Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Дополнительная общеразвивающая программа по дзюдо для детей 5-8 лет

Дата публикации: 2019-11-21 09:24:01
Статью разместил(а):
Ожиганова Марина Валентиновна

Дополнительная общеразвивающая программа по дзюдо для детей 5-8 лет

на 2018-2021 учебные годы

Автор: Ожиганова Марина Валентиновна

 МЮУДО «Детская юношеская спортивная школа № 1», г. Усолье-Сибирское

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе примерной типовой программы для системы дополнительного образования детей «Детско-юношеских спортивных школ» и спортивных клубов, нормативно-правовых документов регламентирующих деятельность спортивных школ, федерального стандарта спортивной подготовки по дзюдо, разработанного на основании Федерального закона от 14.12.2007 г. № № 329 – ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», письма Министерства спорта Российской Федерации от 30 июля 2013 года № ЮН-04-10/4409, Приказа Министерства спорта Российской Федерации от 12 сентября 2013 года № 731 «Об утверждении Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта».    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №  273-ФЗ.

žПриказ Министерства спорта Российской Федерации от 12.09.2013 № 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам».

žПриказ министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

žПриказ Министерства спорта Российской Федерации от 27.12.2013 №1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта».

Дополнительная образовательная программа направлена на развитие физических качеств детей, отбор одарённых детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития, получения ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта.

Дзюдо – разновидность единоборства, основа которого заключается в том, чтобы победить соперника физическим, техническим и тактическим преимуществом. Дзюдо - дословно "гибкий путь". Этот вид единоборства включает в себя разнообразные технические приемы, требующие большой ловкости и координации движений. Занятия проходят на ровной, плотной, достаточно гибкой площадке (татами), которая позволяет быстро передвигаться и одновременно обеспечивает безопасность при падении. 

Главная задача заключается в подготовке физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил юных спортсменов, в воспитании социально активной личности, готовой к трудовой деятельности в будущем.  

Система подготовки дзюдоистов предусматривает постановку цели:

- прогнозирование спортивных достижений;

- моделирование уровня подготовленности дзюдоистов и его реализацию в соревновательной деятельности;

- планирование системы тренировочных занятий, соревнований и факторов усиливающих их эффективность

Программа раскрывает комплекс параметров обучения и тренировки в спортивной школе на спортивно-оздоровительном этапе.

При разработке программы использованы современные тенденции развития дзюдо, передовой опыт ведущих специалистов в области обучения и тренировки по дзюдо, личный опыт работы, индивидуальная работа по технике безопасности и охране здоровья, практические разработки теории и методики дзюдо.

При системном подходе процесс подготовки рассматривается в многолетнем аспекте, с учётом единства тренировки, соревнований и усиливающих их эффект восстановительных воздействий. За основу планирования взят спортивно-оздоровительный этап обучения (из расчёта 46 рабочие недели в год) и составляет 3 года.

      

НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

Нормативная часть программы содержит основные требования по:

     - длительности этапа спортивной подготовки в дзюдо, минимальный возраст для зачисления обучающихся и минимальное количество обучающихся в группе (приложение 1);

     - этапные нормативы по видам спортивной подготовки и их парциальное соотношение в группах, обучающихся дзюдо (приложение 2);

     - нормативы спортивной подготовленности, выполнение которых даёт основание для перевода спортсмена на следующий год спортивной подготовки (приложение 3).  

Спортивно-оздоровительный этап зачисляются дети с пятилетнего возраста, имеющие письменное разрешение врача-педиатра и письменного заявления родителей (законных представителей). На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннее физическое развитие и овладение основами техники дзюдо.

При объединении в группы ведётся учёт на оптимальные возрастные границы, в пределах которых спортсмены добиваются высоких достижений в дзюдо.  

Перевод обучающихся (в том числе досрочно) в группу следующего года обучения проводится на основании стажа занятий, выполнения контрольных нормативов по ОФП и заключения врача.

Обучающимся, не выполнившие предъявленные требования, предоставляется возможность продолжить обучение повторно.

Расписание занятий по группам составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей тренерами-преподавателями и утверждается директором МБУДО «ДЮСШ № 1». Продолжительность одного занятия для спортивно-оздоровительного этапа – 2 часа (академический час = 45 минут).

 

Режимы тренировочной работы

Объём тренировочной нагрузки

Таблица 1

 Этапы подготовки

Период

обучения

Максимальный объём учебно-тренировочной нагрузки (час/нед)

Спортивно-оздоровительный

1 год

до 2

2 год

до 4

3 год

до 6

Примечание: Недельный режим учебно-тренировочной нагрузки является максимальным и устанавливается в зависимости от периода и задач подготовки.

 

Врачебный контроль

Основная цель врачебного контроля – всемерное содействие положительному влиянию спорта на состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность обучающихся.

Для занятий в спортивную школу допускаются практически здоровые дети. Медицинский контроль для спортивно-оздоровительных групп 1, 2, 3 года обучения на основании заключения детского участкового врача.

 

Учебная нагрузка по годам обучения из расчёта 46 часов в год

Спортивно-оздоровительная группа

1 года обучения

Спортивно-оздоровительная группа

2 года обучения

Спортивно- оздоровительная группа

3 года обучения

92 часа

184 часа

276 часов

 

Расчёт годового объёма часов ведётся от удельного веса (доли) нагрузок разделов подготовки (ОФП, СФП, техническая, тактическая, интегральная и т.д.)

С увеличением общего годового объёма часов увеличивается удельный вес (доля) нагрузок на технико-тактическую, специальную, физическую и интегральную подготовки.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН 

В учебном плане отражаются основные задачи и направленность работы по этапам многолетней подготовки спортсменов.

Основные задачи спортивно-оздоровительного этапа:

- привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом;

- формирование у обучающихся основ здорового образа жизни, гигиенической культуры и профилактика вредных привычек;

- всестороннее гармоничное развитие личностных и физических качеств у обучающихся, укрепление их здоровья и закаливание организма;

- освоение теоретических знаний из области физической культуры и избранного вида спорта – дзюдо, формирование двигательных умений и навыков.

Программа обеспечивает строгую последовательность и непрерывность всего процесса становления спортивного мастерства юных спортсменов.

