Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Роль родителей в физическом воспитании ребенка

Дата публикации: 2020-01-24 14:07:00
Статью разместил(а):
Суханова Анна Сергеевна

Роль родителей в физическом воспитании ребенка

Автор: Суханова Анна Сергеевна

 

Наши дети постоянно окружены заботой и любовью родителей. И это очень верно, ведь у детей есть право на счастливое детство. Родительская самоотверженная любовь не знает границ, но часто она бывает неразумной. Стремясь предоставить максимум благ и удовольствий, некоторые родители окружают ребенка чрезмерной роскошью, балуют его и тем самым создают множество трудностей как для себя, так и для него самого – в школе, а позже и в самостоятельной жизни. Воспитание ребенка в семье является важнейшим звеном в подготовке ребенка к школе и к жизни в коллективе и предъявляет к родительской заботе и любви особые требования. 

Не всегда легко понять поведение ребенка и определить, какие средства в данную минуту будут наиболее уместны для того, чтобы своевременно заложить в нем необходимый фундамент физического и духовного развития. Необходимо серьезно задуматься о развивающейся личности каждого ребенка, чтобы действия родителей были необходимыми и своевременными. 

В последнее время много внимания уделяется вопросам воспитания детей в семье: книги, статьи в газетах и журналах, лектории, кино, радио и телевидение дают родителям советы, приказывают, информируют и предостерегают, как сделать воспитание ребенка более радостным с помощью движений. Доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка, на развитие всех органов и тканей, а если эти занятия проводятся на свежем воздухе – то и закаливают организм.

Правильно проводимые физические упражнения способствуют развитию таких положительных качеств, как самостоятельность и самообладание, внимание и умение сосредоточиваться, находчивость и мужество, выносливость и др. Для здоровья ребенка очень важно, когда он научится определенным двигательным действиям, как будет их выполнять и сможет ли он правильно использовать их в игре или в повседневной жизни. Своевременное развитие основных двигательных навыков почти так же важно, как и своевременное интеллектуальное развитие ребенка – например, развитие речи.

Роль семьи в воспитании ребенка

Большую помощь в физическом воспитании школьников могут оказать родители учащихся. Как показала практика, большинство из них проявляют живой интерес к школьной жизни своих детей, но в тоже время далеко не все еще придают должное значение правильному режиму, пребыванию на свежем воздухе и занятиям физическими упражнениями. Ведь нередко приходиться сталкиваться с факторами, когда на словах взрослые не против физической культуры и спорта, однако практических шагов для занятий своего ребенка в секции не предпринимают. Совершенно очевидно, что лучшим методом привития интереса к занятиям физическими упражнениями является личный пример родителей, других родственников.

Совместные занятия физической культурой и спортом содействует духовному сближению старших и младших членов семьи, что является основой взаимопонимания между ними. Так, например, во время походов или туристических прогулок каждый выполняет определенные обязанности, которые дают возможность почувствовать себя полезным и равноправным членом дружного коллектива. Во время семейных походов участвуют в совместных играх: футбол, волейбол, вышибалы, веселые эстафеты. Важно убедить, что физическая культура не уступает другим дисциплинам.

Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе – главная социальная задача, решаемая обществом и семьей. Семья – это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений благодаря которым он постигает нормы общественного поведения. В беседах с родителями о роли семейного воспитания педагог подчеркивает, как многосторонне влияние родителей на формирующуюся личность: рассказывает о семье как первой социальной ячейке, о характерном для нее укладе и стиле отношений всех членов семьи, о направленности их интересов и ее потребностях, обеспечивающих здоровый микроклимат. От этого во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.

Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, наполненные полезным содержанием, совместный досуг и отдых, поэтому организация совместного досуга не только важное средство воспитания ребенка, но и способствует укреплению здоровья семьи.

Понятие «Физическое воспитание» - о чем говорит уже сам термин, входит в общее понятие «воспитание» в широком смысле. Это означает, что, так же представляет собой процесс решения определенных воспитательно – образовательных задач, характеризуются всеми общими признаками педагогического процесса. Отличительные особенности физического воспитания определяются прежде всего тем, что этот процесс направленный на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, укрепление здоровья.

Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность (обсуждения успехов спортивной жизни страны, переживания при просмотре телевизионных спортивных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.). Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Личный пример родителей, совместные физкультурные занятия, здоровый образ жизни – главные составляющие успеха физического воспитания в семье.

