Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Кодзоков Д.С. - просветитель и общественный деятель

Дата публикации: 2019-05-14 20:36:48
Статью разместил(а):
Психомахова Аминат Рашидовна

Кодзоков Д.С. - просветитель и общественный деятель

Автор: Психомахова Аминат Рашидовна

ГБПОУ ДЗМ «МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 5»
(Обособленное подразделение № 1)

 

Следует отметить, что согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, развитие культуры межэтнических отношений.  Национальное образование является предметом внимания общественности, людьми, ратовавшими за воспитания, основанное национальных традициях своего народа были просветители [2].

Кодзоков Лукман Магометович родился в 1818, с. Абуково, ныне с. Первомайское. Сын Магомета Кодзокова, служившего в лейб-гвардии Кавказско-Горском полуэскадроне. В конце 1820-х годов мать поэта Алексея Степановича Хомякова, Мария Алексеевна, привезла Лукмана в Москву с Кавказа, куда ездила на воды. Он воспитывался в ее доме и в 1830 году, когда подрос, был окрещен под именем Дмитрия. Считается, что его крестным отцом был Алексей Степанович Хомяков, только что вернувшийся с Балкан, с театра военных действий. Кодзоков жил в доме Хомяковых в Москве, лето проводил с ними в их тульском поместье Богучарове. Пользовался постоянною дружбою своего крестного отца, отдававшего ему значительную часть своего времени, о чем свидетельствует переписка хранящаяся в фондах Государственного исторического музея– Отделе письменных источников. Письмо пропитано чувством глубокого уважения и признательности [1].

В 1838 окончил философский факультет Московского университета. Был отдан в частный пансион профессора Павлова, который окончил в 1834 году. В 1838 году окончил 1-е отделение философского факультета Московского университета (первый кабардинец, окончивший Московский университет), где его работа «Описание Кавказа» заняла одно из первых мест на конкурсе сочинений студентов. В 30 ноября 1838 г. Д.С. Кодзоков поступает на гражданскую службу в Московскую палату уголовного суда, но он отказывается от карьеры столичного чиновника.  

В конце июля 1839 года Кодзоков вернулся на Северный Кавказ, на Родину. Изучает историю и этнографию Кавказа, обычаи и обряды горских народов, кавказские языки, общественный и хозяйственный быт местного населения. Собранные материалы он намеревался в будущем обобщить и написать ряд работ, но рутинная административная работа не дала выполнить запланированное. Остановившись в Пятигорске, он знакомится с бывшим секретарём Кабардинского временного суда, знатоком кабардинского адата Якубом Шардановым, с деятелем адыгского просвещения Шорой Ногмовым. В эти годы он приступает к изучению кавказских и восточных языков, собиранию этнографических сведений и поиску исторических памятников. Он желал посвятить себя делу просвещения. «...Ничего не может быть для меня приятного... чем обеспечить состояние народа обширного и многочисленного, и тем самым составить, быть может, для себя карьеру не блестящую, но оригинальную и благородную... Сердцу, право, отраднее получать благодарность нескольких тысяч бедняков, чем чин действительного статского советника», — писал он в Москву своим друзьям и родственникам [1]. Здесь стал реализовывать планы организации образцово-показательных хозяйств с применением прогрессивных форм ведения сельского хозяйства и освоения новых ремёсел.

В 1840—1841 гг. в Пятигорске он встретился с М. Ю. Лермонтовым [3].

В 1845—1851 гг. служил в управлении Закавказским таможенным округом; в 1861—1863 годы исполнял обязанности чиновника особых поручений наместника Кавказа; в 1863—1869 годы был председателем Терско-Кубанской сословно-поземельной комиссии. В 1869—1888 годы Д. С. Кодзоков — председатель комиссии для разбора сословных прав горцев Кубанской и Терской областей. Но на всех должностях он не оставлял своего попечения о скотоводстве, и в особенности коневодстве. В работе конезавода было много сложностей: не своевременно поступали деньги, местные консервативно настроенные заводчики не всегда с одобрением встречали реформы. Однако, несмотря на множество препон и трудностей, дело развивалось. Администрация была заинтересована в развитии коневодства для пополнения кавалерийских частей и поддерживало инициативы частных лиц, стремившихся к улучшению коннозаводства на Кавказе.

Важным событием в жизни горцев он рассматривал и открытие Владикавказского ремесленного училища, где шла подготовка специалистов для сельского хозяйства, поддерживал тесную связь с его руководством и воспитанниками. Он был членом-благотворителем этого училища со времени его открытия в 1868 году, в 1880 году даже ставился вопрос о назначении Д.С. Кодзокова директором училища, однако он отказался, так как был в конфликте с администрацией. После передачи Кодзоковым училищу большого участка земли стоимостью 4 тыс. рублей, попечитель Кавказского учебного округа выразил Д.С. Кодзокову глубокую благодарность за пожертвование.

Д.С. Кодзоков помогал делу подготовки специалистов сельского хозяйства и ремесленного производства. Будучи членом-благотворителем Владикавказского ремесленного училища, он передал в 1887 г. в вечное владение училища свое имение недалеко от г. Владикавказ в 8 десятин 709 кв. саженей с домом, фруктовым садом и сельскохозяйственными постройками, помогал он также и единственной на Северном Кавказе ветеринарной коновальной школе г. Владикавказ. Просветитель был убежден, что «было бы еще полезнее учреждение такой коновальной школы, которая бы деятельностью распространялась и за пределами Терской области [4].

Таким образом, следует отметить что Д.С. Кодзоков занимался сбором материалов по истории хозяйственно-экономического и социально-политического строя народов Северного Кавказа. Документы, подготовленные комиссией, послужили основанием для реализации преобразований, которые кавказская администрация провела в жизнь. При этом в ходе реформ администрация считалась с особенностями горских этнических культур и менталитета, северокавказских традиций и норм.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. ГИМ – ОПИ. Ф. 178. Д.33. Л. 33.

2. Золотарева И. С. Вклад просветителей Кабарды и Балкарии в развитие светского образования в крае // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXII междунар. науч.-практ. конф. № 3(60). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 22-29.

3. Кодзоков Дмитрий Степанович // Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинск. Дом) ; науч.-ред. совет изд-ва «Советская энциклопедия» ; гл. ред. В. А. Мануйлов ; редкол.: И. Л. Андроников … [и др.]. — М. : Сов. энцикл., 1981. — 746 с.

4. Кумыков Т. Х. Жизнь и общественная деятельность Л. М. Кодзокова / Кабард.-Балкар. науч.-исслед. ин-т при Совете Министров КБАССР ; Т. Х. Кумыков. — Нальчик : Кабард.-Балкар. кн. изд-во, 1962. — 80 с.

 

.  .  .