Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Воспитание в структуре целостного педагогического процесса

Дата публикации: 2018-04-10 11:57:25
Статью разместил(а):
Баисова Фарида Мурадиновна

Воспитание в структуре целостного педагогического процесса

Автор: Баисова Фарида Мурадиновна

МБОУ «СШ № 8», г. Новый Уренгой, ЯНАО

 

Город Новый Уренгой занимает особое положение в России, являясь ведущим центром газоснабжения не только нашей страны, но и значительной части зарубежной Европы, а после пуска "Голубого потока" и Азии. Развитие Нового Уренгоя определяется его расположением в окружении крупнейших газовых месторождений – Уренгойского, Ямбургского и Заполярного, которые по объему начальных запасов газа входят в первую пятерку газовых месторождений мира.  

Город Новый Уренгой – представляет собой небольшой, но динамично развивающийся город. Он обладает большим потенциалом в экономической, политической и духовной сферах. Характерной чертой трудового потенциала города является высокий уровень образования. Природа – огромное богатство города. В городе функционирует четыре учреждения дополнительного образования: центр дополнительного образования детей «Истоки», дом детского творчества, музыкально-художественная школа. Динамично растет количество пользователей библиотек. Множество ярких событийных мероприятий. Искусство и творчество детей – неотъемлемая часть культурной жизни города и его духовного развития.
Цели взаимодействия.

Школа и центр доп. образования детей: удовлетворение творческих, коммуникативных и иных потребностей детей нереализованных в рамках предметного обучения школы; развитие индивидуальности личности; полезная организация детского времени; полезный отдых после школьных уроков.

Школа и городская библиотека: активизация читательской деятельности; повышение нравственно-эстетического развития личности; саморазвитие, самопознание, самореализация личности.

Школа и краеведческий музей: культурно-просветительная деятельность; формирование краеведческого мировоззрения, ориентация на ценности региональной культуры; развитие творческих способностей, научно-исследовательских умений; формирование представления о ценности истории родного края.
Школа и драматический театр: осмыслить мир, установить закономерности бытия и предвидеть грядущее; удовольствие и развлечение; нравственно-эстетическое развитие личности.
Школа и детская поликлиника: поддержание здоровья; контроль правильного развития детей.

Школа и детский сад «Огонек»: сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей; воспитание нравственного человека; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Школа и городской парк: полноценный отдых детей, коммуникативное и социальное развитие.

Школа и детская школа искусств: развитие творческих способностей детей, воспитание и развитие личностных качеств; формирование эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, выявление одаренных детей.
Социальное партнерство в образовании – особый тип взаимодействия образовательных учреждений друг с другом и с различными институтами социума.

Развитие взаимодействия ДШИ и общеобразовательных школ – это очень важное направление совместной деятельности департаментов образования и культуры. Решение задачи значительного увеличения количества детей, пользующихся образовательными услугами дополнительного образования различной направленности, невозможно без сотрудничества двух типов школ: общеобразовательной и искусств.

В педагогической практике данная проблема трансформируется в противоречие между возрастающими требованиями к современному ученику (выпускнику) и отсутствием у него желания быть активным участником внеурочного - образовательного процесса, другими словами, мотивация обучающихся к внеурочной деятельности остается достаточно низкой.

Поэтому ставлю перед собой цели и задачи

Цель - обобщить опыт педагогической деятельности и выявить положительную динамику учебной мотивации в процессе целенаправленной внеурочной работы с учащимися.

Для достижения цели необходимо решить задачи:

1.     Изучить опыт внеурочной работы педагогов и психологов, представленный в различных источниках информации.

2.     Изучить уровень учебной мотивации методом анкетирования.

3.     Организовать внеурочную работу с учащимися на основе изученного опыта и собственных разработок.

4.     Наметить пути дальнейшего повышения качества внеурочной работы.

5.     В психологии охарактеризовано свыше ста психологических эффектов, которые могут быть использованы на занятиях. Остановимся на относящихся к нашей теме.

Эффект Пигмалиона. Вспомните "Метаморфозы" Овидия: скульптор Пигма­лион создал статую женщины, в которую безумно влюбился и назвал её Галатеей. Богиня любви Афродита сжалилась над ним и оживила его Галатею.

