Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Методическая разработка классного часа «Коррупция - зло общества?»

Дата публикации: 2019-05-29 20:58:12
Статью разместил(а):
Косухина Светлана Петровна

Методическая разработка классного часа «Коррупция - зло общества?»

Авторы: Смотрова Татьяна Михайловна

и Грибова Елена Николаевна

МОУ «Средняя школа № 91 Краснооктябрьского района Волгограда»

 

Адресат: учащиеся 8 класса.

Возраст участников: 14 -15 лет.

Дата проведения: 17 января 2019г.

Направление: правовое воспитание, духовно-нравственное воспитание.

Цель: Привитие учащимся основопологающих принципов антикоррупционного поведения.

 

Формирование УД:

- предметные: должны знать основные понятия: коррупция, взятка, вымогательство, волокита, подкуп, растрата, шантаж; понимать негативные последствия коррупционного поведения в обществе; выявлять причины, способствующие коррупционному поведению

- метапредметные:

1) регулятивные: определять проблему, выдвигать версии, планировать деятельность, оценивать способы достижения цели в проблемной ситуации, умение соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;

2) познавательные: анализировать, обобщать, делать выводы, представлять информацию в   виде логических ответов, аргументировано излагать свое мнение, умение работать с текстом, навыки логического мышления;

3) личностные: способность выработать свою жизненную позицию по отношению к коррупционному поведению, понимать необходимость развития правовой и нравственной культуры;

4) коммуникативные: умение работать в группе, соблюдение норм речевой этики, умение строить речевое высказывание.

Задачи:

1. Знакомство учащихся с проявлениями коррупции в современном обществе.

2. Выявление причин коррупционного поведения.

3. Оценивание проявления коррупционного поведения с позиции нравственности.

4. Формирование навыков уверенного законопослушного поведения.

Методы, приемы: метод критического мышления, групповая работа, поиск ответа на проблемный вопрос, технология сотрудничества, мозговой штурм, элементы лабораторной работы.

Межпредметные связи: обществознание, информационные технологии.

Оборудование, дидактический материал: мультимедийный проектор, запись мультфильмов (2 шт), карточки-задания, УК РФ, листочки для рефлексии, ладошки.

Внеклассное мероприятие длится 40 минут.

Учащиеся разделены на 5 команд по 4-5 человек.

Принцип формирования команд: При входе ребята получают ладошки разных цветов (ладошки пяти цветов: синий, красный, желтый, зеленый, оранжевый). Таким образом, формируются 5 команд (по цветовой гамме ладошек).

Работа команд проходит в классе, где расставлены столы, количество столов соответствует количеству команд. На столах находится указатель с цветной ладошкой.

 

Структура внеклассного мероприятия:

Этапы

Время

 Действия учителя

Действия учеников

Методы и приемы (цель)

Ожидаемые результаты

Организация класса

(1 мин.)

1

мин

Приветствует учеников Всем участникам предлагает выбрать одну из цветных ладошек. Согласно цветовой гамме ладошки распределяет на команды.

Получают ладошку определенного цвета. Каждая команда присаживается за столом, с соответствующим цветом выбранной ладошки.

Музыкальное сопровождение, словесное приветствие (организация команд участников путем случайного выбора, позитивный настрой на работу в группах)

Образование 5 команд

Актуализация знаний, постановка цели

(5  мин.)

1 мин

Предлагает начать внеклассное мероприятие с просмотра мультфильма «Взятка», авторы: Кирилл Засорин и Евгения Кулешова

Смотрят мультфильм

   

4 мин

После просмотра мультфильма задает вопросы:

1.«Как вы думаете, о чем говорится в данном мультфильме?»

 2.«А может кто-то из вас знает, как законодательство квалифицирует такие действия, как взятничество?»

В ходе обсуждения, дети говорят о том, что в мультфильме показаны негативные последствия, к которым приводит дача взятки - взрыв самолета

метод критического мышления, групповая работа

 (поиск ответа на проблемный вопрос)

Учащиеся самостоятельно выходят на одно из коррупционных действий –взятничество, на то, какие последствия влечет за собой взятничество

Предполагаемый ответ детей –“коррупция”

(дети самостоятельно выходят на тему классного часа)

Определить тему «Коррупция: ее проявления и последствия для общества»

Совместно ставятся цели: что следует считать коррупцией, причины и последствия, ответственность

Основная часть

(30 мин.)

2  мин

Предлагает каждой команде выполнить задание “Смысловой пазл” (см. Приложение 1)

 После того, как каждая команда соберет  пазл, заслушивается представитель от каждой команды, участвствуют в обсуждении вариантов.

