Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников

Дата публикации: 2019-01-07 14:02:24
Статью разместил(а):
Пономаренко Татьяна Ивановна

Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников

Автор: Пономаренко Татьяна Ивановна

учитель начальных классов  МБОУ «СОШ с. Свердлово»

Главное назначение начальной школы – целенаправленное формирование гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школа обязана научить не только осознанному чтению, письму, счёту, но и воспитывать лучшие нравственные качества, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей, научить правильной, полноценной речи. Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного человечеством опыта, регуляция поведения и деятельности. Все функции диалектически связаны между собой: они формируются посредством друг друга и функционируют одна в другой. Чтобы эти функции своевременно появились и полноценно реализовались, необходимы соответствующие условия. Когда ребёнок только начинает говорить, он зачастую с трудом использует свою речь для организации общения. Передать ему опыт предшествующих и современных поколений (в форме знаний, умений и навыков) с помощью слова, без наглядной и действенной опоры просто невозможно.

Для того чтобы выполнить все свои функции, речь проходит сложный и большой путь развития, тесно связанный с общим психическим становлением ребёнка – обогащением его деятельности, восприятия, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения и выражения своих мыслей, а также для обогащения словарного запаса и дальнейшего развития речи учащихся.

В младших классах существенное значение имеет речевая активность обучаемых. Некоторые дети стесняются говорить, не участвуют в беседах, не могут ответить на прямой вопрос учителя, избегают рассказов или рассказывают очень кратко, допускают такие речевые ошибки, как: пропуск необходимых слов, а иногда и существенных фактов, нарушение логической последовательности, нелепые суждения, неверные ударения в словах и логические – в тексте, малый словарный запас. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.

Давно установлено, что к младшему школьному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается на уроках речевого развития и литературного чтения через различные виды речевой деятельности. Это пересказ литературных произведений от 1 и 3 лица и пересказ от лица героя произведения; составление описательных рассказов о предметах, интерьере, сравнительного описания объектов и явлений природы; создание разных видов творческих пересказов  и изложений; освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование); а также сочинение рассказов по картине, на основе воображения, по серии сюжетных картинок, сочинение по пословице, о знаменитых людях, на основе личного опыта. Сочинения по картине остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.

Диагностика умения составлять рассказы по картине и серии сюжетных картинок показала, что часть детей имеют низкий уровень умений по данному виду речевой деятельности (дети затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах; при рассказывании всегда требуют помощи взрослого; повторяют рассказы сверстников; словарный запас беден). Часть - средний уровень (в рассказах дети допускают логические ошибки, но сами их исправляют при помощи взрослых и сверстников; словарный запас достаточно широкий). И лишь единицы владеют теми умениями, которые соответствуют высокому уровню (ребёнок самостоятелен в придумывании рассказов, не повторяет рассказов других детей; имеет широкий словарный запас).

Существует прямая связь между формированием речевых навыков детей и обучением их русскому языку. Так, артикуляционно фонетические навыки являются важнейшим условием для выполнения детьми звукового анализа, который осуществляется главным образом на слух. Четкая артикуляция необходима при осмысленном различении звуков речи, при сопоставлении их с буквами. 

Научить орфографически - грамотно писать ребенка можно лишь в том случае, если им четко артикулируются звуки, соответствующие буквам, и интонируется речь, если координируются движения речевого аппарата и пишущей руки. Произносительные навыки помогают овладеть синтезом различной структуры слогов, интонационным синтезом слов в предложении. 

В дальнейшем обучении в школе навыки произношения необходимы для формирования у учащихся орфографической зоркости: правильного написания безударной гласной в корне, приставке, суффиксе, окончании; правописания согласных звонких и глухих, мягких и твердых, правописания знаков “ь” и “ъ”. Интуитивное умение произносить ударные и безударные слоги является базой для овладения логическим ударением, перечислительной интонацией. Интонационные навыки необходимы для обучения пунктуации при сопоставлении ее с интонацией. Осознание школьниками таких факторов, как сильная и слабая позиция звука, опорное написание, орфограмма, происходит значительно легче, если учитель опирается на артикуляционные навыки детей, полученные до школы, если орфографические упражнения выполняются параллельно (и в сравнении) с орфоэпическими.