Смысл этой притчи заключается р следующем: Пигмалион создал себе представление об идеальной женщине и в полном соответствии с ним ваял статую. Если перенести эту притчу на область воспитания, будь то в роди­тельском доме, в школе, то можно сказать, что родители или учитель имеют совершенно чёткое представление о ребёнке, которого они воспитывают, и формируют его согласно собственному представлению. Представление, которое существует у меня о другом человеке, передаётся ему, если даже я его открыто не формулирую. Это заключение, перенесённое на любой вид воспи­тания или мотивации, означает следующее: сила ожидания, которое мы свя­зываем с другим человеком, настолько велика, что может оказать влияние на его поведение. Это называется самоосуществляющимся пророчеством. То, на что мы считаем способным человека, иногда определяет весь ход его развития, достижений, возможно, - весь образ жизни.

В книге, написанной американскими авторами - доктором Маргрет Хеннинг и доктором Энн Джарден, под названием "Женщина и карьера" было исследовано, почему 25 женщин "доросли" до должностей вице- президентов американских концернов. Существенной предпосылкой профессионального успеха всех 25 жен­щин были отношения к ним отцов и чётко выявленный эффект Пигмалеона. Цита­та: "Отношения с отцом придали этим женщинам дополнительные качества. В детстве им дарились внимание, поощрение, подтверждение их успехов. И это стало дополнительным источником ранней учёбы, средством расширения их опыта, помог­ло им создать образец роли, с которой они смогли полностью идентифицировать себя. Все 25 женщин рассказали, что отцы способствовали их самоопределению. Для своих отцов они были такими девочками, которые были способны на боль­шее чем обычные дети".

Прямо противоположным эффекту Пигмалиона является эффект Голема.

В основе одного чешского народного предания есть рассказ о пражском раввине Леве, сделавшим по рецептам каббалы Голема -искусственное существо из глины, которое раввин оживил. Но человека из Голема так и не получилось. Егo жизнь оставалась лишь тупым, полубессознательным существованием. Когда однажды Голем стал бесноваться, раввин уничтожил лист с рецептом каббалы, и искусственное существо грохнулось на землю -остался от него лишь глиняный остов. Между историей Голема и пессимистическим взглядом некоторых учителей на тех или иных учеников ("с ним трудно справиться, и учить его всё равно, что кидать горох об стену") психологи нашли определённую закономерность.

Таких учителей психологи относят к предубеждённому типу; такие учителя, создавая негативное представление об учениках, весьма легко поддаются информа­ции, вызывающей сильное впечатление, и долго придерживаются сложившегося мне­ния. Предубеждённые учителя, в отличие от непредубежденных, подходят к "труд­ным" детям негативно. Они явно стремятся к утверждению своего ав­торитете и сосредоточивают всё внимание на тех случаях, когда ребята дела­ют ошибки. в их отношениях к учащимся часто проявляется недоверие, и они всегда сохраняют дистанцию между собой и учениками. Ученики в классах, где преподают предубеждённые учителя, ухудшают результаты работы, снижают при проверках показатели знаний и умений.

Этот эффект довольно стоек - даже в юриспруденции, судопроизводстве, миро­вой опыт показывает, что присяжные редко осуждают человека, который им нра­вится, и, наоборот, редко оправдывают того, кто им не нравится. Роль симпатии и антипатии, как видно, часто бывает решающей. Опытный, умелый, но циничный адвокат как-то признавался: "Факты, относящиеся к преступлению, сравнительно несущественны." И задача адвоката - вызвать симпатию у присяжных к своему подзащитному, совершившему преступление.

Но ведь у педагога - совсем иная задача. Она глубоко гуманистична: вызвать и у себя, и у других людей (у одноклассников, у взрослых) симпатию, доб­рое сочувствие к ребёнку, у которого не всё получается и который в чём-то на самом деле неприятен. Но ведь он - растущий человек - человек в возраст становления. Много ещё всё впереди, и это "всё" может и должно быть добрым и хорошим.

Многие дети неправильно программируются на всю жизнь, потому что ро­дители постоянно им сигнализируют, что считают их неудачниками. Как много родителей, не раздумывая долго и не желая принести детям вреда, позволяют себе высказывания: "Ты этого никогда не поймёшь! Ты полностью неспособен к....! " Детям, "программируемым" таким образом, уготована фатальная судьба, - испытывать сбывающееся пророчество. Даже при хороших задатках из них ничего не выйдет! Поскольку, если пророчество, негативное или позитивное, при постоянном повторении закрепляется в подсознании, оно реализуется. Педагогам надо помнить об эффекте Голема, чтобы не допускать его в сво­ей профессиональной деятельности и в человеческих отношениях.