При планировании программы учитывались средства физической и технической подготовки в многолетнем тренировочном процессе.

Для эффективности работы учитываются особенности возрастного и полового развития детей, возрастных стимулов и интересов.

 

Характеристика движений    

Техника дзюдо состоит из трех частей - бросков, борьбы лежа, борьбы стоя. Из положения, стоя дзюдоист, бросает соперника на спину в любом направлении быстро и достаточно сильно. Для борьбы лежа характерны три типичных приема - удержание, удушение, болевые приемы в локтевом суставе. В первой группе приемов эффект определяется временем удержания, при удушении - действенным кратковременным ограничением прилива крови в мозг и при болевом приеме - болью в локтевом суставе. В технику дзюдо входят и другие типичные элементы: разные способы передвижений по татами, приемы самостраховки, ритуал приветствия, сигнал о сдаче и т. д.

Значительные вариации техники дзюдо, широкий масштаб средств для победы над соперником дают возможность применять множество разнообразных приемов и тактических действий. 

 

Развитие двигательных способностей

Большой диапазон технико-тактических элементов дзюдо требует комплексного развития всех двигательных способностей. Прежде всего, требуется развитие выносливости, динамичной силы всех мышечных групп и статической силы, особенно мышц спины и рук. Все мышечные группы получают равномерную нагрузку.

Скорость в дзюдо имеет особое значение. Больше всего развивается скорость реагирования на импульсы прикосновения. Скорость реагирования в дзюдо носит комплексный характер, который зависит от разнообразия атак и защитных действий соперника.

Большое значение в дзюдо имеют ловкость и гибкость. От уровня их развития зависят эффективность и качество техники.

Физиологический аспект 

На протяжении встречи неравномерно загружаются система кровообращения и дыхательные пути. Степень нагрузки колеблется от минимальной до максимальной, что зависит от хода поединка. Для этого момента типично чередование аэробных и анаэробных фаз.

Специфическое действие техники удушения, а иногда и удержания, ведет в случае успешного применения к механическому ограничению кровообращения. Кроме того, по ходу схватки происходят короткие и длинные передвижения, которые требуют максимальной мобилизации внутренних резервов (например, серии атак в положении стоя). Приведенные приемы требуют от организма способности давать хорошие показатели при гипоксии и следующих за ней восстановительных процессов.

Психологический аспект

Для дзюдоистов типична способность предугадывать намерения соперника, внезапные решения и высокая волевая активность. Успех тактики зависит от мгновенного анализа обстановки, быстроты решения. Важную роль здесь играют сенсомоторные способности - точность движения, наблюдательность.

Характер функциональной нагрузки и способов движения в дзюдо требует выносливости и волевых усилий. Кроме того, на протяжении встречи необходимо часто преодолевать неприятные чувства, вытекающие из прямого контакта с соперником, т. е. боль, причиняемую удушением и болевыми приемами, а также неправильным проведением некоторых технических действий и приемов.

Психологическая подготовка находится в прямой зависимости от физической, технической и тактической подготовок. Она направлена на развитие личности спортсмена, на достижение максимальной результативности. Формирование личности спортсмена осуществляется формами идейной, моральной и волевой подготовки и продолжается непосредственно в ходе тренировок и соревнований. Таким образом, регулирование психического состояния - процесс непрерывный и постоянный и ведется он как тренером, так и самим спортсменом.

Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технической, тактической, психологической, интегральной, теоретической подготовок, восстановительных мероприятий, медицинского контроля.

Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала в многолетнем тренировочном процессе: преемственность задач, средств и методов подготовки, объёмов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической, технико-тактической и интегральной подготовленности.  

Принцип вариативности предусматривает, в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юных спортсменов, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определённой педагогической задачи.   

При её разработке использованы современные тенденции развития дзюдо, передовой опыт ведущих специалистов в области обучения и тренировки по дзюдо, личный опыт работы, индивидуальная работа по технике безопасности и охране здоровья, практические разработки теории и методики дзюдо.

Учитывается режим тренировочной работы в неделю.

Распределение времени в учебном плане на основные разделы тренировки по годам обучения осуществляется в соответствии с задачами многолетней подготовки.

 

Теоретическая подготовка

    Теоретическая подготовка проводится с обучающимися дзюдо различного возраста. Учебный материал распределяется на весь период обучения. При проведении теоретических занятий следует учитывать возраст обучающихся и излагать материал в доступной им форме.

    В плане теоретических занятий для дзюдоистов различного возраста следует отражать такие темы, как врачебный контроль и самоконтроль, профилактика травм и заболеваний, восстановительные мероприятия при занятиях спортом (табл. 3).

    Формирование знаний по освоению содержания дзюдо и формированию здорового образа жизни способствует повышению качества теоретической подготовленности обучающихся различного возраста. Обычно, теоретическая подготовка проводится тренером-преподавателем во время учебно-тренировочного занятия. Её можно организовать в форме сообщения, беседы лекционного занятия, семинара.

    Сообщение включает краткий обзор сведений по какому-либо вопросу, имеет незначительную продолжительность 3-5 минут. Рекомендуется для применения в учебно-тренировочном процессе с различными контингентами дзюдоистов (табл. 4). Возможно также проведение занятий по теоретической подготовке в форме бесед. Беседа занимает 20-40 минут в зависимости от тематики (табл. 5).

     Содержание теоретической подготовки рекомендуется планировать заранее и проводить в соответствии с намеченным планом.

 

Таблица 3

План теоретической  подготовки дзюдоистов на спортивно-оздоровительном этапе

п/п

Название темы

Краткое содержание темы

Спортивно-         оздоровитель

ный

1 г

2 г

3 г

 1.

Техника безопасности на занятиях дзюдо

Вводный инструктаж на занятиях. Предупреждение травматизма на занятиях. Правила поведения на занятиях. Правила дорожного движения. Правила ТБ на соревнованиях

2

3

3

 2.

Личная и общественная гигиена

Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом. Гигиенические требования к одежде и обуви. Гигиена спортивных сооружений.

2

3

4

3.

Закаливание организма

Значение и основные правила закаливания. Закаливание воздухом, водой, солнцем.

2

3

3

4.

История дзюдо

История вида спорта в России и мире

 

4

7

5.

