Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Управление стрессами: причины, последствия, поведенческие реакции

Дата публикации: 2018-10-01 20:50:04
Статью разместил(а):
Сошина Екатерина Сергеевна

Управление стрессами: причины, последствия, поведенческие реакции на примере учеников начальной школы

Автор: Сошина Екатерина Сергеевна

МБОУ "Лицей № 8"

Живя, умей все пережить: 
печаль, и радость, и тревогу.

Ф.И.Тютчев

 

В.А. Сухомлинский призывал: «Помоги ребёнку поверить в себя». Действительно, маленькому человеку трудно в этом мире, в который он сравнительно недавно явился: другие люди опытнее, сильнее его. Иной раз у него руки опускаются перед невозможностью преодолеть трудности, принять решение, воспользоваться необходимым, достичь желаемого. Возникает стрессовая ситуация, при которой ребёнку необходима помощь родителей, педагогов. Их компетентность, мудрость призваны помочь человеку победить все страхи и поверить в себя.

Стресс – это неотделимая часть современной жизнедеятельности людей. Научиться выявлять стресс у ребёнка, управлять причинами стресса,  стремиться  повысить стрессоустойчивость детского  организма -  означает открыть эффективный способ самоактуализации, сохранения психического и физического здоровья и продления активной жизнедеятельности.

Стресс (от англ. «stress» — напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также  соответствующее состояние нервной системы организма. Стресс – это состояние, возникающее под влиянием любых сильных воздействий – стрессоров, и сопровождающееся всеобщей мобилизацией защитных сил организма.

Причины стресса могут быть внутренними и внешними. Внешние – это жизненные перипетии и изменения, находящиеся под нашим контролем. Внутренние причины, находящиеся в нашем разуме, в большей степени являются плодом воображения.

Внешние причины стресса у детей:

• Резкие изменения в жизни.
• Критика со стороны взрослых.
• Затруднения в отношениях со сверстниками.
• Отсутствие состояния успешности.
• Высокая загруженность.

Внутренние причины стресса:

• Невозможность принять неопределенность.
• Пессимизм.
• Негативный диалог с самим собой.
• Нереалистичные ожидания.
• Отсутствие усердия и настойчивости.
• Перфекционизм.

Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Для овладения учебной деятельностью ребенку необходимо соблюдать правила, уметь сдерживать свои эмоции, быть терпеливым и усидчивым. Все это приводит к психоэмоциональному напряжению, что может вызвать у первоклассника стрессовое состояние, что является серьёзной проблемной ситуацией как для ребёнка, так и для родителей и педагогов.

Почти все школьные проблемы — от неуспеваемости до трудностей общения — могут быть проявлениями школьного стресса. Проблемы в школе могут возникнуть как у «слабых» детей, имеющих трудности в развитии, так и у способных и любознательных.

Первоклассники испытывают не меньший стресс, чем космонавты, впервые оказавшиеся в невесомости. Стресс в жизни ребенка-школьника иногда сильнее, чем волнения взрослого при переезде, в случае проблем на работе или денежных трудностей.

Неустойчивая детская психика особенно подвержена состояниям взволнованности и потерянности. Нередко родители подмечают, что у ребенка после начала учебы в школе не в лучшую сторону меняется характер, ухудшается аппетит, а сон становится тревожным. Происходит частая смена эмоций, ребёнок может раздражаться и плакать по незначительным поводам, разговаривать (бредить) во сне. Проявления агрессии, обострение страхов, неподчинение, отказ от занятий, жалобы на самочувствие также служат признаками повышенной психологической нагрузки. Всё это симптомы того, что школьник находится в состоянии стресса. Если вы замечаете эти состояния у своего ребенка, не стоит затягивать решение проблем.

Переживания от поступления в школу могут повлечь за собой различные негативные последствия. Находясь в состоянии учебного стресса, ребенку сложнее справляться с новыми правилами и школьными заданиями, что может стать причиной не только отставания в учебе, но и обострения всевозможных хронических заболеваний или возникновения скрытых отклонений развития.  Если человек не сможет быстро приспособиться к переменам, результатом его медлительности станут перенапряжение и истощение организма. Тот, кто не хочет адаптироваться к переменам, теряет здоровье, хорошее настроение, успех. Причём с годами ситуация не улучшается.  Согласно печальной статистике, лишь 16 % детей заканчивают школу полноценно психически и физически здоровыми.

