Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Школа радости

Дата публикации: 2020-03-24 13:01:06
Статью разместил(а):
Трапкова Надежда Николаевна

Школа радости

Автор: Трапкова Надежда Николаевна 

МБУ «СОШ № 7 г. Балашова Саратовской области»

 

Утро 1 сентября 2020 года выдалось, как, впрочем, и всегда, теплым, солнечным и действительно праздничным.

Надежда Николаевна поправила перед зеркалом причёску, придирчиво осмотрела новенький костюм тёмно-синего цвета, на груди которого красовалась эмблема школы. «Как здорово, - подумала она, - что ещё тепло и можно пока ходить на работу в костюме: ведь всем прохожим сразу ясно, кто из какой школы, потому что у каждой школы своя отличная форма и своя эмблема».

Удовлетворённая своей внешностью Надежда Николаевна поспешила в школу. Пройдя квартал, она свернула вправо и пошла по вымощенной цветным гранитом дорожке. По обе стороны тянулись аккуратно  стриженные  декоративные кустарники. За ними красовались на газонной травке белые шары хризантем.  На одинаковом расстоянии друг от друга  росли нежные чайные розы. Их аромат распространялся даже в классные комнаты. Внимание учительницы привлекло разноцветное поле астр. Какого только сорта здесь не было! «Здорово, что опять объявлен конкурс на лучшую цветочную клумбу, - подумала она. – Только тяжело будет экспертам выбирать победителей. Какие же у нас талантливые дети!»

Она так задумалась, что не заметила, как уже поднималась по безопасным коврикам полированных ступенек центрального входа. Перед красивой дверью она остановилась и с гордостью посмотрела на позолоченную табличку, где красовалось название любимой школы. Затем она посмотрела прямо в небольшое круглое отверстие, в которое была вмонтирована специальная аппаратура. Двери плавно разъехались, и Надежда Николаевна торжественно переступила порог. «Чужой никогда не войдёт в наш дворец!» - с глубокой уверенностью подумала она.

В центральном фойе между цветами и аквариумами с разными рыбками ей особенно нравилось место для чтения и отдыха, сделанное в виде олимпийских колец. Там в свободное время располагались дети с книжками в руках  в удобных  позах: хочешь сидя, хочешь лёжа, как в гамаке. В потолок каждого кольца была вмонтирована подсветка, так что читать можно было в любое время суток.

Она случайно бросила взгляд вдаль: «Новый спорткомплекс! Здорово! Снова дети нашей школы будут во всех видах спорта впереди!» Затем подошла к электронному расписанию, набрала цифры: 2-09-2020-5В, и на экране высветилось расписание. После обязательных предметов стоял значок *. «Ага,  это значит – есть выбор для детей». Она подчеркнула значок и увидела страничку выбора: физкультура, или музыка, или изобразительное искусство, или танцы.

«Везет детям: хочешь в тренажерный зал, хочешь в  бассейн,  можно в борцовскую комнату или  в музыкальный зал! А мы такого  раньше не видели!  Вот они, права на свободу выбора деятельности, которой ты хочешь заниматься. А мы, педагоги, стараемся создать условия для их реализации ».

И в это время группа ребят с ликованием обступила учительницу. А что у нас будет интересного на уроках русского языка и литературы?

Впереди у нас плодотворный учебный год. Я могу рассказать вам лишь о некоторых полезных приёмах. Итак, «Жокеи и лошади» — прием используется, когда нужно запомнить много понятий, названий, терминов и т. д. Учитель заранее подготавливает карточки по количеству обучающихся в классе. На половине карточек пишется название термина, понятия, на 2-й половине карточек — его пояснение, толкование. Например, на уроке литературы можно написать имена главных героев и их характеристики. После прочтения текста раздаются карточки, и обучающиеся превращаются в условных «лошадей» и «жокеев». Цель: найти себе пару.

Фишбоун — этот прием пришел из «взрослого» системного анализа. Благодаря его использованию наглядно выстраиваются связи между причинами и следствием. Прием помогает систематизировать данные и найти логику в них. Рисуется схематичный рыбий скелет, где голова — это проблема, которую нужно решить, верхние «кости» — причины или направления размышлений, нижние — это конкретные примеры и факты, а хвост рыбы — вывод.

Ранжирование — эффективный прием, позволяющий выделить главное в новой информации. После знакомства с новым материалом обучающиеся составляют список главных моментов, положений. Затем напротив каждого пункта в своем списке выставляется оценка по одному из критериев: важности, нужности, полезности и т. д. После этого учитель просит расставить места (ранг) пунктов с точки зрения их практической важности.

Бортовой журнал — педагогическая отечественная практика давно знакома с этим форматом, но мы все-таки добавили его в этот ряд приемов, чтобы напомнить о нем. В начале уроке учитель предлагает обучающимся нарисовать в своей тетради таблицу.

