Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Солнечная светлость книжной премудрости

Дата публикации: 2018-05-30 10:59:19
Статью разместил(а):
Глезер Светлана Николаевна

Солнечная светлость книжной премудрости

Автор: Глезер Светлана Николаевна

Возраст участников: 9-10 лет.

Форма проведения: игровая программа.

Цели:

познакомить учащихся с историей праздника;

расширять кругозор учащихся;

сформировать интерес к отмечаемому празднику;

способствовать воспитанию коллективизма;

Задачи:

развивать наблюдательность, внимание, память;

развивать интеллектуальную активность, умения анализировать, обобщать, сравнивать;

побудить учащихся к чтению литературы, к посещению библиотек.

Оформление: макет книги с надписью «Книга - наш друг, без нее как без рук», высказывания писателей: С книгой по жизни; Чтение – вот лучшее учение (А.С.Пушкин; Всем хорошим во мне я обязан книгам М.Горький); карточки к лото, костюмы Королевы Книги, Айболита.

Ведущий:
Международный день школьных библиотек отмечается с 1999 года ежегодно в четвёртый понедельник октября по решению Международной ассоциации школьных библиотек

Этот праздник не простой,
Он международный.
Вместе мы встречаем День
Библиотеки школьной.

Ждут учебники ребят,
Классики скучают,
Книги выстроились в ряд,
Знания сохраняют.

Будьте частыми гостями
Вы в библиотеке,
И раскроют книги вам
Все свои секреты.
Труд библиотекаря… На Руси о нем заговорили с XYI века. Тогда библиотеки находились в монастырях, и должность библиотекаря сводилась к книгохранению. В XYII веке уже появились первые инструкции об охране книг, о приемах их использования. Их необходимость была вызвана появлением библиотеки Академии Наук, созданной при Петре I. Тогда же появились и первые школьные библиотеки: «При школах надлежит быть библиотеке довольной, ибо без библиотеки Академия яко без души». ( «Духовный регламент», раздел «Дома училищные», параграф 8).. 
Ведущий 1: Созвездие величайших имен включает в себя плеяда представителей библиотечного дела России.

(На слайдах)

Знаменитые библиотекари

Кирилл, один из создателей славянской азбуки, был библиотекарем патриаршей библиотеки в Константинополе.

Известный русский баснописец Иван Андреевич Крылов  работал в Императорской Публичной библиотеке почти 30  лет. Он  составил каталог русских книг, за что получил орден Св. Владимира   4-й степени.

Немецкий сказочник (филолог) Якоб Гримм в 1808 г. получил работу библиотекаря в королевской библиотеке.

Автор знаменитого «Конька - горбунка», Пётр Павлович Ершов, работая преподавателем в Тобольской гимназии, многое сделал для библиотеки: он переписал каталог каллиграфическим почерком, значительно увеличил книжный фонд.

Иван Никитин, русский поэт – он открыл магазин с библиотекой-читальней. Беднякам литературу  выдавали бесплатно.

Русский писатель Михаил Пришвин работал в течение нескольких сельским учителем и библиотекарем.

Детский поэт, переводчик, писатель Корней Чуковский открыл на территории своей дачи в Переделкино детскую  библиотеку, построенную им на собственные сбережения.

Ведущий: Мы сегодня поздравляем с Международным Днем школьных библиотек нашу Валентину Николаевну!

Библиотекари - народ 
Особенной породы. 
В тиши библиотек идет 

Важнейшая работа.
Доступен мир познания, 
И, помогая всем, 
Складирует все знания 
Ваш мозг, как ЭВМ.

Все больше вам так хочется 
Читать, умнеть, мечтать 
Или сосредоточиться - 
Великое создать. 

Великое без громких слов, 
Незримое для глаз. 
Для вас основа всех основ - 
Чтоб свет души не гас.
 
Все у вас  всегда в порядке,
Книжки выстроены в ряд, 
Четкость записей в тетрадке - 
Это ваш святой обряд. 

Тот, кто книгам друг сердечный, 
Частый гость здесь, в этот день 
Поздравляем всех, конечно, 
Это праздник всех людей! 

Валентина Николаевна1 Наше представление мы подготовили  для вас.
1-й ведущий: Семь чудес света создали люди с древности: египетские пирамиды, статую Зевса в Олимпии, висячие сады ассирийской царицы Семирамиды в Вавилоне, храм Артемиды Эфесской,
Исполинскую медную статую бога Гелиоса в гавани острова Родос, Таликарнасский мавзолей и маяк в Александрии.

