Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Федеральный Государственный Стандарт или каким быть учителю?

Дата публикации: 2019-04-07 10:55:17
Статью разместил(а):
Репина Татьяна Валерьевна

Федеральный Государственный Стандарт или каким быть учителю?

Автор: Репина Татьяна Валерьевна

МБОУ г. Астрахани «СОШ № 28»

 

Последние изменения в законе об образовании требуют от учителя новой роли. Действительно эта роль такая уж новая и актуальная или мы просто напросто что-то абсолютно забыли и, лишь,  воспринимаем это как новое. Над этим вопросом я задумывалась не один год и хотела бы поделиться своими мыслями.

Итак, кто такой учитель? Сами учителя используют много метафор, чтобы описать то, что они делают как вовремя уроков, так и во время  подготовки к ним. Иногда они говорят, что они как актеры «всегда на сцене», иногда как дирижеры оркестра они управляют разговором и задают ритм и темп беседе определенными жестами. Другие чувствуют себя «садоводами» - посадил ростки и наблюдаешь за тем, как они входят. В интернете есть много постов, когда сами учителя высказывают свое мнение о профессии с использованием разнообразных образов.

Словари также дают разнообразные определения об учителях и процессе обучения. В Кембриджском словаре определение учителя как человека, который, «дает знания, инструктирует или тренирует». В то время как словарь Лонгман, что данная формулировка слишком упрощена и, что на самом деле определение профессии учителя гораздо сложнее. Мнений достаточно много, и я хотела бы высказаться о роли учителя на уроке и в целом в системе образования.

Роль учителя как контролера становиться совершенно устаревшей. Такие учителя просто говорят подолгу сами, говорят что делать, проводят отработку материала многочисленным повторением, читают вслух и полностью руководят классом. Они видят свою роль как передачу знания и чувствуют себя вполне комфортно в этой роли.

Лично я считаю, центр внимания при проведении урока следует переместить на ученика, принимая во внимание важность влияния коммуникативных и гуманистических теорий. Таким образом это сделает потребности и получение личного опыта учащихся центром образовательного процесса. Все это должно стать ядром всего процесса обучения, а не на единичном уроке. Часто приходится наблюдать, как некоторые учителя настолько сами погружены в процесс преподавания, что даже не замечают, что ученикам наскучила эта игра «одного актера», они просто откровенно скучают на уроке. Конечно, бывают ситуации, когда роль учителя в качестве контролера имеет смысл, например, при объяснении нового материала, объявлении темы, задач урока, о это не должно быть слишком часто. Некоторые учителя настолько привыкли к контролирующей функции на уроке, что не видят других способов проведения урока. Необходимо четко понимать, что придерживаясь в своей работе только одной роли, мы лишаем и себя и своих учеников возможностей учиться не только ради самой учебы, но и ради получения волнующей радости от процесса познания. Мы всегда должны замечать и знать, сколько по времени от урока мы сами. Если мы говорим слишком долго, несмотря на красивый и понятный язык, не давая возможности говорить ученикам, то не надо удивляться, что со временем им будет скучно на всех наших уроках.

Я всегда оцениваю урок как хороший и продуктивный, когда имела место быть именно активностей и работа учеников, а не представления самого учителя. При активной работе учащихся учитель уже не является человеком, просто предающим знания, контролером или кем-то главным на уроке, он становится посредником и источником знаний для учеников.

Существует много видов деятельности, когда, вдохновляя ученика на самостоятельное решение какой-либо задачи, в паре или в маленькой группе (зависит от цели урока), они увидят эффект как от процесса обучения, так и от динамики урока и атмосферы на уроке.

Хотелось бы упомянуть об еще одной важной роли учителя на уроке, но ее нужно правильно понимать и использовать, это роль организатора. Дело в том, что если ученики не понимают цели выполнения то или иного задания, то они ничего не получат от его выполнения. Если мы не объясняем им четко и ясно, чего мы от них хотим, то происходит хаос, и мы не получим того результата, на который рассчитывали, давая задание. Мы должны представить это логично и просто, затем следует убедиться, что ученики поняли смысл выполнения этого задания, если нет, то продемонстрировать, что вы от них ждете. Кроме того, ученикам необходимо точно знать о количестве отпущенного времени на выполнение задания.

Нельзя также забывать еще об оной роли – роли оценщика. Это то, что ждут от нас все ученики. Ваша оценка помогает им понять, делают ли они все  правильно. Но им нужно знать, КАК и ЗА ЧТО их работа будет оценена. Мы должны им четко указать, чего мы от них ждем при выполнении работы, чтобы они могли по окончании сами оценить результат. Они должны представлять, как будет выглядеть успешное выполнение задания.

