилия Сергеевна

ГБПОУ Республики Саха (Якутия) «Нерюнгринский медицинский колледж», г. Нерюнгри

 

Методическое пособие предназначено для преподавателей и студентов медицинских колледжей, обучающихся по специальности 31.02.01 Лечебное дело, разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Методические материалы призваны оказать содействие обучающимся в самостоятельном изучении ПМ.05 Медико-социальная деятельность.

 Пояснительная записка 

Методическое пособие для педагогов и самостоятельной аудиторной работы студентов составлено на основе рабочей программы и календарно-тематического плана ПМ.05 Медико-социальная деятельность. Курс лекций ПМ.05 Медико-социальная деятельность ставит целью дать будущим медицинским работникам общее представление об основах реабилитации, о физиотерапевтических методах лечения, ЛФК и массаже, а так же понятие об экспертизе временной нетрудоспособности.

Методическое пособие помогает изучить темы и проверить свои знания, ответив на вопросы.

Тема 1.1 Общие основы реабилитации

Понятие реабилитации. Реабилитация (франц. rehabilitation от лат. re врозь + habilis удобный, приспособленный)  в медицине — комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых (реабилитация) или врожденных (абилитация) заболеваний, а также в результате травм.

Виды и формы реабилитации

1. Медицинская реабилитация;

2. Физическая реабилитация;

3. Психологическая реабилитация;

4. Социальная (бытовая) реабилитация;

5. Трудовая (профессиональная) реабилитация.

Медицинская реабилитация - комплекс лечебно-профилактических мероприятий, направленных на восстановление здоровья больного.

Физическая реабилитация - применение различных средств физической реабилитации (ЛФК, различные виды массажа, преформированные и природные факторы).

Психологическая реабилитация проводится психологами, врачами-психотерапевтами.

Социальная (бытовая) реабилитация проводится органами социальной защиты, социальными работниками.

Трудовая (профессиональная) реабилитация - подготовка пациента (инвалида) к конкретной трудовой деятельности с учетом его способностей и возможностей.

Цели и задачи реабилитации

Цели реабилитации:

1. Эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов к трудовым и бытовым процессам, в общество.

2. Восстановление личностных свойств человека, духовного и психологического статуса.

Задачи реабилитации:

1. Полноценное восстановление функциональных возможностей различных систем организма и опорно-двигательного аппарата.

2. Развитие компенсаторных приспособлений к условиям повседневной жизни и труду.

3. Восстановление бытовых возможностей.

4. Предупреждение развития патологических процессов, т.е. осуществление мер вторичной профилактики.

Реабилитационные программы

Кратковременная программа определяет объем и порядок работы с пациентом на протяжении текущего этапа, устанавливает цель данного этапа. Долговременная программа определяет количество и последовательность этапов реабилитации, формирует ее стратегию.

Основные принципы проведения реабилитации 

—    раннее начало;

—    индивидуальный подход;

—    непрерывность;

—    последовательность;

—    комплексность;

—    целостность подхода;

—    необходимость реабилитации в коллективе;

—    возвращение пациента к активному труду.

Этапы реабилитации

Стационарный (госпитальный). Цель: спасение жизни человека (при угрозе), предупреждение осложнений болезни.

Санаторный. Цель: профилактика рецидивов болезни, а также ее прогрессирования.

Диспансерно–поликлинический. Цель: завершение патологического процесса, ликвидация остаточных явлений.

Домашний. Цель:  нормализация структурно-метаболических нарушений.

Направления реабилитации:

1. Медикаментозная терапия;

2. Физиотерапия;

3. Лечебная физкультура;

4. Различные виды массажа;

5. Климатотерапия;

6. Трудотерапия;

7. Психотерапия;

8. Протезно-ортопедическая помощь;

9. Сурдотехника;

10. Логопедическая помощь;

11. Тифлотехника;

12. Санаторно-курортное лечение;

13. Диетотерапия;

14. Социальная помощь и др.

Учреждения, занимающиеся реабилитацией

1. Все ЛПУ;

2. Санаторно-курортные учреждения;

3. Научно-исследовательские медицинские учреждения;

4. Специализированные реабилитационные учреждения;

5. Центры профессиональной реабилитации (лечебно-трудовые мастерские, цеха, комбинаты);

6. Учреждения социальной защиты (социальная помощь, отделения (кабинеты) медико-социальной реабилитации).

Понятие инвалидности.