Здоровый образ жизни и его основные составляющие

Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности сохранения и укрепления здоровья людей. Воспитать ребенка здоровым – это значит с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни. Его основные компоненты: рациональный режим; систематические физкультурные занятия; использование эффективной системы закаливания; правильное питание; благоприятная психологическая обстановка в семье.

Закаливание.

Как средство повышения защитных сил организма закаливание возникло в глубокой древности. В Спарте, например, закаливание мальчиков начиналось в грудном возрасте, а с 7 лет они воспитывались в суровых, «спартанских», условиях: ходили круглый год босиком и в облегченной одежде, купались в холодной воде и т.п. Условия жизни девочек были почти такими же. В России закаливание издавна было массовым. Примером этого могут быть деревенские бани с парными и «снежными» ваннами.

Закаливание – это комплексная система оздоровительных воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости организма к вредным для здоровья метеорологическим и другим факторам. Такая устойчивость может быть достигнута только в результате систематической тренировки и постоянного совершенствования механизмов адаптации. Что происходит в организме при закаливании? Прежде всего, тренируются нервные окончания, чувствительные к температурным воздействиям. Одновременно природные факторы – солнце, воздух и вода – действуют на сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки. Одевать детей нужно по погоде на данное время дня; осенью и зимой одежда должна быть достаточно теплой, но не слишком тяжелой, позволяющей двигаться без затруднений; летом лучше носить одежду из хлопчатобумажных или льняных тканей.

Методы воздушного закаливания просты и удобны. Уже само пребывание ребенка на открытом воздухе имеет общеукрепляющее и оздоровительное значение. Под действием воздушных ванн, потоков воздуха повышается тонус нервной системы, возрастает работоспособность, улучшается работа сердечно – сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, эндокринных желез. Прогулки дошкольников и младших школьников должны в совокупности продолжаться ежедневно не менее 4 часов. Для малышей полезен и дневной сон на свежем воздухе, правда, воздух должен быть чистым, что, к сожалению, наблюдается редко и в городах, и в поселках.

С незапамятных времен известно, что ходьба босиком – замечательное закаливающее средство. Установлено, что на поверхности стопы имеется много температурных рецепторов, которые непосредственно связаны со слизистой оболочкой дыхательных путей, а также практически со всеми внутренними органами. Большинство малышей любят ходить босиком, и родителям следует поощрять это. Однако, начиная такое закаливание, нужно соблюдать определенную последовательность. На первом этапе лучше ходить в носках, затем босиком по коврику или одеялу в течение нескольких минут. Потом этот срок увеличивается, ребенок может бегать босиком и по полу, летом – по траве на лесной поляне или по песку у реки. Порой родители запрещают детям ходить босиком из опасения, что они заразятся грибковыми заболеваниями. Такие страхи безосновательны, так как грибки могут проникать только во влажную и изнеженную кожу.

Простое и надежное профилактическое средство – после прогулок босиком вымыть ноги с мылом. Эффективность закаливания возрастает при использовании специальных температурных воздействий и процедур. Основные принципы их правильного применения должны знать все родители: систематичность и последовательность; учет индивидуальных особенностей ребенка, его физиологических и эмоциональных реакций на процедуру; состояние здоровья (процедуры проводятся, когда ребенок здоров); комплексное использование природных факторов и климатогеографических условий. Хорошим закаливающим и общеукрепляющим средством могут быть – при соблюдении правил их выполнения – солнечные ванны, обладающие многосторонним действием на организм. Главное их оздоровительное значение состоит в бактерицидности (многие бактерии и вирусы под воздействием прямых солнечных лучей погибают), в повышении сопротивляемости организма к простудным и другим болезнетворным факторам.

Однако надо знать, что воздействие солнечной радиации полезно только при умеренных ее дозах. Хотя у детей и подростков чувствительность к ней ниже, чем у взрослых, тем не менее при длительном пребывании на солнце, особенно без движения (как это присуще многим семьям, загорающим летом целыми днями на берегу моря), возможны ожоги и даже тепловые и солнечные удары.

Режим дня.

Великий физиолог И.П. Павлов не раз говорил, что ничто так не облегчает работу нервных клеток головного мозга, как определенный распорядок жизни. Такой определенный распорядок, режим дня чрезвычайно важен для учащихся. Всему свое время в режиме дня, а иначе и работа ладиться не будет, не пойдет на пользу. Если не налажено правильное чередование различных видов деятельности, если продолжительность ночного сна недостаточна, если мало отводится времени для отдыха на открытом воздухе – все это приводит к тому, что нервная система быстро истощается. Результат – снижение работоспособности школьника.

