Сетевые формы реализации дополнительных образовательных программ как ресурс интеграции
Сетевые формы реализации дополнительных образовательных программ как ресурс интеграции учреждений дополнительного и профессионального образования
Автор: Смирнова Лариса Петровна
МБОУ ДО города Костромы "Центр естественнонаучного развития "ЭКОсфера" (Станция юных натуралистов)"
Аннотация: Статья посвящена актуальным для педагогической науки и практики вопросам реализации сетевых форм реализации дополнительных образовательных программ через интеграцию ресурсов образовательных организаций.
Ключевые слова: Сетевые формы, сотрудничество образовательных организаций, интеграция ресурсов, дополнительное образование.
В настоящее время сетевое взаимодействие организаций является одним из ресурсов и показателей эффективного менеджмента. Определяя сетевое взаимодействие как современную технологию, обеспечивающую качественное решение различных вопросов в сфере образования, настоящий аспект становится предметом особого внимания, прежде всего, со стороны государства.
Сетевое взаимодействие в образовании - это механизм, который обладает определенными параметрами, такими как: единство целей; определенные ресурсы для их достижения; суммарный центр управления. Модели сетевого взаимодействия в образовании зависят от того, какими ресурсами будет осуществляться обмен. Основной задачей полноценной системы является достижение изначально поставленной цели. В зависимости от того, какие именно проблемы сетевого взаимодействия в образовании выбраны в качестве основных, к создаваемой системе подключаются определенные виды образовательных учреждений.
Нормативную основу сетевого взаимодействия в системе образования определяет Федеральный Закон № 273-ФЗ «Закон об образовании в РФ» (глава 2, статья 15). Здесь сетевая форма взаимодействия рассматривается как условие реализации образовательной программы и понимается как выстраивание отношений образовательной организации с иными образовательными организациями, в том числе иностранными, суть деятельности которых состоит в использовании ресурсов организаций науки, культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций посредством разработки и реализации совместных образовательных программ и учебных планов. В законе (глава 2, статья 16) также раскрыты возможности электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, как условия реализации, в том числе, и сетевого взаимодействия организаций в образовательном процессе. Для использования сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями несколькими организациями, которые совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации в 2014 подчеркивается, что проектирование и реализация программ дополнительного образования может осуществляться в сетевой форме. Преимущества дополнительного образования проявляются в следующем: свободный личностный выбор деятельности; вариативность содержания и форм организации образовательного процесса; доступность знания и информации для каждого. В дополнительном образовании дети и подростки получают социальный опыт взаимодействия и продуктивной деятельности.
Таким образом, сетевое взаимодействие как форма реализации образовательных программ зафиксирована в ряде последних нормативных правовых актах федерального и регионального уровней, что актуализирует организацию сетевого взаимодействия при реализации дополнительных образовательных программ.
Проблемы, которые остро встали перед нашим учреждением (недостаточность мест осуществления образовательной деятельности, в связи с проведение капитального ремонта основных помещений; недостаточная оснащенность современной материально – технической базы; минимальное количество обучающихся старшего школьного возраста; недостаточность в кадровом ресурсе по естественнонаучному направлению) не дают создать единое образовательное пространство для обеспечения качества и доступности образования, выполнение заказа общества на формирование успешной личности.
Решение этих проблем для нас возможно в сетевом взаимодействии с учреждениями общего и профессионального образования. Под сетевым взаимодействием мы понимаем способ деятельности по совместному использованию информационных, инновационных, методических, материальных и кадровых ресурсов. Основной задачей сетевого взаимодействия является сотрудничество, интеграция сил, ресурсов, помощь и поддержка друг друга, согласование интересов — организация процесса, в котором каждая из сторон выигрывает.
