Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Ансамбль как форма музыкально-исполнительского развития учащегося ДШИ

Дата публикации: 2020-04-24 17:20:23
Статью разместил(а):
Коренева Ирина Николаевна

Ансамбль как форма музыкально-исполнительского развития учащегося ДШИ

Автор: Коренева Ирина Николаевна

МБУ ДО ДШИ «Кантилена», г. Новосибирск

 

Ключевые слова: ансамблевое музицирование, ансамбль в ДШИ, работа над ансамблем.

 

«Обучение игре на фортепиано я

рассматриваю как благодеяние для человека»

А.Рубинштейн

Фортепиано появилось в России в последнюю треть XVIII столетия. «Иноземная новинка» быстро получила здесь признание. К 20-30 годам XIX века фортепиано прочно входит в русский культурный быт. Вот что пишет в 1851 году рецензент Н.Белый на страницах журнала «Москвиянин»: «Кто теперь не играет на фортепиано? Молодому человеку также неловко теперь сказать: «Я не играю», как «Я не танцую». Предупреждая это положение, многие учатся фортепианной игре, жертвуя и средствами и временем ... Итак, игра на фортепиано сделалась достоянием общества, одним из условий при самом ограниченном воспитании, а сам инструмент - украшением комнаты».

Начало фортепианного ансамблевого музицирования приходится на XVII-XIX века, а уже в начале XX века этот процесс окончательно завершил свое становление и развитие, выходя за пределы семьи. Музицирование становится массовым, любимым времяпрепровождением, популярным не только в высшем обществе аристократии, но и в семьях среднего класса.

Так, в XIX веке, домашнее музицирование становится наиболее популярным в самых широких кругах общества. В результате такого широкомасштабного явления в русской культуре появляются ярчайшие композиторы, составившие славу русской музыкальной культуры: М.И. Глинка, П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков, М.П.Мусоргский, А.П. Бородин и др.

В настоящее время обучение игре на музыкальных инструментах, в частности игре на фортепиано, приобрело массовый характер. Родители стараются активно приобщать детей к музыкальной культуре. Для разностороннего музыкального воспитания большое значение имеют различные ансамбли. При игре ансамблей развиваются такие важные качества: умение слушать не только собственное исполнение, но и партнера, а также общее звучание всей музыкальной ткани пьесы; воспитывается умение увлечь своим замыслом товарища, а когда это необходимо, подчиняться его воле; активизируется фантазия и творческое начало; заостряется ощущение звукового колорита; повышается чувство ответственности за знание своей партии, т.к. совместное исполнительство требует свободного владения текстом.

Особо стоит отметить, что различные виды ансамблей позволяют ознакомиться с отрывками из симфоний, опер, балетов и других музыкальных произведений разных жанров и тем самым расширяют музыкальный кругозор учащихся, готовят их к восприятию этих произведений в концертном зале, в театре. Важнейшими требованиями совместной игры являются одинаковые ощущения характера и темпа произведения, соответствие приемов звукоизвлечения. Игра в ансамбле требует от учащихся также умение передавать партнеру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом музыкальной ткани.

Работа над ансамблевыми произведениями важна на всех этапах музыкального развития учащихся. Освоение первоначальных навыков игры в ансамбле происходит с первых шагов обучения в инструментальном классе. Сначала педагог аккомпанирует ученику, исполняющему мелодию. Затем простейший аккомпанемент поручается самому ученику, чтобы научить его гибко сопровождать мелодию, исполняемую педагогом. Таким образом, ученик приобретает первоначальные ансамблевые навыки: «солирования» - когда нужно ярче выявить свою партию, и «аккомпанирования» - умения отойти на второй план ради единого целого.

По мере усложнения задач и технических трудностей ансамблевых произведений, а также партий аккомпанемента, работа над ними может быть углублена за счет времени, выделенного в учебном плане на изучение предметов по выбору. В старших классах работа над навыками ансамблевого исполнения и аккомпанемента продолжается. Наиболее интересные номера следует показывать на классных вечерах, академических концертах и т.д.

