Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Инновационные технологии в вокальном воспитании учащихся

Дата публикации: 2018-05-29 08:35:05
Статью разместил(а):
Степаненко Светлана Сергеевна

Методическая разработка

"Инновационные технологии в вокальном воспитании учащихся"

Автор: Степаненко Светлана Сергеевна

 МАУ ДО ДШИ городского округа Анадырь

 

Введение 

Главная моя задача – научить детей петь, помочь раскрыться маленькой личности, вселить в них уверенность, дать почувствовать свою ценность независимо от успехов в учебной деятельности.

В настоящее время наблюдается большой интерес к вокальному искусству среди детей и молодежи. Растет количество певческих коллективов. Ежегодно в нашей стране и за рубежом проводится масса вокальных конкурсов с участием детей и молодежи разных возрастных категорий, что говорит о необычайной популярности данного вида творчества.

Исследования педагогов-музыкантов показали, что музыка воспитывает доброту, отзыв­чивость, чуткость в отношениях с другими людьми, формирует нравственно-эстетические идеалы. Эти цели особенно актуальны сегодня, в связи с чем, воспитание искусством музыки приобретает важную роль в духовном становлении личности ребёнка.

Но остаются вопросы: как сделать занятие по музыке, вокалу занятием по искусству? Какое место в этом процессе принадлежит самой музыке, преподавателю, ее преподающему, и ребёнку, её постигающему?

1.     Личностно ориентированный подход в обучении и воспитании.

Эффективность занятий искусством зависит прежде всего от особенностей личности педагога, его профессиональных знаний и педагогического мастерства. Первостепенное значение приобретает единство эмоционального, художественного и сознательного отношения ребёнка к музы­ке, комплексное воздействие на психику, моторику и фи­зиологию учащихся. Дети должны знать, что занятия музыкальным искусством, - это серьёзно, ответственно и необыкновенно интересно.

Актуальность и перспективность темы состоит в том, что руководители вокальных коллективов в своей деятельности должны уделять серьёзное внимание инновационным методам и приёмам. Важнейшая роль отводится личностно ориентированному обучению, педагогике сотрудничества, интегративным процессам, чувствам и эмоциям каждого ребёнка.

Концептуальность темы заключается в том, что каждой педагогической технологии должна быть присущая опора на определенную научную концепцию.

Основным принципом разработки личностно ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых условий для его развития. Педагогика сотрудничества, творческая атмосфера внесут радость в совместную работу преподавателя и учащихся, создадут творческий настрой, что окажет положительное влияние не только на музыкальное развитие ребенка, но и на духовно-нравственное формирование его личности.

Считаю, что духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Культура – явление внутреннее и органическое, она захватывает самую глубину человеческой души, а также определяет форму человеческого сознания.

Из всего многообразия технологий, претендующих на реализацию личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании, целесообразно выделить следующие технологические модели:

- диалоговое взаимодействие преподавателя и обучающегося;

- учебно-игровую деятельность;

- проблемно-поисковые методы;

- арттерапию.

С повышением воспитательной функции занятий в образовательной организации дополнительного образования  возникает потребность введения в практику работы педагогов, преподающих музыкальное искусство, таких технологий, которые обеспечили бы индивидуальный подход к воспитаннику, использование искусства в качестве средства формирования нравственности ребенка и развития его способностей.

Ведущим методом художественно-эстетического воспитания выступает метод творческого диалога, когда преподаватель и ученик совместно ищут и находят ответы на вопросы. Детей нужно научить рассуждать, объективно оценивать творческий процесс, художественные явления, находить в них позитивные или негативные стороны, соотносить со своими морально-эстетическими позициями, собственным творчеством.

Суть Педагогической идеи, по словам философа и мыслителя Гёте, заключается в том, что до 14 лет ребёнку нужно стараться показывать только положительные образы и образцы культуры, чтобы произошло срастание отроческой души с ними как с родными и должными. Тогда чувство красоты и чистоты при встрече с образами уродливыми, лживыми и развращающими будет внутренним обличием и стражем – породит брезгливость и отторжение, что и является признаком иммунитета ко всему низкому и пошлому.

С учётом этого школьный возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нормах поведения, так как в это время закладываются основы человеческой личности, её нравственные и культурные ценности.

Таким образом, современное занятие вокальных коллективов должно отвечать следую­щим требованиям:

- реализации личностно ориентированного обучения;

- воспитательной направленности занятий;

- созданию отношений в системе «преподаватель – ученик» с приставкой «со»: сопере­живание, сотрудничество, соучастие, сотворчество;

- развитию творческого потенциала детей посредством воспитания певческой культуры;

- построению занятий с учётом метода художественно - педагогической драматургии;

- использованию в вокальной практике интеграции с другими видами искусства;

- отбору музыкального материала с учётом национальных особенностей музы­кальной культуры и традиций региона, включению такой важной составляющей, как фольклор;

- использованию музыкальной психотерапии как эффективного средства в борьбе с детскими неврозами.