Как правило, признаки стрессового состояния могут проявляться в таких симптомах: 
• В трудностях во время засыпания и беспокойном сне;
• Усталости после нагрузки, что совсем недавно не утомляло ребенка;
• Беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
• Невнимательности, отсутствии сосредоточенности.
• Тревожности и непоседливости.
• Отсутствии уверенности в себе,  которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, требует его;
• Упрямстве;
• Постоянном жевании  ребенком чего-то, очень жадному, без разбора, глотании пищи (иногда, наоборот, наблюдается стойкое нарушение аппетита);
• Отказе контактов, стремлении к уединению, в отказе принимать участие в играх сверстников;
• Подергивании плечами, качании головой, трепете рук;
• Снижении массы тела или, наоборот, проявлении симптомов ожирения;
• Повышенной тревожности;
Все вышеперечисленные признаки свидетельствуют о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения только в том случае, если они не наблюдались ранее.

 

Детский возраст 6-7 лет.

В начале учебного года тяжело не только родителям, но и детям. И тем, и другим необходимо время, чтобы привыкнуть к новому режиму, а детям еще и адаптироваться к новой социальной среде.  На тему адаптации детей к школе написана масса научных статей. А вот о стрессе и страхах, которым подвергаются первоклашки и их родители, говорится  вскользь…

Школьные страхи не только лишают ребёнка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию детских неврозов. Первоклассники, которые по разным причинам не могут справляться с учебной нагрузкой, со временем попадают в разряд неуспевающих детей, что, в свою очередь, приводит как к неврозам, так и к боязни школы.

Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. До школы большинство детей посещали детский сад, где каждый день был наполнен играми и игровыми занятиями, прогулками, а дневной сон и неспешный режим дня не давали малышам уставать. В школе всё иначе: новые требования, интенсивный режим, необходимость всё успевать. Для того чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время. Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д.

Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка.

Ребенок в возрасте 5-7 лет (в норме) не замыкается в себе, он открыт к общению, если не чувствует какой-либо угрозы, ощущает любовь и поддержку. Очень важны интерес и поощрение. Необходимо помочь ребенку найти друзей, наладить контакт с учителем. Нельзя забывать о  режиме дня. Нужно стараться  не перегружать первоклассника, именно поэтому не предусмотрены домашние задания, все занятия проходят в игровой форме. Ругать за неудачи маленького ученика тоже не рекомендуется, так как это может вызвать страх и нежелание продолжать начатое дело. Фигура учителя играет большую роль в адаптации. Важно, чтобы ребенок находился в дружелюбной атмосфере, так как подавленное состояние или предвкушение чего-то неприятного и порождает тот самый стресс.

 

Факторы стресса у детей 8-10 лет.

Ученики 2-3 классов уже не испытывают, как правило, тех страхов, которые были у них в первые месяцы пребывания в школе. Большинство из них нашли друзей, знают, что можно ожидать от учителя и готовы к реакции родителей на разные обстоятельства. Ребята умеют подстраиваться под всевозможные  жизненные повороты, вырабатывают поведенческие реакции под каждый конкретный случай.  У них появляется некое подобие стрессоустойчивости, а точнее, адаптация к конкретным условиям.

Возникает другая сложность: в первом классе с ребенком сидели, подстраивались под него, «развлекали». Многое прощалось, но ученик становится старше, требования возрастают. Как же вести себя, чтобы не ввести в состояние стресса?

Часто, получив плохую оценку или неверно ответив на уроке, ребенок не хочет больше идти в школу, отказывается заниматься. Можно ли такое поведение  расценивать как проявление первых признаков стресса? Это тоже индивидуальный вопрос. Возможно, ребенок в стрессе и у него апатия. Если же он просто проявляет «нежелания учиться», тогда  где-то родителями была допущена ошибка, после которой  ребенок стал ассоциировать учебу с чем-то неприятным для него. Лень – это психологическая защита организма после тяжелой эмоциональной, психологической или физической встряски. То есть организм защищается, чтобы не «сгореть». Может, у ребенка снизился иммунитет, и организм просто из кожи вон лезет, чтобы «выстоять», и тогда ему, действительно, не до учебы! Во всем надо тщательно разбираться и в каждом случае не забывать о строгом индивидуальном подходе. Когда, к примеру, у ребенка болит голова, то, возможно, он просто заставляет себя учиться.

При этом  фактор страха перед неудачей превалирует, и поэтому возникает боязнь  всего нового, а вместе с этим и боязнь самого процесса учёбы. После полугода у ребенка в таком состоянии начинается «ломка» сознания – психика ищет выход,  и поэтому боль переключается или на уши, или на глаза – как следствие – воспаление внутреннего уха или же ухудшение зрения.

А изначально – это всего лишь страх ребенка оказаться не таким понимающим, как другие,  и страх, что родители станут его меньше из-за этого любить. Следствие такой «проблемы» - залечивание физических факторов, а не самой проблемы.  Не исключено, что  ребенок всю жизнь будет ходить в очках, потому что боится просто стать самим собой.
С детьми нужно быть очень аккуратными,  не стоит вешать ярлыки «ленивый», «неуч» и пр. В случае затруднения нельзя пренебрегать консультацией со специалистом.