Аттестационные требования

Выполнение норм и требований спортивной квалификации по годам обучения

 

3

5

ВСЕГО:

6

16

22

 

Таблица 4

Тематический план сообщений

на учебно-тренировочных занятиях с обучающимися и их родителями (законными представителями)

п/п

Название темы

Основные понятия

1.

Гигиена спортсмена

- гигиена тела, одежды, мест занятий

- гигиенические процедуры

2.

Режим дня спортсмена

- важность режима

- рекомендуемый режим дня

3.

Влияние осанки на здоровье

- факторы, ухудшающие осанку

- профилактика нарушений осанки

4.

Физическая активность и здоровье

- гиподинамия

- обмен веществ

5.

Информация о правильном питании

- основные пищевые продукты

- пищевой рацион спортсмена

6.

Средства восстановления в занятиях дзюдо

- закаливание

- витамины

7.

Функции основных питательных веществ

- белки, жиры, углеводы

- питание при коррекции веса

8.

Самостоятельные занятия и их роль в подготовке

- структура занятия

- содержание занятия

 

Таблица 5

Тематический план бесед

на учебно-тренировочных занятиях с обучающимися и их родителями (законными представителями)

п/п

Название темы

Основные понятия

1.

Техника безопасности на тренировке

- дисциплина

- правила поведения

- регламент учебно-тренировочных занятий

2.

Здоровый образ жизни спортсмена

- критерии ЖОЗ

- факторы, влияющие на ЖОЗ

3.

Изменения в организме, достигнутые в ходе занятий дзюдо

- характер спортсмена

- физическая подготовленность

- адаптация к нагрузкам

4.

Поведение спортсменов в коллективе

- общение в коллективе

- отношение к товарищам и тренеру

5.

Профилактика травматизма

- виды травм

- причины травматизма

- первая помощь при травмах

6.

Самоконтроль

- методы самоконтроля

7.

Средства и методы восстановления в дзюдо

- восстановительные средства

- баня

- массаж, самомассаж

8.

 

 

 

Таблица 6

Тематический план лекций

в учебно-тренировочном процессе с обучающимися и их родителями (законными представителями)

п/п

Название темы

Основные понятия

1.

Система КЮ, ДАН

- аттестация

- требования к технике

2.

Здоровье человека

- составляющие здоровья

- здоровье и занятия физической культурой

и спортом

3.

Правила соревнований

- оценка технических действий

- наказания в дзюдо

4.

Основы судейства

- жесты судей

- судейство в конкретных ситуациях

5.

Методы психологической саморегуляции

- аутогенная тренировка

- психорегулирующие упражнения

- идеомоторные упражнения

6.

Физические качества дзюдоистов

- сила

- быстрота

- выносливость

- ловкость

- гибкость

Критерии оценки на спортивно-оздоровительном этапе спортивной подготовленности:

1. Укрепление здоровья обучающихся.

2. Стабильность состава обучающихся, посещаемость ими тренировочных занятий.

3. Динамика индивидуальных показателей развития физических качеств обучающихся.

4. Уровень освоения основ гигиены и самоконтроля.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Методическая часть программы включает учебный материал по основным видам подготовки, его распределение по годам обучения и в годичном цикле, объёмы тренировочных и соревновательных нагрузок, планирование спортивных результатов по годам обучения; организацию и проведение врачебно-педагогического контроля.

Учебная программа разработана на основе нормативных документов, регламентирующих работу спортивной школы.

 

Режимы тренировочной работы

Наполняемость учебных групп и объём учебно-тренировочной нагрузки

 Этапы подготовки

Период

обучения

Минимальная наполняемость групп (чел)

Максимальный количественный состав группы (чел)

Максимальный объём учебно-тренировочной нагрузки (час/нед)

Спортивно-оздоровительный

1 год

15

30

до 2

2 год

15

30

до 4

3 год

15

30

до 6

Примечание: Недельный режим учебно-тренировочной нагрузки является максимальным и устанавливается в зависимости от периода и задач подготовки.

 

ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Он планируется с учётом возрастных особенностей обучающихся. Разделы программного материала взаимосвязаны друг с другом, в процессе многолетней подготовки дзюдоистов. Программный материал может выполняться обучающимися в составе общей группы, индивидуально (работа по заданию тренера-преподавателя отдельно от группы) или самостоятельно (выполнение общеразвивающих или специальных упражнений) в свободное время с учётом рекомендаций тренера-преподавателя.

 

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

 1. Общеподготовительные средства

Таблица 8

Средства освоения «школы» движения

п/п

Средства

Возраст обучающихся

СОГ – 1 (5 – 6 лет)

СОГ – 2 (6 – 7 лет)

СОГ – 3 (7 – 8 лет)

1.

Ходьба

В колонне, шеренгой, на носках, на пятках, с высоким подниманием бедра, по заданию, змейкой, приставным шагом (вперёд, назад, в сторону)

В разных направлениях, на носках, на пятках, змейкой между расставленными предметами, различными положениями рук (на поясе, в стороны, за спиной, вверх); переставным шагом в сторону, вперёд, назад; на внешнем крае стопы, в чередовании с бегом м высоким поднимание бедра.

Ходьба коротким (25-30 см), средним (50-55 см), длинным (60-65 см) шагом, змейкой, с остановкой в полу приседе, с поворотами в тройках (по 3-4 чел), левым, правым боком, приставным шагом, с изменением направления, со сменой направляющего, с сохранением осанки.

2.

Бег

В колонне (со сменой направления), с изменением техники (по сигналу), по разметкам, с остановками, в различных направлениях, с ловлей и останавливанием товарищей, в быстром темпе (с 10-12 до 20 м), непрерывный (50-60 с), в медленном темпе (до 160 м)

Бег в различных направлениях, с высоким поднимание бедра, "змейкой", между расставленными предметами, непрерывный 1-1,5 минуты, в чередовании с ходьбой 40-60 м, в быстром темпе 20-30 м.

Бег с изменением направления и темпа, со сменой направляющего, с за хлестом голени назад, на выносливость до 500 м, на скорость отрезки 10, 20 м, челночный бег 2х5 м, 2х10 м, бег в сочетании с ходьбой до 600 м. Бег на носках, с высоким подниманием бедра, парами, в колонне по одному в различных направлениях, с остановкой по сигналу, с переноской предметов (мячи), короткими (50-55 см), средними (70-80 см), длинным (90-100 см) шагом

3.