Инвалид - лицо, имеющее нарушение здоровья со стойкими расстройствами функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В настоящее время принята политкорректная форма обозначения инвалида — «человек с ограниченными возможностями здоровья».

Инвалидность – это одна из форм социального неравенства. Это социальное, а не медицинское понятие. Следовательно, важнейшая задача любого общества, которое провозглашает себя равноправным и справедливым – снять ограничения и условия, из-за которых человек, имеющий инвалидность, не может жить полноценной жизнью.

Количество инвалидов в РФ – превысила 13 млн. человек (9% населения). Каждый 11 россиянин инвалид. По данным ВОЗ  20-25% больных стационара и 40-45% поликлинических больных – инвалиды, нуждающиеся в постоянных комплексных социально-медицинских мероприятиях.

Помощь социально не полностью защищенным людям – показатель культуры и цивилизованности общества.

Структура инвалидности среди взрослых инвалидов:

54,4% - мужчины    79,4% - городские жители

45,6% - женщин    20,6% - жители села

Структура первичной инвалидности:

1 место – сердечно-сосудистые заболевания  41,3%

2 место – злокачественные новообразования 19,5%

3 место – заболевания костно-мышечной системы 8,8%

4 место – заболевания нервной системы 7,5%

5 место – травмы и отравления 7,3%.

Психологическая реабилитация, ее задачи и функции

Психологическая реабилитация включает в себя мероприятия по своевременной профилактике и лечению психических нарушений, по формированию у пациента сознательного и активного участия в реабилитационном процессе.

Психолог не в состоянии изменить природные и социальные условия жизни личности. Это задача политиков, экологов, социальных работников и других специалистов, влияющих на изменение среды обитания человека. Сфера влияния психолога ограничена воздействием на внутреннее пространство жизни отдельного человека. При этом центром этого внутреннего пространства является самосознание.

Психологическая помощь оказывается пациентам имеющим соматические заболевания, при зависимом поведении, родственникам пациентов, при психических заболеваниях,  детям, семье, одиноким людям, участникам военных действий, спортсменам и т.д.

Виды психологической деятельности:

—    психологическое консультирование;

—    психологическая коррекция;

—    психологическое просвещение;

—    психологическая профилактика;

—    психологическая диагностика.

Психотерапия, ее роль в реабилитации

Психотерапия - система комплексного лечебного вербального и невербального воздействия на эмоции, суждения, самосознание человека при различных заболеваниях (психических, нервных, психосоматических).  

Основной своей задачей психотерапия ставит купирование психопатологической симптоматики, посредством чего предполагается достижение внутренней и внешней гармонизации личности.

Особое внимание следует  уделять:

—    эмоциональным расстройствам и страхам;

—    нарушениям восприятия боли;

—    семейным проблемам на почве заболевания;

—    нереальным ожиданиям от лечения;

—    истерическим реакциям на лечебные процедуры;

—    различные формы зависимости.

В канонах древней медицины была заложена неразделимость телесного и психического. Каждый орган был описан в тесной связи с содружественной органу эмоцией. Болезнь органа влияет на эмоциональное состояние человека, неотреагированные чувства способствуют заболеванию органа – это постулаты концепции единого организма, где симптомы могут иметь личностный смысл.

Многие болезни  сегодня принято называть психосоматическими, определяя в самом названии последовательность возникновения и развития телесного расстройства ("психо" с греч. – "душа", "сома" – "тело"). Целое направление в современной медицине также называют психосоматическим.

Вопросы для контроля:

1. Дайте определение реабилитации?

2. Перечислите основные принципы реабилитации?

3. Как вы понимаете принцип реабилитации – индивидуальный подход?

4. Какие этапы реабилитации вы знаете?

Тема 1.2. Лечебная физкультура и медицинский массаж 

Общие основы ЛФК.

План лекции:

1. Определение понятия ЛФК. Механизм действия физических упражнений на организм человека.

2. Виды ЛФК.

3. Основные принципы реабилитации с применением тренировки физическими упражнениями.

4. Средства ЛФК, формы и методики ее применения.

5. Двигательные режимы и их характеристика.

6. Классификация физических упражнений.

7. Показания и противопоказания к применению ЛФК.

Определение понятия ЛФК

Лечебная  физкультура – метод лечения, использующий физические упражнения и другие средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для восстановления здоровья и трудоспособности больного, предупреждения осложнений патологического процесса.

