Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Аналитический отчет за межаттестационный период

Дата публикации: 2018-10-19 16:29:22
Статью разместил(а):
Олейник Светлана Владимировна

Аналитический отчёт за межаттестационный период

Автор: Олейник Светлана Владимировна

МАОУ "СОШ № 10", Горноуральский г.о., Свердловская область

Введение.

Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ученику надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».

В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.        

Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика.

Роль учителя начальных классов существенно изменилась в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности обучающегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", стал актуален вопрос "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"

В первую очередь это касается формирования универсальных учебных действий (УУД). Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области  и внеурочную деятельность. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

В межаттестационный период я совершенствовала педагогическое мастерство, работая над темой самообразования «Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий младшего школьника». Была поставлена цель: создание условий для развития творческого потенциала личности ученика за счет апробации интерактивных технологий и методик развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации образовательного процесса.

Объектом исследования в межаттестационный период являлся процесс формирования познавательных УУД у обучающихся начальной школы.

Предметом исследования – познавательные УУД обучающихся начальной школы.

Цель, объект и предмет исследования позволили сформулировать гипотезу: если созданы все необходимые и достаточные условия для формирования УУД на уроках, то у младших школьников наблюдается положительная динамика в уровне сформированности  познавательных УУД.

Исходя из поставленной цели, определила следующие задачи:

1) Создание оптимальных условий для повышения образовательных и личностных результатов;

2) Разработка диагностического инструментария для отслеживания факторов, влияющих на результативность познавательных достижений обучающихся;

3) Обновление методов, форм и приемов работы с обучающимися по формированию и развитию универсальных учебных действий младшего школьника.

Работа в межаттестационный период позволила подойти к оформлению результатов в форме аналитического отчета, цель которого самоанализ и самооценка профессиональной деятельности за межаттестационный период, определение круга проблем для дальнейшей работы.

Объектом аналитического отчета является – педагогическая деятельность, направленная на успешное развитие обучающихся. 

В межаттестационный период определила приоритетные направления своей деятельности:

1. Реализация содержания образовательных программ по преподаваемым учебным дисциплинам в соответствии с требованиями ФГОС НОО;

2. Внедрение личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании младшего школьника для повышения образовательных и личностных результатов;

3. Формирование и развитие универсальных учебных действий младшего школьника.

 

1.    Аналитическая часть.

1.1.    Психолого-педагогические условия образовательного процесса.

В своей профессиональной деятельности я стремлюсь создать условия, которые обеспечивали бы реализацию прав обучающихся на получение качественного образования.

Учебный процесс в межаттестационный период выстраивала в соответствии с нормативными документами, которые определяют содержание общего образования:

-      Конституция РФ; 

-      Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; 

-      Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357); 

-      Устав МАОУ СОШ № 10; 

-      Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ № 10; 

-      Рабочая программа педагога. 

ФГОС НОО в МАОУ СОШ № 10 реализуется через УМК «Школа России» (научный руководитель А.А. Плешаков). Основанием для выбора данного УМК в 2011 году послужили следующие критерии:

-      содержание учебников соответствует ФГОС НОО; 

-      эффективно сочетаются лучшие традиции российского образования и проверенные практиками образовательного процесса инновации;

-      постоянно обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю образовательная система для начальной школы.

По сути, УМК «Школа России» это та самая система, по которой, с небольшими изменениями, учили и в советское время. Она рассчитана на то, что каждый ребенок сможет без труда освоить такую программу.

Важную роль в преподавании учебных предметов играет методическое обеспечение: учебно-методические и наглядные пособия, дидактический материал, технические средства обучения.

В кабинете имеется мобильный класс, компьютер, интерактивная доска. Мобильный класс дает мне как учителю возможность совершенствования форм подачи учебного материала. На уроках с применением мобильного класса вокруг каждого ученика образуется многокомпонентное информационное поле, сочетающее в себе текстовые компоненты, графические изображения, звуковые и визуальные сообщения. От этого растет интерес к предмету и качество образовательного процесса.

Применение мобильного класса позволяет мне индивидуализировать учебный процесс. Поэтому применяя мобильный класс на своих уроках позволяю каждому ученику работать самостоятельно, учитывая все его индивидуальные способности и особенности (даже отстающие ученики охотно работают с компьютером); не оказываются запущенными и сильные ученики.