Вот почему семья, так же, как и школа, должна обратить серьезное внимание на организацию времени бодрствования и сна учащихся. Хороший отдых, а затем неукоснительное выполнение распорядка дня избавят маленького школьника от головных болей, вялости, постоянного чувства усталости. Он снова будет внимательным, усидчивым и хорошо успевающим. Правильно организовать режим дня школьника – это: - обеспечить ему достаточный по продолжительности сон со строго установленным временем подъема и отдыха ко сну; - предусмотреть регулярный прием пищи; - установить определенное время приготовления уроков; - выделить время для отдыха на открытом воздухе, творческой деятельности, свободных занятий и помощи семье. Конечно, трудно приучить ребенка следовать всем пунктам режима, но, если проявить настойчивость, ему будет легче и легче это делать – начинает играть свою роль привычка, и ребенок поймет, что режим помогает жить.

Потребность детей в сне тем больше, чем младше ребенок. С возрастом продолжительность сна уменьшается, а время бодрствования соответственно увеличивается. Большую часть времени ребенку необходимо провести на открытом воздухе. Для первоклассников, второклассников (и более старших детей с ослабленным здоровьем) желателен дневной сон: час-полтора при открытой форточке, который хорошо восстанавливает работоспособность. После домашних учебных занятий ребенку обязательно надо поиграть на открытом воздухе час-полтора. Еще раз подчеркнем значение двигательной активности. Дети, которые мало двигаются, отстают в развитии, часто имеют избыточный вес, плохо сопротивляются инфекциям, не могут быстро приспосабливаться к смене температуры воздуха и атмосферного давления; поэтому часто и длительно болеют, вынуждены пропускать занятия в школе, отстают от товарищей. Нельзя признать разумным запрещение детям прогулок и игр на воздухе в наказание за какие-либо проступки.

Общее время пребывания ребенка на свежем воздухе – до 4 ч. в день. Всякий лишний час, проведенный на воздухе, очень ценен для здоровья школьников, особенно ослабленных и перенесших заболевания. В режиме дня школьников необходимо предусмотреть время, которое используется ими в соответствии с их собственными наклонностями и интересами. Ребенок должен быть уверен, что у него всегда найдутся часы и для чтения любимых книг, и для конструирования или рисования, и для занятий спортом, и для того, чтобы пойти в кино или посмотреть телепередачу. Найдите место в режиме дня посильному труду детей – общественно полезному, в помощь семье, связанному с личным самообслуживанием. Дома младшим школьникам вполне можно поручать уборку комнат, мытье посуды, не говоря уже о том, что они могут следить за состоянием своей одежды и обуви, стирать мелкие личные вещи, убирать свою постель и свое рабочее место. Двадцать-двадцать пять минут нужно выделить для завтрака и для ужина и 30-35 минут – для обеда.

После напряженной дневной работы организму школьника, его центральной нервной системе нужен полноценный отдых. Такой отдых может доставить только сон. Сон достаточной продолжительности обеспечивает высокую работоспособность ребенка в течение значительного времени. Очень хорошо школьникам перед сном спокойно погулять минут 20-30, а затем проветрить комнату и провести вечерний туалет; в него следует включить мытье ног водой комнатной температуры. Спокойному, глубокому сну препятствует и слишком поздний прием пищи, поэтому ужин у ребенка должен быть не позже чем за 1,5 ч. перед сном. Постель – безусловно отдельная, не тесная, не слишком мягкая, но и не жесткая. Очень важно, чтобы дети и во время сна дышали свежим воздуха. Комнату перед сном нужно хорошо проветрить; еще лучше приучить детей спать при открытой форточке. Температура воздуха в спальне не должна превышать +16-17 º.

Спортивный уголок дома. Интерес ребенка к физическим упражнениям формируется совместными усилиями воспитателей и родителей. Спортивный уголок дома помогает разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков, полученных в дошкольном учреждении, развитию ловкости, самостоятельности. Оборудовать такой уголок несложно: одни пособия можно приобрести в спортивном магазине, другие сделать самим. По мере формирования движений и расширения интересов ребенка уголок следует пополнять более сложным инвентарем различного назначения. В спортивном уголке дома должны быть мелкие физкультурные пособия: мячи разных размеров, обручи, палки диаметром 2,5 см разной длины, скакалки. Интересен для упражнений цветной шнур – косичка (длиной 60- 70 см). Он сплетается из трех шнуров разного цвета, концы обшиваются; на одном из них пришивается пуговица, на другом – петля. С таким шнуром выполняют упражнения как с гимнастической палкой, а сделав из него круг, можно использовать для прыжков. В игре такой шнур служит «домиком». Располагать уголок следует по возможности ближе к свету, чтобы был приток свежего воздуха, у наружной стены с широким окном и балконной дверью. Упражнения на снарядах, вводимых постепенно, вначале выполняются детьми под руководством или наблюдением взрослых, а после успешного освоения дети могут заниматься самостоятельно.