Каждая команда учащихся получает карточки - пазлы с отдельными словами. Необходимо из отдельных слов собрать фразу. Правильно собрав все карточки – пазлы у команды получится

определение термина “Коррупция”

групповая работа, технология сотрудничества (составить определение понятия «коррупция»)

Дети смогут дать точную формулировку понятия «Коррупция».

Коррупция – это термин, обозначающий использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.

3 мин

Предлагает поиграть в игру “Снежный ком” назвать, какие действия можно связать с понятием “Коррупция”.

Обсуждение в команде, каждый участник выдвигает свои версии. Предполагаемыми ответами могут быть: взятка, подкуп,обман, мошенничество, шантаж и т.д.

групповая работа (мозговой штурм), технология сотрудничества (мониторинг знаний о коррупции как антиобщественном явлении)

Определение действий, являющихся коррупционными

 5 мин

Предлагает каждой команде выполнить задание «Кроссворд», в котором зашифрованы основные коррупционные действия.

После выполнения задания, обсуждает ответы с командами, разбирает с ребятами терминологию

(см. Приложение № 2)

Каждая команда зачитывает вопросы и разгадывает кроссворд

групповая работа, технология сотрудничества (актуализировать знания по основным формам коррупционного действия, разобрать значение (смысл) каждого коррупционного дейстия)

Дети смогут различать основные коррупционные действия, запомнят смысл разбираемых терминов.

Взятка-принимаемые должностным лицом материальные ценности за выполнение или невыполнение действия, которое это лицо должно было совершить в силу своего служебного положения;

Вымогательство-преступление против собственности, выраженное в требовании передать чужое имущество под угрозой применения насилия или уничтожения, повреждения чужого имущества;

Волокита - форма вымогательства, нарочитое затягивание рассмотрения дела с целью получения взятки;

Подкуп - действие, связанное с предложением, обещанием дать или дачей взятки государственному служащему или лицу, приравниваемому к государственному служащему, за желательное законное действие или бездеятельность в ходе выполнения им полномочий или посреднику с целью достижения тех же результатов; 

Растрата-хищение чужого имущества, вверенного виновному;

Шантаж - угроза компрометирующих или клеветнических разоблачений с целью вымогательства чужого имущества или разного рода уступок.

 5

мин

Предлагает каждой команде нарисовать символами термин «Коррупция»:

1.Если «Коррупция» - это животное, то какое…

2.Если «Коррупция» - это природное явление, то какое…

После работы с символами, подводит учащихся к мысли о том, что «коррупция» - зло.

Ребята обсуждают в командах, каким животным могла бы выступить коррупция (предполагаемые варианты ответов: волк, лиса, шакал и т.д), если прородное явление (вулкан, тайфун, торнадо, ураган, цунами и т.д). Затем делают зарисовки в виде символов.

групповая работа, технология сотрудничества (подвести учащихся к мысли о том, что коррупция-это агрессивное, разрушающее общество явление, горзящее страшными последствиями)

Ребята должны подойти к мысли о том, что коррупция несет в себе злой посыл, умысел, злые дела и поступки, не отвечающие общечеловеческим нормам морали.

5 мин

Знакомит учащихся с фразой Андрея Дементьева: «Коррупция - самое большое зло, потому что это разрушение духовности человека»

Задает вопрос: Почему коррупция разрушает духовность человека?

Подводит к мыли о том, что люди теряют нравственный и моральный облик.

Дает задание командам ответить на вопрос: «Какими качествами обладает человек, участвующий в коррупционных действиях и не участвующих в коррупционных действиях?». Обсуждение с ребятами предложенных вариантов.

(см.приложение 3)

1 команда ищет ответ т на вопрос: «Почему коррупция разрушает духовность человека?»

2 команды отвечают на вопрос: “Какими качествами обладает человек, участвующий в коррупционных действиях?» (ответы оформляют на предложенных ладошках-одно качество записывается на одном пальчике). Предполагаемые ответы: беспринципность, безнаказанность, наглость, жадность и т.д.

2 команды отвечают на вопрос: “Какими общечеловеческими качествами обладает человек, не совершающий коррупционные действия?» (ответы оформляют на предложенных ладошках-одно качество записывается на одном пальчике). Предполагаемые ответы: честность, законопослушность, бескорыстие, порядочность, ответственность и т.д.

