Комплексное занятие по развитию кругозора и творчеству "В гости к деду Морозу"
Комплексное занятие по развитию кругозора и творчеству "В гости к деду Морозу"
Автор: Козлова Наталья Юрьевна
МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района», Нижний Новгород
Цель занятия: Рассказать о городе Великий Устюг и резиденции деда Мороза. Вызвать интерес к созданию подарков своими руками.
Задачи:
1. Развивать любознательность, вызвать интерес к традициям празднования Нового года на Руси.
2. Познакомить детей с техникой создания панорамных открыток.
3. Учить склеивать объёмные элементы.
4. Развивать мелкую моторику и цветовосприятие.
5. Воспитывать уважительное отношение к традициям праздника.
Оборудование и дидактический материал:
- демонстрационный: Иллюстрации и фотографии с видами Великого Устюга, карта России, магнитофон, диск «Классика для малышей», образец работы.
- раздаточный: Основа аппликации, заготовки ёлочки, пластилин, конфетти, клей, ножницы, набор палочек.
Этап |
Ход занятия |
Теоретические обоснования |
I Организац. момент |
Приветствие (дети стоят в кругу на ковре) «Кто сегодня с нами?» педагог по очереди дотрагивается до каждого ребёнка, дети хором называют его имя |
Организация внимания, подготовка к работе |
II Приглашение в путешествие |
(дети сидят на стульчиках в кругу) О чём мы говорили на прошлом занятии? У зимы есть ещё одна примета – главный праздник зимы – Новый Год. Кто приходит на Новый год? А вы знаете, где живёт Дед Мороз весь год? Хотите побывать у него в гостях? Тогда наше следующее путешествие – на родину деда Мороза. Закрывайте глаза, полетели. |
Беседа, постановка УЗ |
III Рассказ о городе В. Устюг |
(дети сидят на стульчиках в кругу, звучит музыка) Мы оказались в старинном русском городе – Великом Устюге, на родине деда Мороза. (показать на карте Н. Новгород и В. Устюг). Правда, в Великом Устюге находится лишь представительство деда Мороза, или, как теперь модно говорить, офис. Здесь открыты его музей, мастерская и почта. В тронном зале туристы могут сфотографироваться с дедом Морозом, в мастерской приобрести оригинальные сувениры. Если захочется отправить поздравительную открытку друзьям, Дед Мороз распишется на ней и погасит марку специальным штемпелем. Настоящая резиденция деда Мороза расположена в 15 километрах от города посреди векового леса. На большой поляне построен большой сказочный терем, украшенный затейливой резьбой, - дом деда Мороза. Скульптуры из льда и снега вечером подсвечиваются разноцветными огнями. Нравится вам дом деда Мороза? Высота этого дома – 24 метра. Возведён он был за 20 дней. Ключ от этого терема государевы люди из Вологды и Москвы вручили хозяину 25.12.1999 года. С тех пор и живёт он здесь со сказочной свитой и добрыми помощниками. |
Рассказ, показ фотографий
Задачи: познакомить с родиной Деда Мороза Оборудование: магнитофон, фотографии, карта |
IV Тронный зал |
(дети сидят на стульчиках в кругу, звучит музыка) Дед Мороз приглашает вас в свой дом. · Это – Тронный зал. Почему он так назван? Что такое трон? А у Д. М. их целых два – один для самого Д. М., а на втором может посидеть любой гость, подержать Д. М. за руку, рассказать о чём-нибудь. А за спиной у Д. М. – ёлка, да не простая, а волшебная. Ёлка стоит на первом этаже, а макушкой достаёт до потолка второго этажа. Пришлось прорубать потолок. А ещё на этой ёлочке нет ни одной игрушки, купленной в магазине. Все игрушки сделаны руками детей. |
Беседа, показ фотографий
Задачи: познакомить с тронным залом в тереме Деда Мороза Оборудование: магнитофон, фотографии. |
V |
Дети встают в круг У деда Мороза в зале довольно прохладно – попробуем согреться? Повторяйте за мной Встали прямо, подтянулись, И друг другу улыбнулись. Ничего, что места мало, Разомнёмся для начала. Два хлопка над головой, Два хлопка перед собой, По коленям бьём ладошкой Прыгаем на правой ножке, А потом одновременно Прыгаем на двух сейчас. И сначала ещё раз…выполняем движения из рифмовки 3 – 4 раза, увеличивая темп |
Динамическая пауза |
VI Кабинет Д. М. , комната желаний |