При реализации сетевого взаимодействия используются организационные принципы:
- принцип добровольности, предполагает объединение образовательных учреждений в сеть на добровольной основе в целях достижения высокого качества образования, максимального удовлетворения образовательных запросов и потребностей обучающихся, формирования у них навыков самообразования;
- принцип системности, который заключается в том, что сетевое взаимодействие реализуется с учетом решения задач, стоящих перед образовательным учреждением и муниципальной системой образования;
- принцип адекватности, что означает необходимость учитывать реальные возможности и потребности учащихся, их возрастные особенности, а также видеть перспективы дальнейшего обучения и развития с учетом их жизненных планов;
- принцип вариативности, который подразумевает обеспечение необходимого уровня базовой подготовки обучающихся и вариативности в соответствии с личным выбором; в рамках учебного занятия вариативность осуществляется через использование разнообразных форм и методов коллективной и самостоятельной работы учащихся, в т. ч. в разновозрастных объединениях на базе одной или нескольких школ.
- принцип интеграции и дифференциации, который предполагает согласованность целей, содержания, форм, методов обучения, установление связей между образовательными организациями, реализующими предпрофильную подготовку и профильное обучение, между программами общего, дополнительного, профессионального образования;
- принцип мотивации и стимулирования, означающий, с одной стороны, необходимость учитывать мотивы, ценностные ориентации, направленность деятельности детей, с другой, – создание условий, использования педагогических средств, обеспечивающих развитие потребностно-мотивационной сферы личности в соответствии с ее возможностями и реальными условиями.
Организацию сетевого взаимодействия рассмотрим на основе образовательного проекта «Агроклассы» с Костромской государственной сельскохозяйственной академий.
Шаг 1. Формирование участников сетевого взаимодействия.
На первом этапе важно определить проблемы, которые будут решаться за счёт создания сети, как для образовательных учреждений так и для региона в целом. Заключая договора о сетевом взаимодействии с КГСХА, решаем вопрос о профориентации выпускников. В процессе достижения договорённостей о проблематике построения сетевого образования, должны быть определены задачи совместных работ.
Задачами этого сетевого взаимодействия являются:
1) расширение спектра образовательных программ для личностного развития обучающихся и формирования базовых компетенций и универсальных учебных действий;
2) организация предпрофильной подготовки школьников и повышения количества абитуриентов КГСХА из числа выпускников школ города Костромы;
3) формирование профессионального самоопределения и социализация обучающихся;
4) увеличение количества обучающихся 15-18 лет;
5) использование высококвалифицированных специалистов.
В дальнейшем, работа строилась по подготовке участников к сетевым работам. В департамент образования и науки Костромской области поступило предложения от КГСХА о реализации в пилотном режиме с 1 сентября 2017 г. в общеобразовательных учреждениях в рамках предпрофильной подготовки, профильного обучения, профессиональной и допрофессиональной подготовки школьников сетевого проекта по различным направлениям под названием «Агроклассы». Общеобразовательные школы города предоставили свои потребности в обучении по сельскозяйственным направлениям.
Центр естественнонаучного развития города Костромы «ЭКОсфера» организовало работу направлению «Растениеводство» и «Ветеринария». Организовано 5 установочных совещаний с участниками проекта «Агроклассы», в том числе и выездное совещание с руководителями общеобразовательных организаций в КГСХА с экскурсией по учреждению. В итоге по проекту «Агроклассы» было сформировано 15 учебных групп с общим количеством 171 человек.
Шаг 2. Подготовка набора соглашений, договоров, положений о проведении сетевых работ участниками сетевого взаимодействия.
При выстраивании сетевого взаимодействия меняется тип отношений, при этом, привычные отношения не «испаряются», а начинают выполнять другие функции, уже для сетевого взаимодействия.
Набор юридических документов должен обеспечить реализацию сетевого взаимодействия по нескольким направлениям:
- правомочие проведения обучения в формах и режимах сетевого образования, как перед учредителями, так и перед родителями;
- основания для финансирования проводимых работ, включая оплату труда педагогов;
- основания для зачёта проведённых образовательных услуг различными учреждениями;
- возможность перехода от предоставления услуг к предоставлению доступа к тем или иным услугам, в отношениях между родителями и образовательными учреждениями/организациями;
- возможность внесения корректировок в ходе проведения образовательных услуг - по составу исполнителей, тематике, срокам проведения и т.д.
