Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Авторская программа внеурочной деятельности "Мы живём в России"

Дата публикации: 2020-03-15 18:52:21
Статью разместил(а):
Климова Елена Аркадьевна

Авторская программа внеурочной деятельности

«Мы живём в России»

Автор: Климова Елена Аркадьевна

МБОУ «СОШ № 11», г. Ижевск

 

Данная программа разработана для обучающихся 2 класса на основе программы курса внеурочной деятельности «Мы живём в России»  по организации гражданско-патриотического воспитания и формирования гражданской идентичности у младших школьников на основе системного и культурологического подходов к интеграции урочной и внеурочной деятельности по предметной области «Окружающий мир» во взаимодействии с семьёй и социумом в условиях поликультурного и поликонфессионального разнообразия российского общества (авторы Новицкая М.Ю., Чигрина С.Г.)

На изучение курса внеурочной деятельности «Мы живём в России» во 2 классе отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа (34 учебные недели).

Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Результаты формирования гражданской идентичности в условиях поликультурного и конфессионального разнообразия российского общества.

В качестве результатов формирования гражданской идентичности предусматриваются следующие достижения:

· ценностно-смысловое нравственное развитие обучающихся – принятие приоритетных ценностей гражданственности; патриотизма, преданности своему Отечеству; гуманизма и нравственности, чувства собственного достоинства; социальной активности, ответственности, нетерпимости к нарушениям норм морали и права;

· формирование исторической памяти и самосознания – формирование представлений об истории Отечества в его неповторимой судьбе, роли и месте в мировом историческом процессе, формирование чувства гордости и сопричастности к героическим событиям прошлого и осознание исторической ответственности за события в обществе и государстве;

· формирование патриотизма – усвоение ценностей гражданственности и любви к Родине, уважение культурно-исторических ценностей нашего общества и государства, формирование национального самосознания; развитие чувства любви к Отечеству и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь, готовность к достойному служению обществу и государству;

· формирование готовности к предварительному профессиональному самоопределению и его реализации посредством профессионального обучения;

· формирование толерантности личности – готовности и компетентности к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий.

Требования к результатам формирования гражданской идентичности.

На ступени начального общего образования требования к результатам формирования гражданской идентичности включают следующие компоненты и их содержательное наполнение:

1. Когнитивный компонент:

· представление о России как стране, занимающей определенную территорию;

· представление о географических особенностях России;

· представление о государственной организации (высшая власть, законодательные и исполнительные органы);

· знание государственной символики – герб, флаг, гимн;

· знание государственных праздников;

· знание основных исторических событий;

· знание основных прав и обязанностей гражданина

· знание о своей этнической принадлежности, владение родным языком, освоение национальных ценностей, традиций, культуры;

· знание о народах и этнических группах России;

· освоение общекультурного наследия России, установление связи всеобщего и специфического национального;

· знание истории края, культурных традиций, достижений, географии;

· знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности, правдивости);

· знание ценностей и истории семьи, профессии родителей;

· сформированность экологического сознания как знание норм и правил охранно-бережного отношения к природе;

· знание основ безопасности жизнедеятельности; норм и правил сохранения здоровья.

2. Ценностный и эмоциональный компоненты:

· чувство гордости за свою страну;

· эмоционально положительное принятие своей этнической принадлежности;

· уважение и принятие других народов и этнических групп, межэтническая толерантность;

· чувство патриотизма;

· уважение истории, культурных и исторических памятников;

· уважение семейных ценностей и устоев;

· уважение личности, признание достоинства. Нетерпимое отношение к любым видам насилия и агрессии;

· признание ценности жизни и здоровья, своего и других людей;

· любовь к природе;

· доброжелательное отношение к окружающим;

· оптимизм в восприятии мира;

· эмоциональное восприятие художественных произведений литературы и искусства;

· чувство гордости при следовании моральным нормам, стыда и вины при их нарушении.

3. Поведенческий компонент:

· участие в школьном самоуправлении

· выполнение требований и норм школьной жизни;

· выполнение моральных норм в школе, дома, со сверстниками и родителями;

· сотрудничество со сверстниками и участие в межвозрастном взаимодействии (помощь младшим и сотрудничество со старшими);

· участие в общественно-полезной деятельности и благотворительных акциях;

· посещение музеев, театров, библиотеки;

· реализация установок здорового образа жизни, участие в спортивных мероприятиях.

Содержание курса внеурочной деятельности «Мы живём в России» с указанием форм организации и видов деятельности.

№ занятия

Тема занятия

Форма занятия

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

1

Мы живём в России.

Вводная беседа. 

Предметные

Обучающийся научится:

- называть, находить и показывать субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) в котором проживает;

- кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря;

-характеризовать народные промыслы народов России;

- называть особенности жизни людей разные времена года, которые отразились в старинных праздниках;

- знать о народах и этнических группах Росси; 

- знать историю города Ижевска;

- знать поэтов и писателей Удмуртии;

- соблюдать правила здорового образа жизни в осенний, зимний, весенний и летний периоды;

- характеризовать осенние, зимние, весенние праздники и традиции в культуре народов своего края;

- различать перелётных и зимующих птиц;

- определять Государственные праздники; 

- знать обычаи и традиции народов России; 

- знать о правилах экологии.