Эффект ореола. Суть его заключается в следующем. При формировании и раз­витии первого впечатления о человеке эффект ореола может выступать в Форме позитивной оценочной пристрастности / "положительный ореол”/.Так, если первое впечатление о человеке в целом благоприятного в дальнейшем всё его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. В них выделяются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные нивелируются.

Эффект проекции возникает, когда собственные подсознательные чувства и желания человек "приписывает" другому. Приписать своим учащимся хорошие, добрые черты, о наличии которых у себя мечтает, по существу, каждый человек -так поступают хорошие учителя. Пример: ученица Елена Л. училась довольно неважно, на уроках нередко громко разговаривала. А учительница её всё уверяла:" Учишься ты, конечно, слабо. Но ты очень добрая; доброты твоей хва­тит если даже её разделить на всех". Так о ней педагог говорила и другим учителям. Те искренне удивлялись такой характеристике. Но учительница настаивала: "Она готова и подежурить вместо заболевшего, и сходить на дом к заболевшей подруге, проведать её". Говорила и матери: "Ваша дочь, конечно, добрая ". Та поначалу и согласиться не могла: "Что-то я за ней этого не замечала" ... - разводила мать руками. Но учительница продолжала уверять всех в доброте девочки. И через некоторое время о том же заговорили и другие. Девочке невольно "пришлось" стать такой, какой хотела её видеть учительница.

Эффект последействия. Выдающийся отечественный вокальный педагог Е.М. Малинина часто повторяла: "Надо учить петь наше подрастающее поколение "впрок", а не "на потребу ".Но работа впрок, на долгие годы вперёд, к сожа­лению, у нас мало кого устраивает. Естественное желание любого педагога (да и администрации) побыстрее показать "товар лицом", вывести на сцену ещё слабенькие, неокрепшие голоса, а то и "пришпорить" их, чтобы произвести впечатление...Следует признать, что в педагогике велика роль эффекта последействия: очень многое заложенное подлинными педагогами, не проявляется сразу же в растущем человеке, но несомненно скажется по­том, когда к человеку придёт осознание пользы того, что он получил от своего наставника, хорошо знающего законы развития личности. Вот почему мною сделан упор не на ли дидактическую роль эффектов, сколько на значение в процессе воспитания, т.е. формирования духовно-нравственной стороны личности.

Таким образом, применяя психолого-педагогические эффекты в обучении и воспитании, педагоги перспективно закладывают определённые характерис­тики человека в возрасте развития, что проявится в будущем - во взрослой жизни.

Хороший совет педагогам дал Л.С. Выготский: «Общим психологическим правилом выработки интереса будет следующее: для того, чтобы нас предмет заинтересовал, он должен быть связан с чем-либо интересующим нас, с чем - либо уже знакомым, и вместе с тем он должен всегда заключать в себе некоторые новые формы деятельности, иначе он остаётся безрезультатным. Совершенно новое, как и совершенно старое, не способно заинтересовать нас, возбудить интерес к какому-либо предмету или явлению. Следовательно, чтобы поставить этот предмет или явление в личные отношения к ученику, надо сделать его изучение личным делом ученика, тогда мы можем быть уверены в успехе. Через детский интерес к новому детскому интересу - таково правило». Но в реальности не всегда можно найти нечто интересующее всех учеников в конкретном классе, чтобы это ещё и соответствовало учебной программе. Хотя стремиться к этому необходимо каждому педагогу.

С другой стороны, педагог может обучить приёмам усиления учебной мотивации, которыми смогут пользоваться сами ученики. Мотивационная сфера очень подвижна: учебная мотивация ослабевает или усиливается с течением времени, под влиянием различных жизненных ситуаций и окружающих людей, она зависит от уровня сложности задания, от состояния здоровья ученика, даже от времени года. Каждому время от времени приходится заставлять себя выполнять не самые интересные задания.

 

Провести в классе классный час на тему

«Профессиональные склонности»

Цели: диагностика профессиональных склонностей; развитие представлений о классификации видов деятельности.

Материалы: опросники и бланки к методике «Опросник профессиональных склонностей».

Ребята, чем каждый из вас занимается в свободное от школы время? Вам это интересно? А вы склонны к тому, чтобы в дальнейшем заниматься этим профессионально?

Интерес и склонность – что общего и что разного? Как думаете?

О чем сегодня поговорим?

Между интересами и склонностями много общего, но есть и различие. Интересы выражаются формулой «хочу знать», а склонности – формулой «хочу делать».