Постоянно пополняю учебный материал кабинета, создаю банк вариативных заданий по каждому предмету, по каждой теме в соответствии с возможностями и потребностями обучающихся.

В межаттестационный период работала с несколькими  коллективами детей:

-      2011-2012 учебный год – приняла первоклассников и в течение 4-х лет работала с данным коллективом;

-      2013-2014 учебный год – в силу сложившихся обстоятельств мною был принят коллектив 4б класса (являлась классным руководителем двух классов);

-      2014-2015 учебный год – вновь приняла первоклассников (являлась классным руководителем двух классов);

-      2015-2016 учебный год – вновь являюсь классным руководителем двух классов, 2б и 2в.

 

1.2.    Анализ образовательного процесса.

Становление личности школьников происходит на уроке и во внеурочной деятельности.  Урок – это место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопление опыта нравственных взаимоотношений. На уроке ученик учится соотносить свои усилия с усилиями других, слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь.

В своей работе использую информационные технологии, которые помогают осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. ИКТ позволяют делать урок зрелищным, интересным, провести урок в нетрадиционных формах, привлечь ученика к сотрудничеству. Использование информационной технологии на различных уроках позволяет мне перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ученик становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний обучающимися. При подготовке и проведения уроков использую проектор, электронные ресурсы учебного назначения: презентации к урокам, тестовые задания.

Использования презентаций на уроках с помощью слайдов, созданных в программе PowerPoint, позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности. Мультимедийные презентации применяю на различных этапах урока при изучении и закреплении учебного материала, для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса, для устных упражнений, предлагаю обучающимся образцы оформления решений, записи условия задачи. 

Считаю важным использование мобильного класса: Компьютер, нетбуки у каждого ученика, интерактивная доска. Работая с нетбуками, ученики сами добывают информацию, преобразуют ее, используют, открывают знания.

Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность обучающихся, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Организую на уроках литературы, развития речи сопоставление иллюстраций, работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок не только знакомятся с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просматривают отрывки из мультфильмов, прослушивают аудиозаписи, музыкальные отрывки.

На уроках закрепления часто использую цифровые образовательные ресурсы по русскому языку и литературному чтению, электронные тренажеры («Парная согласная», «Безударные гласные», «Работа со словарными словами», «Синонимы, антонимы», «Техника чтения»), с помощью которых обучающиеся могут не только применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат.

Выполняя домашнее задание к урокам, школьники используют разнообразный иллюстративно-информационный материал, который самостоятельно находят в Интернете, составляют презентации. Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учеников, умение работать с различными источниками информации.

Использование ИКТ на уроках позволяет сформировать метапредметные УУД, что соответствует требованиям ФГОС, современной образовательной парадигме.

Используя метод проектов формирую компетенции младшего школьника: учу принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знаний, рационально подходить к процессу познания.

В рамках уроков использую учебные проекты. (См. таблицу 1)

 

Таблица 1

Предмет

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Русский язык

«Живая азбука» «Скороговорки»

«Сказочная страничка» (в названиях сказок-изученные правила письма)

«И в шутку и всерьез»

«Пишем письмо»

«Рифма»

«В словари – за частями речи»

«Рассказ о слове»

«Семья слов»

«Тайна имени»

«Зимняя страничка»

«Имена прилагательные в загадках»

«Говорите правильно»

«Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина»

 

Литературное чтение

«Создаем город букв»

«Буквы – герои сказок»

«Составляем сборник загадок»

«Наш класс – дружная семья. Создание летописи класса»

«О чем может рассказать школьная библиотека»

«Мой любимый детский журнал»

«Мой любимый писатель-сказочник»

«Сочиняем волшебную сказку»

«Как научиться читать стихи»

«Праздник поэзии»

 

«Создание календаря исторических событий»

«Природа и мы»

«Они защищали Родину»

Математика

«Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках»

«Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты»

«Математика вокруг нас. Узоры на посуде»

«Оригами»

«Математические сказки»

«Задачи-расчеты»

 

«Математика вокруг нас. Создание атематического справочника «Наш город (село)»

«Математика вокруг нас. Составление сборника математических задач и заданий»

Окружающий мир

«Моя малая Родина»

«Моя семья»

«Мой класс и моя школа»

«Мои домашние питомцы»

«Родной город (село)»

«Красная книга, или Возьмем под защиту»

«Профессии»

«Родословная»

«Города России»

«Страны мира»

«Богатства, отданные людям»

«Разнообразие природы родного края»

«Школа кулинаров»

«Кто нас защищает»

«Экономика родного края»

«Мир путешествий»

Путешествуем без опасности! (о правилах безопасности во время экскурсий, походов, по­ездок,  в  разных уголках нашей страны  и  мира). 