Лечебная физкультура:

—    естественный биологический метод, так как использует присущую организму функцию движения;

—    метод неспецифической терапии, но в то же время отдельные виды упражнений могут влиять на определенные функции организма;

—    метод патогенетической терапии, в связи с возможностью физических упражнений влиять на реактивность организма;

—    метод активной функциональной терапии, так как приспосабливает организм больного к повышающимся физическим нагрузкам;

—    метод поддерживающей терапии на этапах медицинской реабилитации у людей пожилого возраста;

—    метод восстановительной терапии при комплексном лечений больных.

Механизм действия физических упражнений на организм человека.

Лечебное действие физических упражнений объясняется важной социальной и биологической ролью движений в жизни человека. Без мышечной работы  человек не может познать природу и не может воздействовать на нее. В организме больного человека происходят различные структурные и функциональные нарушения, но одновременно усиливаются защитные процессы, развиваются компенсации, меняется обмен веществ. Вынужденная гиподинамия может ухудшить течение болезни, вызвать ряд осложнений. ЛФК, с одной стороны, оказывает непосредственное лечебное воздействие (стимулирует защитные механизмы, ускоряет развитие компенсаций, улучшает обмен веществ, восстанавливает нарушенные функции), с другой – уменьшает неблагоприятные последствия сниженной двигательной активности.           Положительные эмоции, возникающие при занятии физическими упражнениями, стимулируют физиологические процессы в организме больного и отвлекают его от болезненных переживаний. При выполнении физических упражнений в кровь выделяются гормоны, стимулирующие работу сердца, а метаболиты, образующиеся в мышцах, расширяют артериолы, улучшая их кровообращение.

—    тонизирующее действие физических упражнений заключается в стимуляции интенсивности биологических процессов в организме, усилении деятельности желез внутренней секреции, улучшении деятельности ССС, дыхательной и других систем, способствует восстановлению нормальной подвижности нервных процессов.

—    трофическое действие проявляется в том, что под влиянием мышечной деятельности улучшаются обменные процессы и процессы регенерации в организме, улучшается трофика тканей внутренних органов и опорно-двигательного аппарата. Занятия ЛФК способствует укорочению сроков между клиническим и функциональным выздоровлением.

—    формирование компенсаций. При нарушении функции жизненно важных органов компенсаторные механизмы включаются сразу. Физические упражнения ускоряют формирование компенсаций и делают их более совершенными. Компенсации подразделяются на временные и постоянные. Временные – это приспособление организма на небольшой период (усиление диафрагмального дыхания при операции на грудной клетке). Постоянные необходимы при безвозвратной потере и резком извращении функции (при ампутации – развитие мышц для осуществления движений в ортопедическом протезе).

—    нормализация функций. Систематическая физическая тренировка восстанавливает значение моторики в регуляции вегетативных функций и приводит к исчезновению двигательных расстройств. Нормализация функций осуществляется также путем избавления от старых ненужных временных компенсаций.

Основные принципы реабилитации с применением тренировки физическими упражнениями.

Основные принципы физической реабилитации больных:

1.  Раннее начало;

2.  Индивидуальный подход;

3.  Непрерывность;

4.  Последовательность;

5.  Комплексность;

6.  Целостность подхода;

7.  Необходимость реабилитации в коллективе;

8.  Возвращение пациента к активному труду. 

Основные принципы тренировки физическими упражнениями

—    индивидуальный подход;

—    сознательное и активное участие пациента;

—    постепенность длительность;

—    систематичность и последовательность;

—    поочередность;

—    наглядность и доступность;

—    соблюдение цикличности;

—    принцип всесторонности.

Средства ЛФК, формы и методики ее применения.

Основной терапевтический метод ЛФК — это лечебная гимнастика, то есть специально подобранные для лечения физические упражнения.

Основное средство ЛФК — физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, общей физической работоспособности.

Форма лечебной физической культуры — это та организационная форма, в рамках которой применяются средства лечебной физкультуры и осуществляются методы ЛФК.

Методы (методики) ЛФК по сути, являются задачами ЛФК. В наименовании методики ЛФК указывают то заболевание или патологической состояние, при котором этот метод применяется.

Двигательные режимы и их характеристика.

Ступень двигательной активности – это уровень регламентации двигательной активности больного.

При госпитализации больных в лечебно-профилактические учреждения (больницу, клинику, госпиталь, отделение реабилитации, диспансер) назначаются следующие двигательные режимы.