Личностные

У обучающегося будут сформированы:

- более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;

- умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;

- доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме обрядов и обычаев традиционного календаря разных народов России и в форме праздников общегражданского календаря;

- представление о разнообразии календарных традиций народов России и о гармоничном единстве жизни человека и природы в течение года;

- представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в разнообразных культурных формах сезонного труда и праздничных обычаев людей в течение года;

- представление о социальной роли обучающегося (организации и подготовки общих праздничных событий в течение года);

- познавательные мотивы внеурочной деятельности;

- эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, выразительных средств русского (и родного) языка;

- этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе взаимодействия обучающихся при выполнении совместных заданий;

- представление об этических нормах через формулирование норм экологической этики;

- этические чувства на основе знакомства с календарными праздниками в культурах народов России, с традициями отношения к природным объектам в культуре разных народов России;

- потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через соблюдение правил поведения на занятиях;

- выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, в том числе в процессе освоения игр народов России;

- стремление прислушиваться к мнению других, в том числе при обсуждении вопросов организации и проведения календарных праздников по традициям народов своего края;

- установка на здоровый образ жизни через формулирование и соблюдение правил здорового образа жизни в разные времена года, в том числе с опорой на лучшие сезонные традиции здорового образа жизни народов своего края.

Метапредметные

Регулятивные

Обучающийся научится:

- понимать и принимать задачу занятия, сформулированную совместно с педагогом;

- сохранять задачу занятия (воспроизводить её на определённом этапе занятия при выполнении задания по просьбе учителя);

- выделять из темы занятия известные и неизвестные знания и умения;

- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

- планировать последовательность операций на отдельных этапах занятия;

- фиксировать в конце занятия удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой (с помощью средств, предложенных педагогом), объективно относиться к своим успехам / неуспехам;

- оценивать правильность выполнения заданий;

- соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с педагогом;

- контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные

Обучающийся научится:

- находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

- использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

- понимать содержание текста, интерпретировать смысл,

фиксировать полученную информацию;

- анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

- сравнивать объекты по заданным критериям                  

- осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме занятия в соответствии с возрастными нормами;

- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков,

подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

Коммуникативные 

Обучающийся научится:

- включаться в коллективное обсуждение вопросов с педагогом и сверстниками;

- формулировать ответы на вопросы;

- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

- договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

- высказывать мотивированное суждение по теме занятия на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

- поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

- употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

- понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

- готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых.

2

Государственные символы России: гимн, герб, флаг.

Литературно – музыкальная композиция.

3

Государственные символы Удмуртии: гимн, герб, флаг.

Экскурсия в национальный музей УР им. Кузебая Герда. 

4

Красота природы нашей Родины.

Просмотр фотовыставки; экскурсия в зоопарк.

5

Красота природы нашего края.

Экскурсия национальный музей УР им. Кузебая Герда, выставка «Природа нашего края».

6

Обычаи и традиции русского народа. 

Экскурсия в «Дом дружбы народов».

7

Обычаи и традиции удмуртов. 

Просмотр презентации.

8

Государственные праздники.

Беседа. 

9

Знай и люби свой край.  

Викторина. 

10

Народные промыслы России.

Экскурсия в музей изобразительных искусств.

11

Старинные осенние праздники народов России. 

Игра – путешествие. 

12

Обычаи и традиции русского народа.

Экскурсия национальный музей УР им. Кузебая Герда.

13

Народные промыслы России. Городецкие узоры.

Экскурсия в музей изобразительных искусств. 

14

Народные промыслы России. Русская матрёшка.

Экскурсия в музей изобразительных искусств. 

15

Люди разных национальностей, живущие в России.

Экскурсия в «Дом дружбы народов».

16

Люди разных национальностей, живущие в Удмуртии.

Создание проекта.

17

Старинные зимние праздники народов России. 

Игра – путешествие. 

18

«У лукоморья дуб зелёный».

Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина. 

19

«Народная игра – школа здоровья».

Игры.

20

День птиц.  

Работа над проектом «Мы любим птиц в любое время года». 

21

Здесь живёт моя семья. 

Заочное путешествие. 

22

Обычаи и традиции русского народа. Крещение. 

Беседа. 

23

Поэты и писатели Удмуртии.  

Выпуск буклетов. 

24

Улицы родного города.  

Виртуальная экскурсия. Фотоконкурс.

25

Государственные праздники. День защитника Отечества.

Литературно – музыкальная композиция.

26

Старинные весенние праздники народов России.

Беседа.

27

Обычаи и традиции русского народа. Масленица. 

Праздник.

28

Государственные праздники. Международный женский день. 

Литературно – музыкальная композиция.

29

Государственные праздники. День Космонавтики.

Экскурсия музей космонавтики МБОУ «СОШ №62»

30

Обычаи и традиции русского народа. Пасха. 

Беседа.

31

Государственные праздники. День Победы. 

Литературно –музыкальная композиция. 

32

След Великой Отечественной войны в жизни родного края. 

Экскурсия в музейный комплекс им. М.Т. Калашникова

33

Экология нашего города.

Беседа.

34

Мы третьеклассниками стали!  

Праздник.

.  .  .