Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Нужны ли гаммы гитаристам?

Дата публикации: 2020-03-11 09:26:05
Статью разместил(а):
Земцов Игорь Юрьевич

Нужны ли гаммы гитаристам?

Автор: Земцов Игорь Юрьевич

МАУДО "ЦДОД", г. Усинск

 

Аннотация: Нужны ли гаммы гитаристам? Этот вопрос задает мне практически каждый ученик на первоначальном уровне обучения. За свой десятилетний стаж работы я давал разрозненные ответы, которые в той или иной степени убеждали в необходимости этого вида музицирования. В этой статье я постарался собрать ответы на самые популярные вопросы, а также хотел поделиться своим преподавательским опытом на данном этапе.

 

Нужны ли гаммы гитаристам?

Исполнение гамм считается необходимым условием обучения на любом музыкальном инструменте. На чем бы вы ни учились, вы рано или поздно столкнетесь с необходимостью играть гаммы. Гитара конечно же не исключение, для нашего инструмента тоже существуют различные варианты исполнения гамм: одноктавные, двух-, трёхоктавные. Существует множество редакций гамм: А. Сеговии, М. Каркасси, П. Роча, Р. Зорькина, И. Кузнецова и др. Они сильно отличаются друг от друга в выборе аппликатуры.

Что такое гамма?

Как известно гамма это восходящие или нисходящие звукоряды протяженностью в несколько октав. Как правило, педагоги начинают давать гаммы уже на ранних этапах обучения, развивая тем самым у учеников беглость пальцев, силу звука и отрабатывая различные приемы звукоизвлечения. Мои ученики также начинают осваивать игру гамм в течение первого года обучения. Работа над гаммами решает целый комплекс исполнительских задач: развитие мелкой моторики, чувства ритма, работа над динамическими оттенками, также штрихами и т.д. На начальном этапе обучения гаммы рекомендуется играть в одну октаву. В середине первого-второго года обучения можно вводить несложные гаммы на две октавы. С трехоктавными гаммами, по моему опыту, справляются ученики на третьем-четвертом году обучения.

Как правильно играть гаммы?

Гамма должна быть исполнена в довольно подвижном темпе ровными длительностями, но в то же время гаммы можно играть различными ритмами: пунктиром, триолями, синкопами, шестнадцатыми, квинтолями. И те и другие способы игры гамм направлены на совершенствование технической базы исполнителя. Гаммы можно играть в интервал. В основном играют гаммы терциями, секстами или октавами. Умение играть гамму параллельными интервалами-очень важный навык для исполнителя. Такого рода сложности встречаются в большом количестве произведений любых стилей.

При разучивании гамм мы неизбежно столкнемся с игрой на разных струнах. Переходы со струны на струну могут выпадать на разные пальцы правой руки. У начинающих, при игре чередованием пальцев в правой руке, зачастую переходы со струны на струну могут вызывать трудности. При внимательном и контролируемом проигрывании гамм эти вопросы со временем решаются. Гамму стоит играть чередованием пальцев с аппликатурой: i,m или m,i. Возможен вариант также: m,a и a,m. И даже возможен вариант: p,i, который на первый взгляд может показаться экзотическим, но в музыкальной практике владение такой техникой игры часто является необходимой. Для развития скоростной техники можно и нужно пробовать аппликатуру: a,m,i. От себя могу добавить, что подобной аппликатурной формулой не стоит злоупотреблять. Освоив новую формулу, есть соблазн играть ею абсолютно все пассажи, тогда как довольно часто обычные среднетемповые пассажи можно с лёгкостью сыграть традиционным способом.

Нужно ли играть гаммы под метроном?

Игра под метроном это базовый этап для достижения ровности исполнения гамм. Я рекомендую играть под метроном с раннего этапа работы выставляя медленный темп и постепенно ускоряя его. Как показывает практика, игра со счётом вслух результативна в сочетании с метрономом.

Можно ли играть этюды вместо гамм?