Игра в ансамбле открывает перед учащимися широкие возможности для всестороннего творческого развития. В классах фортепиано педагоги активно вводят в образовательный процесс ансамблевое музицирование. Ансамблевая игра - это постоянная смена новых музыкальных впечатлений, большой приток новой разнохарактерной музыкальной информации. Таким образом: совместное музицирование способствует большей музыкальной отзывчивости ученика, развитию слуховых представлений, стимулирует художественное воображение. На подъеме эмоций ярче проявляется музыкальный интеллект учащегося.

Важно и то, что игра в ансамбле способствует развитию и других способностей ученика: музыкального слуха, чувства ритма, памяти, двигательных и других "технических" навыков. За счет яркого и насыщенного сопровождения совместное исполнение становится более красочным и живым. В этом случае учащийся может свободно чувствовать себя в роли исполнителя. Так Л. А. Баренбойм писал: «...с детских лет следует настойчиво развивать целостное ощущение музыкальной вертикали…», что способствует развитию гармонического слуха учащихся. В последнее время появилось много ансамблей, которые сразу приучают слух маленьких учеников к достаточно сложным гармониям. Игра в ансамбле положительно влияет на воспитание полифонического слуха ученика, тембрового восприятия. В совместной игре ярче выявляются различные тембровые краски. Динамика и разнообразные штрихи и нюансы этому способствуют в большей мере.

Игра в ансамбле развивает разные виды музыкального слуха, положительно действует на развитие ритма. Ощущение сильных долей такта - одно из главных условий. В ансамбле очень хорошо воспитывается навык метро-ритма. Умелая педализация в ансамблях с участием фортепиано обеспечивает не только «чистое» звучание, но и художественное слияние ансамблевых партий в единое целое

Еще один важный момент игры в ансамбле – это развитие музыкальной памяти. Более глубокое и красочное звучание ансамбля хорошо влияет на запоминание музыкального произведения. Ансамблевое исполнение наизусть способствует не механическому, а более глубокому, в музыкальном смысле, исполнению. Одним из важнейших условий возможностей ансамблевой игры является взаимопонимание и согласие единого плана интерпретации. Обоим ученикам необходимо очень внимательно следить за тем, что происходит в соседней партии, слушать своего товарища. Это умение – основа совместного исполнительства.

Технически грамотное ансамблевое исполнение  предполагает:

1. Синхронное звучание всех партий (единство темпа и ритма).

2. Уравновешенность в силе звука всех партий.

3. Согласованность штрихов, фразировки, динамических нюансов всех партий.

Кто из партеров должен педализировать? Педализирует исполнитель второй партии, т.к. она является фундаментом (бас, гармония) мелодии, чаще всего проходящей в верхних регистрах. Полезно предложить ученику, исполняющему вторую партию ничего не играя только педализировать. Слаженность совместной игры в малом и в большом, в отдельных приемах и нюансах, и в общем замысле - особая сфера работы, присущая ансамблевым классам. Технические затруднения могут возникнуть как в материале каждой партии, так и при координации исполнения участников дуэта.  Только овладев техникой исполнения можно подчинить ее художественным задачам.

Динамика в ансамблевом исполнении является одним из самых ярких выразительных средств. Динамика ансамбля всегда шире и богаче динамики солиста. Общее понятие forte приобретает несколько значений - forte ведущей партии будет несколько ярче, чем forte партии сопровождения. Аналогичные замечания касаются и другой динамики произведения. В результате чего возникает новое значение «динамика ансамбля». Также участники ансамбля должны точно и ясно представлять общий динамический план произведения.

Большого внимания требует общая проработка штрихов. При общем звучании партий может быть выработана художественная целесообразность штрихового решения. Внимательное прочтение нотного текста, прослушивание его внутренним слухом пробуждают творческую фантазию участников ансамбля.

Совместные поиски наиболее выразительного воспроизведения музыкального замысла приводят участников ансамбля к более успешному результату.

Раскрытие художественного образа, эмоциональная насыщенность, способность переживать содержание произведения требует в ансамбле единства творческой мысли обоих исполнителей. Поэтому: овладение всеми приемами и нюансами фортепианной техники дает больше возможности для более яркого раскрытия музыкально-художественного замысла композитора, а также повышает развивающее  значение этого вида исполнительства.