Прыжки

На двух ногах (в перёд 2-3 м), вверх с касанием предмета, в длину с места (30-40 см), через 4-6 параллельных линий (расстояние между ними 25-30 см), в глубину (10-15 см), из кружка в кружок, через предмет (высота 5-10 см)

Прыжки на двух- ногах (вместе, врозь), вверх с касанием головой шара, с продвижением вперёд (расстояние 2-3 м), прыжки вверх на месте, направо, налево; подскок-прыжок на месте 20 раз (2-3 раза с перерывом), прыжки на одной ноге (правой, левой), в длину с места (50-70 см), в глубину с высоты 20-30 см, в длину через 4-6 линий, последовательно через 2-3 предмета (высота 5-10 см)

Прыжки в упоре присев, с одной ноги на две, с двух ног на одну, с поворотами (180º, 90º), ноги вместе, ноги врозь, через линии, через предметы, скакалку, в чередовании с ходьбой различными способами (ноги вместе, врозь), боком (на одной, двух ногах).

4.

Ориентирование в пространстве и строевые упражнения

 

Ориентирование в спортивном зале. Правый, левый угол зала, середина квадрата, крага, построение по определённому сигналу, повороты прыжком, переступанием, знать направление лежащего предмета. Построения в колонну, круг, шеренгу. Направляющий, замыкающий. Строевые команды: «Становись!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «Стой!».

Построение в две шеренги, в две колонны и обратно, повороты направо, налево переступанием, прыжком, размыкание на вытянутые руки; расширение представление о пространстве: слева, справа, вверху, внизу, перед, рядом, друг с другом, через одного. Команды: «Смирно!», «Вольно!», «Направо!», «Налево!», расчёт на 1-2-й.

5.

Акробатика

Группировки из положения стоя, сидя, лёжа:

 - перекаты в группировке из различных исходных положений

- влево, вправо, назад, лёжа на животе, спине ("лодочка", "рыбка", "корзиночка");

 - прогибание из положения лёжа на спине с опорой рук и головы;

 - перекатом назад из упора присев - встать, перекатом вперёд ("неваляшка");

- из упора стоя на коленях-сед вправо, влево; лёжа на животе или спине вращаться вперёд.

Группировки из положения сидя, лёжа, перекаты в группировке назад (из положения сидя), перекаты влево, вправо из исходного положения на спине, перекат назад из упора присев, из исходного положения лёжа на животе, перекаты вперёд, назад.

Стойка на голове и руках согнувшись;

Мост из положения лежа на спине без касания татами головой

Падение на живот

Падение кувырком

Кувырок вперёд в упор присев

Совершенствование ранее изученных упражнений. Стойка на лопатках, кувырок вперёд, стойка на лопатках, кувырок вперёд, стойка на голове и руках согнувшись, мост из положения лёжа на спине (гимнастический), кувырок через левое, правое плечо.

6.

Висы и упоры

Вис стоя, лежа спиной на гимнастической стенке:

- упор стоя на коленях

- упор сзади на полу

- упор прогнувшись вверх животом

- перемещение в упоре с доставанием предметов

- перемещение в упоре сзади ногами вперёд

 - перемещение в упоре руками в перед

На гимнастической стенке, канате, шесте, подвесной лестнице, перекладине, вис сидя, вис лежа.

Стоя на коленях, лежа, на низкой перекладине, на параллельных брусьях

Висы различными способами хвата на перекладине, шесте, рукоходе; передвижения в висе.

Упоры стоя, лежа, разными способами из различных исходных положений.

В висе стоя и лёжа: сгибание и разгибание ног в висе спиной к гимнастической стенке, вис на согнутых руках, подтягивание в висе лёжа. Упоры на параллельных брусьях, упор на бревне, вис на канате на согнутых руках.

7.

Лазание

В упоре на ладонях и стопах (между предметами, вокруг них), про лазание под верёвку (высота 40-50 см), про ползание по прямой линии 6-8 м, про лазание под предметом (высота 40 см) в упоре на кистях и стопах, по гимнастической скамейке.

Лазанье по горизонтальной и наклонной гимнастической скамейке, по гимнастической стенке (высота 1,5-2 м) приставным и переменным шагом, с пролёта на пролет, вправо-влево, про ползание на животе, подтягиваясь руками на гимнастической скамейке.

По наклонной скамейке в упоре присев, в упоре стоя на коленях, лёжа на животе и подтягиваясь руками, по гимнастической стенке с согласованием движений рук и ног, лазание по канату. Лазанье на четвереньках между предметами, вокруг предметов, из различных исходных положений, под натянутую верёвку, через обруч, вверх-вниз по гимнастической стенке, по наклонной скамейке, пере лазание через горку матов, гимнастическую скамейку.

8.

Равновесие

Ходьба, приставляя пятку к носку (2-2,5 м), бег с остановками по доске (ширина 10, 20 см), по гимнастической скамейке, перешагивание через лежащие предметы

Перешагивание через предметы, ходьба по рейке гимнастической скамейки, бег по лежащей веревке.

Стойка на двух и одной ноге с закрытыми глазами, повороты кругом стоя и при ходьбе на носках по рейке гимнастической скамейки, ходьба по лежащему шнуру, приседая и делая повороты. Стойка на носках, на одной ноге (на полу и гимнастической скамейке); ходьба по гимнастической скамейке, по рейке гимнастической скамейки, ходьба по лежащему шнуру, при кружении в обе стороны, между линиями, по линиям

9.

Ловкость

Катание мячей (диаметр 20-25 см), шаров на 1,5 м, ловля мяча после отскока от татами, катание мячей через ворота ширина (50-60 см) с расстояния 1-1,5 м, подбрасывание мяча вверх и ловля, бросание в горизонтальную цель двумя руками снизу, от груди (расстояние 1,5-2 м), метание в горизонтальную цель одной рукой, попеременно (расстояние 2,5-5 м), бросание предметов в вертикальную цель сверху правой и левой рукой (расстояние 1-1,5 м).