—    строгий постельный режим

Период вынужденного положения, или иммобилизации. В этом периоде анатомическое и функциональное состояние органа и организма в целом нарушены. Так, например, при переломе костей предплечья в первом периоде имеется анатомическое нарушение целостности костей и нарушение функций поврежденной конечности.

Задачи ЛФК в первом периоде:

—    предупреждение возможных осложнений;

—    стимуляция процессов регенерации;

—    профилактика застойных явлений.

—    расширенный постельный режим.

Больному разрешается поворачиваться и садиться в постели, выполнять движения конечностями, самостоятельно принимать пищу; туалет - с помощью обслуживающего персонала.

—       палатный режим.Полупостельный (палатный) режим. Больной 50% времени бодрствования проводит в положении сидя; самостоятельно ходит по палате и в туалет.

—       свободный режим. Период восстановления функций. В этом периоде анатомическое состояние органа в основном восстанавливается, а функция остается резко нарушенной. Например, при переломе иммобилизация снята, костная мозоль образована, но движения в суставах ограничены.

Задачи ЛФК:

—    ликвидация морфологических нарушений;

—    восстановление функции пораженного органа;

—    формирование компенсаций.

Для больных, находящихся на амбулаторном лечении или в санатории назначаются:

—  щадящий режим;

—  щадящее-тренирующий режим;

—  тренирующий режим.

Kлассификация физических упражнений:

1.  Идеомоторные;

2.  Гимнастические:

статические (изометрические)

динамические (изотонические): активные и пассивные

по анатомическому признаку: для верхних конечностей, шеи, туловища и др.

— по характеру: дыхательные, корригирующие, на равновесие и др.

— спортивно-прикладные: ходьба, плавание, бег и др.

игры;

— упражнения с предметами и снарядами.

Гимнастические упражнения выполняются в определенных исходных положениях, с определенной амплитудой, скоростью, повторяемостью. Они развивают силу, выносливость, координацию, улучшают подвижность в суставах и т.д.

Статические упражнения проводятся в виде напряжения мышц, удержания гантелей, набивных мячей, гирь, удержание собственного веса на тренажерах, во время висов, упоров на снарядах (или на полу, у гимнастической стенки и т.д.). Статические упражнения применяют в до- и постиммобилизационном периоде для профилактики возникновения атрофии мышц, укрепления мышц и развития силы и выносливости.

Упражнения на растягивание применяют в виде различных сгибаний в суставах, с последующей фиксацией сустава в согнутом положении (2—10 с). Используют для снятия утомления, при контрактурах, при повышенном мышечном тонусе.

Упражнения на расслабление (релаксация). Их применяют для снятия утомления (во время проведения занятий), понижения мышечного тонуса (при парезах, параличах, травмах, контрактурах и пр.).

Идеомоторные упражнения — это мысленно выполняемые упражнения, во время которых дается как бы приказ для выполнения определенных движений (параличи и парезы, при гипсовых повязках на конечности и др.). Их необходимо сочетать с пассивными движениями.

Пассивные упражнения (движения) выполняются методистом (инструктором) лечебной физкультуры. Пассивные движения характеризуются отсутствием волевого усилия или мышечного напряжения у больного. Пассивные движения применяются для стимуляции восстановления движений и профилактики контрактур (параличи, парезы и др.).

Дыхательные упражнения возбуждают и углубляют функцию дыхания, они способствуют нормализации и совершенствованию дыхательного акта; одновременно происходит взаимокоординация дыхания и движений, укрепление дыхательной мускулатуры, улучшение подвижности грудной клетки, растягивание (ликвидация) спаек в плевральной полости, предупреждение и ликвидация застойных явлений в легких, удаление мокроты. Дыхательные упражнения подразделяются на статические (упражнения, не сочетающиеся с движениями конечностей и туловища) и динамические (когда дыхание сочетается с различными движениями). При некоторых заболеваниях (бронхиальная астма, эмфизема легких и др.) дыхательные упражнения выполняются с акцентом на выдох, с произношением различных звуков (особенно у детей), надуванием игрушек и пр. Наклоны, повороты при выполнении дыхательных упражнений способствуют большей вентиляции легких, растягиванию плевральных спаек, рассасыванию очага воспаления (пневмония и др.).

Эффективность дыхательных упражнений выше, если их сочетать с общеразвивающими упражнениями, массажем воротниковой области (мышц надплечья) межреберных и брюшных мышц.

Kорригирующие упражнения направлены на исправление (коррекцию), нормализацию осанки. Правильная осанка обеспечивает наиболее полноценное в функциональном отношении взаиморасположение и функционирование внутренних органов и систем.

