Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Композитор Владимир Ксенофонтов: традиции и новаторство

Дата публикации: 2017-10-03 14:48:12
Статью разместил(а):
Давлетова Розалия Рашитовна

Композитор Владимир Ксенофонтов:

традиции и новаторство

Автор: Давлетова Розалия Рашитовна

 

Владимир Васильевич Ксенофонтов один из ведущих композиторов Республики Саха кутия) и Российской Федерации, заслуженный деятель искусств РС ). Являясь опытнейшим педагогом Якутского музыкального колледжа им. М.Н. Жиркова и доцентом кафедры теории и истории музыки Высшей школы музыки РС (Я) им. В.А. Босикова, он стал ярким музыкальным и общественным деятелем республики. Будучи автором многих значительных музыкальных произведений различных жанров, он получил признание и высокую оценку специалистов и любителей музыки республики, России и за рубежом [Давлетова 2015-2: 67].  

Как и все композиторы Якутии, Владимир Васильевич в своем творчестве изучает и опирается на профессиональные традиции музыкального фольклора, основоположником которого по праву считается Марк Николаевич Жирков.

В интервью с композитором мы увидели своеобразное видение Владимиром Васильевичем деятельности и творчества основоположника якутской професссиональной музыки Марка Николаевича. По его словам, в 1945 г. М.Н. Жирков стал членом Союза композиторов СССР. В это же время, наряду с Ф.Г. Корниловым и А.В. Скрябиным, М.Н. Жирков положил начало вокально-хоровому композиторскому творчеству. Благодаря их содействию была создана сеть духовных школ, в которых шла подготовка учителей пения. Он также является инициатором открытия многих музыкальных учебных заведений и учреждений культуры и искусства нашей Республики.  

По инициативе М.Н. Жиркова были организованы: Государственный национальный хор (1936 г.), музыкальный вокальный коллектив (1940-1943 гг.), Государственный музыкальный театр (1944-1948 гг.). Его детищем являются:  Республиканская детская музыкальная школа-интернат, организованная в 1944 г. (ныне Городская детская школа искусств № 2);   Якутское музыкальное училище, открытое в 1948 г. (ныне Якутский музыкальный колледж (училище) им. М.Н. Жиркова); Республиканский дом народного творчества (1937 г.). Он также открыл сектор искусствоведения в Институте языка и литературы (1947 г.).

Марк Николаевич оставил после себя монографию «Якутская народная музыка», которая была издана в 1982 г. под редакцией музыковеда Г.Г. Алексеевой. По мнению В.В. Ксенофонтова данная монография до сих пор полностью не издана (она хранится в рукописном фонде национальной библиотеки РС (Я)). Также до сих пор не изданы: сборник «100 якутских народных песен», клавиры опер «Ньургуун Боотур – стремительный», «Сыгый Кырынаастыыр», балеты – «Сир Симэгэ» («Полевой цветок»), «Алый платочек», не изданы доклады о развитии музыкального искусства в Якутии.

Но автор статьи хотела бы уточнить, что в конце 2014 г. композитором Кириллом Афанасьевичем Герасимовым была восстановлена партитура балета М. Жиркова и Г. Литинского «Полевой цветок», который ставился в 1947 и 1960 гг. Партитура балета была утеряна и в наличии имелись лишь клавир и некоторые оркестровые голоса.

В 2016-2017 гг. Герасимов К.А., занимаясь редакционной деятельностью, восстанавливает собрание сочинений Жиркова в трех томах. 1 том сочинений включает в себя две книги, в которых отредактированы сто песен в обработке Григория Лобачева: 1 книга – сольные песни (59), 2 книга – включает хоровые аранжировки Жиркова. Теоретическую часть сборника пишет музыковед Т.В. Павлова-Борисова.