Прокатывание мячей, обручей; бросание мяча вверх и ловля (3-4 раза), бросание о татами мяча и ловля, бросание мяча и ловля с расстояния 1-1,5 м, бросание об татами мяча и отбивание правой и левой рукой (4-6 раз), метание мяча в горизонтальную цель (расстояние 2-2,5 м) правой и левой рукой, метание в вертикальную цель (центр мишени на высоте 1,5 м) расстояние до цели 1,5-2 м.

Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цели с расстояния до 4 м,

Бег зигзагом.

Прыжки через препятствие и про лазание под ними

Прыжки через скакалку. 

10.

Общеразвивающие упражнения

Без предметов:

упражнения для рук и плечевого пояса, туловища, для ног

С предметами:

упражнения с обручем, с мешочком весом 100-500 г, с веревкой или поясом от кимоно, с кубиком, с мячами, с гимнастической палкой, со скакалкой

На гимнастических снарядах:

На гимнастической скамейке, на гимнастической стенке

Без предметов:

упражнения для рук и плечевого пояса, туловища, для ног

С предметами:

упражнения с обручем, с веревкой или поясом от кимоно, с кубиком, с мячами, с гимнастической палкой, со скакалкой, с флажками, с кольцом

На гимнастических снарядах:

На гимнастической скамейке

Без предметов:

упражнения для рук и плечевого пояса, туловища, для ног

С предметами:

упражнения с обручем, с веревкой или поясом от кимоно, с кубиком, с мячами, с гимнастической палкой, со скакалкой, с флажками, с кольцом

На гимнастических снарядах:

На гимнастической скамейке

11.

Имитационные упражнения

Движения животных, движения насекомых, природных явлений (ветер, солнце, дождь, снег, молния, гром), объектов живой и неживой природы (море, гора, камень, цветок, река)

Движения спортсменов, движения в различных профессиях

Движения животных, насекомых, спортсменов, движения в различных профессиях 

12.

Самостоятельная работа

 

Сочетание ходьбы и бега до 6 минут, метание малого мяча на дальность правой и левой рукой

Равномерный бег до 6 минут, прыжковые упражнения на одной и двух ногах, метание малого мяча на дальность.

 

Техническая подготовка

Начальные формы упражнений дзюдо

СОГ – 1 (5 – 6 лет)

          Ритуал приветствия (стоя, на коленях);

         - стойка на лопатках, кувырок вперёд;

         - самостраховка при падениях на бок (спину);

         - положение ног в стойках дзюдоиста (правосторонней, левосторонней, фронтальной), повороты и перемещения тела на 90˚ шагом (вперёд, назад) в стойке, на коленях;

         - перемещение переставными шагами стоя и стоя на коленях (вперед-назад, вправо-влево);

        - в положении стоя на коленях захват рукав-отворот;

        - в положении стоя на коленях вывести из равновесия (вперёд, назад);

        - начальные формы упражнений дзюдо с теннисными мячами по освоению фрагментов боковой подсечки, передней подсечки.

 

Средства освоения самостраховки при падениях

п/п

Упражнение 

Описание

Дозировка

ОМУ

1.

Лёжа на спине

И.п. лежа на спине, голова поднята поднять обе ноги вверх,

ударить по татами ладонями обеих рук

 

6-8 раз

Подбородок прижат к груди

 

Угол 45˚ к линии туловища

2.

В упоре присев

1.И.п. группировка в упоре присев, перекат назад, без хлопка

2.И.п. Страховка при падении назад.

Поднять руки вперёд, прижать подбородок к груди. Опрокидываясь назад, поднимая прямые ноги вверх, одновременно ударяя по татами ладонями обеих рук

3. И.п. присев на левую ногу, вывести вперёд правую ногу и руку.

Страховка при падении на бок. Вытягивая их вперёд, опустить правое бедро на татами. Поднимая обе руки вверх. упасть с хлопком на правый бок, хлопок правой рукой

4. тоже самое на правой ноге

4-6 раз

 

6-8 раз

 

4-6 раз

 

4-6 раз

 

Подбородок прижат к груди

 

Угол 45˚ к линии туловища

 

Угол 45˚ к линии туловища

3.

Лежа на боку

И.п. лежа на правом боку, хлопок правой рукой, одновременно на татами ставится подошва левой стопы. Перекат на левую сторону - то же самое. Голова приподнята, рука ударяет об татами

6-8 раз в каждую сторону

Угол 45˚ к линии туловища

4.

Сидя

И.п. сед ноги вместе. поднять руки.

1.Страховка при падении назад из положения сидя. Поднять ноги вверх, одновременно ударить об татами ладонями обеих рук.

2.Страховка при падении на бок из положения сидя. Выполняется на правую и левую сторону с хлопком и прижиманием подбородка к груди.

4-6 раз

 

6-8 раз

Подбородок прижат к груди

 

Угол 45˚ к линии туловища

 

Подбородок прижат к груди

 

Угол 45˚ к линии туловища

 

Выведение из равновесия

Требования к выполнению захвата "классического". Захват берется на отвороте на уровне ключицы и рукава (чуть выше локтевого сустава). Захват за рукав "наматывается на основание большого пальца, отворот "набирается" в руку до полного облегания плеча.

        Выведение из равновесия (в и.п. стоя на коленях).

        1. Вперёд:

• двумя руками из "классического" захвата, обе руки тянут к плечам параллельно татами, поворачиваясь ладонями вниз, локти разводятся в стороны;

• выведение вперёд одной рукой (за рукав или отворот)

        2. Назад:

• двумя руками из "классического" захвата, обе руки толкают партнера назад, параллельно татами;

• двумя руками разворотом туловища партнера вокруг продольной оси.

        3. В сторону:

• двумя руками, захватом за рукав прикладывается усилие вниз - в сторону по направлению к татами под углом 45˚, а захватом за отворот вверх - в сторону вдоль уха партнера.

        Фрагменты технических действий ((выполняются у стены, с теннисными мячами) в обе стороны.

• Боковая подсечка: "подметающее" движение стопы; подсекающее движение ногой, разворачивая стопу подошвой внутрь.

• Передняя подсечка: вытягивать ногу вперёд с одновременным разворотом стопы.