K корригирующим упражнениям относят гимнастические упражнения для мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса, выполняемых в различных исходных положениях, как правило, лежа (на спине, животе), сидя и стоя (у гимнастической стенки, у стены, касаясь лопатками стены). Упражнения могут быть с гимнастической палкой, резиновыми амортизаторами (бинтами), гантелями, на тренажерах, в виде плавания брассом и др. При деформациях позвоночника (сколиоз, спондилез и др.) включают корригирующие упражнения в сочетании с общеразвивающими упражнениями и массажем.

Спортивно-прикладные упражнения.

В лечебной физкультуре наиболее часто используются ходьба, бег, прыжки, метания, лазания, упражнения на равновесие, поднятие и перенос тяжести, дозированная гребля, ходьба на лыжах, катание на коньках, лечебное плавание, езда на велосипеде, лазание по канату, что способствует восстановлению поврежденного органа и всего организма в целом, воспитывая у больных настойчивость и уверенность в своих силах.

Упражнения в метании помогают восстановить координацию движений, улучшают подвижность в суставах, увеличивают силу мышц и скорость двигательных реакций.

Дозированные упражнения:

Ходьба улучшает крово- и лимфообращение, дыхание, обмен веществ и оказывает общеукрепляющее действие на весь организм.

Бег развивает мускулатуру всего тела, тренирует ССС и дыхательную, повышает обмен веществ, вызывает глубокое и ритмичное дыхание.

Гребля способствует выработке глубокого дыхания, отработки ритмичности дыхания, развивает и укрепляет мышцы верхних конечностей, туловища. Положительно влияет на пищеварение и тканевой обмен.

Лыжные прогулки и катание на коньках усиливают работу мышц всего тела, повышают обмен веществ, улучшают работу ССС и дыхательной, тренируют вестибулярный аппарат, повышают мышечный тонус, улучшают настроение, способствуют нормализации состояния нервной системы.

Лечебное плавание повышает теплоотдачу и обмен веществ, укрепляет все мышцы, оказывает закаливающее действие.

Спортивные игры вырабатывают решительность, настойчивость, сообразительность, ловкость, смелость, дисциплинированность.

Упражнения на тренажерах позволяют точно дозировать нагрузку и развивать выносливость и силу мышц.

Показания и противопоказания к применению ЛФК.

ЛФК показана при всех заболеваниях. Противопоказания крайне ограничены и носят в большинстве случаев временный характер. Это касается заболеваний, сопровождающихся общим тяжелым состоянием больного вследствие шока, инфекции, большой потери крови, тяжелого ранения и др. Противопоказанием к применению ЛФК также являются: сильные боли, опасность возникновения кровотечения, повышение температуры тела выше 37,5°С и консервативное лечение злокачественных опухолей.

Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика, уникальный оздоровительный метод, созданный несколько десятилетий назад и уже вылечивший не одну тысячу больных людей, наконец, становится доступен каждому, кто захочет его освоить и применить.

Упражнения дыхательной гимнастики активно включают в работу все части тела: руки, ноги, голову, тазовый пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д. - и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма. Возрастает потребление кислорода, повышенную потребность в котором называют "жаждой кислорода".

Дыхательная гимнастика способствует также выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, усилению рефлекторных связей, положительно влияет на функцию нервно-регуляторных механизмов, управляющих дыханием.

Дыхательные упражнения успешно используются и для исправления различных деформаций костно-связочной системы: грудной клетки (ее патологических изменений), в некоторых случаях - позвоночника (сколиозы, лордозы, кифозы), а также для увеличения подвижности в костно-связочных сочленениях.

У пациентов, страдающих бронхиальными патологиями, под влиянием гимнастики усиливается дренажная функция бронхов - увеличивается выделение мокроты и усиливается позыв к ее отхаркиванию.

Вопросы для контроля:

1. Дайте определение понятия ЛФК?

2. Перечислите физиологическое  действие физических упражнений на организм человека?

3. Перечислите основные принципы тренировки физическими упражнениями?

4. Что относится к средствам ЛФК?

5. Перечислите формы лечебной физической культуры?

6. Перечислите  способы проведения занятий ЛФК?

7. Что такое терренкур?

8. Какие упражнения называются идеомоторными?

9. Приведите пример статического упражнения?

10. Приведите пример динамического упражнения?

11. Какие упражнения называют пассивными?

12. При каких заболеваниях используют корригирующие упражнения?

 

.  .  .