Совершенствование речи детей должно осуществляться путем обогащения ее семантическими рядами слов: антонимами, синонимами; многозначными словами, омонимами. Они позволяют совершенствовать культуру речи, формировать такие ее качества, как точность словоупотребления, выразительность. Для практического усвоения семантических рядов слов детям достаточно слышать их в литературно – художественных произведениях, оперировать ими в дидактических играх, специальных лексических упражнениях и уместно употреблять в общении со взрослыми и сверстниками. Грамматические навыки дошкольников являются базой при изучении грамматики и стилистики в школе. За период обучения в начальной школе дети должны овладеть навыками повествования, описания и рассуждения – функционально-смысловыми типами речи, которые понадобятся им для точного выражения своих мыслей, суждений, самостоятельных выводов, чувств, намерений, настроений; для передачи прочитанного, увиденного, услышанного; для успешного усвоения разного по сложности школьного содержания обучения всем предметам.

В целом, речевая подготовка детей – особая подготовка, стимулирующая спецификой своего содержания интеллектуальную и мотивационную готовность школьников. Она предполагает достаточную оперативную и моментальную адаптацию детей к условиям школьного обучения, к новым программным требованиям по усвоению норм и правил языка. Речевая подготовка в последующем обеспечивает человеку необходимую для его жизни образованность, компетентность, эрудицию, квалифицированность и профессионализм в любой отрасли его деятельности.

Зависимость психического развития ребенка от развития его речи

Наличие интеллекта, т. е. способности познавать внешний мир с помощью памяти, представления, воображения, мышления, а также речь — это важнейшие отличия человека от животного. И интеллект, и речь у человека появляются на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуются в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Но интеллект появляется у ребенка и совершенствуется у подростка и юноши не просто потому, что его организм растет, а лишь при непременном условии овладения этим человеком речью. Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить уже с младенческого возраста, то такой ребенок развивается нормально: у него появляется способность представлять, затем и мыслить, и воображать; с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Параллельно с развитием интеллекта развивается и совершенствуется эмоционально-волевая сфера ребенка.

Существует множество доказательств того, что без речевого общения, т. е. без социальной (общественной) среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком. Истории известны случаи, когда в силу каких-то трагических обстоятельств дети младенческого возраста попадали в логово животных (волков, пантеры, собак) и были ими вскормлены. Когда люди обнаруживали этих детей в возрасте после трех лет и возвращали их в человеческое общество, то всегда оказывалось, что они имеют повадки вскормившего их животного и совершенно не обладают теми элементами психики, которые отличают человека от животного: у них не был сформирован мыслительный аппарат, не было высших эмоций, их невозможно было научить речи. Известны многочисленные случаи, менее трагические, но столь же печальные, происшедшие по невежеству взрослых: дети оказывались психически недоразвитыми, плохо усваивали речь (с трудом учились в школе), потому что родители не занимались их речевым развитием, когда они были в младенческом, раннем детском и в дошкольном возрасте.

Так, В. А. Сухомлинский описывает случай из своей практики директора школы. Ученик этой школы, родившийся в семье железнодорожника, жившего на железнодорожном разъезде и воспитывавшийся в дошкольные годы бабушкой, совершенно глухой женщиной, которая в силу своего недуга не могла реагировать на речевые действия внука, оказался почти немым. Усилия учительницы начальных классов развить его речь не дали результата, нельзя было обучить его и грамоте. Хотя этот мальчик родился с предпосылками для нормального развития, но отсутствие речевого общения оказалось причиной того, что интеллект ребенка не развился. Важно помнить, что речь — инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребенка родной речи, одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для успешного его учения в школе, для творческого поведения его в трудовой деятельности.

Задержка речевого развития на первых возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.

Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно растет мозг ребенка и формируются его функции. Физиологам известно, что функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда. Речевая деятельность человека — это прежде всего результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Таким образом, есть прямая связь между развитием речи и, следовательно, интеллекта ребенка и развитием мускулатуры органов речи, или, как принято говорить, развитием артикуляционных, произносительных, навыков.