(дети сидят на стульчиках в кругу) · Хотите побывать в других комнатах? Идём дальше. Это – кабинет. Что это за комната? В этой комнате Д. М. читает ваши письма, пишет вам ответ. Каждый посетитель может расписаться в книге гостей. А все рисунки Д. М. хранит в специальном альбоме. Есть в кабинете и ёлочка, да непростая. Посмотрите, что на ней висит? Это мешочки с добрыми делами. · Идём дальше? Где мы оказались? Что делают в этой комнате? Но у Д. М. есть ещё одно название этой комнате - Комната желаний. На столе там лежит волшебный хрустальный колокольчик. Д. М. просит всех закрыть глаза и начинает звонить в колокольчик. И если под этот звон успеть загадать желание, то оно обязательно сбудется. Слышите, у нас тоже звенит колокольчик. Закройте глаза и загадайте своё самое заветное желание. (дети закрывают глаза, звучит музыка) |
Рассказ, показ фотографий
Задачи: познакомить с кабинетом и комнатой желаний в тереме деда Мороза, воспитывать внимание и сочувствие к людям Оборудование: магнитофон, фотографии |
VII |
Дети встают в круг Хотите узнать, когда же сбудется ваше желание? Для этого сыграем в ещё одну игру. Д. М. даёт ребятам палочки, а мы возьмём фломастер. Надо попытаться удержать его на ладони, пока я считаю 1 – 2 – 3. Дети стоят в кругу, педагог читает рифмовку Добрый дедушка Мороз, Подскажи нам малость, Сколько же осталось До мечты заветной, Радости ответной. 1 – 2 – 3. (пытаемся удержать на ладони фломастер |
Динамическая пауза |
VIII Спальня и гардеробная |
(дети сидят на стульчиках в кругу) · Идём дальше? Где мы оказались? Это – спальня. В изголовье кровати – солнышко красное, в ногах – месяц ясный. Покрывало морозными узорами расшито, а матрац туго набит сеном. Подушек у Д. М. 7, как дней в неделе. Есть и специальная праздничная подушка. Подушки все волшебные – в каждой хранятся мечты и желания ребятишек. И во сне Д. М. их исполняет. · А следующая комната – гардеробная. Что там увидим? Как вы думаете, сколько нарядов у Д. М.? Их 14. И каждый для особого случая. Вот самый главный, красный – «праздничное сияние». Сшит он для торжественных зимних выездов. А этот костюм назван «блеск серебра» В нём Д. М. в гости к своей внученьке ездит. Есть и летний вариант – шёлковый, отделанный вологодским кружевом. И к каждому костюму своя шапка, свои варежки. |
Рассказ, показ фотографий
Задачи: познакомить со спальней и гардеробной в тереме деда Мороза Оборудование: магнитофон, фотографии |
IX Рефлексия |
Дети встают в круг · Вот он какой дом Д. М. Понравилось вам в гостях? Что больше всего запомнилось? |
Беседа, рефлексия 1-й части занятия |
X Организационный момент |
(Дети садятся за столы, педагог проверяет, правильно ли они сидят, как стоят стульчики, положение ног под столом) Есть у Д. М. в доме ещё одна комната – комната ёлочек. Там собраны самые необычные ёлочки – из ткани, ниток, бисера, шишек, конфет… А мы сегодня сделаем ёлочку из бумаги. |
Постановка учебной задачи |
XI Анализ поделки |
(Дети сидят за столами, педагог демонстрирует образец поделки и предлагает рассмотреть его) Что нам надо сделать, чтобы получилась такая открытка? (вырезать ёлочки, склеить их, наклеить на фон, украсить) Как вырезать две одинаковые ёлочки? (сложить лист бумаги) -дети рассказывают, педагог показывает Как вы расположите свою ёлку на открытке? Как её можно украсить? (наклеить шарики пластилина, украсить каждый шарик блестящей звёздочкой) кто-то из детей показывает, остальные повторяют движения указательного и большого пальцев при скатывании маленьких шариков) |
Анализ работы, составление плана деятельности
Оборудование: образец поделки, ножницы, клей, пластилин, конфетти |
XII Самостоятельная деятельность детей |
Самостоятельная деятельность детей (дети вырезают ёлочки, склеивают объёмную заготовку, наклеивают её на фон, украшают, педагог оказывает дозированную помощь) |
Индивидуальная работа. Оборудование: образец поделки, ножницы, клей, пластилин, конфетти |
XIII Рефлкесия |
У кого работа готова, помещает её на выставку. - Понравилась вам наша комната ёлочек? - кто хочет рассказать про свою ёлочку? - Чья ёлочка понравилась и почему? |
Рефлексия, формирование оценочных суждений |
XIV Итог занятия, прощание |
Мне очень понравились все ваши ёлочки. Вы молодцы! А теперь наводим порядок на рабочем месте, идём мыть ручки. До свидания! |
Формирование навыков самообслуживания |