Итогом процесса обучения являются открытые уроки, участие детей в фестивалях и конкурсах, отчётных концертах, мероприятиях городского и окружного уровней.

Результативностью педагогического опыта являются победы обучающихся класса, преподавателем которого являюсь я, в конкурсах и фестивалях различного уровня:

2.     Педагогическая технология воспитания певческой культуры.

В отношении воспитания певческой культуры, самое главное, - не лишить ребёнка радости эмоциональной наполненности, творчества и сохранить благотворное воздействие вокального искусства на их духовный мир. Технология направлена в первую очередь на то, чтобы в итоге ребенок приходил к пению, как к естественному моменту в своем становлении, а не как к показателю выученного и отработанного.

Воспитание должно носить природосообразный характер, т.е. строиться в соответствии с детской природой, что отвечает целям и задачам общего музыкального образования.

Путь ребёнка к музыке, культуре пения имеет свои определенные стадии.

1. первоначальный этап - это знакомство ребёнка с миром искусства и рассмотрение его во всем разнообразии и уникальности;

2. ощущение каждым ребенком значимости своего голоса в окружающем его Мире песни;

3.     Характеристика процесса обучения вокальному искусству 

Цель обучения вокальному творчеству - сформировать нравственные качества, устойчивый интерес к вокальному искусству у учащихся посредством их активной музыкально-творческой деятельности, исполнительских вокальных навыков. Достижению данной цели способствует решение следующих задач:

- образовательных: овладение навыками чистого интонирования, певческого дыхания, дикции, артикуляции, создание музыкально-художественного образа в исполняемых песнях; знание основ певческой гигиены, самоконтроля голосового аппарата, бережного отношения к нему;

- развивающих: развитие музыкальной памяти, внимания, мышления, воображения, эмоциональной сферы; развитие голосового аппарата; развитие артистических качеств, сценической культуры;

- воспитательных: воспитание высоких нравственных качеств, эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры.

Для успешного творческого развития ребенка необходимо много составляющих, главными из которых являются:

1. создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятии;

2. радость творчества, испытываемая каждым ребёнком;

3. интерес окружающих к замыслам учащегося, дружеское обсуждение результатов его певческой деятельности;

4. уважение результатов работы юного исполнителя.

Образовательный процесс проводится в групповой и индивидуальной форме.

Преобладающим методом вокально обучения является личностно ориентированный подход, учёт индивидуальных особенностей каждого ребенка, позволяющий сохранить и развить его голосовые особенности: тембр, манеру звукоизвлечения, пластику, подачу музыкального материала.

Имея в виду, что дети младшего возраста любят играть, следует подбирать вокальный материал таким образом, чтобы каждое произведение имело интересное содержание, элементы игры и могло заинтересовать детей, помочь им осознать выразительные особенности пения. С помощью игровых упражнений преодолеваются различные певческие сложности детей, развивается их музыкальный слух и певческий голос, чистая интонация, эмоциональность, творчество.

Занятия пением должны приносить не только радость и положительные эмоции, но и производить психопрофилактический характер, создавать возможность для самовыражения. Постепенно дети, обучающиеся вокальному творчеству, приучаются правильно и красиво петь, а это очень важно, так как вместе с развитием музыкальных способностей у детей формируются новые знания и интересы, становится богаче и разнообразнее их духовный мир.

4.     Вокальные упражнения как средство развития вокальных навыков 

Начальным этапом вокальной работы на занятиях является распевание, которое способствует выработке певческих навыков. Формирование качественного певческого звука, как правило, вырабатывается специально подобранной системой упражнений, благодаря которой достигается ровность голоса, ровность гласных, развитие диапазона. Я использую  комплексы упражнений, разработанные С. Риггзом.

5.     Воздействие танцевального искусства на пение детей 

Танцевальное искусство для вокалистов – это пластика, искусство танца в руках, жестах. Жесты, пластика рук выступают в роли средства, создающего пение “языком” движений.

Нужно стремиться к тому, чтобы дети в итоге передавали собственными движениями руки своё певческое и эмоциональное состояние.

Совершенствование вокального творчества с помощью пластики, жеста, красок и способствует осознанию учащимися уникальности, целостности и всеобщности искусства. Художественно-синкретический метод помогает ребёнку выразить свою духовность, благодаря окружению и проникновению в процесс пения выразительных средств других видов искусства, которые опосредованно влияют на вокальную культуру детей, раскрывая целостность, неделимость искусства.

 

Заключение.

Предложенные мной педагогические технологии ориентируют преподавателя на развитие в ходе вокальной работы творческого потенциала учащихся, их умения выразить собственные чувства и мысли в звучании голоса, на понимание смысла своей деятельности.

 

Литература: 

1.     Варламов А. Е. Полная школа пения. [Текст]: учебное пособие, 3-е изд. А. Е. Варламов СПб.: Лань, 2008. – 120 с.

2.     Гонтаренко Н. Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства [Текст] методическое пособие / Н.Б. Гонтаренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 155 с.

3.     Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики [Текст] / Л. Б. Дмитриев. – М.:

.  .  .