Существуют критерии базового уровня речевого развития, который ребенок должен достичь в  младшем школьном возрасте. Среди первых следует назвать: владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлении любого типа высказывания; умение вступать в контакт и вести диалог со взрослыми и сверстниками: слушать, спрашивать, отвечать, возражать, объяснять; знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими сообразно ситуации; элементарные умения чтения и письма.

Так, развитие речи органически связано с умственным развитием, поскольку развитое человеческое мышление - это речевое, языковое - словесно-логическое мышление. Правильно построенный процесс речевого воспитания способствует и развитию мышления. Наряду с этим, связь речевого (языкового) и интеллектуального,  необходимо рассматривать и в обратном направлении - от интеллекта к речи (языку). Особенно отчетливо связь речевого и умственного развития проявляется при формировании связной речи, которую отличают содержательность, логичность, последовательность. Чтобы связно рассказать о чем-либо, нужно ясно представлять объект рассказа, уметь анализировать, опираться на существенные свойства этого объекта, устанавливать различные отношения между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо подбирать адекватные для выражения той или иной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения, использовать разнообразные средства для связи отдельных предложений и частей высказывания.

Связное высказывание как продукт деятельности ребенка позволяет судить о том, насколько глубоко он владеет его выразительными средствами (сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами и др.). Отсюда - может быть переброшен своего рода "мостик" от речевого воспитания к художественно-эстетическому.

Одним из важнейших направлений является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей. Каковы же причины возникновения речевых нарушений?

Среди последних можно выделить: ухудшение экологической обстановки;  особенности региона по йодо- и фтор-дефицитности; увеличение числа патологий беременности; увеличение количества родовых травм; ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости; различные социальные причины.

Хотелось бы отдельно остановиться на социальных причинах появления речевых нарушений. Прежде всего, следует отметить, снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения и видеокассет.

Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения). При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения.

Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности. Как отмечалось ранее, речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. В этом смысле большая роль в формировании правильной речи детей принадлежит воспитателям детских дошкольных учреждений. Если одной из задач логопеда является коррекция, исправление дефектов речи при неправильном речевом развитии ребенка, то задачей воспитателя является формирование речи детей при нормальном речевом развитии.

Правильная речь ребенка способствует развитию его интеллекта, эмоций, подготавливает условия для дальнейшего успешного обучения в школе. Родительская миссия - не оставлять речь детей без присмотра, своевременно обращаться за консультацией и помощью к специалистам

Как проявляется низкий уровень развития речи?

Неразвитая монологическая речь. Маленький школьник может изложить новый материал или пересказать рассказ, лишь опираясь на вопрос учителя. В разговоре преобладают существительные или глаголы. Ребенку не хватает слов, еще меньше слов употребляет в собственной речи. Использует только простые, почти нераспространенные предложения.

Допускает ошибки в построении предложений, в словоизменении. Делает ошибки в падежных окончаниях, смешивает часовые и видовые формы глаголов.

Возможные причины: Педагогическая  запущенность. Недостаточное знание литературного языка, использования диалекта, или суржика. Задержка психического развития. Минимальная мозговая дисфункция. Разные виды поражений речевых зон коры головного мозга. При всех видах языковой недоразвитости (кроме проблем, связанных с недостаточным знанием  литературного языка) родителям рекомендуют проконсультироваться в детского психоневролога, поскольку очень часто языковые проблемы (даже на первый взгляд незначительные) могут свидетельствовать об  отставание в развитии отдельных участков коры головного мозга.

В детском возрасте такая минимальная мозговая дисфункция очень просто корректируется. Исследователи проблем аномальных детей утверждают, что нет в развитии ребенка таких "сбоев", на которые можно не обращать внимания. Тем не менее загляните в любой отчетный документ, представляющий картину детского нездоровья: нигде нарушения речи не выделяются как проблема. Выходит, что слабое зрение - это серьезно, слабый слух - тоже, а неразвитая речь - ну подумаешь!.. Из поколения в поколение с юмором передаются легенды о том, как какому-нибудь Сашеньке не давалась буква "р" и его по сто раз на дню заставляли произносить слово "морковка", а какую-нибудь Машеньку, шурша у нее над ухом бумажкой, натаскивали на букву "ш". На самом деле плохо выговариваемые "р" или "ш" часто указывают на отнюдь не смешные проблемы. В этом убедились специалисты, исследовавшие зависимость нарушения речевого и психического развития.

