Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация звуков и букв С-З"

Дата публикации: 2019-05-22 14:29:23
Статью разместил(а):
Кареба Анастасия Николаевна

Технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация звуков и букв С-З"

Автор: Кареба Анастасия Николаевна

 

Цель: развитие умения различать звуки «С-З» на слух и обозначать их соответствующей буквой.

Задачи:

- Образовательные:

1)    учить дифференцировать звуки  [З]- [С],  [З']- [С'] в собственном произношении и на слух изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;

2)    учить вставлять пропущенную букву в слово и записывать прописную букву в тетрадь;

3)    учить подбирать пропущенное слово в предложении.

- Коррекционно-развивающие: 

1)    развивать фонематическое восприятие;

2)    развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;

3)    развивать психические процессы (произвольное слуховое внимание, словесно- логического мышление, память);

4)    учить склонять существительное по падежам в структуре предложения.

5)    актуализировать и расширять словарный запас.

- Воспитательные: 

1)    воспитывать у детей умение слушать взрослого и друг друга;

2)    формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности;

3)     формирование учебных навыков (регулирующей учебной деятельности, осознанности выполнения заданий).

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дидактический материал, методы

Формируемые ЗУН

1. Этап

постановки учебной задачи, мотивации учебной деятельности.

Организационный момент.

 

Отгадывание загадок.

 

Введение темы занятия.

 

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

-Отгадайте загадки:

1.В птичник повадится – жди беды.

Рыжим хвостом заметает следы (лиса).

2. Никого не обижает,

А сам всех боится.

Шуба серая для лета,

Для зимы – другого цвета (заяц).

-Выделите третий звук в этом слове «лиса». (С)

 - Назовите первый звук в этом слове «заяц»? (З)

-Как вы думаете, какую пару звуков и букв мы будем проходить сегодня?

Настраиваются на занятие.

 

Отгадывают загадки: лиса, заяц.

 

Определяют заданный звук в слове.

 

Определят тему занятия.

Загадки, слайдовая презентация

Умение определять цель и задачи учебной деятельности с помощью учителя. Умение оформлять свои мысли в устной форме. 

2.Этап изучения нового материала.

Уточнение артикуляции и звуковых характеристик звуков.

Давайте уточним, как произносятся эти звуки? Кончик язык упирается в нижние зубы, спинка языка выгибается, зубы сближаются,  губы растягиваются в улыбку. Выдыхаемая струя воздуха тонкая и холодная, встречает преграду, значит эти звуки какие? Согласные.

-А теперь давайте приложим руки к горлышку и снова произнесем эти звуки, почувствуем,  работают ли наши голосовые связки? Звук «с» не работают, значит, этот звук звонкий.

Звук «з» работают, значит, этот звук звонкий. Давайте еще раз это докажем: закройте уши руками и  попробуйте  снова посвистеть и позвенеть.

Произносят звуки, определяют артикуляционный уклад, дают им звуковые характеристики.

 

Проводят тактильный анализ работы голосовых связок и определяют различия звуков «с» и «з».

Зеркала, тактильный метод, слайдовая презентация, картинки-символы звонкости и глухости согласного звука.

Умение правильно артикулировать заданный звук, навык определения звонкости и глухости звука разными способами.

Мягкие звуки «Сь - Зь».

Ребята, на нашей таблице видно, что буквы «С» и «З» могут звучать твердо и мягко. Кто скажет, в каких случаях буквы будут звучать твердо? А в каких случаях будут звучать мягко? Если после них будут стоять гласные второго ряда.

Давайте пропоем сейчас слоги с гласными первого и второго ряда на одном выдохе.

Легкий неслышный вдох.

На выдохе пропоем слоги: са-со-су-сы-сэ, за-зо-зу-зы-зэ, ся-сё-сю-си-се, зя-зё-зю-зи-зе.

Отвечают на вопросы: Если после согласных звуков будут стоять гласные первого ряда, то согласные будут звучать твердо. Если после согласных звуков будут стоять гласные первого ряда, то согласные будут звучать твердо.