У ребенка не должно быть с самого начала отрицательных эмоций от чрезмерно высоких или слишком малых нагрузок, неправильной методики занятий, отсутствия их периодичности, поэтому родители должны хорошо подготовиться к тому, чтобы начать заниматься с ним. Было доказано, что совместные занятия родителей с детьми приносят следующие положительные  результаты: пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствует развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями; углубляют взаимосвязь родителей и детей; предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним; позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствует всестороннему развитию ребенка. Позже эти совместные занятия становятся действительно самым счастливым событием дня, и ребенок радуется той минуте, когда кто-то из родителей скажет: «Иди сюда, будем заниматься!»

В сегодняшней круговерти дня это – минуты праздника, однако занятия должны быть не по-праздничному редкими и случайными, а регулярными и ежедневными. Только систематическая забота о двигательном развитии ребенка может принести желаемые результаты: систематическое повторение одних и тех же упражнений и логическая преемственность занятий являются основными предпосылками успеха.

Пешеходные прогулки - они всегда должны быть интересны и содержательны.  Учителю достаточно напомнить родителям о том, что организованные пешеходные прогулки вырабатывают у ребёнка выдержку, приучают к самостоятельности. А еще можно во время прогулки использовать различные подвижные игры на ходу:

- перебрасывание мяча;

- передвижение подскоками, боком и спиной вперёд;

- катание обруча;

- прыжки через скакалку …

Такое мероприятие дает прекрасную возможность родителям познать и разделить интересы своего ребёнка и правильно подобрать для него воспитательное воздействие.

Плавание «семейное». При плавании активизируются все системы организма человека. Сочетание нагрузки и отдыха, разнообразные упражнения в воде повышают выносливость организма и сопротивляемость его простудным заболеваниям.

Катание на роликах укрепляет свод стопы, развевает чувство равновесия, повышает устойчивость вестибулярного аппарата (следить за дыханием ребёнка).

Езда на велосипеде оказывает разностороннее воздействие на сердечно-сосудистую, дыхательную системы, способствует укреплению мышц, особенно ног, стопы. У детей развиваются быстрота, ловкость, равновесие, глазомер, координация движения, ориентировка в пространстве.

Бег. Естественное движение, привычное для человека с раннего возраста. Разбудить интерес к бегу помогают различные задания, остановиться, сменить направление бега, пробежать змейкой между предметами, кто быстрее добежит и т.д. по возможности. Надо чаще использовать бег босиком по песку, мелкой воде, земляным и травянистым дорожкам с поворотами и уклонами. Обязательно нужно учитывать индивидуальные особенности своих детей. Привычка бегать поможет получать дозу движений, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма человека и избежать гиподинамии детей.

Домашнее задание – в младших классах – это комплексы простых упражнений, которые надо выполнять в хорошо проветренном помещении, а лучше на свежем воздухе. Ребёнка легче заинтересовать регулярными занятиями, если оборудовать дома спортивный уголок, - это может быть укреплённая в дверном проёме перекладина, гантели, эспандеры, тренажеры и т.д. Желательно, чтобы родители занимались вместе с детьми.

Контроль со стороны родителей будет одним из стимулов к занятиям, здесь связь между родителями и учителем физической культуры будет опосредована через учащихся. Кроме этого необходимо создать ещё одно важное условие – здоровый образ жизни, рациональный режим дня. Чередование труда, отдыха, физических упражнений, сна.

Работа с родителями

Более тесный контакт между родителями школьников достигается в индивидуальных беседах. Это позволяет узнать лучше ученика и, более углублено, осуществлять дифференцированный подход в процессе обучения. Особый акцент в беседе необходимо сделать на том, что при подборе средств для совершенствования того или иного двигательного качества следует обязательно учитывать половые особенности развития детей. В частности, особую осторожность необходимо соблюдать при занятиях с девушками. Для них ограничивается перечень упражнений, сопряженных сотрясениями тела, большими нагрузками, значительным проявлением выносливости. И, наоборот, большее внимание уделяется упражнениям на равновесие, танцевальным, с элементами художественной гимнастики и упражнениям, укрепляющим мускулатуру брюшного пресса.

