Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Фортепианное творчество якутского композитора Кирилла Герасимова

Дата публикации: 2017-10-03 14:41:00
Статью разместил(а):
Давлетова Розалия Рашитовна

ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО ЯКУТСКОГО КОМПОЗИТОРА

КИРИЛЛА ГЕРАСИМОВА

Автор: Давлетова Розалия Рашитовна

 

Современную музыкальную жизнь Якутии невозможно себе представить без творчества якутских композиторов – интересных и самобытных авторов, в творчестве которых академический профессионализм соединяется с неповторимыми национальными традициями народа Саха. Особое место среди них занимает Герасимов Кирилл Афанасьевич – заслуженный деятель искусств РС (Я), член Союза композиторов Российской Федерации, Председатель Союза композиторов Республики Сахакутия), почетный гражданин Сунтарского улуса, один из ярких представителей музыкального искусства Республики. Композитор является автором Государственного гимна Республики Саха (Якутия) [5, с. 38].

Данный доклад раскрывает вопросы общей характеристики фортепианного творчества Кирилла Герасимова, одного из самых исполняемых композиторов Якутии. В статье ставятся следующие задачи: 1) дать краткую характеристику творчества якутского композитора К.А. Герасимова; 2) проанализировать фортепианные сочинения композитора; 3) определить круг образов, характерных для фортепианных произведений Кирилла Герасимова.

К. Герасимов, который начал сочинять в 1980 г., может быть отнесен ко второму поколению авторов созданной в Республике композиторской школы. В композиторский отряд он влился в 1991 г., после окончания Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки по классу композиции у известного сибирского композитора, профессора, заслуженного деятеля искусств РСФСР Г.Н. Иванова [4, с. 23]. В 1992 г. композитор был принят в члены Союза композиторов России.  

Являясь одним из ярких представителей национальной композиторской школы, К.А. Герасимов, как и многие якутские композиторы, опирается в своем творчестве на фольклорные традиции. Это проявляется как в использовании жанров якутского фольклора, так и в обращении к национальным песенным истокам.

Первыми сочинениями молодого композитора стали: «Тойук и дэгэрэн» для скрипки и оркестра народных инструментов, который в 1990 г. был исполнен оркестром народных инструментов Новосибирского радио и телевидения (художественный руководитель и дирижер – заслуженный деятель искусств РСФСР В.П. Гусев); квартет для двух скрипок, альта и виолончели – впервые прозвучал в исполнении квартета студентов Новосибирской государственной консерватории в 1991 г.; обработка песни В. Протодьяконова «Ньургуhуннар» («Подснежник») для баяна – исполнена автором на государственном экзамене при окончании института; а также романсы на слова Н. Герасимова «Серенада» и «Ожидание», которые впервые прозвучали в исполнении заслуженного артиста ЯАССР А.П. Алексеева. К первым сочинениям молодого композитора можно отнести также хореографическую поэму «Ойуун», которая была написана в 1991 г. В 1992 г. на это произведение был поставлен одноактный балет [5, с. 39].

К настоящему времени в творческом багаже композитора симфонические, камерно-инструментальные, камерно-вокальные, вокально-хоровые и хореографические произведения, которые входят в репертуар ведущих коллективов РС (Я), известных солистов и звучат не только в республике, но и далеко за ее пределами, как в России, так и за рубежом.

Наиболее известными сочинениями К. Герасимова стали: струнный квартет (1989), хореографическая поэма «Ойуун» (1991), сюита для симфонического оркестра (1995), «Якутский альбом пьес для скрипки и фортепиано» (1995), Фантазия для симфонического оркестра (1997), цикл пьес для скрипки и фортепиано, ряд сочинений для флейты и фортепиано, песни на стихи якутских поэтов, вокальный цикл «Осень» (1998), симфоническая картина «Северные мотивы» (2009), Концертино для фортепиано с оркестром (2009) и многие другие произведения.