Вот наглядный пример работы над ансамблем в классе фортепиано:

ПЛАН

Открытого урока "Ансамбль как форма музыкально-исполнительского развития учащихся ДШИ ".

Преподаватель инструментального отделения ДШИ "КАНТИЛЕНА" Коренева И.Н.

Ученица Ермакова Екатерина, 4 класс хорового отделения, 3 год обучения.

Тема урока: "Роль ансамблевого музицирования в музыкальном воспитании учащихся ДШИ. Ансамбль как форма музыкально-исполнительского развития учащихся в классе "Основы музыкального исполнительства. Фортепиано".

Цель урока: Развитие навыков: ансамблевого музицирования, координации и  взаимодействия с партнером, слуха, метро-ритма, общего динамического развития, раскрытие образной стороны произведения. Расширение музыкального кругозора.

Задачи:

Образовательные: Накопление репертуара, осознанное понимание исполнения классических образцов музыки, систематизация и обобщение знаний, умений и навыков по теме урока.

Развивающие: Расширение музыкального мышления, памяти, воображения, эмоций. Развитие навыков  единого  метро-ритма. Развитие навыков игры в ансамбле.

Воспитательные: Расширение музыкального кругозора. Активизация интереса к музыкальному творчеству, чувственно-образного мышления ученика. Навыки коллективного   музицирования.

Метапредметные: ученица умеет определить проблему, ставить учебные цели, проверять достижимость целей с помощью педагога. Учится наблюдать и рассуждать, оценивать свою работу, выражать свои мысли, обосновывать свое мнение.

Тип урока: Комбинированный.

Методы и технологии обучения:

Словесный : (беседа, объяснение).

Наглядный: (показ на инструменте).

Практический :  (работа над текстом, звукоизвлечением, фразировкой, штрихами, метро-ритмом, динамикой, образной стороной произведения).

Здоровьесберегающий: (при подготовке к уроку и подборе репертуара учитывать индивидуальные особенности учащегося.).

Информационно -коммуникативный: (использование компьютера при прослушивании произведения).

Оснащение урока: музыкальные инструменты (2 фортепиано), нотный материал.

Этапы урока: 

1. Организационный этап. Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога с обоснованием выбранной темы (3 мин.)

2. Основной этап. Проигрывание вместе с педагогом пьес Ф. Шпиндлера «Казачок», «Ручеек»  5 мин.)

Планируемые результаты.

Предметные: ученица умеет анализировать музыкальное произведение, у нее сформирован музыкальный образ. Ученица правильно владеет штрихами и динамическими оттенками.

Личностные: ученица демонстрирует мотивацию к творческой деятельности, умеет применить приобретенные знания и навыки практике.

Метапредметные: ученица умеет определить проблему, ставить учебные цели, проверять достижение целей с помощью учителя; ученица умеет действовать по заданному алгоритму, осуществлять контроль по результатам действия, она способна наблюдать и рассуждать, критически оценивать свои мысли и действия; ученица осознанно строит речевое высказывание, контролирует и оценивает свои результаты и действия

Нотная литература: Шпиндлер Ф.. Альбом для юношества. Ансамбли. Тетради III-IV.(Фортепианные ансамбли для 1-4 классов ДМШ) [ Нотный текст]: / Л.Ф.Фигуровская.  Предисловие и комментарии. Редактор В.Ф.Каленов.- Издательство «Арт-классик» фонда артистическое собрание, Новосибирск 1999, 24 c.

Технологическая карта учебного занятия :

1. Организационный:  создание условий для включения ученика в активную познавательную деятельность. Позитивный настрой на работу. Проверка посадки за инструментом.

2. Основные этапы урока, продолжительность

3. Задачи.

4. Планирование результата.

5. Деятельность педагога.

6. Деятельность учащегося.

7. Музыкальный материал.

Проверка домашнего задания:

Пьеса «Ручеек», композитор Ф. Шпиндлер. Совместно с педагогом ученица проигрывает первое произведение. Устанавливается правильность, полнота домашнего задания. Выявляются неточности (2 мин).