Красная книга России и др.

Применяя на уроках игровые технологии, формирую мыслительную деятельность обучающихся. Задания и материалы для урока подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ. Использую в работе развивающие и творческие задания, кроссворды, ребусы, викторины, которые способствуют формированию устойчивого интереса к предмету, успешному интеллектуальному развитию и формированию положительной мотивации к учению. С помощью таких заданий я организую частую смену деятельности, которая поддерживает работоспособность и повышает активность детей на уроке. Например, на уроке окружающего мира использую игру «Путешествие по странам и континентам».

Для успешного обучения и улучшения психического и физического здоровья детей использую здоровьесберегающие технологии. Эти технологии применяются мной как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах урока, поскольку предусматривает четкое чередование видов деятельности. Ежедневно провожу физкультминутки с музыкальным сопровождением или в стихах, провожу упражнения для глаз. Физкультминутки дают детям радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой.

В уроки включаю вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.

Создание проблемных ситуаций позволяет формировать умение видеть проблему и формулировать ее, умение классифицировать, умение делать выводы и умозаключения, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Ставлю в начале урока проблему, которая способствуют активизации обучающихся, мотивирует их на предстоящую деятельность по достижению поставленной учебной задачи. Проблемную ситуацию создаю с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Например, при изучении темы «Литр» на уроке математики демонстрирую детям посуду разной формы с водой. В каждом сосуде налито по одному литру. Ученики затруднялись в сравнении количества воды. В результате практической работы, пришли к выводу, что нужна мера измерения количества жидкости.

На своих уроках я реализую исследовательский подход к обучению. В процессе такой работы на уроке формируются все виды УУД. Обучающиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.

Подобные приемы удовлетворяют потребность в творчестве обучающихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность обучающихся, и, в общем, способствуют формированию различных компетенций.

С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования, работа по программе «Школа Росси» предполагает исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира. Например, одна из работ звучала так: «Мой город. Мое село». Стремясь дать наиболее полные сведения о своем селе, я предлагала ученикам на каждом уроке задания поискового характера. Изучая историю возникновения села, улицы, памятники, знакомясь с растительным и животным миром окрестных лесов, культурным наследием наших предков, разрабатывая проекты мест отдыха и развлечений, мои ученики в течение двух недель вели настоящую исследовательскую работу. Результатом стали проекты «Детская площадка», «Мой двор», «Мое село». Одну из лучших работ защищали на муниципальной научно-практической конференции младших школьников «Я познаю мир» (1 место).

Исследование я провожу не только на уроках, но и на внеурочной деятельности. На занятиях внеурочной деятельности мы исследуем объекты природы, изучаем растительный мир нашей местности, собираем природный материал и изготавливаем творческие работы.

С 1 по 3 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В 3 – 4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Я лишь только «подталкиваю» их к правильному выбору.

Частично-поисковый метод позволяет формировать у обучающихся умение делать выводы и умозаключения, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью своих рассуждений.

Используя частично-поисковый метод на своих занятиях, обучающиеся участвуют в поиске путей решения поставленной задачи. При этом я расчленяю поставленную задачу на части, частично показываю обучающимся пути решения задачи, а частично ученики самостоятельно ее решают. Например, в первом классе для изучения нового учебного материала применяю частично-поисковый метод – совместная поисковая деятельность учителя и обучающихся при ознакомлении с новым лингвистическим понятием или правилом. Четко формулируемые мною вопросы чередую с ответами обучающихся таким образом, что в конце рассуждения-поиска ученики самостоятельно приходят к необходимому выводу. Так, при изучении темы «Собственные и нарицательные имена существительные» я, работая с предложениями, записанными на доске, задаю детям следующие вопросы:

·       Внимательно прочитайте предложения.

·       Назовите написанные в них имена.