В более раннем возрасте способности ребенка невелики, но постепенно силовые возможности мышц продолжают увеличиваться, особенно у юношей. У девушек процесс развития этого качества без специальной тренировки стабилизируются (иногда показатели даже уменьшаются).

Выносливость к динамической работе наиболее интенсивно увеличивается в младшем школьном возрасте (примерно 11-12 лет). В 14 лет уровень этого качества достигает примерно 60% показателя выносливости взрослого человека. 16 годам выносливости еще более увеличивается, но несколько отстает (на 15%) от уровня развития этого качества у взрослых. При регулярной тренировке выносливость может увеличиваться и в старшем возрасте.

Быстрота (определенная по максимальной частоте движения ног) прогрессивно увеличивается с 7 до 13 лет. Развитие этого качества зависит от многих факторов, например, от силы мышц, особенно в тех случаях, когда быстрота оценивается при помощи упражнений в метаниях, прыжках и т.п.

Учитель должен ознакомить родителей с методами контроля за состоянием организма школьников, показателем работы сердечно- сосудистой и дыхательной систем, внешним признакам утомления, убедить родителей в необходимости такого контроля, указать, что эффективность и оздоровительное воздействие физических упражнений будет намного выше, если не пускать занятия на самотек. На основании опыта и знаний конкретного школьника определяется направленность упражнения, дает индивидуальную дозировку. Ни в коем случае нельзя превышать нагрузку учеником. Родителям необходимо следить за соблюдением детьми режима дня и питания. Постоянно напоминать о вреде куренья и употребления алкоголя, но делать это, подавая личный пример.

Поддерживайте в своём ребёнке высокую самооценку — поощряйте любое его достижение. Наблюдайте за поведением и состоянием своего ребёнка во время занятий физическими упражнениями. Ни в коем случае не настаивайте на продолжении тренировочного занятия, если по каким-то причинам ребёнок этого не хочет. Нужно, прежде всего, выяснить причину отказа, устранить её и только после этого продолжить занятие. Не ругайте своего ребёнка за временные неудачи. Важно определить индивидуальные приоритеты ребёнка в выборе физических упражнений. Практически всем детям нравятся подвижные игры, но бывают и исключения. Не меняйте слишком часто набор физических упражнений. Если комплекс ребёнку нравится, пусть он выполняет его как можно дольше, чтобы прочно усвоить тот или иной навык, движение. Важно соблюдать культуру физических упражнений. Не перегружайте ребёнка, учитывайте его возраст. Три незыблемых закона должны сопровождать вас в воспитании ребёнка: понимание, любовь и терпение.

Школа и семья представляют собой единую команду в образовании и воспитании ребёнка, поэтому совместные занятия физической культурой родителей и детей, организуемые и контролируемые учителем, в немалой степени содействуют духовному сближению старших и младших членов семьи, помогает их взаимопониманию, корректируют родительские позиции по отношению к физическому и общему воспитанию детей.

Важна правильная последовательность упражнений.

1. Ходьба, бег в медленном темпе (умеренное разогревание организма).

2. Упражнение в потягивании (улучшение кровообращения, воздействие на позвоночник).

3. Упражнения для рук и плечевого пояса (увеличение подвижности, укрепление мышц).

4. Упражнения для мышц туловища – наклоны вперед-назад, в стороны, круговые движения (развитие гибкости. Подвижности позвоночника, укрепление мышц, улучшение деятельности внутренних органов).

5. Упражнения для ног – выпады, приседания (укрепление мышц, увеличение подвижности суставов и улучшение кровообращения).

6. Маховые упражнения для рук и ног (развитие гибкости, подвижности суставов, улучшение кровообращения и деятельности органов дыхания).

7. Упражнения для мышц брюшного пресса, боковых мышц (укрепление мышц).

8. Бег, прыжки, подскоки (укрепление мышц, улучшение обмена веществ).

9. Заключительные упражнения (успокаивающее воздействие, приближение деятельности организма к обычному ритму).

В заключении надо отметить, что в таком важном деле, как физическое воспитание подрастающего поколения, нет и не может быть мелочей. Важно помнить, что только комплексное осуществление всех форм физического воспитания может в полном объеме решить поставленные задачи!

 

.  .  .