2-й ведущий: Но есть еще одно чудо света, не менее удивительное. Оно знакомо каждому из нас, но мы настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываемся над его ценностью. А чудо это всегда лежит под рукой и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь: научить, посоветовать, ободрить, рассказать.
Говорит она беззвучно,
Но понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь лучше и умней.
О чем эта загадка? (о книге)
1-й ведущий: С момента появления на свет человек начинает учиться всему. Он учится ходить, говорить, понимать мир, людей. Его учат солнечный луч и пролетевшая мимо бабочка, смешная картинка и добрая песня, веселая игра и любимая книга.
2-й ведущий: Книга! Она входит в жизнь с самого раннего детства, и мы привыкаем к ней, как привыкаем к воздуху, которым дышим, к солнцу, которое освещает все вокруг.
1-й ведущий: Книга! Она ведет нас от познания первых несложных истин все дальше и дальше. Она рассказывает и про сказочных богатырей, и про школьную жизнь, и про дальние страны. С книгой каждый из нас путешествует на триста лет назад, в историю, и на триста лет вперед, в будущее.
1-й чтец: Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Ты учишь правдивым и доблестным быть.
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу.
Без книги хорошей я жить не могу!
2-й чтец: Ведь без книги, как без света,
Как без доброго совета,
Мы без книги, как без рук,
Книга – это первый друг!
1-й чтец: Кто с книгой по жизни шагает,
Кто с нею умеет дружить,
Тому эта книга всегда помогает:
Учиться, работать и жить!
2-й чтец: Мы с книгой умней и богаче,
Нам с ней и расти и дружить,
Она задает нам задачи,
И учит, как думать и жить.
Появляется Королева Книга.
Королева Книга: Здравствуйте, ребята! Я очень рада быть у вас сегодня на празднике.  Всех присутствующих я поздравляю с Днем школьных библиотек. Кто из вас любит читать?  А кто много знает о книгах? Давайте проверим и поиграем..

 

Игра называется  «Договори пословицу»

Чтение -

вот лучшее учение

Грамоте учиться

всегда пригодится

 Не на пользу читать, коли вершки хватать

Не красна книга письмом,

 красна умом

Королева Книга: А знаете ли вы, какой была наша прапрапрабабушка? Давайте послушаем книжкину историю.
Книга 1: Живет книга уже несколько тысячелетий. Но не всегда она была такой, какой вы видите ее сейчас.
Книга 2: Печатные книги возникли не сразу.
Писец переписывал каждую фразу,
Глаза уставали, дрожала рука,
И так продолжалась века и века.
 Королева Книга: В старину люди очень ценили нас. Книги стоили очень дорого, так как писались от руки, медленно. Летописец от руки переписывал строчку за строчкой. На изготовление одной книги уходило 5-7 лет. Писец должен был обладать четким и красивым почерком. Каждая буква даже не писалась, а рисовалась. Использовал писец не шариковую ручку, а гусиные перья или острые палочки. Писал на папирусе, бересте или пергаменте (тонкая телячья кожа).
Книга 3: Без людей, без друзей, в одиночку
Он на строчку нанизывал строчку.
Перепишет всего пару книг –
И глядишь – уже дряхлый старик.
Книга 4: Переписанные листы украшались рисунками, одевались в переплеты из деревянных досок, обтянутых кожей. На переплетах делалось тиснение. На обложки помещали драгоценные камни, золотые или серебряные застежки. В старину говорили: «Книжное слово в жемчугах ходит».
Книга 1: Книга стоила очень больших денег. Ее одну можно было обменять на табун лошадей, стадо коров, на собольи шубы. И все-таки книга ценилась не за украшения, а за то, что в ней написано.
Книга 2: Жизнь книги, как жизнь человека, была полна опасностей. Рукописные творения гибли при нашествии врагов, в походах и странствиях, при пожарах, наводнениях и других бедствиях. Когда приближались враги, люди уносили за надежные крепостные стены не только хлеб и воду, но и книги.
Книга 3: Много веков прошло, прежде чем изменился вид книги, и она приобрела привычный для нас облик: с обложкой и страницами. Теперь книги создают печатные машины. Каждую секунду в мире появляется около 45 книг, из них 7-8 для детей.
Королева Книга: Чтобы родилась книга, трудятся лесорубы и сплавщики, писатели и художники, редакторы и корректоры, наборщики и многие другие. Много усилий требуется от них, чтобы книга стала красивой, интересной и прослужила долго.
Книга 4:

Всем полезно чтение
Про себя и вслух.
Книга – самый верный,
Самый лучший друг.
Из нее узнаешь ты
Обо всем на свете.
На любой вопрос она
Без труда ответит.
В ней стихи и сказки,
Все к твоим услугам!
Береги же книгу!
Стань и ты ей другом.

Королева Книга: Какой же сегодня замечательный день! В такой день нужно говорить только о хорошем.

Ведущий.

Но у книжек бывает очень грустная жизнь. И тогда бывшие когда-то красивыми, новыми книги попадают грязными, рваными в книжную больницу. А кто же их лечит, какой сказочный герой? (Айболит)
Появляется Айболит.
Айболит: Здравствуйте, ребята! Извините, что задержался. Я принимал заболевшие книжки. Правда они не чихают, не кашляют. Мои терпеливые пациенты не плачут, не стонут, не жалуются, но они страдают: как-то незаметно начинают бледнеть, желтеть, сохнуть, рассыпаться на листочки. Но все-таки можно подслушать разговор книг между собой. Не верите? Послушайте.
Сценка.