Можно с удовольствием смотреть фильмы, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов и собирать их автографы, но при этом не стремиться к профессиональной деятельности в области кино. Можно быть фанатом футбольной команды, посещать все игры с ее участием, но при этом не делать даже утренней зарядки. 

Профессию надо выбирать в соответствии со своими интересами и склонностями. А интерес формируется в реальном деле – пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь попробовать свои силы в разных видах деятельности – спорте, литературе, искусстве, науке – в том объеме и на том уровне, на каком это возможно в школьных кружках и секциях, музыкальных школах и т.п. 

Сегодня мы с вами воспользуемся опросником профессиональных склонностей (методика Л. А. Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной), чтоб хоть немножко определить ваши склонности к какому-то делу.

 Инструкция. При выборе профессии важно учитывать свои склонности. Склонность – это влечение к какому-либо занятию. Чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов – «а», «б» или «в» – и отметьте его в бланке. 

1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности:

а) общаться с самыми разными людьми;

б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д.

в) заниматься расчетами; вести документацию.

2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает 

а) возможность следить за ходом мыслей автора;

б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера; 

в) сюжет, действия героев.

3. Меня больше обрадует Нобелевская премия

а) за общественную деятельность;

б) в области науки; 

в) в области искусства.

4. Я скорее соглашусь стать

а) главным механиком;

б) начальником экспедиции;

в) главным бухгалтером.

5. Будущее людей определяют

а) взаимопонимание между людьми;

 б) научные открытия;

 в) развитие производства.

6. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь

а) созданием дружного, сплоченного коллектива;

б) разработкой новых технологий обучения;

в) работой с документами.

7. На технической выставке меня больше привлечет

а) внутреннее устройство экспонатов;

б) их практическое применение.

в) внешний вид экспонатов (цвет, форма);

8. В людях я ценю, прежде всего 

а) дружелюбие и отзывчивость 

б) смелость и выносливость;

в) обязательность и аккуратность.

9. В свободное время мне хотелось бы:

а) ставить различные опыты, эксперименты;

б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать; 

в) тренироваться.

10. В заграничных поездках меня скорее заинтересует 

а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны;

б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);

в) деловое общение;

11. Мне интереснее беседовать о

а) человеческих взаимоотношениях; 

б) новой научной гипотезе;

 в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.

12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал

а) технический;  б) музыкальный;   в) спортивный.

13. В школе следует обратить особое внимание на

а) улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;

б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;

в) укрепление дисциплины.

14. Я с большим удовольствием смотрю

а) научно-популярные фильмы; б) программы о культуре и искусстве; в) спортивные программы.

15. Мне хотелось бы работать

а) с детьми или сверстниками; б) с машинами, механизмами; в) с объектами природы. 16. Школа в первую очередь должна

а) учить общению с другими людьми; б) давать знания; в) обучать навыкам работы. 17. Главное в жизни

а) иметь возможность заниматься творчеством;  б) вести здоровый образ жизни;

в) тщательно планировать свои дела.

18. Государство должно в первую очередь заботиться о

а) защите интересов и прав граждан;  б) достижениях в области науки и техники;

в) материальном благополучии граждан.

19. Мне больше всего нравятся уроки

а) труда; б) физкультуры; в) математики.

20. Мне интереснее было бы

а) заниматься сбытом товаров;  б) изготавливать изделия;

в) планировать производство товаров.

21. Я предпочитаю читать статьи о

а) выдающихся ученых и их открытиях;  б) интересных изобретениях; 

в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.

22. Свободное время я люблю  

а) читать, думать, рассуждать;

б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;

в) ходить на выставки, концерты, в музеи.

23. Больший интерес у меня вызовет сообщение о

а) научном открытии; б) художественной выставке; в) экономической ситуации.

24. Я предпочту работать 

а) в помещении, где много людей; б) в необычных условиях; в) в обычном кабинете.        

Обработка. Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность.

7-9 баллов – склонность к определенному виду деятельности.

4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность.

0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена.

Шесть столбцов – это шесть видов деятельности. 

1 – склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием требуют от человека способности находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения, хорошо помнить их особенности.

2 – склонность к исследовательской деятельности. Профессии, связанные с научной работой. Людей, склонных к исследовательской деятельности, отличают рациональность, независимость и оригинальность суждений, аналитическим складом ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией.

3 – склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка и монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; строительство; обработка различных материалов; управление транспортом; изготовление изделий.

4 – склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость. 

5 – склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедициями, охранной и оперативной работой, службой в армии предъявляют особые требования к физической подготовке и здоровью.