Начиная с конца 1990-х гг. одним из основных направлений в творчестве композитора стала вокальная музыка. Произведения из вокальных циклов и отдельные песни композитора вошли в репертуар ведущих якутских певцов – А. Борисовой, Н. Чигиревой, А. Самсонова, А. Тимофеевой-Мухиной, Н. Попова, Ю. Баишева, Б. Алексеева, Г. Петрова и др. [3, с. 53]. Именно в вокальной музыке ярко проявляется талант композитора-лирика, о чем мы может утверждать, опираясь на музыкальные образы и содержание данных произведений.

Фортепианное творчество композитора немногочисленное, но оно отражает музыкальное мышление композитора, в котором видны ярко выраженный национальный характер, любовь к родному краю, природе, народу.

Большой популярностью в Республике пользуются два сюитных цикла для фортепиано «День из детства» и «Якутская сюита», которые были написаны для юных пианистов, а также цикл детских пьес для фортепиано «На птичьем дворе».

Фортепианные циклы «День из детства» и «Якутская сюита» были включены в сборник, выпущенный в 2005 г. [1]. Пьесы сборника входят в репертуар многих учебных заведений республики. Отдельные пьесы из циклов исполнялись на музыкальных конкурсах различного уровня, где были отмечены призовыми местами в различных номинациях. В 2009 г. автор получил благодарность оргкомитета международного фестиваля искусств «Звездная юность планеты» (Президент фестиваля М.А. Амбарцумян) за пьесу «Холорук» («Вихрь»), исполненную лауреатом конкурса Зоей Тарабукиной (Майинская ДМШ, РС (Я)).

Первый цикл «День из детства» (2003) [1, с. 9-28] состоит из девяти программных прелюдий, каждая из них рисует определенный образ, связанный с событиями дня ребенка. Начинается цикл с «Пробуждения» утром, затем следует показ различных игровых ситуаций в течение дня – «Игра в конструктор», «Верхом на лошадке», вызванная из-за «Ссоры» – «Грусть», затем поход «В музыкальную школу», «Пение за рукоделием», «Поход в темную комнату». И, следуя за сюжетом одного из насыщенных дней детства, композитор завершает цикл пьесой «Перед сном».

Каждая пьеса интересна по своему образному и жанровому музыкальному содержанию и отражает современный музыкальный язык композитора. В пример можно привести маленькую прелюдию – пьесу «Грусть», для которой характерны ясность и простота изложения темы,  светлая, прозрачная фактура, спокойный неторопливый темп, определяющие характер образа, но при этом композитор пользуется звуковыми, ладоинтонационными и аккордовыми комплексами, отличающими его от других авторов.

Фортепианный цикл «Якутская сюита» (2004) [1, с. 29-46] включает в себя четыре концертные пьесы, которые, по словам члена союза композиторов РС (Я) и РФ А. П. Решетниковой, «…объединяют образы фольклора и традиционной культуры» [там же, с. 3].

Пьеса «У старинной якутской усадьбы» написана в простой трехчастной форме, где первая и третья части по программе произведения представляют собой описание аласа, а вторая – рассказ старика. В данной миниатюре композитор рисует картину природы, в которой нисходящие интонации в мелодии напоминают дуновение ветерка, а форшлаги передают клики журавлей. Во второй части пьесы звучание темы в медленном темпе и в низком регистре придает образу сумрачное звучание, а  размеренное движение мелодии и аккомпанемента переменный эпический характер, напоминающий былинное сказание, «рассказ олонхосута». 

Пьеса «Чабыргах», отличается быстрым, стремительным темпом, где тема в основном выписана восьмыми длительностями, с включением в нее триольного ритмического рисунка. Полифоническое изложение (двухголосная инвенция) отражает жанр устного народного творчества, а исполнение инвенции штрихом стаккато придает звучанию чеканный, острый, запоминающийся ритм и отражает характер быстрой разговорной речи двух чабыргахсытов, соревнующихся между собой, перебивающих друг друга. По замыслу композитора в основу образа данного произведения взята жанровая сценка – спор двух базарных старух, где одна имеет высокий голос, а другая – низкий. Кульминация произведения приходится на отрезок, где голоса отдаляются друг от друга на расстояние пяти октав, затем они снова сходятся на интервал секунды, напоминая столкновение старух. В третьей части – они расходятся, ворча друг на друга.