Проведенное обследование показало, например, что в группу риска по части речевых расстройств попали дети, рожденные женщинами, у которых алкоголизм и курение сочетались с хроническими и острыми вирусными заболеваниями, перенесенными во время беременности, и с токсикозом. Причем у мальчиков речевые расстройства возникают почти в три раза чаще, чем у девочек. Объясняется это просто: у девочек раньше начинают взаимодействовать полушария мозга, что способствует компенсации определенных мозговых повреждений. У мальчиков же подобная компенсация происходит позже, из-за чего некоторые нарушения оказываются уже неисправимыми.

У детей с нарушением речевого развития, как правило, слабо развиты восприятие, память, мышление, а это не может не отразиться на познавательной деятельности. Поэтому чем раньше родители обратят внимание на особенности развития речи ребенка, тем больше шансов привести его в норму. "Словарный запас малыша - это зеркало его психического развития". Но если  ребенок не в состоянии поддержать разговор на знакомую ему тему, допускает грамматические ошибки, неправильно произносит звуки, тут уж стоит серьезно обеспокоиться и обратиться к специалисту. Задержка речевого развития обычно неблагоприятно сказывается на интеллекте ребенка. Усвоение правильной речи - необходимое условие для овладения грамотой и учебы в школе. К тому же неправильная речь приводит к трудностям в общении со сверстниками, дети стесняются, комплектуют.

Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение, слушание, письмо), является постоянным состоянием человека. Естественно, что нарушения речи приводят к перестройке личности. В некоторых случаях у детей с нарушениями речевого развития возникает чувство неполноценности.    На отношение ребёнка к своему речевому дефекту огромное влияние имеет отношение к нему со стороны родителей. И то, как они настраивают ребёнка по отношению к данному дефекту, какие установки ему дают, является основным формирующим компонентом отношения ребёнка к своему речевому дефекту.

Установка может быть попустительской: "Не обращай внимания, твой папа всю жизнь так говорит, и ничего страшного", "Много детей говорят значительно хуже, чем ты, а учатся на четвёрки и пятёрки", "Посмотри, сколько знаменитых людей не выговаривают какие-то звуки: певцы, писатели, телеведущие, и их дефект им не мешает".    Ребёнок внушаем, и очень скоро, при отсутствии насмешек со стороны других детей, он придёт к выводу, что его собственная речь нормальна, а небольшой дефект - это проявление индивидуальности.

Возможна другая установка: "Ты уже такой большой, а говоришь, словно тебе два года. Ты слышал, чтобы у нас в семье кто-нибудь так говорил? С такой речью тебя не возьмут в школу, с тобой не будут общаться дети. Над тобой все будут смеяться. Неужели так трудно произнести нормально, как все?!"   Комплекс неполноценности, внушаемый родителями, усилится ещё больше, если ребёнок слышит насмешки со стороны сверстников. Ребёнок может замкнуться или приобрести ещё один речевой дефект (например, заикание).

 В начале обучения ребёнок с нарушениями речи очень неуверен в себе, отказывается от поручений, даже самых лёгких, остро переживает все критические этапы в обучении. Неуверенность в себе порой сочетается с болезненной чувствительностью, ослабляет волю ребёнка и стремление к преодолению дефекта.    Неполноценность речи и связанная с этим неуспеваемость в обучении приводят к снижению самооценки ребёнка. При правильном подходе семьи к воспитанию ребёнка с проблемами в речевом развитии, правильном педагогическом воздействии можно избежать подобных проблем. Необходимо сформировать у ребёнка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть свой дефект. Знания о нормальном речевом развитии должны помочь родителям в их наблюдениях за речевым продвижением собственных детей. В отдельных случаях может замечаться несоответствие норме, отставание в развитии каких-либо речевых функций, и родителям стоит знать, на что следует обратить самое пристальное внимание, не выжидать, пока все образуется само собой.

Что же должно насторожить родителей в процессе наблюдения за развитием речи детей в разные возрастные периоды?  Отсутствие фразовой речи при нормальном интеллекте. Часто это бывает при системных нарушениях речи и проявляется общим недоразвитием речи разной степени. Помощь состоит в стимуляции речи, предъявлении речевых образцов. Речь лучше развивается в деятельности, поэтому надо проводить совместные игры, привлекать ребенка к обслуживающему труду по дому, читать ему простые по содержанию книги, сопровождать речью собственную деятельность.