2 том включает клавир оперы «Ньургуун Боотур» с якутским и русским текстом (перевод на русский язык производили вилюйские переводчики). Клавиры набраны в современной редакции, тональности в них ориентированы на современных исполнителей, за исключением номеров, которые не вошли в клавир, выпущенный в 1982 году московским издательством.

3 том – опера «Сыгый Кырынаастыыр», набор которой производится технически очень сложно, поскольку ноты старые, очень плохо видно, рукописный клавир.

По мнению Владимира Васильевича Ксенофонтова, творчество М.Н. Жиркова полностью не изучено. Вышла монография «Жизнь и творчество М.Н. Жиркова» Г.Г. Алексеевой, написанная на основе ее кандидатского исследования. Имеется также кандидатская диссертация Н.Н. Николаевой, в которой анализируется опера «Ньургуун Боотур».

Владимир Васильевич делает акцент на том, что все композиторы 1944 г., особенно московские, начали писать свои произведения на основе записанных М.Н. Жирковым «500 якутских народных песен». На основе договора с Министерством культуры Якутской ЯАССР было написано более 200 музыкальных произведений во всех музыкальных жанрах – вокальных,  инструментальных и симфонических.

И эти произведения получили достойное признание. Например, Якутский победный марш Салимана Владимирова (24.06.1945 г.) – получил I премию во Всесоюзном конкурсе военных маршей (исполнил сводный духовой оркестр Министерства обороны СССР).

В 1980 году В.В. Ксенофонтов нашел обработки 4 якутских народных песен, написанных композитором Борисом Федоровичем Гиенко (г. Ташкент, Узбекская ССР) – исполненные Узбекским национальным оркестром Джалилова в 1980 г. Партитуры этих сочинений он привез и передал Г.Г. Алексеевой, которая использовала их в Приложении к своей монографии. Впоследствии была сделана переинструментовка данных произведений для национального оркестра якутских народных инструментов.

Продолжая традиции М.Н. Жиркова, В.В. Ксенофонтов пишет свои сочинения, опираясь на национальные истоки. Хочется назвать крупные, широко известные сочинения Ксенофонтова – ораторию «Прометей России», написанную в девяти частях (на либретто писателя Ивана Алексеева), балет-сюиту «Ысыах», симфонию «Аал лук мас» («Древо жизни»).

Обладая ярким мелодическим даром, мастерством полифонического развития и оркестровкой, а также изобретательностью решения творческих замыслов, Владимир Ксенофонтов – является новатором в области поиска новых музыкальных жанров и форм. Им совершены удачные эксперименты по соединению традиционных музыкальных жанров с национальными: в пример можно привести оперу-тойук, оперу-олонхо, балет-олонхо, духовную оперу-алгыс, симфоническую тойук-поэму, тойук для хора и симфонического оркестра, вокальный и инструментальный концерт-тойук, увертюру-той [Давлетова 2015-1: 23].  

В пример подобных сочинений можно привести: этнобалет «Бохсуруйу» («Изгнание злого духа»), балет-олонхо «Куэрэгэй Куо» («Жаворонок»). К ним также можно отнести и первую якутскую духовную оперу «Аар Тойонно Алгыс» («Благословение Аар Тойону»). Концертное исполнение оперы состоялось в рамках Республиканского форума общественности «Духовный потенциал общества в инновационном развитии Якутии» в 2011 г. Необходимо также назвать вокальную поэму «Подводники» на слова Анатолия Штырова, посвященную 60-летию Великой Победы (2004-2005 гг.), балет-олонхо «Воители Верхнего мира» на либретто Айсена Дойду (Сивцева) (премьера состоялась в 2010 г.), камерную оперу «Спор между умом и сердцем» по стихотворению А.Е.Кулаковского, посвященную 380-летию вхождения Якутии в состав Российского государства (2012); 12 фортепианных парафраз на якутские народные темы из сборника Адама Васильевича Скрябина (2011).