Мозговой штурм, групповая работа, технология сотрудничества (разобрать духовную составляющую людей, совершаюших коррупционные деяния и качества, позволяющие удержаться от коррупционных действий)

 Совместно с детьми формулируется мысль о том, что те люди, которые думают, что все могут купить за свои богатства, прежде всего продают себя, теряют нравственный и моральный свой облик, развивают в себе отрицательные качества, духовно скудеют. Определяют качества, свойственные людям, участвующим в коррупционных действиях и не участвующим в коррупционных действиях

3 мин

Просит учащихся самостоятельно определить причины возникновения коррупции

Обсуждают в группах и формулируют причины коррупции

Мозговой штурм, групповая работа, технология сотрудничества (способствовать развитию гражданской позиции)

 Совместно с детьми определяются причины, способствующие коррупционному поведению:

- Низкая заработная плата

- Незнание законов

- Желание легкой наживы

- Нестабильность в стране

- Безработица

- Низкий уровень жизни населения

- Низкий уровень нравственности  

4 мин.

Предлагает командам поработать с текстами статей УК РФ: ст.290, ст.291. К каждому тексту заранее подготовлены вопросы, на которые дети должны найти ответ в УК РФ.

По ст. 290 УК РФ «Получение взятки»

1.Какие виды наказания за получение взятки предусмотрены ст.290 УК РФ?

2. Предусматривает ли ст.290 УК РФ более серьезную ответственность для лиц, занимающих государственную должность   РФ или в субъекте РФ?

3.По ст. 291 УК РФ «Дача взятки»

- Как наказывается дача взятки?

- В каком случае лицо, давшее взятку освобождается от уголовной ответственности?

Команды работают со статьями УК РФ. Отвечают на вопросы.

 

Элементы лабораторной работы (знакомство с мерами юридической ответственности)

Предполагаемые ответы: По ст. 290 УК РФ «Получение взятки»

1. Ответ: штраф, лишение свободы от 3 до 7 лет, лишение свободы от 5 до 10 лет

 2. Ответ: да, срок лишения свободы от 5 до 10 лет

По ст. 291 УК РФ «Дача взятки»

1. Ответ: штраф.

2. Ответ: освобождается, в случае, если со стороны должностного лица имело место вымогательство взятки или если лицо, добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело

3 мин.

Предлагает каждой команде подумать, какие меры (способы)  борьбы с корупцией существуют. Оформить ответы на доске  в виде символа-солнца (см.приложение № 4)

Каждой команде достается по 3 лучка, на которых, после обсуждения,  они пишут меры борьбы с коррупцией. Затем прикрепляют к сердцевине солнца.

«мозговой штурм» (создать условия для формирования личного выбора антикоррупционного настроя учащихся)

Совместно с детьми определяются меры борьбы с коррупций:

·           разъяснение населению идеи о недопустимости коррупции;

·           сообщение о коррупционных действиях;

·           независимость СМИ;

·           публичное осуждение лиц, берущих взятки;

·           перевод получения разрешений, справок в электронную форму;

·           повышение нравственной культуры населения;

·           повышение уровня нравственной культуры госслужащих

Рефлексия (3 мин.)

 

Подведение итогов. Просмотр видео ролика Л.В.Боровиковой “Сказка о коррупции”.

 Организует обратную связь с детьми Подумайте, что дала вам информация с которой вы познакомились сегодня? Выберите листочек того цвета, который будет отражать Ваше настроение сейчас с учетом того, что вы услышали сегодня. Листок зеленого цвета – олицетворение жизни, гармонии, развития. Листок оранжевого цвета - символом жизненной силы, радости доблести, верности и победы. Листок желтого цвета – символ солнца и тепла, радости и оптимизма.  Но листочки у нас с секретом, с обратной стороны - текст. На листах зеленого цвета – «много нового узнал, продолжу изучение этого вопроса», на листочках оранжевого цвета – «было интересно, но самостоятельно изучать этот вопрос дальше не буду», а на желтых листочках – «меня не заинтересовала эта тема». Дети складывают листочки в корзину эмоций (см. Приложение 5)

Просмотр видео ролика. Устная обратная связь

 Поиск ответов на проблемные вопросы (личностное отношение к тому, что происходило во время классного часа)

 Постановка новых задач.

Тема заинтересовала всех участников (листок желтого цвета не выберет никто). Большинство учащихся будет настроено на продолжение изучения этой темы (тема актуальна и требует дальнейшего изучения).

 

Литература: 

  1. Антикоррупционная политика в современной России / Под ред.
  2. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / под ред. Н. Воскресенской и С. Шехтера. М., 2005.
  3. Горный М.Б. Коррупция в России: системная проблема и системное решение. Центр «Стратегия». СПб, 2004.
  4. Журавлева О.Н.Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие. (Рекомендовано РЭС КО СПб.) – М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2009.
  5. Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник. – М., 2008.
  6. Кузьминов Я.И.Тезисы о коррупции. – М., 2000.
  7. Словарь - справочник «Антикоррупционная политика», Издательство «Проспект», М., 2006.

.  .  .