 

Начальные формы упражнений дзюдо

СОГ – 2 (6-7 лет)

• Перемещение переставными шагами (обходя предметы, изменяя направления) по диагонали;

• повороты на 180˚ (с крестными шагами, круговым шагом);

• захваты с теснением, с переводом на спину, с освобождением;

• выведения из равновесия в исходном положении стоя на коленях (вперед-вправо, вперед-влево, назад-вправо, назад-влево) с захватом одной и двумя руками, захватом за гимнастическую палку;

• имитационные упражнения с мячами (фрагментов боковой подсечки, передней подсечки, отхвата, зацепа голенью изнутри), положения тела в стойке, в партере.

 

Средства освоения само страховки при падениях

п/п

Упражнение 

Описание

Дозировка

ОМУ

1.

Сидя

И.п. сед ноги вместе, руки лежат на животе, теннисный мяч прижат подбородком к груди, перекат назад, ноги вверх.

 

6-8 раз

Не выронить мяч

 

 

2.

В парах с обручем

№1 - сед ноги вместе, руками держит обруч,

№2 - стоит, держит обруч. По сигналу №1 делает перекат назад

№1 - сед ноги врозь, обруч лежит на бёдрах, руки вперёд

№2 - стоит, держит обруч двумя руками.  №1 опрокидывается на спину, поднимая ноги вверх, делает хлопок руками

6-8 раз

 

6-8 раз

Прижать подбородок к груди

 

Прижать подбородок к груди

3.

В парах с набивным мячом (1 кг)

Сед ноги врозь, мяч на татами рядом, катить мяч партнеру и одновременно опрокинуться назад, выполняя хлопок руками по татами.

В полуприсядем, мяч перед грудью, бросить мяч партнеру и одновременно опрокинуться назад, выполняя хлопок по татами

8-10 раз попеременно

 

10-12 раз попеременно

Прижать подбородок к груди

 

Прижать подбородок к груди

4.

С шестом

Держась за шест правой рукой, выполнять страховку на бок с хлопком левой рукой и постановкой подошвы правой стопы на татами

4-6 раз

на каждую сторону

Прижать подбородок к груди

5.

Падение кувырком

И.п. - правая нога впереди левой, поставить правую руку рядом с правой ногой, поставить рядом левую руку пальцами вперед. Наклониться вперёд, перекатиться одновременно выполнить хлопок по татами левой рукой и поставить подошву правой стопы.

4-6 раз по переменно на каждую сторону

Кисть развернута назад

 

Прижав подборок к груди

 

Ноги держать прямыми

6.

Падения вперёд

И.п. - стоя на коленях, руки подняты на уровень груди, ладони развернуты к татами. Плавно перекатиться вперед на ладони обеих рук и дополнительной опорой на предплечья и пальцы ног.

Положение тела в стойке: круглый присед, наклон, выпад влево, полный присед, стойка на коленях

Положение в партере: стойка на одном колене, положение высокого партера, положение лежа на груди.

6-8 раз

Разведены в стороны

 

Выведение из равновесия (в и.п. стоя на коленях)

        • Выведение вперёд - в сторону двумя руками, разворачивая по вертикальному кругу, через захват за отворот прикладываются усилия по направлению вверх - в сторону, вдоль уха партнера под углом 45˚, захватом за рукав по направлению вперед - вниз под тем же углом.

        • Назад в сторону через захват за отворот прикладываются усилия в направлении вверх в сторону под углом 45˚ вдоль уха партнера, а в захвате за рукав сила направлена назад - вниз под тем же углом.

 

Фрагменты технических действий

(у стены, с теннисными мячами и набивными мячами - 1 кг)

        • Боковая подсечка: фронтальная стойка, перемещение приставными шагами во фронтальной стойке, подсекающее движение бедром, голенью, стопой, "подметающее" движение стопы.

        • Зацеп голенью: положение правосторонней (левосторонней) стойки, с крестный шаг левой (правой) ногой, поднять правую ногу, выполнить вращение наружу в тазобедренном суставе.

        • Передняя подсечка: фронтальная стойка, с крестный шаг, вытягивать ногу вперед, разворачивая стопу внутрь.

        • От хват: под шаг правой (левой) ногой, разворачивая стопу наружу, мах прямой ногой (вынесенной вперед).

 

Упражнения с амортизатором

(тонким резиновым жгутом)

        • И.п. стоя лицом к месту прикрепления. Рывки руками к себе (одновременно, поочередно двумя руками, одной рукой). Выполнять 4-6- раз.

        • И.п. стоя спиной к месту прикрепления. рывки руками от себя (одновременно, поочередно двумя руками, одной рукой). Выполнять 4-6- раз.

 

Начальные формы упражнений дзюдо

СОГ – 3 (7 – 8 лет) 

• Перемещение переставными шагами с партнером (обходя предметы, изменяя направления) по диагонали;

• повороты на 180˚ с партнером (с крестными шагами, круговым шагом);

• захваты с теснением, с переводом на спину, с освобождением;

• выведения из равновесия в исходном положении стоя (вперед-вправо, вперед-влево, назад-вправо, назад-влево) с захватом одной и двумя руками;

• упражнения с партнером (фрагментов боковой подсечки, передней подсечки, от хвата, зацепа голенью изнутри), положения тела в стойке, в партере.

 

Выведение из равновесия (в и.п. стоя)

• Выведение вперёд - в сторону двумя руками, разворачивая по вертикальному кругу, через захват за отворот прикладываются усилия по направлению вверх - в сторону, вдоль уха партнера под углом 45˚, захватом за рукав по направлению вперед - вниз под тем же углом.

• Назад в сторону через захват за отворот прикладываются усилия в направлении вверх в сторону под углом 45˚ вдоль уха партнера, а в захвате за рукав сила направлена назад - вниз под тем же углом.

 

Фрагменты технических действий с партнером

• Боковая подсечка: фронтальная стойка, перемещение приставными шагами во фронтальной стойке, подсекающее движение бедром, голенью, стопой, "подметающее" движение стопы.

• Зацеп голенью: положение правосторонней (левосторонней) стойки, с крестный шаг левой (правой) ногой, поднять правую ногу, выполнить вращение наружу в тазобедренном суставе.

• Передняя подсечка: фронтальная стойка, с крестный шаг, вытягивать ногу вперед, разворачивая стопу внутрь.

• От хват: под шаг правой (левой) ногой, разворачивая стопу наружу, мах прямой ногой (вынесенной вперед).