В этой пьесе композитор переосмысливает классические традиции инвенции. Здесь нет стандартного проведения темы и ответа в тональности доминанты. За основу взят целотонный лад (до, ре, ми, соль бемоль, ля бемоль, си бемоль) и в экспозиции дается проведение темы от всех этих звуков. Разработка начинается с темы в зеркальном исполнении, затем стреттное проведение в обратном направлении. Поэтому разработка достаточно обширна. Реприза же сокращена и полностью состоит из стреттных проведений темы.

В пьесе «Колыбельная» отражены все признаки данного жанра, неспешное звучание напевной мягкой мелодии, приглушенное звучание разложенного арпеджированного аккомпанемента, которое передает равномерное покачивание колыбели, дополняя целостность картинки.

Пьеса «Холорук» («Вихрь») изначально имела иное название – «Токката». Она представляет собой классическую токкату, выдержанную в традициях, характерных для данного жанра – арпеджированная фактура в движении шестнадцатыми создает образ очень взволнованный и стремительный. Кульминация произведения приходится на момент появление мажорной тональности и звучит как торжество стихии. Необходимо добавить, что данное произведение легло в основу аккомпанемента романса «Одинокий журавль» из вокального цикла «Осень» К. Герасимова.

В произведениях Кирилла Герасимова нашли свое отражение почти все традиционные жанры якутского музыкального фольклора. Сложившиеся в нем два стиля пения  (дьиэрэтии ырыа и дэгэрэн ырыа), а также горловые призвуки (кылысах) получили широкое распространение в якутской камерной музыке. Герасимов К.А. также использует их в своих фортепианных сочинениях.

Так, например, в пьесе «У старой якутской усадьбы» используется стиль дьиэрэтии ырыа. «Колыбельная» – представляет собой мотив в стиле дэгэрэн ырыа. Шуточная песня «Чабыргах», написанная в жанре скороговорки.

Две прелюдии для фортепиано из цикла «Узоры якутской зимы» (2003) К.А. Герасимова – одно из ярких современных произведений, рисующих красоту зимней природы. Яркие образы суровой зимы созданы благодаря использованию полиаккордов и сонорной техники.

Первая прелюдия написана в трехчастной форме и начинается с картины безлюдной северной пустыни. Ля-мажорная тема, звучащая в верхнем регистре, передает чистый прозрачный образ. Она дополняется нисходящими пассажами разложенных аккордов. Затем появляется тема главного героя, рисующая человека, который задает вопросы природе, но не получает на них ответа. Вопросительные интонации человека, и голос природы, который доносится откуда-то издалека. Диалог вначале звучит спокойно, но тема природы постепенно приобретает властные, почти угрожающие интонации. Кульминация приходится на конец второй части, где голос природы звучит громогласно на fortissimo и заканчивается сокрушительным ударом glissando. Реприза вновь рисует картину безлюдной северной пустыни, в которой человек оказывается побежденным в борьбе против лютого зимнего холода.

Во второй прелюдии изображена картина шаманского камлания. Токкантность в фактуре, постепенное нарастание звука и темпа, передают непрерывное пульсирующее движение. Прелюдия начинается спокойно, тихо и прозрачно. Музыка ускоряется, мелодия изложена октавными унисонами на фоне мощных диссонирующих аккордов. Динамика доходит до fff. Внезапно танец шамана обрывается мощным аккордом в низком регистре, который гаснет на фермате. Затем мрачно и задумчиво звучит небольшое заключение [6, с. 62].

Детский фортепианный цикл «На птичьем дворе» (2012) [2] представляет собой небольшие программные пьесы для начинающих пианистов. Целиком цикл был исполнен 1 марта 2014 г. в Концертном зале Якутского научного центра на творческом вечере К. Герасимова, посвященном 35-летию Союза композиторов Республики Саха (Якутия).

Цикл прозвучал в исполнении детей Сектора педагогической практики Якутского музыкального колледжа (исполнители – Петухова Катя и Васильев Артем, преподаватель – отличник культуры РС (Я) Наталья Львовна Габышева). Исполнение музыки сопровождалось видеорядом, выполненным художником М. Аргуновой, оформившей сборник Герасимова. Бесцветные схематичные  картинки, отражающие содержание музыкального произведения, постепенно окрашивались по мере звучания, превращаясь в яркие красочные рисунки. 