Постановка темы и задач урока (4 мин.)

Преподаватель предлагает учащейся определить характер пьесы, жанровую направленность (песня), как она представляет образ этой пьесы. Выявляется характер произведения: напевный, мелодичный, нежный. Отсюда следует применение выразительных средств в этой пьесе.

Вопрос: что означает термин «музыкальный образ»? Какую картинку здесь можно представить? Ученица отвечает на вопросы педагога, анализирует средства выразительности для создания музыкального образа, совместно с педагогом формулирует цель учебного занятия. Также, для создания образа этой пьесы, ученица нарисовала картинку, изобразив на ней горный ручей.

Ученица понимает характерные черты данного произведения, также музыкальные приемы для воплощения данного замысла. Она пользуется знаниями на практике: продемонстрировала рисунок, дома прослушала различные фрагменты музыкальных произведений на данную тему.

Практическая работа (12 мин.)

Педагог ставит ученице цели и задачи этого произведения.

В пьесе 3 части: I и III части - спокойного, размеренного характера. Они повторяются. В средней части использован контрастный по характеру музыкальный материал.

ИсполняетсяI часть пьесы. Определяют характер мелодии - она, вокального, песенного плана. Отрабатывается фразировка, дыхание, динамика, развитие мелодии, а также образная сторона произведения. Ученице предлагается уточнить термин «унисон» - это игра двумя руками одних и тех же звуков в разных октавах. Игра в «унисон» отрабатывается в медленном темпе. Педагог просит ученицу следить за точностью и одновременностью звучания обеих рук.

Переходят к средней части. Характер этой части более активный и взволнованный, что подтверждается ускорением темпа и более яркой динамикой.

В III части (реприза) все возвращается к первоначальному звучанию. Учащаяся проигрывает, учитывая все замечания. Затем произведение исполняется совместно с педагогом. Добиваются выразительного исполнения. Далее отрабатывается все произведение в целом. Определяются задачи для домашней работы.

Таким образом, роль ансамбля при обучении игре на фортепиано очень велика: развивает память, слух, ритм, штриховые навыки, навыки звукоизвлечения, грамотного использования динамики, учит пониманию музыкального строения произведения, воспитывает ответственность перед партнером. К тому же, очень нравится детям, приносит им большое удовольствие. Момент, когда ученики получат удовлетворение от совместной игры, радость от общих усилий и взаимной поддержки, можно считать удачным, принесшим очень важный результат- радость и удовлетворение от совместного исполнительства.

Обучение и творческое развитие должны быть тесно связаны при обучении игре в ансамбле. Творческая обстановка поиска на уроках должна вызывать у детей желание дальнейшей самостоятельной работы. И цель ансамблевого музицирования именно в этом - увлечь ребенка, пробудить в нем желание еще лучше овладеть языком музыки. Вот главнейшая из задач педагога музыканта.

 

Список литературы:

  1. Алексеев А.Д.. Методика обучения игре на фортепиано  [Текст]: / А.Д. Алексеев - изд. третье, доп.-М: Музыка, 1978, 288 с.
  2. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре [Текст]: / И. Гофман-М: Госмузиздательство, 1961,224с.
  3. Министерство культуры СССР всесоюзный методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры. Методические указания по организации учебно - воспитательной работы в инструментальных классах ДМШ (музыкальных отделений школ искусств) [Текст ]: / Консультант А.Д. Алексеев-М: Типография Минуралсибстроя СССР,1988,32с.
  4. Цыпин Г.М.. Обучение игре на фортепиано [ Текст ]: учеб. пос. для студентов пед. инс-тов по спец. № 2119 Музыка и пение / Г.М. Цыпин. –М.: Просвещение, 1984, 176 с.
  5. Раабен Л.Н.. Ляховицкая С.С.. Задачи воспитания учащихся. Педагогические способности [Текст]:/ Л.Н. Раабен,  С.С. Ляховицкая. – Ленинград: Государственное музыкальное издательство, 1963, 46 с.

 

.  .  .