Еще одни важный пункт при этом – это справедливость выставления оценок. Они ждут похвалу за успех, но и принимают критику, если она конструктивна. Никому из них не нравится испытывать чувство, что ему несправедливо снизили оценку. Плохие оценки могут случаться у всех, но необходимо их анализировать и приободрять ученика.

При выполнении некоторых видов заданий, таких как подготовка презентации или проекта, написание доклада, учитель может выступать как источник знаний. Ученики могут спросить, как пишется или переводится та или иная фраза. В таких ситуациях учитель, конечно же, является главным истопником получения ответа, но мы не должны забывать о «новых» подходах в преподавании и обучении, которые требуют от учителя, чтобы он не давал готовых и быстрых ответов, а давал возможность ученикам самим решить проблему.

Процесс получения знаний через осмысление проблемы – это ключ к истинному получению знаний. Поэтому, вместо того, чтобы давать готовый ответ, попросите его самому найти определение слова или фразы по моно лингвистическому словарю. Иногда нужно обладать достаточной смелостью, чтобы сказать ученику: «Я не могу ответить на твой вопрос прямо сейчас, но сделаю это завтра». На следующий день необходимо дать ему нужную информацию и таким образом показать ему, что, если даже он не будет знать какую-то информацию, ее всегда можно найти в других источниках.

Несомненно, учитель должен помогать в освоении знаний, но не кидаться по первому зову с «полной ложкой» (английское выражение), иначе они будут полагаться только на нас и не смогут получать знания самостоятельно.

Приведу пример из своего опыта. Когда я училась на курсах повышения квалификации в Кембридже, я услышала в одном из магазинов странное выражение от покупателя. На следующий день на занятии я спросила у преподавателя, что значит это выражение. Сейчас я понимаю, что она лишь сделала вид, что тоже не понимает его. Она взяла простой словарь, нашла там это слово и показала мне. Затем продемонстрировала несколько интересных примеров употребления этого выражения. Я до сих пор помню тот день и это выражение (что-то в свободном переводе вроде «ни то, ни се») Преподаватель была достаточно опытный, к  тому же, коренной житель, и она не стала сразу просто говорить мне ответ,  а показала, что мы и сами можем находить ответы.

Итак, какую же роль на себя примерить,  принимая во внимание все требования и рекомендации ФГОС, зависит от того, каких достижений мы хотим от наших учеников. Мы должны уметь переключаться с одной роли на другую, когда это уместно. И когда вы делает этот выбор осознанно, что мы знаем, как выполнять эти роли и к чему это ведет. Современные учителя не должны примерять только одну роль раз и навсегда, а исполнять разные, чтобы процесс обучения был интересным и для учителей и для учащихся.

В заключение хотелось бы подчеркнуть что, какую бы роль мы ни выбирали, необходимо помнить, что учитель всегда должен поддерживать, вдохновлять учащихся, активно участвовать в уроке, но при этом не доминировать. Мы должны начинать и заканчивать вовремя, быть толерантными и открытыми ко всему новому, и всегда знать, что урок для ученика, который хочет именно учиться, а не просто быть свидетелем наших знаний. А это то, что требует от нас Закон об образовании и Федеральный Госстандарт, не так ли? Как учитель с тридцатилетним стажем скажу на все это так: «Ничего нового».

 

FSS (Federal State standard) or What is a Teacher?

Last changes in the Education law demand a new role of a teacher. Is this role really new and up-to date or it’s something fully forgotten? I’ve been puzzled with this issue for some years and would like to share my thoughts of it.

So, what is a teacher? Teachers themselves use lots of metaphors to describe what they do not only at the lessons but also while preparing for them. Sometimes they say they are like actors “always on the stage”, sometimes like “orchestral conductors” they “direct conversation and set the pace and tone” with certain gestures. Yet others feel like “gardeners” -   plant the seeds and watch them grow. There are lots posts in the net indicating teachers’ own views about their profession and using diverse ranges of images.

Dictionaries also give a variety of messages about teachers and teaching process. In Cambridge dictionary one can find the role of a teacher as a person who is to “give knowledge or to instruct or train” whereas Longman dictionary suggest that a teacher’s role involves “showing somebody how to do something or change somebody’s ideas”. I suppose the role is too simplified and in fact it’s much more complicated. The views are mixed and I would like to examine the teacher’s role in the classroom itself and in the system of modern education generally.