В период приспособления ребенка к школе наиболее значимые изменения происходят в его поведении. Как правило, показателем трудностей адаптации являются такие изменения в поведении, как чрезмерное возбуждение и даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессия и чувство страха, нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе и степень стрессоустойчивости.

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей, учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые помогут взрослым (родителям, педагогам) подготовить ребёнка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода:

- Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.

- Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.

- Не дерись без причины.

- Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

- Играй честно, не подводи своих товарищей.

- Не дразни никого, не канюч, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

- Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

- Из-за отметок не плачь, будь гордым.

- С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся всё делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

- Старайся быть аккуратным.

- Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдём домой.

- Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Очень хорошо, на мой взгляд, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребёнка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребёнка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие – нет, и почему.

Переход из начальной в среднее звено школы традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.

Четвертый  год  обучения  в  младших  классах  завершает  первый  этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в  среднюю школу  заставляет взрослых  обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.

Нужно сказать, что школьный процесс адаптации проходит благоприятно и достаточно быстро для ребенка при условии, если у него ранее были сформированы определенные особенности, такие как:
- владение необходимыми навыками общения;
- умение контактировать с другими людьми;
- способность определить позицию в отношении с окружающими;
- желание хорошо учиться с целью саморазвития и самоутверждения.  

Переход из начальной школы в 5 класс ( как и любые переходные периоды в жизни человека) - это сложный и ответственный период, он  связан с возрастанием нагрузки на психику ученика; от того, как пройдёт процесс адаптации, во многом зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребёнка.  

Система взаимоотношений школьника   с классным руководителем,  учителями-предметниками – один из факторов стресса. Ребенок должен усвоить и понять их требования, подстроиться под каждого. Переходы из одного кабинета в другой, появление множества новых учебных дисциплин – это второй фактор стресса.

Смена режима дня из-за увеличения учебных нагрузок, необходимость самостоятельного распределения времени и занятий – третий стрессовый фактор. Вероятны и другие гнетущие проблемы, такие как общение со сверстниками (новые ученики в классе или потеря прежних друзей), неудачи в учёбе, насмешки окружающих, отсутствие успешности в каком-либо деле.

Необходимо отметить, что дети в последнее время часто предпочитают виртуальную жизнь реальности. Общение даётся им с трудом, то есть нет естественного выхода эмоциям. Социальные сети всё больше поглощают умы подрастающего поколения. Недавно появились такие группировки-игры, как  «Синий Кит», «Тихий дом», «Фея огня», которые влияют на неокрепшую психику ребенка и предлагают избавиться от всех проблем путём суицида.  Увы, мало, кто из взрослых знает о такой опасности. А ведь основной проблемой появления стресса у детей является отсутствие взаимопонимания, доверия и любви в семье. Именно неблагополучие и ощущение ненужности  влекут за собой столь плачевные последствия.

 

Рекомендации:

Рекомендации для учащихся:

1. Признайтесь себе в слабых и сильных сторонах.

2. Никогда не говорите о себе плохо.

3. Высыпайтесь, позволяйте себе расслабиться.

4. Соблюдайте режим труда и отдыха, правильный и оптимальный режим дня. Этот факт поможет избежать вам стрессовых ситуаций или  преодолеть их.

5. Радуйтесь каждому своему успеху в учебе, хвалите себя («Я – молодец!», «У меня получилось!» и т.д.).

6. Дружите с одноклассниками - это поможет вам противостоять стрессу.

7. Гуляйте на воздухе, занимайтесь активно спортом. Оптимизм, положительное восприятие жизни – это то, что отличает  «победителя»  от неудачника. . Выберите ваш вид спорта, и уделите ему хотя бы 30 минут три раза в неделю. Уже через некоторое время у вас улучшится сон и самочувствие. 

8. Музыка влияет на нас эмоционально. Слушая классическую музыку, современную или для медитаций, вы через не которые время обнаружите себя расслабленным и отдохнувшим. Но не только музыка способна на это. Расслабляющие звуки моря или леса так же способны очистить ваш загруженный мозг и снять стресс. 

9. Принимайте теплую ванну. Самая простая и действенная техника. Наполните ванну теплой водой, добавьте пену для ванн и ароматические соли для лучшего эффекта расслабления. Теплая вода избавит ваши мышцы от напряжения, а расслабляющий аромат, царящий в воздухе,  или добавленный в воду намного быстрее избавит вас от стресса. 

10. Планируйте свой будущий день. Это поможет вам избежать нехватки времени, т.е. стрессогенного фактора. 

 

Рекомендации для учителей:

Очень часто  школьный стресс становится хроническим. Дети в школе при интенсивном учебном процессе испытывают большие перегрузки, некоторые подвержены  школьной тревожности, т. е. у них  повышен уровень тревожности, что в свою очередь не  может не отразиться на их здоровье.