Фортепианные сочинения Кирилла Герасимова с успехом исполняются за рубежом. Так, например, пианист Виктор Климин, выпускник Якутского музыкального колледжа, выехавший из Якутии в США в 1990-е гг., с успехом исполнял пьесу для фортепиано «Холорук» («Вихрь») К. Герасимова. И интерес к якутской музыке неуклонно возрастает, благодаря тому, что ЮНЕСКО провозгласило Олонхо – шедевром устного нематериального наследия человечества, а темы Олонхо красной нитью проходят сквозь музыкальное творчество всех якутских композиторов.

Также можно привести примеры, когда произведения К. Герасимова были включены в конкурсные программы выступлений якутских музыкантов на Международных и Всероссийских конкурсах. Яркая самобытность и оригинальность музыки композитора помогла талантливым музыкантам создать неповторимые выступления и получить звания лауреатов и дипломантов престижных конкурсов. Если говорить о чисто фортепианной музыке, то в 2009 году З. Тарабукина, лауреат международного фестиваля искусств «Звездная юность планеты» (г. Краснодар) сыграла в своей конкурсной программе пьесу К. Герасимова «Вихрь» из цикла для фортепиано «Якутская сюита».  

В ноябре 2013 г. лауреат II премии Вл. Константинова исполнила «Узоры якутской зимы» на Международном конкурсе в г. Клайпеда (Литва).

14-21 ноября 2015 г. лауреатами I степени в номинации «Фортепианный ансамбль» XVIII Международного фестиваля-конкурса «Musica Klassika» стали учащиеся Высшей школы музыки РС (Я) Золотых Ксения и Савицкая Софья (класс преподавателя, профессора Юноны Михайловны Упхоловой). На фестивале в доме творчества композиторов в Рузе, в рамках всемирного года С.С. Прокофьева, дуэт исполнил Прелюдию № 2 из цикла «Узоры якутской зимы» К. Герасимова.

Круг образов, к которым обращается композитор, включает в себя пейзажные зарисовки, картины природы родного северного края в разное время года. Именно данные произведения отразили характерные интонации, мелодическое богатство и образный строй якутской музыки.

Таким образом, в своем творчестве Кирилл Афанасьевич Герасимов обращается к произведениям различных жанров: симфоническим, камерно-инструментальным, вокальным, хоровым и хореографическим.

Фортепианное творчество композитора представлено небольшими пьесами, включенными в циклические сборники фортепианной музыки. В своих фортепианных произведениях он обращается к образам природы, образам детства, воспоминаниям о нем, здесь также представлены сценки из повседневной жизни детей, что находит отражение в программных циклах миниатюр для детей и юношества, прочно вошедших в педагогический репертуар для ДМШ и ДШИ. Данные пьесы можно использовать как в музыкальных школах, так и в средних специальных учебных заведениях.

 

Список используемой литературы:

1.       Герасимов К.А. Два цикла для фортепиано: сборник пьес для фортепиано / худ. В.В. Игнатьев; ил. В. Васильевой. Намцы: ГУП «Намская улусная типография», 2005. – 48 с.

2.       Герасимов К.А. На птичьем дворе. Цикл для фортепиано. – Якутск: Цумори Пресс, 2012. – 24 с., нот. 

3.       Давлетова Р.Р. Вокальная лирика якутского композитора Кирилла Герасимова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2016. № 12 (74): в 3-х ч. Ч.2. С. 52-56. 

4.       Давлетова Р.Р. Деятельность якутского композитора Герасимова К.А. // Современные пути развития науки и образования. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 июля 2015 г. –  Смоленск: ООО «НОВАЛЕНСО», 2015 – 169 с. – С.22-26.        

5.       Давлетова Р.Р. Творческая деятельность якутского композитора Кирилла Герасимова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2015. № 7 (57): в 2-х ч. Ч.1. С. 38-42.     

6.       Иванова Н.Н. Камерно-инструментальное творчество композиторов Якутии: монография. – Якутск: Издательский дом СВФУ,  2016. – 122 с.

.  .  .