The role of a teacher as a controller is becoming quite old-fashioned. They just speak; tell students what to do, organize drilling, read aloud so they are fully in charge of the class. They view their role as a transmitter of knowledge and are comfortable with this image as a rule.

As I personally see it great emphasis should be placed on “learner-centred” teaching taking into consideration the influence of communicative and humanistic theories. Thus it will make the learners’ needs and experience central to the educational process. I’m convinced it’s students’ need that should drive the syllabus. Students’ experiences and responses are the core of a learning course.  I often notice the opposite conducting of a lesson when teacher is so immerged into the process of teaching that doesn’t see students become really bored with a play of one actor. Of course there are times when acting at the lesson as a controller makes real sense, for instance, when explanations are given or announcements are made but this shouldn’t happen too often. Some teachers are used to being controllers and feel quite comfortable. We should clearly realize that by sticking to one mode of behaviour we deny ourselves and our students many other possibilities of learning which could be useful not only for learning but also for their exciting enjoyment of the process of learning. We always do need to be aware of how much we ourselves are speaking. If we talk all the time, however ‘comprehensible’ our language is, the students are denied their chance to speak and practice production and soon become bored by listening to their teacher all the time.

I always measure a lesson as a good and productive one when there is students’ activity taking place but not the performance of a teacher. . In these situations the teacher is no longer the simple giver of knowledge, the controller or the authority but at great expend the facilitator and a resource for the students to draw on.

There are lots of activities where encouraging students to solve their own problems in class on their own or in pair or in small groups (depends on the certain goals of the lesson) will definitely have enormously beneficial effect both on the process of learning and on the dynamics and atmosphere itself in class.

I would like to mention one more role which is vitally important for teachers if they get it right and use when it is required - the role of organizer. The thing is if the students do not understand the purpose of this or that activity or what they are supposed to do, they will not get full advantage from an activity. If we do not explain clearly, chaos can occur and in the end the activity may be wasted without getting any result. So we should present instructions in a logical and not confusing way. Get students to give your instructions back to make sure they understand and if not organize a demonstration. What’s more, students need to know the exact timing for an activity.

We can’t forget about another role – the role as an assessor. That’s what all students expect from teachers. This indicates whether they are getting their English right o not. Students need to know HOW and FOR WHAT they are being assessed. We should definitely tell them what we are looking for so that they can measure themselves. They should imagine what successful fulfilling looks like. And one more critical issue is fairness. Students want credit for successful performance and constructive criticism for poor performance. None of them wants a feeling that they are unfairly judged. Bad grades do happen, however they are communicated with support.

In some activities such as group writing or preparation for a presentation or a project the only role would be appropriate for us is the role as a resource. Students might ask how to say or write something or the meaning of a word. In such situations we can be one of the most important resources they want but we shouldn’t forget that ‘new’ approaches in teaching and learning demand from us to encourage students to use resource material for themselves first and ask for help if they get lost. Learning through their own realizing an issue is the key thus they will become more independent in their leaning generally. So, instead of answering every question what a phrase means, we can direct them to a monolingual dictionary.

Sometimes it’s appropriate and we need to have the courage to say “I can’t answer your question right now but I’ll tell you tomorrow. The next day we indeed give them the information and in this way we show that they also could find the answer themselves. Being a teacher we should be helpful though we have to resist the urge ‘spoon-feed’ our students, otherwise they can become over-reliant on us. One example from my own experience. When I studied at Teachers’ Training courses in Cambridge, I heard a strange expression somewhere in the shop from a customer “buddy-duddy”. The next day I asked my teacher.  Now I do realize that she pretended not to know this expression, she took a dictionary, looked up the word and showed it to me. Then she gave some examples where we could use it. I still remember that day and that word. The teacher was an experienced teacher and a native speaker, nevertheless she demonstrated us how we ourselves could learn.

So, which role to take, taking into account modern demands and requirements, depends on what we want our students to achieve. We need to be able to switch between the various roles judging when it’s appropriate to use one of them. When we have made those decisions consciously, we need to be aware of how to carry out those roles properly. Modern teachers shouldn’t “try on” the only role but perform various ones so that the process of learning will become interesting for both students and teachers.

In conclusion, whatever role we choose I would like to point out that we should be supportive and encouraging, participate actively but not dominate, we should begin on time and end on time, be tolerant and open-minded and always remember that’s a student who is eager to study not to watch we know. It is currently required by Law of Education and Federal State standard, isn’t it? As a teacher with 30-year experience I would say: “Nothing new”.

.  .  .