 На фоне ускоренного развития речи и высокого интеллекта наблюдается нарушение плавности речи из-за судорог в артикуляционном или дыхательном отделах речевого аппарата ("заикание развития"). Возможной причиной является излишняя стимуляция речи, переизбыток речевой активности, приведший к перегрузке и, как следствие, к заиканию.

Следует снять излишние речевые перегрузки, установить спокойный режим. При выраженном проявлении заикания необходима консультация у логопеда.  Очень быстрый темп речи, "проглатывание окончаний", при этом частые повторения слогов, напоминающие заикание, но без судорог. В данном случае главное - не фиксировать внимание ребенка на этом дефекте, не передразнивать или повторять за ним его ошибочное произнесение. Дайте установку говорить медленнее. Скорее всего, ваш ребёнок торопится не только в речи, поэтому надо нормализовать весь двигательный режим, используя спокойные игры. Обстановка в семье также должна быть ровной, спокойной. Звукопроизношение далеко от нормы. В речи множественные замены: вместо шипящих произносятся свистящие (Ш-С,Ж-3, Щ- С); звук Р заменяется на Л, Л' или Й. Кроме этого, возможны замены твердых согласных соответствующими мягкими.   

Главная причина - недоразвитие фонематического слуха, поэтому надо проводить работу по его нормализации.  Искаженное произношение отдельных согласных звуков.    Данные искажения не являются возрастными, сами по себе не исчезнут, поэтому родителям надо не откладывать исправление искаженных звуков на более поздние сроки, чтобы не закреплять в речи неправильного произношения. Для постановки звука следует обратиться к специалисту, а закрепить в речи новый звук смогут и сами родители.

Неразвитая связная речь, низкая речевая активность, отсутствие любознательности, бедный словарный запас. Такие проявления речевого недоразвития характерны для задержки речевого развития.  Вам необходимо обратиться к специалисту за подробной консультацией.

Упражнения для развития речи.

Для развития речи нужно: чаще просить ребёнка пересказать книгу, мультфильм; рассказать, что он делал вчера, после завтрака и т. д.; не разрешать ребёнку употреблять в речи слова-паразиты (ну, вот, значит и т. п.); как только вы услышите подобное слово, хлопайте в ладоши (или придумайте что-то другое, что будет привлекать его внимание и останавливать); советуйте ребёнку чаще читать книги, всячески стимулируйте и поддерживайте интерес к чтению.

 

Аксиомы общения с ребёнком

 Помните: телевизор, видео – не нянька, т.е. нужно вместе с Вашим ребенком смотреть передачи, это способствует снятию напряжения, волнения, восстанавливает эмоциональный контакт с ребёнком, улучшает его, дает возможность корректировать восприятие услышанного и увиденного ребенком;  Замечено, что дети, которые постоянно смотрят на яркий, мелькающий экран телевизора (монитора), менее усидчивы, имеют трудности с концентрацией внимания; если Вы огорчены чем-то, постарайтесь обязательно объяснить ребенку, что это связано не с ним, что теперь Вы, находясь рядом с Вашим ребенком, будете в лучшем настроении, так как ваш сын или дочь – это радость; от Вас ребенку необходимо как можно больше тактильных контактов: обнять, погладить, приголубить, приласкать.

Старайтесь:

Не говорить с иронией и насмешкой;

Не делать постоянных замечаний, особенно мелочных;

Не ругаться и не кричать на ребенка;

Всегда быть с ребенком вежливым, теплым;

Не торопить и не подгонять ребенка;

Как можно чаще высказывать одобрение, похвалу, эмоциональное приятие вашего ребенка, и не за что-то, а только потому, что это ваш ребенок, несмотря на все проблемы;

Как можно чаще подтверждать, декларировать свою любовь к нему: ведь это ваш ребенок;

Не говорить ребенку, что вы его не любите или обиделись на него;

Не давать ребенку чувствовать себя плохим.

Терпение, терпимость и всегда - любовь.

.  .  .