 

Упражнения с амортизатором

(тонким резиновым жгутом)

• И.п. стоя лицом к месту прикрепления. Рывки руками к себе (одновременно, поочередно двумя руками, одной рукой). Выполнять 4-6 раз.

• И.п. стоя спиной к месту прикрепления. Рывки руками от себя (одновременно, поочередно двумя руками, одной рукой). Выполнять 4-6 раз.

 

Подвижные игры и игровые упражнения

п/п

Средства

Возраст обучающихся

СОГ – 1 (5-6 лет)

СОГ – 2 (6-7 лет)

СОГ – 3 (7-8 лет)

1.

С ходьбой и бегом

Займи своё место

У медведя во бору

Кот и мышка

Кукушка

Автомобили

Салки с перебежками

По мостику

Выполни задание

Холодно-горячо

Быстро из круга

Совушка

Самолеты

Догони свою пару

Канатоходцы

Успей выбежать

Кто быстрее до кегли

Быстро в шеренгу

Быстро из круга

Догони обруч

Бездомный заяц

Караси и щука

Белые медведи

Команда быстроногих

 

2.

С прыжками

Не попадись на удочку

Зайцы в огороде

Кто быстрее

Ловкие зайчата

Ловкие и быстрые

Перебрось-поймай

Перепрыгни - не задень

Парашютисты

С кочку на кочку

Эстафета зверей

Прыжки по полоскам

3.

С бросанием и ловлей мяча

Салки с мячом

Оттолкни мяч

Мяч по кругу

Точно в круг

Точно в цель

Перебросил - поймай

Передал - садись

Переноска мячей

Мяч над головой

Мяч в воздухе

Лево-право

Мяч на полу

Передача мячей в колоннах

Кто дальше бросит?

Метко в цель попади в мяч

4.

С ползанием

Ползи - толкай

Проползи - не задень

Проползи - не урони

Ловкие и сильные

Медвежата

Забежать за спину

Перевернуть на спину

5.

С элементами дзюдо

Татами

Тяни в круг

Салки на татами

Борьба за мяч

Запрещенное движение

Салки на коленях

Не давай пояс водящему

Тяни на булавы

Кто сильнее

Перетягивание пояса

Точное движение

Передай мяч

Один за другим

Регби на коленях с надувным мячом

Тяни в круг

Перетягивание через черту

Петушиный бой

День и ночь

Старт после броска

6.

На ориентирование в пространстве, знание предметов, вещей, цветов

Не ошибись

Быстро возьми

Нади свой цвет

Река и ров

Найди и промолчи

Фигуры

Хитрая лиса

Пройди - не упади

Равновесие в парах

Два мороза

Волки во рву

Гуси-лебеди

космонавты

7.

На формирование знаний, умений, навыков

Угадай что делаю?

Съедобное - несъедобное

По теме: "Здоровье" - показать умывание, зарядку

 

8.

Построения, перестроения

В круг

В колонну

В шеренгу

Повороты на месте

В две колонны; выполнять команды "Становись!", "Равняйсь!", "Смирно!"; размыкаться на вытянутые руки в стороны.

 

 

 Культурно-гигиенические знания, умения и навыки

СОГ – 1 (5 – 6 лет)

• Совершенствовать ранее приобретённые детьми умения и навыки; расширять у детей объем знаний и представлений о здоровом образе жизни: одеваться по погоде, регулярно гулять, заниматься зарядкой, не нарушать режим.

• Содействовать выработке полезных привычек: следить за чистотой тела, следить за опрятностью одежды. прически.

• Следить за порядком и чистотой мест для занятий, игр, прогулки.

• Приучать детей принимать и сохранять правильную, удобную позу за столом.

СОГ – 2, 3 (6-8 лет)

• Контролировать выполнение детьми основных правил личной гигиены: своевременное мытье рук, умывание, чистка зубов, полоскание рта после приема пищи.

• Поддерживать совершенствование у детей навыков самостоятельности; формирование и закрепление у них полезных привычек. способствующих хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни (заниматься гимнастикой, играть в подвижные игры, с удовольствием выполнять закаливающие процедуры).

 

 Безопасность жизнедеятельности

СОГ – 1 (5 – 6 лет)

      • Правильно организовывать их деятельность и отдых в дошкольном учреждении и влиять в этом направлении на семью.  

       • Обращать внимание детей на начальные признаки заболевания; знакомить с основными правилами поведения при болезни.

      • Напоминать детям о необходимости оберегать глаза от попадания инородных частиц, от перенапряжения.

      • Не давать детям переедать. злоупотреблять сладостями, мучными, жирными продуктами; объяснять, почему нельзя есть в транспорте, на улице, в других, не предназначенных для этого местах, а также во время игр; почему при проявлении жажды следует пить только кипяченую воду.

      • Приучать ребёнка, по мере адаптации к различным жизненным ситуациям, оберегать себя от возможных травм, ушибов, падений, учить предвидеть возможную опасность, находить способы избегать её.

     • Учить детей проявлять осторожность при встрече с незнакомыми людьми (не входить с посторонними в лифт, не уходить с территории детского сада без разрешения воспитателя), избегая при этом запугивания.

     • Обучать правилам поведения на улице при переходе дорог и перекрестков.

 

СОГ – 2, 3 (6 – 8 лет)

     • Создавать благоприятные условия пребывания детей в дошкольном учреждении, исключающие возможность перегрузки, перенапряжения нервной системы, травматизма, переутомления.  

     • Формировать у детей понимание важности безопасного поведения, соблюдения необходимых норм при действиях с травмопасными предметами, правила поведения на улице и в транспорте, во время прогулки на природе.   

     • Знакомить детей с правилами, ограничивающими контакты с незнакомыми людьми, с больными.   

     • Обучать детей основам правильного поведения при встрече с бездомными и незнакомыми животными.   

     • Обучать детей умению ориентироваться на дорогах, при переходе улиц, перекрёстков.    

     • Формировать у них установку на то, что принимать пищу можно только в специально предназначенных для этого местах.    

     • Формировать у детей представление об опасности сбора неизвестных растений (ягод, грибов)   

     • Инициировать знание ребенком адреса своего места жительства и умение при необходимости обратиться за помощью к сотруднику полиции.

 

Контроль развития психофизических качеств

      • Тесты по определению силы.