Среди произведений, написанных в последние годы, можно назвать балет-хореодраму «Ньырбакаан» (либретто Афанасия Федорова) по роману В. Далана «Глухой Вилюй». Премьера балета состоялась в декабре 2013 г. и в феврале 2014 г. Его исполнил Государственный театр танца РС (Я) им. С.А. Зверева (художественный руководитель и главный дирижер Н. Петров, постановщик-хореограф Афанасий Соловьев). В 2014 г. был закончен клавир музыкальной комедии «Тиэтэйбит» («Поспешивший») на либретто Николая Денисовича Неустроева.

Необходимо отметить, что на данный момент остро встает вопрос об издании нотной литературы якутских композиторов. Данную проблему необходимо решать, так как многие произведения композитора не изданы, а существуют только в виде рукописей [Давлетова 2016: 217].  

Владимир Васильевич Ксенофонтов утверждает, что в ближайшее время необходимо:

- направить все усилия на восстановление архивных трудов М.Н. Жиркова (клавиры опер и балетов);

- напечатать доклады Жиркова о развитии музыкального искусства Якутии;

- заново переиздать монографию «Якутская народная музыка» с использованием полного текста (без редактирования);

- найти и восстановить все хоровые произведения (обработки) композитора;

- обратить внимание театров г. Якутска на то, что до сих пор не поставлена опера «Сыгый Кырынаастыыр», которая была написана в 1946 г., в 1947 г. она была исполнена в концертном исполнении на русском языке оркестром радиокомитета (дирижировала Г.М. Кривошапко) – посвящено исполнение было  25-летию Якутской АЯССР.

В связи с 125-летием М.Н. Жиркова В.В. Ксенофонтов просит ходатайствовать о присвоении имени Марка Николаевича Жиркова Государственному театру оперы и балета, как основателю Государственного музыкального театра в 1944 г.

Отдавая дать талантливому композитору и музыковеду, Ксенофонтов В.В. написал: Увертюру-той № 2, посвященную 100-летию со дня основания оркестра якутских народных инструментов и 125-летию со дня рождения М.Н. Жиркова. Данное произведение было написано в 1999 году, композитор переписал партитуру в 2016 году. В настоящее время в работе у композитора находится Фантазия на темы военных песен М.Н. Жиркова.

Таким образом, В.В. Ксенофонтов по праву считается продолжателем традиций первого якутского композитора Марка Николаевича Жиркова, а его творчество является значительным вкладом в развитие профессиональной музыкальной культуры России и Якутии.

Использованная литература:

1.      Давлетова Р.Р. Владимир Ксенофонтов – композитор и педагог // Журнал Якутского музыкального колледжа (училища) им. М.Н. Жиркова «Музыкальный курьер» № 45 (март-апрель 2015), С. 21-23.

2.      Давлетова Р.Р. Деятельность якутского композитора Владимира Ксенофонтова // Сборник публикаций научного журнала «Globus» по материалам II международной научно-практической конференции: «Общественные науки в современном мире» г. Санкт-Петербурга: сборник со статьями (уровень стандарта, академический уровень). – С.-П.: Научный журнал «Globus», 2015 г. – 84 с. – С. 67-71.

3.      Давлетова Р.Р. Педагогическая и творческая деятельность Владимира Ксенофонтова // Актуальные проблемы национальной композиторской школы: сборник материалов международной научно-практической конференции / Мин-во культуры и духовного развития Респ. Саха (Якутия), Союз комп., Высш. шк. музыки РС (Я): (сост.: Ч. К. Скрыбыкина, А.В.Варламова). – Якутск: Типография АГИКИ, 2016. – 246 с. – С. 213-219.                       

4.      Интервью с В.В. Ксенофонтовым (ноябрь-декабрь 2016 г.) // Личный архив автора статьи. № 2.

5.      Павлова Т.В. Союз композиторов Республики Саха (Якутия): время, события, люди. – Якутск: Сахаполиграфиздат, 2006. – 192 с. 

.  .  .