Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Применение видео-лекций в образовательном процессе

Дата публикации: 2019-09-06 11:44:19
Статью разместил(а):
Аниськина Оксана Александровна

Применение видео-лекций в образовательном процессе

Авторы: Привезенцева Анна Сергеевна,

Аниськина Оксана Александровна,

Кимлык Юлия Александровна

Преподаватели общеобразовательных дисциплин ЛДПК-филиала ГГТУ

 

Аннотация: В данной статье освещена актуальность использования новых информационных технологий на примере видео-лекций в образовательных учреждениях, их виды, проблемные стороны и функциональность.

Ключевые слова: видео-лекция, интерактивные технологии, мультимедиа-технологии, дистанционное обучение, видео хостинг.

Abstract: In this article the relevance of the use of new information technologies on the example of  Video-lectures in educational institutions, their types, and the problematic side functionality.

Keywords: video lectures, interactive technology, multimedia-technology, distance learning, video hosting.

В современном мире, в условиях резких скачков технического прогресса, абсолютно все сферы жизни человека подвержены изменениям. Совершенно естественно, что в таких условиях изменяется и процесс образования. Система обучения  просто не может отталкиваться только лишь от традиционных методов.  Все чаще применяются интерактивные технологии, происходит компьютеризация учебного процесса, изменяются методики преподавания, применяется дистанционное обучение. Ранее мною были освещены проблемные зоны такого обучения, его положительные и отрицательные стороны, сейчас мне бы хотелось более подробно остановиться на обучении видео формата.

На сегодняшний день так называемые видео-лекции пользуются огромным успехом и набирают популярность. Именно видео способно создать у студента наиболее близкое к реальности ощущение присутствия на лекции или участия в каком-либо действии. Поэтому из года в год их количество возрастает. Данная методика открывает перспективы для совершенствования и развития новых образовательных технологий.  Стоит отметить, что курсы видео-лекций создаются не с целью полной замены традиционной диалоговой среды обучения, а лишь частично заменяет очную форму обучения. Видео-лекции – это лишь одно из средств обучения, использование которых позволяет организовать мультисенсорную образовательную среду, позволяющую студентам с разными типами восприятия эффективно усваивать учебную информацию.

Таким образом, делаем вывод, что видео-лекция -  тип лекции, учебного мероприятия, предназначенного для передачи обучающимся тематического содержания с целью формирования знаний либо представлений и использующая для этой цели видеоматериал, как правило, транслирующийся на экран, мониторы компьютеров либо интерактивную доску. Наиболее эффективно применение видео-лекций в дистанционном обучении, когда идет видео-трансляция выступления лектора по спутниковым и/или наземным Интернет-каналам, либо через эфир обычным телевизионным сигналом.

По своей функциональной роли в учебном процессе видеоматериалы условно можно разделить на следующие группы: [1.c.14-16.]

1. Документальные видео-лекции.

Так называемые традиционные лекций записанные преподавателями в качестве создания пособий для студентов и абитуриентов. Этот вид лекций считают самым простым, доступным и малобюджетным.  В качестве вспомогательного материала чаще тут используется мел и доска, в лучшем случае практические опыты, например если речь идет о таких предметах как физика или химия. В любом случае, стоит отметить, что этот вид лекции уступает по параметрам живой аудиторной лекции. Если говорить о достоинствах данных разработок, следует заметить один важный положительный момент, такую лекцию можно неоднократно воспроизводить, а так же использовать в домашних условиях.

2. Студийные видео-лекции.

Большим скачком в инновации информационного образования стали видео-лекции записанные в студийных центрах вузов и образовательных учреждений, на базах дистанционных центров.

В них преподаватели, на соответствующем тематическом фоне, оставаясь за столом практически неподвижными в течение всей лекции, излагали учебный материал, сопровождая свой рассказ показом графиков, схем, фотографий и т.д. При отсутствии режиссерской проработки сценария лекции и при минимальной компьютерной обработке видеоматериала (линейный монтаж) зрительский успех лекции определялся тем, насколько свободно физически и раскованно в эмоциональном отношении чувствовали себя преподаватели перед объективом видеокамеры. К основным недостатком данных лекций является эффект так называемой "говорящей головы", которыми иронично называли студенты данные разработки. В реальности, на практике использования мультимедиа технологий  был выявлен ряд недостатков.

Основной трудностью является отсутствие у преподавателей навыка работы «перед камерой». Кроме того, на качество учебного видео оказывают влияние такие факторы, как привлекательность непривлекательность внешнего вида видео-лектора; особенности речи (четкость артикуляции, повторы, речевые ошибки и т. д.), которые в условиях непосредственного общения со студентами могут быть «смягчены» эффектом присутствия преподавателя, а в ситуации работы с видеоматериалом проявляются особенно ярко.

3. Постановочные видео-лекции.

Для создания видео-лекций, поставленных по определенному сценарию (а не только конспекту лекции), с учетом психологии восприятия телепродукта современным поколением студентов, необходим творческий коллектив разработчиков. Он должен включать преподавателя-предметника, художника-оформителя (или дизайнера), специалиста по компьютерному нелинейному монтажу видеоматериалов, режиссера и профессионального телеоператора. Только в этом случае можно реализовать те потенциальные возможности, которые заложены в профессионально сделанную видео-лекцию.  Из чего делаем вывод, что данные хроники достаточно затратны.

4. Слайд-лекции.