6 – склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф) требуют от человека собранности и аккуратности.

Анализируя результаты ответов организовать следующие этапы работы:

3. Обеспечить оптимальные условия для раскрытия способностей каждого учащегося, создать ситуацию психологического комфорта в процессе обучения возможно в процессе внеурочной работы. При этом очень важно, что такая форма работы не является обязательной, не навязывается ребёнку, а определяется его потребностями в получении дополнительных знаний, умений, навыков, в индивидуальном темпе усвоения материала, в неформальном общении с учителем и другими учащимися. 

Организовать различные мастер классы по разным направлениям внеурочной работы с участием ребят и родителей.

Декоративно-прикладное искусства: «Выполнение семейного оберега»

Спортивно оздоровительное направление: Выход на природу, катание на коньках и лыжах.

Техническое направление: Разработка герба семьи и выполнение открытки для семейного праздника.

Эстетическое направление: Организовать мини – концерт с элементами караоке, посещение музеев изобразительного искусства.

Обобщение опыта работы предполагает не простое перечисление проведённых мероприятий, полученных результатов, а обязательную систематизацию накопленного материала, его анализ.

Систематизировать опыт работы можно по срокам реализации и с учётом приведённой выше классификации видов внеурочной работы.

Систематизация по срокам реализации позволяет выявить и проанализировать изменения в количестве и качестве проведённой работы и полученных результатов.

Выводы:

 Немаловажен и тот факт, что часто те ребята, которые не могут по разным причинам проявить себя в учебной деятельности, именно в ручном труде и творчестве оказываются впереди многих. А это уже большой шаг к успеху и в других сферах жизнедеятельности. Систематическая внеурочная работа вызывает положительные изменения не только в поведении и внутреннем состоянии детей, но и в учителе, который должен постоянно искать новый интересный материал, много учиться.

1.     Применяя опыт педагогов и психологов, обобщённый в литературе и других источниках информации, разнообразен, полезен и доступен для использования в ежедневной внеурочной работе (при условии соблюдения авторских прав).

2.     Формы осуществляемой внеурочной работы с учащимися можно разделить на индивидуальные, групповые и массовые.

3.     Массовая внеурочная работа представлена следующими видами деятельности: участие в акциях, выставках, конкурсах, экскурсии, в мастер классах по различным направлениям.

4.     Групповая внеурочная работа организована в рамках кружка эколого-биологического направления «Юные друзья природы».

5.     Индивидуальная внеурочная работа представлена следующими видами деятельности: консультирование, руководство исследовательской и проектной деятельностью учащихся, помощь в постановке опытов.

6.     Создана методическая копилка из материалов, которые можно использовать в процессе внеурочной деятельности индивидуального, группового и массового характера.

7.     Изучение уровня учебной мотивации учащихся 6-х классов по методике Нефёдовой свидетельствует о положительной динамике: уровень учебной мотивации вырос в среднем на 7 % в течение 5 месяцев.

 

Использованная литература:

1. Алексеевский В.C., Новая модель обучения

2. Афанасенко Н.В., сценарий экологической сказки «Колобок»

3. Ачкасов М., Как заставить себя учиться?

4. Батурицкая Н.В., Фенчук Т.Д., Удивительные опыты с растениями: Кн. Для учащихся. - Мн.: Нар. Асвета, 1991. - 208 с.: ил.

5. Бордовская Н.В., Реан А.А., Педагогика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2000. - 304 с.

6. Галеева Н.Л., Интегрированные биологические декады: Планирование, организация, содержание. - М.: «5 за знания», 2007. - 96 с.

7. Галеева Н. Л., Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. - М.: «5 за знания», 2006. - 144 с.

8. Казаренков В.И., Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников.

9. Каргина З.А., Практическое пособие для педагога дополнительного образования. - М.: Школьная пресса, 2007. - 96 с.

10. Лукас Б., Обучение без торможения. - М.: Эксмо, 2005. - 352 с.

11. Перельман Я.И., Занимательная геометрия. - Л. И М.: ОНТИ - Главная редакция научно-популярной и юношеской литературы, 1936. - 286 с.

12. Психологические тесты/ под ред. А.А.Карелина: В 2 т. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - Т.1. - 312 с.: ил.

13. Сухомлинский В.А., Сердце отдаю детям. - Киев: Радяньска школа, 1974. - 288 с.

14. Царик Л.В., Специфика организации внеурочной работы по иностранному языку с детьми младшего школьного возраста.

.  .  .