·       С какой буквы написаны имена в предложениях?

·       Прочтите имеющееся в одном из предложений отчество.

·       Как написано отчество?

·       Найдите и прочтите написанные в предложениях фамилии.

·       Как написаны фамилии?

·       Сформулируйте правило в порядке нашего рассуждения.

Использую в своей работе разнообразные формы организации учебной деятельности обучающихся:

Фронтальная форма помогает формировать у обучающихся умение отвечать на вопросы учителя, умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного.

Фронтальную форму использую при выполнении арифметического диктанта на уроках математики или словарного диктанта на уроках русского языка. Эта форма дает мне возможность включить большую часть класса в активную учебную деятельность, опираясь на наиболее активных учеников, которые подают пример другим ребятам.

Используя индивидуальную форму на уроках, формирую у обучающихся умения самостоятельно «читать» и объяснять информацию, умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, умение развивать познавательный интерес.

В целях реализации индивидуального подхода к обучению я предлагаю своим обучающимся разноуровневые задания, а также задания, учитывающие разную скорость выполнения заданий обучающимися. Использую в работе: карточки, тестовый материал, работу у доски и т.п.

Использование парной формы при контроле позволяет мне решить одну важную задачу: обучающиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными. Парная форма помогает мне формировать у обучающихся построение речевого высказывания в устной форме, умение работать в паре, развивать умения доказывать свои ответы, понимать выбор сделанный одноклассником.

Я начинаю вводить эту работу с первого класса. Пары определяю по принципу «сильный – слабый», «средний – сильный», «средний – слабый». Организую такие виды работы:

·       математический и словарный диктанты с взаимопроверкой тетрадей;

·       картинки с заданиями (ребята составляют и решают задачи по картинкам, договариваются, кто будет отвечать);

·       карточки с заданиями: «Исправь ошибку», «Найди ошибку» (ребята обсуждают, затем проверяют по эталону).

Если кто-то отказывается работать в паре, не настаиваю – пусть работает один, но постараюсь заинтересовать, чтобы тот сам захотел присоединиться к соседу или другому товарищу.

Обучающиеся привыкают работать в парах по правилам: обращаются друг к другу по имени, разговаривают тихо, учатся, как помочь, как просить о помощи, внимательно слушать ответ товарища, исправлять тактично ошибки, оценивать справедливо. По окончанию работы, вызываю любую пару к доске и на ее примере показываю, как надо было работать.

Групповая форма помогает формировать у обучающихся умение слушать и понимать речь других, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнера.

Используя групповую форму работы на уроках, ребята учатся высказывать свое мнение, анализировать, доказывать свою точку зрения в устной и письменной формах, моделировать, выявлять и формулировать новые понятия, контролировать и оценивать результаты деятельности.

Распределяю детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный обучающийся. Роли в группах распределяю сама. 

Избранные мною педагогические приемы, формы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности обучающихся, формирование у них универсальных учебных действий.

В работе учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. С 2013 года работаю классным руководителем сразу двух классов, в основном это классы разных параллелей. В связи с этим два года подряд были выпускники начальной школы. В воспитательный процесс всегда вовлекаю родителей обучающихся. Они проводят для детей арбузники, дни именинника, выезжают на экскурсии, поддерживают ребят во время спортивных соревнований.

Приоритетным направлением деятельности, как учителя-предметника, так и классного руководителя является духовно-нравственное воспитание обучающихся. 

Анализ результатов духовно-нравственного развития и воспитания по методике А.А. Логиновой, А.Я. Данилюк показал хороший уровень активности обучающихся, а так же сформированность нравственных качеств и ценностных отношений.

Результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Получению такого результата способствует систематическая и направленная работа по воспитанию школьников, которая осуществляется через использование воспитательных возможностей учебного процесса, через организацию внеклассных мероприятий таких как:

-      классные часы, посвященные государственным праздникам: «День народного единства», «День Конституции» и др.;

-      встречи с интересными людьми, выпускниками школы;

-      участие в социальных проектах; 

-      беседы на тему истории и культуры родной семьи, родного села, улицы, Родины;

-      открытые семейные праздники, День матери, соревнования «Мама, папа, я – спортивная и дружная семья», семейные чаепития;

-      творческие проекты, раскрывающие историю семьи;

-      творческие работы «Мама – хранительница нравственного очага семьи»,  «Моя семья»,  «Бабушка с дедушкой рядышком»;

-      профилактические беседы о вреде курения, вредных привычках; 

-      классные часы о режиме дня: «Рациональное распределение свободного времени»,  и др.