      Динамометрия кистей рук. измерение силы правой и левой кистей проводится детским ручным динамометром в положении стоя с выпрямленной и поднятой в сторону рукой. выполняется 2-3 попытки. регистрируется лучший результат.

       Становая динамометрия. измерение проводится плоско пружинным стандартным динамометром в положении стоя, ноги на платформе. регистрируется лучший результат из 2-3 попыток.

      • Тесты по определению силовой выносливости.

      Вис на согнутых руках. По сигналу ребенок отрывает ноги от стула и принимает положение виса на согнутых раках, подбородок держится над перекладиной. Засчитывается время нахождения в висе от стартового сигнала до опускания подбородка ниже перекладины в секундах.

       Поднимание ног в положении лежа на спине. Засчитывается число правильно выполненных подниманий за 30 с.

        • Тесты по определению скоростно-силовых способностей.

        Прыжок в длину с места. Измеряется расстояние между линией отталкивания и ног (по пяткам) при приземлении в сантиметрах. Засчитывается лучшая попытка из 2-3 повторений.

       Бросок набивного мяча (1 кг) двумя руками из-за головы из исходного положения стоя. Делаются 3 попытки. Засчитывается лучший результат.

       Метание теннисного мяча на дальность.  Засчитывается лучший результат из 3 попыток.  

       Прыжки на двух ногах боком за 10 с. Тест проводится 2 раза и фиксируется лучший результат.

       • Тесты по определению быстроты.

       Бег на дистанцию 10 м с ходу.

       Бег на дистанцию 30 м.

       "Челночный бег" 3х10 м.  Фиксируется время от команды "Марш!" до пересечения линии финиша.

       • Тест по определению выносливости.

       Бег на дистанцию 90 м. Фиксируется время от команды "Марш!" до пересечения линии финиша.

        Тест-бег на дистанцию 300 м. Проводится на похождение дистанции, без учета времени.

        • Тесты по определению ловкости, координационных способностей.

        Бег зигзагом. Тест проводится два раза и фиксируется лучший результат.

       Прыжки через препятствие и про лазание под ними. Для проведения теста натягивается лента между двумя стойками для прыжков высоту длиной 2 м, шириной 2 см, на высоте 35 см от пола. Перепрыгнуть, пролезть 5 раз. Тест проводится 2 раза, засчитывается лучший результат.

        Бросок малым мячом (150 гр.) в горизонтальную и вертикальную цели. Упражнение выполняется с удобной руки по 6 попыток последовательно в каждую цель. /Конечный результат записывается по сумме 2 тестов: количеству попаданий в горизонтальную и вертикальную цель.

         Прыжки через скакалку. Засчитывается число правильно выполненных прыжков.

        • Тесты по определению гибкости.

        Наклон туловища вперёд. Измеряется максимальная величина наклона.


 

Приложение 1

Длительность этапов спортивной подготовки в дзюдо, минимальный возраст

для зачисления обучающихся и минимальное количество обучающихся в группе*

Этапы спортивной подготовки

Продолжительность этапов (в годах)

Минимальный возраст для зачисления в группы (лет)

Наполняемость групп (человек)

Спортивно оздоровительный

3

5

15-30

 *Максимальный количественный состав группы может быть увеличен, если это будет обосновано необходимостью подготовки команды, состав которой определяется соответствующими регламентами (положениями) спортивного  соревнования.                                                                                                   

                       

Приложение 2

 Этапные нормативы на спортивно-оздоровительном этапе

Виды спортивной подготовки

спортивно-оздоровительный этап

 

Общая физическая подготовка (%)

82/80

Специальная физическая подготовка (%)

Техническо-тактическая подготовка (%)

13/15

Теоретическая подготовка (%)

3/3

Контрольные испытания (%)

1/1

Восстановительные мероприятия (%)

1

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андреев В.М., Туманян Г.С. Классификация техники дзюдо // Теория и практика физической культуры, 1975, № 12. – 218 с.

2. Вахун М. ДЗЮДО (основы тренировки). Минск. «Полымя», 1983. – 126 с.

3. Ерёгина С.В., Свищёв И.Д., Соловейчик С.И., Шишкин В.А., Дмитриев Р.М., Зорин Н.Л., Филиппов Д.С.  Дзюдо: программа для учреждений дополнительного образования и спортивных клубов Национального Союза дзюдо и Федерации дзюдо России. – М.: Советский спорт, 2006. – 212 с.

4. Ерёгина С.В., Дмитриев Р.М., Крищук Ю.А., Соловейчик С.И. Дзюдо: Методические рекомендации по физической культуре для дошкольников (с начальными формами упражнений дзюдо) - 2-е изд. - М.: Советский спорт, 2009.  - 368 с.

5. Зезюлин Ф.М. Самбо: Учебно-методическое пособие. Владимир, 2003. – 180  с.

6. Коблев Я.К., Черминт К.Д., Рубанов М.Н.,Невзоров В.М., Дутов В.С. Методика преодоления ассиметрии технической подготовленности дзюдоистов //  Спортивная борьба: Ежегодник. – 1983. – 18 с. 

7. Коблев Я.К., Письменский И.А., Черминт К.Д. Подготовка дзюдоистов. – Майкоп, 1990. – 170 с.

8. Ленц А.Н. Повышение эффективности учебно-тренировочного процесса в спортивной борьбе // Теор. и практ. физической культуры, 1972, № 12. – с. 21.

9. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. Учебное пособие для институтов физической культуры. М., «Физкультура и спорт», 1977. – 542 с.

10. Пархомович Г. Основы классического дзюдо (УМП для тренеров и спортсменов). Пермь. «Уралпресс». 1993. – 302 с.

11. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 286 с.

12. Путин В.В., Шестаков В. Б., Левицкий А. Г. Учимся ДЗЮДО с Владимиром Путиным: Учебно-практическое пособие для тренеров и спортсменов. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 159 с.

13. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с.

14. Шулика Ю.А., Коблев Я.К., Невзоров В.М., Схаляхо Ю.М. Дзюдо. Система и борьба: учебник для СДЮШОР, спортивных факультетов педагогических институтов, техникумов физической культуры и училищ олимпийского резерва. – Ростов на Дону: Феникс, 2006. – 800 с.

15. Эссинк Х. Дзю-до. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 110 с.

.  .  .