Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Технология организации групповой работы в начальной школе

Дата публикации: 2018-06-14 09:11:04
Статью разместил(а):
Некрасова Татьяна Викторовна

Технология организации групповой работы в начальной школе

 Автор: Некрасова Татьяна Викторовна

 

     Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на приоритетное направление по формированию общеучебных умений и навыков. Здесь важна активная позиция ученика для решения учебной задачи. А это возможно при особой организации учащихся в учебном процессе, а именно при использовании парной и групповой работы, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения.

     Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе развивающего обучения, стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г. А. Цукерман).

     Мне нравится применять метод групповой работы на уроках и во время проведения внеклассных мероприятий. Использую его не очень часто, но регулярно.

     Позволю себе дать некоторые советы по организации такой работы для тех, кто не пробовал применять на практике метод групповой работы или имеет неудачный опыт.

Цели и задачи.

     Основной целью, которую я преследую, организуя на уроках работу в группах, является следующая: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

     Задачи же ставятся в каждом случае свои. Это может быть проверка знаний учащихся по определённой теме или отработка приобретённых навыков, обобщение пройденного материала или исследование какого-либо объекта, активизация познавательной деятельности, развитие навыков самостоятельной учебной деятельности, демонстрация обучающимися своих достижений, результатов самостоятельно проведённых изысканий и другое. Как правило, урок решает несколько задач, но бывают и исключения.

      Что касается воспитательного процесса, то к вышеперечисленным целям я бы добавила воспитание чувства ответственности. Когда создаётся творческая группа, которая работает на протяжении какого-то времени, каждый её член старается не подвести свою команду, прикладывает максимум усилий, чтобы все дела группы прошли достойно, гордится результатами коллективных действий, переживает неудачи, учится исправлять ошибки. Всё это возможно, когда в классе созданы, сосуществуют и взаимодействуют мини-коллективы. Кроме того, в соответствии с психологическими особенностями своего возраста учащиеся начальных классов комфортнее себя чувствуют именно в небольших по численности коллективах, а это, в свою очередь, благотворно влияет на их развитие. 

Плюсы и минусы групповой работы. 

    Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.

     Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

Деление на группы.

     Для проведения уроков делить обучающихся на группы целесообразнее учителю, так как здесь много подводных камней. Во-первых, для успешной работы удобнее иметь равносильные по знаниям группы, во-вторых, нужно учесть психологическую совместимость, чтобы избежать конфликтных ситуаций. Следует не забыть об индивидуальных особенностях детей, особенно в тех случаях, когда в урок включены задания творческого характера.

Правила совместной работы. 

    В начальной школе возможно предложить детям простые правила совместной работы, с помощью который учащиеся смогут контролировать себя и провести рефлексию.

Советы учителю. 

  В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

Характер заданий. 

    Строю урок таким образом, чтобы чередовать устные и письменные задания, серьёзные и шуточные, стараюсь избежать однообразия.

    Обсуждения, исследования обучающиеся проводят совместно, а вот выступает от имени группы один человек. Тоже желательно, чтобы на протяжении всего урока устные ответы давал не один и тот же ребёнок, а все члены группы по очереди.

Урок или игра? 

     Разделяю уроки с использованием группового метода на две группы: типовые (ознакомление с новой темой, закрепление изученного материала, проверка знаний) и уроки-игры.

     В типовых уроках могут присутствовать все части обычного урока: и проверка домашнего задания, и создание проблемной ситуации, и разрешение проблемы, и исследование, и отработка приобретённых навыков, и так далее. Всё то, что запланировано. В этом смысле уроки проверки знаний подходят для работы в группах как нельзя лучше. Учителю лишь стоит продумать, какие именно вопросы следует включить и в какой форме.

    В отличие от типовых уроков, урок-игра более походит на праздник, конкурс, соревнование. Обучающиеся заранее придумывают название команд, делают эмблемы, выбирают капитанов. Возможно, готовят специфические домашние задания. В процессе игры они зарабатывают баллы. И, конечно, в итоге бывают победители. Здесь больше простора для творчества.

    Как и на любом уроке не нужно забывать о физкультминутках. На типовых уроках она обычная, на уроке-игре она может быть в форме танца, подвижной игры, спортивного конкурса.

Интеграция. 

      Хорошо сочетаются работа в группах и интегрированные уроки. Я не сторонник того, чтобы интегрировать уроки без причины. Но, когда перекликается содержание программ, не стоит пренебрегать межпредметными связями. Это может быть включение одного задания по русскому языку в урок математики или окружающего мира. Например, проверка правильности написания терминов. А может быть полноценная интеграция математики и окружающего мира, когда содержание заданий тесно переплетается. Например: обучающиеся решают задачи на нахождение и сравнение длин рек, площадей озёр и так далее или путешествуют по настоящей карте, выполняя на каждой остановке математические задания.

Наглядность, оснащение. 

     Как и в целом в обучении младших школьников, так в частности и на уроках, организованных по групповому методу, большую роль играет наглядность. Она не только несёт в себе определённую информацию, повышает эмоциональную составляющую урока, но и позволяет разнообразить характер заданий, а также повысить продуктивность урока.

     Организация плодотворной работы в группах, насыщенность, продуктивность урока требуют от учителя большой подготовки. В том числе    и поэтому групповым методом работы не пользуются часто.

     Правда, с наступлением интерактивной эры, проблему использования наглядности стало гораздо легче решить. Нужно только не забывать о современных нормах СанПиНа.

Подведение итогов. 

Чтобы сохранить обучающий характер урока, даже если это итоговое занятие по теме, обобщение или проверка знаний соблюдаю следующее условие. Оценивая результаты выполненного задания, или подводя промежуточные итоги, если это урок-игра, обязательно озвучиваю правильные ответы в письменных заданиях. У детей не должно остаться неопределённости.

Не забываю хвалить за правильные устные ответы, благодарить за удачные творческие выступления, поощрять проявления инициативы, поддерживать ученика (особенно слабого) в его попытке выступить от имени команды с устным рассказом, оценкой каких-либо событий.

Подводя итог всего урока, стремлюсь прокомментировать не только количество и качество выполненного,

Что касается отметок за урок, то их, как правило, получает каждый. Дети довольно быстро учатся сотрудничеству и приобретают умение оценивать личный вклад каждого в общее дело.

Заключение. 

В современном обществе существует проблема толерантности. Люди часто проявляют нетерпимость друг к другу из-за принадлежности к разным слоям общества, из-за расовых и религиозных разногласий, из-за различных взглядов на окружающую действительность и по многим другим причинам.

Дети – это будущие взрослые. Любой детский коллектив – это модель будущего общества. Обучая сегодня детей сотрудничеству, умению владеть собой в критических ситуациях, умению цивилизованно отстаивать свою точку зрения, мы можем в большей мере рассчитывать в будущем жить в действительно демократическом обществе.

Поэтому считаю использование группового метода в образовании и воспитании детей обоснованным и своевременным.

.  .  .