1. Всегда оставаться  на уроках в спокойном состоянии, избегать повышения голоса на детей;

2. Постараться предупреждать детей о предстоящей контрольной или самостоятельной работе, чтобы  не создавать ситуации неожиданности;

3. Заранее ознакомить учащихся с критериями оценки;

4. Рассматривать  ребенка как человека, личность, а не только ученика. Даже самый заядлый троечник может добиться успеха в жизни, а отличник за 10 лет учебы в школе скатиться до удовлетворительных оценок.

5. Всегда давать ребенку шанс исправления плохой оценки.

6. Не задерживать детей после звонка, что очень часто происходит. Дети    должны иметь время для отдыха и разрядки после интеллектуального труда на перемене.

7. Учитель должен постараться найти общий язык с учениками.

 

Рекомендации для родителей:

Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. 

Для преодоления стресса можно употреблять такой комплекс мер:
1. Прежде всего проявляйте любовь к ребёнку и  заботу о нём, создавайте благоприятный климат в семье. Школьник должен знать, что его любят и помогут, когда ему тяжело.

2. Не сравнивайте его с другими, не оценивайте его действий, а помогайте решать конкретные проблемы и задачи. Важно, чтобы вы имели  с ребёнком доверительные отношения.

3. Используйте музыкальные паузы, игру на детских музыкальных инструментах. Положительное влияние на развитие творческих способностей, на оздоровление оказывает музыка Моцарта, его современников, музыка в стиле барокко с ритмической пульсацией 60-64 удара за минуту.

4. Занимайтесь с ребенком, используя природные материалы  глину, песок, воду, краски. Арттерапия  (лечение искусством, творчеством) нравится детям, отвлекает их от неприятных эмоций, привлекает эмоциональные резервы организма.

5. Для снятия нервного напряжения научите ребенка использовать технику мышечного расслабления и брюшного дыхания.

6. Используйте активные игры на свежем воздухе. Подбирая игры для снятия психоэмоционального напряжения,  учитывайте особенности вашего ребенка.

7. Организуйте ребёнку оптимальный режим дня ( в том числе смену учебной деятельности ребёнка дома, создание условий для двигательной активности между выполнением домашних заданий) и приучите его следовать данному режиму.

8. Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им дню; помните о неформальном общении со своим ребёнком после прошедшего школьного дня.

9. Обязательно знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

10. Недопустимы физические меры воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).

11. Исключите такие меры наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

12. Учитывайте темперамент ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм, жестокость.

13. Предоставьте ребёнку самостоятельность в учебной работе и организации обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

14. Поощряйте ребёнка, и не только за учебные успехи. Морально стимулируйте достижения ребёнка.

15.  Развивайте самоконтроль, самооценку и самодостаточность ребёнка.

 

Как помочь ребенку, находящемуся в состоянии стресса:

Во-первых, необходимо узнать, какова причина стресса. Выяснить это лучше всего во время прогулки, похода в парк, кино, т. е. тогда, когда ребенок находится далеко от стрессоров. Часто рисунки и игры позволяют узнать причину беспокойства ребенка. Во-вторых, подобрать наиболее приемлемый способ вывода младшего школьника из состояния стресса. Здесь на помощь педагогу может прийти школьный психолог. Ролевые игры, физические упражнения, дыхательная гимнастика, психогимнастика, музыкотерапия, упражнения на релаксацию, цветотерапия. А самое главное - поддерживать ребенка, показывать значимость его в ваших глазах, больше общаться с ним, применять тактильные приемы в общении, соблюдать такт и не забывать, что детство – это самое лучшее время и, по возможности, сделать все, чтобы знакомство со стрессовой ситуацией наступило как можно позже.

Большую помощь младшему школьнику может оказать учитель, если наладит связь с родителями, настроит их на необходимость понимания, что воспитательно-образовательный процесс требует терпения. Что каждый ребенок неповторим, что нельзя требовать больших результатов, зная, например, что ребенок физически слаб или имеются другие причины, указывающие на его неуспешность в учебе. Управлять стрессами ребенка учитель может с позиции поддержки, в соответствии с индивидуальным подходом, т. к. знает его жизненные проблемы, его семью, природные особенности организма ученика. Кроме того, педагог может помочь ребенку: обучить его умениям справляться со стрессом, научить, как можно менее болезненно переживать стресс или, по возможности, избегать его.

Правильная, позитивная педагогическая политика может повышать способность учащихся противостоять стрессам и уменьшать их последствия. Сегодняшний учитель начальных классов должен знать причины стресса у младшего школьника, учить, как можно избежать стрессовую ситуацию, воспитывать стрессоустойчивую позицию ученика. И самое главное, современный педагог сам не должен выступать в роли очередного стрессора для ребенка. Чувствуя проблемы детей и проявляя гибкость и понимание, учитель может уменьшить влияние дистрессов на учащихся.

.  .  .