Пропевают совместно с логопедом слоговые ряды.

Таблица звуков и букв

Знания о способах смягчения согласных звуков и букв.

Умение правильно распределять силу и длительность ротового выдоха, развитие силы и высоты голоса.  

Игра  «Поймай звук».

Ребята, возьмите колокольчик – символ звонкого согласного звука «З» в левую руку, а наушники – символ глухого согласного звука «С» в правую руку.

Сейчас я буду называть звуки – слушайте внимательно и поднимайте соответствующую картинку (изолированно среди других согласных, в слогах, в словах в начале слова).

Поднимают на услышанный звук картинки-символы.

Картинки-символы звонкости и глухости согласного звука.

Умение слышать и выделять заданный звук в разных позициях.

Д/и «Наоборот»

Ребята, я вам буду кидать мяч и говорить слоги со звуком «С» или «Сь», а вы будете менять на звонкие  звуки «З» или «Зь».

Ловят мяч и заменяют «С» на «З» и наоборот.

Мяч

Умение проводить звуковой анализ и моделировать слог

Буквы «С –З».

Ребята, пришло время познакомиться с буквами «С» и «З».

«Звуки четко произносим, слушаем внимательно.

Буквы правильно читаем, пишем их старательно».

Полумесяц в небе темном буквой «С» повис над домом. На что еще похожа буква «С»? Куда смотрит эта буква? На правую сторону. Прорисуем букву пальчиком в воздухе.

"З" на цифру 3 похожа, только с ней не путай все же! На что еще похожа буква «З»? Куда смотрит эта буква? На левую сторону.  Прорисуем букву пальчиком в воздухе.

Прорисовывают в воздухе пальчиком буквы

Слайдовая презентация, доска, мел

Знание о соответствии услышанного звука образу буквы

Упражнение «Буква потерялась»

Сейчас мы будем вставлять в слова пропущенную букву «С» или «З» и записывать в тетради только нужную букву через запятую.

Записывают в тетради необходимую букву.

Слайдовая презентация, тетради, ручки

Навык прописи заглавной и прописной буквы

Физминутка

Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли.

По дорожкам прыг-прыг-прыг…

Кто к зарядке не привык?

Вот лиса идет по лесу.

Кто там скачет, интересно?

Чтоб ответить на вопрос,

Тянет лисонька свой нос.

Но зайчата быстро скачут!

Как же может быть иначе?

Тренировки помогают!

И зайчата убегают.

Вот голодная лиса

Грустно смотрит в небеса.

Тяжело вздыхает,

Садится, отдыхает.

Встают со стульчиков.

Прыгают на месте.

 

Ходьба на месте.

Идут походкой лисы.

Встают на цыпочки,

руку прикладывают к уху, тянут носик.

Прыжки на месте.

 

Бег на месте

Потянуться вверх, имитировать грусть

Глубокий вдох и выдох,

Садятся на стулья

Динамические упражнения

Умение выполнять необходимые движения согласно услышанному тексту, умение изображать характерные повадки животных

Упражнение «Доскажи словечко»

Закончите предложения, с помощью картинок со звуками С-З.

Дети заканчивают начатые педагогом предложения с помощью картинок-подсказок

Слайдовая презентация

Умение ставить слово в нужную грамматическую форму в контексте предложения

3. Этап подведения итогов. 

Рефлексия 

Ребята, о каких звуках и буквах мы сегодня говорили?

Чем они различаются?

- Что мы нового узнали? 

Если вам было интересно и легко сегодня на занятии – возьмите зеленый смайлик. Если вам было интересно, но какие-то задания показались трудными -  возьмите желтый смайлик. Если вам было неинтересно и трудно сегодня возьмите  красный смайлик.

Звуки «С-З»

«С» глухой, а «З» звонкий

Если перепутать эти звуки-смысл слова изменится

Выбирают смайлик

Смайлики

Умение обобщать знания,  анализировать, оценивать результат собственной деятельности

.  .  .