Для формирования УУД обучающихся считаю важной не только урочную, но и внеурочную деятельность. Веду работу по программам внеурочной деятельности: «Я – исследователь», «Умники и умницы».

 Цель курса «Умники и умницы»: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

 В курсе используются задачи разной сложности, поэтому сла­бые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, кото­рые они могут решать успешно).

   Ребенок на этих заняти­ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Актуальность выбора программы кружка «Я - исследователь» определено тем, что ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.               

В летний период моя внеурочная деятельность заключается в организации отдыха и оздоровления обучающихся. С 2004 года являюсь начальником лагеря с дневным пребыванием детей при МАОУ СОШ № 10. Под моим руководством внедряются эффективные формы воспитания: развитие творческих и индивидуальных способностей, воспитание культуры поведения, патриотических чувств, привитие любви к русским народным традициям.

Посещаемость лагеря составляет 100% от запланированного количества обучающихся. Во время работы выполняются санитарно-гигиенические требования. Отзывы детей и родителей о работе лагеря всегда положительные.

1.3.   Анализ результатов образовательного процесса.

Важным условием повышения эффективности процесса обучения является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности школьников.

Основная задача мониторинга – выявление уровня объема, глубины усвоенных учениками знаний, эффективности методов, форм и способов их учения.

Результаты формирования универсальных учебных действий обучающихся отслеживаю по методике М.Р. Битяновой (Приложение 1). Благодаря использованию вышеперечисленных методов, форм и приемов дифференцированного подхода в обучении, я получила следующие результаты  качества образованности обучающихся по годам обучения (методика В.Н. Зайцева):

Предмет

Год

2012 – 2013

2013– 2014

2014 – 2015

Русский язык

Класс

(2 класс)

(3 класс) 

(4 класс) 

Количество учащихся

19

19

20

итоговый показатель, отметка

уровень

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

Успеваемость

19

100%

19

100%

20

100%

Допустимый

9

47%

10

53%

11

55%

Оптимальный

8

42%

8

42%

5

25%

Расширенный

2

11%

1

5%

4

20%

Математика

итоговый показатель, отметка

уровень

 

 

 

 

 

 

Успеваемость

19

100%

19

100%

20

100%

Допустимый

5

26%

9

47%

8

40%

Оптимальный

12

63%

7

37%

9

45%

Расширенный

2

11%

3

16%

3

15%

литературное чтение

итоговый показатель,

отметка

уровень

 

 

 

 

 

 

Успеваемость

19

100%

19

100%

20

100%

Допустимый

2

11%

4

21%

4

20%

Оптимальный

13

68%

13

68%

12

60%

Расширенный

4

21%

2

11%

4

20%

 

Среднее качество образования  по предметам:

 русский язык, литературное чтение, математика

За весь период обучения  успеваемость класса составляет 100%. В рамках Мониторинга качества подготовки обучающихся 4 классов по учебным предметам «русскому язык», «математика» и «окружающий мир» в апреле 2015 г. мои ученики показали положительные результаты. В ходе плановой выездной проверки органом контроля (надзора) по качеству образования в МАОУ СОШ № 10 95% обучающихся моего класса справились с тестированием по русскому языку. 

Мои выпускники подтверждают хорошие знания при переходе на уровень основного общего образования. По итогам 2014-2015 учебного года качество образования в 5б классе составило – 35,7%, успеваемость – 100%, что полностью подтвердило итоги 2013-2014 учебного года, когда дети выпускались мной из 4б класса. По итогам первой четверти 2015-2016 учебного года при успеваемости – 100% качество образования в 5а классе составило – 45%, что на 5% выше, чем в конце 2014-2015 учебного года, когда я выпускала этот класс из начальной школы. Эти показатели говорят о безболезненной адаптации пятиклассников, чему способствовало формирование активной жизненной позиции и коммуникативного поведения в период обучения в начальной школе.