Центр естественнонаучного развития «ЭКОсфера» взяло на себя, в рамках договорённостей со своими партнёрами, обязательства:
- по сопровождению проекта (выстраивались отношения с руководителями общеобразовательных учреждений, обсуждалось расписание, номер учебного кабинета), - - финансовому обеспечению проекта (профессорский состав академии был принят в штат ЭКОсферы по совместительству)
- методическое обеспечение проекта (разработана модульная система обучения, а также разработан мониторинга реализации проекта)
Образовательное учреждение принимает на себя, по-прежнему, ряд обязательств, не ограничивая себя в предоставлении условий их реализации только имеющимися у данного учреждения возможностями (предоставляет учебный кабинет, назначен ответственный за проект)
КГСХА также принимает также на себя ряд обязательств (предоставляет в пользование современную материально – техническую базу, обеспечивает транспортом педагогов и по договоренности привоз учащихся в учреждение)
В результате всех договоренностей был заключен договор между КГСХА, Комитетом образования, культуры, спорта и работы с молодежью и Центром естественнонаучного развития «ЭКОсфера»; заключено соглашение о взаимном сотрудничестве между КГСХА и ЭКОсфера; заключены договора о сетевом взаимодействии между ЭКОсферой и ОУ.
Шаг 3. Подготовка пакета сетевых образовательных услуг.
Поскольку речь идёт об услугах и потенциальных пользователях, а не об обязательном посещении всех учащихся, необходимо учитывать интересы обучающихся и их родителей.
Сформирован пакет услуг по нескольким модулям:
1) Теоретический – проходит на базе ОУ, в форме учебных занятий.
2) Дистанционный – работа на сайте ЭКОсферы, создана папка «Проект «Агроклассы», в которой педагоги после теоретического модуля в дистанционной форме будут выкладывать задания для обучающихся.
3) Практический – в лабораториях КГСХА, где обучающиеся познакомятся с современным оборудованием и новыми технологиями.
Важно, чтобы эти результаты и первые итоги были понятными для обучающихся и не требовали больших временных затрат на их достижение, а сами занятия по форме были интересные и современные.
Необходимо определение реального объёма учебных и образовательных работ, которые могут быть выполнены при сетевом взаимодействии, в выбранной модели и организационной форме, с учётом их постепенного выстраивания. Это один из ключевых моментов последующего «запуска» работ. Слишком малый объём может оказаться не привлекательным, слишком большой – не обеспеченным.
Шаг 4. Формирование группы обучающихся.
Группы были сформированы образовательными учреждениями на основе анкетирования по запросу обучающихся и родителей по предложенным направлениям. Здесь ситуация выглядит по – разному: в ряде школ выбрали только одно направление и сформировали 1 группу, а в других – несколько направлений и сформировали 5 и более групп.
Шаг 5. Подготовка бюджета, сетевого графика и расписания пакета сетевых образовательных услуг
Составление сетевого графика, расписания занятий проводилось группой педагогов, реализующих данный пакет образовательных услуг. Учитывалась занятость преподавательского состава КГСХА и занятость обучающихся в школе. В результате было составлено расписание учебных занятий, которое устроило все стороны сетевого взаимодействия. В дальнейшем, согласовывались все организационные моменты конкретно в каждом ОУ. А те, в свою очередь, приняв сетевой график и расписания, обеспечивают их выполнение. Сюда входит участие школьников, предоставление необходимой материально- технической базы и пр.
Бюджет, составлялся участниками-партнёрами сетевого взаимодействия и согласовывался с учредителем.
Главным требованием, при планировании и проведении сетевых работ является работа с результатами, направленная на их использование, продвижение идеи сетевого образования, перенос и передачу полученного опыта.