Существует распространенное мнение среди музыкантов, что игру гамм можно заменить проигрыванием этюдов, в которых встречаются гаммообразные пассажи. Это мнение не лишено смысла. Каждый этюд написан для отрабатывания того или иного вида техники, в том числе и техники исполнения всевозможных пассажей. Хорошо написанный этюд также может служить для достижения нескольких технических задач. Можно взять для примера этюд 1 Маттео Каркасси из цикла 25 этюдов оп. 60:  

- М. Каркасси этюд 1 оп.60 такты 13-14,

- М. Каркасси этюд 1 оп.60 такты 37-40.

В представленных примерах видно, что здесь обыгрывается гамма ля-минор, а также гамма до-мажор. Помимо этого есть фрагмент с арпеджио:

- М. Каркасси этюд 1 оп. 60 такты 29-36.

Для наибольшей эффективности работу над этюдами нужно совмещать с проигрыванием гамм. Обычно на технических зачётах в музыкальных школах требуется исполнить гамму и один или два этюда, технический зачёт устраивается с периодичностью два раза в год. Эту практику могут взять на заметку гитаристы, которые учатся самостоятельно или у частного педагога.

Что даёт исполнителю работа над гаммами?

Игра гамм знакомит, а также учит свободно владеть всеми тональностями. Для гитариста это весьма важно потому, что практически нет музыки написанной для гитары в "трудных тональностях" с большим количеством знаков при ключе. Такие тональности как, скажем, ре-бемоль мажор или ми-бемоль минор, являются в гитарной практике малоупотребительными. Если это только не аккомпанемент к песне, где гитарист играет посредством каподастра. Как известно, существует 24 тональности за каждой из которой закреплён свой порядок знаков при ключе: диезов или бемолей. Выучить такой большой объем информации зачастую непросто, но с постепенным освоением гамм это всё-таки возможно.

На гаммах хорошо отрабатывать смену позиций-перемещений руки вдоль грифа. Позиционная смена всегда представляет собой техническую трудность, особенно если речь заходит об игре за 12 ладом. Необходимо, чтобы большой палец левой руки запоминал положение на грифе и при каждой смене позиции непременно возвращался на то же место. Достигается это многократными повторениями.

Проигрывание гамм помогает привыкнуть к новому незнакомому ранее инструменту. Не секрет, что все инструменты отличаются друг от друга. Когда вы берете в руки новую гитару и проигрываете на ней гаммы, вы привыкаете к определенной толщине грифа и высоте струн.

Как добавить мотивации, если гаммы играть скучно?

Гаммы играть намного интереснее, если ставить определенные задачи, например, играть с динамикой. При восходящем движении играть крещендо, а при нисходящем диминуэндо. Также возможны любые другие динамические комбинации. А также возможна игра с абсолютной динамической ровностью во всех регистрах под метроном. Гамму также не стоит играть без внимания и контроля, так сказать "без головы". Надо их играть осознанно. Нужно следить за синхронными действиями обеих рук.

Какие разновидности гамм существуют?

В исполнительской практике принято играть мажор натуральный. Но ещё существует гармонический вид мажора, в котором понижается VI ступень и мелодический вид, в котором при восходящем движении играется натуральный мажор, а в нисходящем движении понижаются VII и VI ступени. Минор же играют в основном только мелодический, в котором при восходящем движении повышаются VI и VII ступени, а при нисходящем движении играется натуральный вид минора. Существуют также другие разновидности минора: натуральный и гармонический, в котором повышается VII ступень.

Коснемся этой темы ещё немного глубже и скажем, что существуют ещё и старинные церковные лады: ионийский, лидийский, миксолидийский, дорийский, фригийский, эолийский, локрийский. Ионийский соответствует обычной мажорной гамме. Лидийский соответствует мажорной гамме с повышенной IV ступенью. Миксолидийский соответствует мажорной гамме с пониженной VII ступенью. Дорийский соответствует натуральной минорной гамме с повышенной VI ступенью. Фригийский соответствует натуральной минорной гамме с пониженной II ступенью. Эолийский соответствует натуральной минорной гамме. Локрийский соответствует минорной гамме с пониженной II и V ступенями.

Если гаммы играть сложно, то существуют ли какие-нибудь упражнения для подготовки пальцев?

Перед освоением гамм можно поиграть некоторые упражнения А. Иванова-Крамского, Э. Пухоля, А. Карлеваро, которые подготавливают пальцы к растяжкам и смене позиции.

 

.  .  .