1-я колонка таблицы заполняется в начале урока — на стадии вызова. А 2-я и 3-я на этапе рефлексии.

Корзина идей — это модификация мозгового штурма, его графическое продолжение. На доске рисуется большая «корзина» либо используется специальный лист — условная корзина, в который тезисно записываются все мысли обучающихся по заявленной теме. А затем содержимое корзины проходит корректировку прямо в ходе получения новой информации. Предположения либо вычеркиваются из корзины, либо корректируются, либо остаются в ней. На этапе рефлексии обучающиеся обращаются к корзине и пытаются систематизировать накопленные знания.

Инсерт — очень эффективный прием, который направлен на работу с текстом. Он позволяет выделить в тексе важные абзацы и предложения. Его еще называют прием маркированного чтения. На полях текста обучающиеся отмечают специальными значками то, что они уже знают, то, что явилось новым, то, что идет вразрез с их знанием и то, что требует уточнений, пояснений. Таблица, составленная после прочтения, анализируется в ходе урока, и дети возвращаются к ней уже на стадии рефлексии.

Но так как завтра будет первый урок по литературе после длинных каникул, то мы будем работать с прочитанными за лето произведениями, используя  RAFT-технологию. Это создание письменных текстов определённой тематики. Этот приём способствует обучению критического мышления, формирует систему суждений, способствует умению анализировать предметы, содержание, проблемы, формулировать свои обоснованные выводы, выносить оценки.

Это мы любим!

Каждая буква в названии технологии несет в себе определенный смысл. Итак,

Первый этап: происходит распределение ролей, здесь также можно выбирать между различными методами, роль можно выбрать добровольно или случайной жеребьевкой. Нужно объяснить ребятам, как важно попытаться прочувствовать, понять свою роль, перевоплотиться в него, не забывая учитывать условия, в которых может оказаться персонаж. Работа может быть индивидуальной или групповой. Во 2-м случае предпочтение отдается небольшим группам. Когда задание выполнено, зачитываются несколько текстов. Выбор может делаться либо по желанию, либо по жребию. Если количество исполнителей невелико, а время позволяет, можно дать возможность выступить всем участникам.

Второй:  стадия осмысления — здесь ребята пытаются более серьезно осмыслить получившиеся тексты, соотнести их с персонажами, работают с новой информацией.

Третий: стадия рефлексии — этап рефлексии предполагает анализ, осмысление пройденного. Дети обсуждают и сравнивают ранее известные факты и новую для них информацию, анализируют услышанное. Для достижения лучшего эффекта рекомендуется использование наглядного материала по заданной теме: фотографий, слайдов, образцов. Это способствует закреплению полученных знаний и формированию обсуждаемого образа.

Вы же помните, ребята, что литературное образование связано с эстетической составляющей литературы, на ее основе строится познавательная, нравственная и воспитательная функции. Цель литературы в школе: формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся. Вот и проверим завтра, как внимательно читали вы летом.

И заинтригованные школьники весело побежали в школьную столовую.

«Пойду-ка и я, посмотрю, что там новенького? Повара у нас профессиональные, готовят только здоровую вкусную пищу». Она повернула направо по коридору и вошла в огромную, сияющую чистотой столовую. Окинув взглядом помещение, она обнаружила новшество: помимо удобных мягких кабинок  - два конвейера. На одном из них двигались заказанные блюда, а на другом – грязная посуда. И тут в глаза ей бросилась дверь с надписью «Детский зал для праздников». «Ура! Наконец мы будем праздновать дни рождения ребят и другие праздники! Теперь нужно составить график по классам и заняться сценарием. Да, работы предстоит много интересной в этом учебном году. Кстати, без помощи  ребят не обойтись. Хорошо, что в читальном зале при школьной библиотеке есть компьютеры, электронная библиотека, видеотека, всевозможные диски – словом, всё, что твой душе угодно. Работай, твори, раскрывайся!»

В это время под окном раздался восторженный крик: «Надежда Николаевна, с праздником! Наши мечты сбылись: мы все поступили, куда хотели!» Она увидела своих выпускников прошлого года. А ведь результат нашей деятельности очень неплохой: одиннадцать медалистов! И это результат взаимодействия педагогов, ребёнка и родителей. Это новые технологии образования, это профессионализм педагога и заинтересованность ребёнка. Потому что в нашей школе отношения учителя и ученика строятся на любви, взаимопонимании, уважении, доброте, взаимном психологическом комфорте. И только пройдя все этапы взаимодействия педагога и ребёнка, выпускник становится высокообразованным человеком, готовым с лёгкостью применять свои знания на практике при поступлении в вуз и другие учебные заведения, и он будет психически и физически развит и работоспособен. Наши выпускники социально адаптированы и готовы к встрече с обществом вне школы, гармонично развиты духовно.

А гармония души основана на лучших человеческих качествах.

 

.  .  .