По моему мнению самый бюджетный, удобный вид видеоматериала на сегодняшний день-это Слайд-лекции. Их удобно использовать как повседневный материал для работы со студентами, полностью или частично вводить по ходу учебного занятия. Они представляют собой запись закадрового голоса диктора  или самого лектора, сопровождаемую показом набора слайдов (100-200 на одну лекцию). В традиционном учебном процессе существенным дополнением вербальной коммуникации являются невербальные средства общения: кинесика (жесты, мимика, пантомимика), паралингвистика (качество голоса, его диапазон, тональность), экстралингвистика (включение в речь пауз, смеха, покашливаний и т.д.), проксемика (пространственная и временная организация общения), визуальное общение (контакт глазами).  

Смысловое содержание сообщения, при живом разговоре собеседников на 7% передается вербально (словами), на 38% - интонацией говорящего и более 50% передается мимикой, жестами, позой "источника информации". Поэтому в слайд-лекции огромное методическое значение имеет постановка аудио-сопровождения.  

В речи каждого человека его эмоциональное состояние сказывается в целой гамме выразительных моментов - в интонациях, ритме, темпе, паузах, повышениях и понижениях голоса, усиливающих построений, разрывов и т.п. Грамматически правильное чтение диктором текста печатного учебного пособия оказывается обезличенным, сухим, "без сучка и задоринки", что приводит к сужению информационной избыточности, обычно имеющейся в аудиторной лекции и облегчающей понимание материала.  

Для преодоления рассматриваемого недостатка необходимо максимальное приближение закадрового комментария к стилю живой разговорной речи, с постановкой риторических вопросов и обращений к невидимым слушателям как к виртуальным оппонентам. Определенная самобытность голоса и построения речи лектора, с возможными оговорками, поправками и паузами позволяет создать психоэмоциональный фон, на котором непроизвольно создаются ассоциативные маркеры, "зацепки", облегчающие переход кратковременной памяти в долговременную.

С дидактической, психологической и эмоциональной точек зрения в слайд-лекциях необходимо присутствие собеседника-лектора на экране. Особенно тогда, когда создана проблемная ситуация или когда необходимо выделить моменты разрешения научного (производственного, общественного) конфликта либо проблемы. С учетом этого дидактического требования при создании слайд-лекций для целей очного и заочного обучения, необходимо введение в слайд-лекцию автора пособия (преподавателя), съемки которого производятся в видеостудии. Для дальнейшего предъявления учебного материала используется редактор MS PowerPoint. Лектор вновь появляется на экране при обсуждении принципиальных и проблемных моментов, комментируя ход предъявления материала, а также - при подведении итогов лекции. Это позволяет создать в аудитории атмосферу психологического контакта обучаемых с лектором, переключать внимание аудитории, управлять сменой типов мышления (эмоционально-образного и рационально-логического). [2.]

Таким образом, использование различных форм видео-лекций и видеоматериалов, сопровождение учебной дисциплины преследуют пропедевтическую цель и создаются по дисциплине в целом или по ее отдельным, наиболее трудным для усвоения разделам. Они являются техническим средством активации, организации и управления познавательной деятельностью студентов.

Стоит отметить, что в современных условиях большим успехом пользуются так называемые видеохостинги.

Видеохостинг -  услуга по предоставлению вычислительных мощностей для физического размещения информации на сервере, постоянно находящемся в сети (обычно Интернет). Хостингом также называется услуга по размещению оборудования клиента на территории провайдера с обеспечением подключения его к каналам связи с высокой пропускной способностью (колокация, от англ. collocation).Обычно под понятием услуги хостинга подразумевают как минимум услугу размещения файлов сайта на сервере, на котором запущено ПО, необходимое для обработки запросов к этим файлам (веб-сервер). Как правило, в услугу хостинга уже входит предоставление места для почтовой корреспонденции, баз данных, DNS, файлового хранилища на специально выделенном файл-сервере и т. п., а также поддержка функционирования соответствующих сервисов.

На сегодняшний день бесплатные видео-лекции публикуют и многие московские и региональные университеты, в том числе: Открытый образовательный канал Северо-Западного заочного государственного технического университета, Студия TVnet- Мультимедийный архив жизни Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, МГИМО, Интернет Университет Информационных Технологий, Московский физико-технический институт (государственный университет). На портале Учебно-научного центра Объединённого института ядерных исследований представлены некоторые демонстрации физических экспериментов (вращение в магнитном поле, особенности преломления света в воде, явление полного отражения и т.д.). На сайте Интернет Университета Информационных Технологий предложен большой выбор видеокурсов по математике, программированию, архитектуре ЭВМ, информационным и сетевым технологиям, а также физике, экономике, истории и социальным вопросам. [3.] 

Помимо перечисленных сайтов познакомиться с материалами лекций можно на также на YouTube, где представлены видео и других российских вузов.

 

Библиографический список:

1. Осин А.В. Новый носитель или новое явление? Мультимедиа  в образовании - что это такое?/Осин А. В. // Библиотека в школе: газ. издательского дома "Первое сентября", 2005. т.N 18. - С. 14-16. - С.2005.

2. Багиров Э. Очерки теории телевидения. М., 1978.

3. Шалыгина И.В. Дидактические требования к видео-лекциям. / И.В. Шалыгина Ю.Е. Шабалин//Совет ректоров. – 2012. 

 

.  .  .