Показателем результативности моей деятельности служит участие обучающихся в олимпиадах и конкурсах разных уровней и направленностей, где они являются не только активными участниками, но и победителями. (Приложение 2). Наиболее важные из них: 

-      2011-2012 учебный год – муниципальный тур предметных олимпиад, Изиляев А., окружающий мир, 2 место, областной конкурс «Семьяцветик», Кузнецов А., 1место;

-      2012-2013 учебный год – международная игра-конкурс по русскому языку «Русский медвежонок» – Балеева Ольга, 1 место в районе;

-      2013-2014 учебный год – муниципальный тур предметных олимпиад, Изиляев А. русский язык, 3 место, муниципальная научно-практическая конференция младших школьников «Я познаю мир» – Никифорова А., проект «Детская площадка», 1 место, Балеева О., исследовательская работа «Тайны Луны», 3 место;

-      2014-2015 учебный год – Всероссийский конкурс научно-методического центра «Алые паруса» «Лучшая методическая разработка»: Никифорова А., проект «Детская площадка», диплом 2 степени, Балеева О., исследовательская работа «Тайны Луны», диплом 2 степени.

Участие в Международном дистанционном конкурсе «Эму-марафон» стало традиционным для моих учеников. Мониторинг, который предлагают организаторы конкурса, наглядно показывает изменения УУД обучающихся индивидуально и по классу в целом. (Приложение 3)

Немаловажным показателем эффективности деятельности считаю и свой рост, как педагога. С 2006 года являюсь руководителем школьного методического объединения учителей начальных классов. Активно участвую в работе педагогических советов школы  и заседаниях ММО. Накопленный опыт работы актуализировала через проведение открытых мероприятий для коллег школы и района по применению проблемно-диалогической и здоровьесберегающей технологий в начальной школе, теме самообразования.

С 2013 года вхожу в состав жюри на районной научно-практической  конференции младших школьников «Я познаю мир». Веду работу в комиссии по составлению заданий муниципальной олимпиады по окружающему миру для обучающихся начальной школы. Являюсь организатором Недели начальных классов и активным помощником в проведении конкурса «Ученик года» в МАОУ СОШ № 10.

В межаттестационный период систематически повышала свою квалификацию по актуальным для сегодняшнего дня образовательным программам:

-      «Информационные и коммуникационные технологии как средство реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта», ГБОУ ДПО СО «ИРО», 2012 г., 72 часа, регистр. номер 1255;

-      «Управление инновационными процессами в учреждениях образования», ФГАОУ АПК и ППРО г. Москва, 2012 г., 144 часа, регистр. номер  с675/б;

-      «Содержание и технологии реализации ФГОС начального общего образования» Вариативный модуль «Реализация ФГОС начального общего образования в предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», ГБОУ ДПО СО «ИРО», 2012 г., 72 часа, 10896;

-      «Организация дистанционного обучения», Уральский межотраслевой институт повышения квалификации и переподготовки специалистов «21-й век», г. Нижний Тагил, 2013 г., 72 часа, регистр. номер 001700;

-      «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья», Негосударственное частное учреждение Профессиональная образовательная организация «Уральский институт подготовки кадров «21-й век», г. Нижний Тагил, 2014 г., 72 часа, регистр. номер 002640;

-      «Оценка качества образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» Вариативный модуль для учителей начальной школы, заместителей руководителей ОУ, методистов школьных и муниципальных методических объединений, ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2015 г., 108 часов, регистр. номер 893;

-      «Подготовка организаторов единого государственного экзамена и основного государственного экзамена» (с использованием дистанционных образовательных технологий», модуль №1 для организаторов в ППЭ, для ассистентов участников ЕГЭ, ОГЭ с ОВЗ, ГАОУ ДПО СО НТФ ИРО, г. Нижний Тагил, 2015 г., 20 часов, регистр. номер 1026;

За педагогическое мастерство, эффективную организацию образовательного процесса, высокое качество и результативность работы в межаттестацонный период была отмечена грамотами начальника Управления образования Горноуральского городского округа (2012 г.), Главы Горноуральского городского округа (2013 г.), администрации школы (2011 г., 2012 г., 2013 г., 2014 г., 2015 г.), Благодарственным письмом АНО «Центр Развития Молодёжи», г. Екатеринбург (2012 г.).

 

2.    Проектная часть.