Автор: Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.

Книга 1: Скажи мне, как твои делишки?
Автор: Одна спросила у другой.

Книга 2: Ох, милая, мне стыдно перед классом:
Хозяин мой обложку вырвал с мясом.
Да что обложка! Вырваны листы.
Он делает из них кораблики, плоты…
Боюсь, на змей пойдут последних три листа.
Тогда лететь мне в облака!
А у тебя целы бока?

Книга 1: Твои мне незнакомы муки –
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Хозяин мой читал меня!
Айболит. 

Вы убедились, что книга живое существо? Ей нельзя делать больно. Хочу чтобы вы послушали стихотворение о том, как книжки убежали от мальчика Гришки.

У Скворцова Гришки
Жили-были книжки –
Грязные, лохматые,
Рваные, горбатые,
Без конца и без начала,
Переплеты – как мочала,
На листах – каракули.
Книжки горько плакали.
Дрался Гришка с Мишкой.
Замахнулся книжкой,
Дал разок по голове –
Вместо книжки стало две…
- Как нам быть? – спросили книжки.-
Как избавиться от Гришки?
И сказали братья Гримм:
- Вот что, книжки, убежим!..
- Вперед! – воскликнул Дон Кихот.
И книжки двинулись в поход.
Беспризорные калеки
Входят в зал библиотеки…
Без конца и без начала,
Переплеты – как мочала,
На листах – каракули…
Сторожа заплакали:
- Разнесчастные вы книжки,
Истрепали вас мальчишки!
Отнесем мы вас к врачу,
К Митрофану Кузьмичу.
Он вас, бедных, пожалеет,
И починит, и подклеит,
И обрежет, и сошьет,
И оденет в переплет!..
Вышли книжки из больницы,
Починили им страницы,
Переплеты, корешки,
Налепили ярлыки.
А потом в просторном зале
Каждой полку указали…
Айболит: Отвечайте ребятишки,
Нет ли среди вас такого Гришки?

Айболит
Давайте проверим, умеете ли вы обращаться с книжками.

Ведущий

(Игра «ДА – НЕТ». Предлагается вам ответить на вопросы. Если согласны – отвечаете ДА, если не согласны- отвечаете НЕТ)
Что любит книжка?

Обложку? – да.
Грязные руки? – нет
Закладку? – да.
Дождик и снег? – нет
Бережное отношение? – да
Ласку? – да
Яичницу? – нет
Чистые руки? – да
Валяться на полу? – нет
Драться? – нет
Жить на книжной полке? – да
Любознательных читателей? – да

Ведущий Королева Книга! Вы удачно зашли в эту школу. Посмотрите, как эти ребятишки любят читать и знают, как правильно обращаться с книгами.

Ведущий 2-й: Мы думаем, что этих ребятишек можно записать в клуб «Любознательных». Но они должны пройти еще одно испытание – викторину по книгам. (К детям) Согласны?

Викторина «Кто живет в комнате сказок?»

1. А дорога – далека,
А корзина – нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть пирожок. (Маша и медведь)

  1. У отца был мальчик странный,

    Необычный – деревянный,
    На земле и под водой
    Ищет ключик золотой.

    Всюду нос сует свой длинный,
    Кто же это? (Буратино)

3. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
А однажды из болота
Вытащил он бегемота.
Он известен, знаменит.
Это доктор (Айболит)

4. Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том, в конце концов,
Стало множество жильцов. (теремок)

5. Появилась девочка
В чашечке цветка,
А была та девочка
Чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке
Девочка спала,
Вот такая девочка,
Как она мала!
Кто читал такую книжку,
Знает девочку – малышку. (Дюймовочка)

6. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал ее кто-то…
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка)

7. Вот человек! Вот это рост!
Рукой достанет он до звезд!
Моряк он, милиционер,
Отваги, доброты пример!
Он тоже в книжке поселился
И всем ребятам полюбился. (Дядя Степа)

8. Кому надоело
Сидеть на окошке
И покатился он
По дорожке? (колобок)

9. Всех он любит неизменно,
Кто б к нему ни приходил.
Догадались? Это Гена,
Славный Гена… (крокодил)

10. Он и весел, и не злобен –
Этот милый чудачок.
С ним хозяин, мальчик Робин,
И приятель – Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх,
Это плюшевый проказник –
Медвежонок… (Вини-пух)

11. Он дружок зверям и детям,
Он живое существо,
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не тигренок, не лисица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок,
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка,
Что зовется… (чебурашка)

Королева Книга:

Я очень вами довольна, ребята! Вы много знаете, значит много читаете. Приходите в библиотеку к книгам, они вас очень ждут. А Валентина Николаевна поможет выбрать вам самую интересную книжку.  До встречи!

.  .  .