Проанализировав собственные результаты и условия их достижения в межаттестационный период, я выявила много положительного в собственной деятельности, отметила безусловный рост своего профессионализма, верный выбор создаваемых мною условий в образовательном процессе.

Практика показала, что освоение содержания требований ФГОС эффективнее начинать с изучения системы оценивания образовательных результатов. Именно система оценивания образовательных результатов определяет направление деятельности учителя. А для ученика правильно организованная и понятная система оценивания результатов становится основой для формирования самостоятельности. Процесс оценивания можно назвать главным инструментом управления качеством образования.

Мониторинг сформированности УУД, где система оценки является составляющей регулятивных УУД, показал низкую сформированность умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность выполненной задачи, корректировать свои действия.

На сегодняшний день выделяю следующие проблемы:

-      на уровне обучающегося (на основании диагностики УУД) – недостаточная сформированность самостоятельности оценивания образовательных результатов;

-      на уровне моей личной компетенции – недостаточность профессионально-информационной культуры в области системы оценки образовательных результатов;

-      на уровне организации образовательного процесса – непроработанность диагностических материалов, критериального оценивания, нацеленного на формирование системы оценки образовательных достижений обучающихся.

Возникает противоречие между необходимостью внедрения современной системы оценивания и несовершенством имеющихся диагностических материалов.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

Необходимо смешение акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, поэтому на следующий межаттестационный период я планирую продолжить работу по теме: «Формирование универсальных учебных действий обучающихся начальной школы».

На очередной межаттестационный период определила цель: создание условий для повышения качества образования на основе внедрения современной системы оценки достижений обучающихся.

Реализации цели поможет решение следующих задач:

1)    разработать программу собственной педагогической деятельности, направленную на овладение технологии оценки образовательных достижений обучающихся; 

2)    определить условия эффективности внедрения системы оценки образовательных результатов;

3)    спроектировать единую структуру диагностических работ, где проверяются предметные и метапредметные результаты освоения каждой темы;

4)     разработать критериальную систему оценивания образовательных достижений обучающихся;

5)    внедрить в собственную педагогическую деятельность новый пакет измерительных материалов для оценки достижений обучающихся.

Перспективные направления профессиональной деятельности на следующий межаттестационный период:

I этап (подготовительный) 2015-2016 учебный год: диагностировать уровень образованности обучающихся;

II этап (организационно-содержательный) 2017-2018, 2018-2019 учебные года:

- совершенствовать систему оценивания образовательных достижений обучающихся;

- спроектировать систему диагностических работ по проверке образовательных результатов обучающихся;

- разработать критериально-оценочную систему;

- доработать мониторинг образовательных достижений обучающихся;

III этап (аналитический) 2019-2020 учебный год: анализ и коррекция педагогической деятельности.

 

Заключение.

В аналитическом отчете была проанализирована моя педагогическая деятельность в межаттестационный период. Задачи выполнены, цель достигнута. Считаю, что работа была достаточно эффективной, что избранные мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка. Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути. Главное для меня в работе – ученик со всеми его потребностями и проблемами. 

Главное на современном уроке – создать ситуацию, при которой ученик встает в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, для самостоятельного поиска, реализации всех его творческих возможностей, полноценного общения с учителем и товарищами. По-моему, решение этой задачи невозможно без изменения стиля взаимоотношений учителя и обучающихся. 

Не заставлять и контролировать, не командовать и запрещать, а направлять и увлекать, помогать и стимулировать – в этом вижу один из путей активизации обучения. Помогать каждому, кто при полном напряжении своих способностей и возможностей самостоятельно без посторонней помощи не может преодолеть познавательную трудность – в этом, считаю, назначение учителя.

Информационные источники:

1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2011.

2. Битянова М.Р. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. Методические рекомендации. Самара: Изд-во «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.

3. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе. М.: Просвещение, 2011.

4. Воронцов А.Б. Сборник проектных задач. В 2-х выпусках. М.: Просвещение, 2012.

5. Данилюк А.Я.Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. М.: Просвещение, 2011.

6. Закон РФ “Об образовании в Российской Федерации” “Об образовании в Российской Федерации” №273 от 29.12.2012 года:

7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области».

8. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Изд-во «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: М.: Просвещение, 2009.

10. Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной образовательной среде. М.: Просвещение, 2013.

.  .  .