Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Вехи развития светского образования на Кавказе

Дата публикации: 2018-04-09 21:09:08
Статью разместил(а):
Психомахова Аминат Рашидовна

Вехи развития светского образования на Кавказе
Автор: Психомахова Аминат Рашидовна

ГБПОУ Департамента здравоохранения города Москвы
«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 5»
(Обособленное подразделение № 1)


Вторая половина XIXв. период начала тесных контактов Кавказа с
Россией. Российская империя стремилась включить этот региона в
экономическое и политическое пространство империи. Правительство
стремилось создавать себе социальную опору из местного населения.

Основной задачей стало воспитание местного населения в духе
преданности и доброго служения царю [1]. Для его реализации необходимо
было создание сети учебных заведений, которые были бы востребованными
в противовес религиозному образованию.

Проведение образовательной политики шло сквозь череду
социокультурных экспериментов. Вышло очень много указов касающийся
образования иноверцев, инородцев. Особо хотелось отметить № 8004 “О
наборе молодых людей, знающих языки идолопоклоннических народов, и
образовать из них при Синоде проповедников для обучения оных
народов”[2] и № 8090 “ … обучении их в Казанских и Архангельской
Епархиях под присмотром тамошних Архиереев”[3], определяют заботу
Духовного ведомства и отношение государства к просвещению инородцев,
иноверцев. Существенным шагом в деле просвещения была организация
школ при полках и батальонах Кавказского корпуса. В середине 30-х
годов главноуправляющим Закавказским краем и командиром отдельного
Кавказского корпуса стал генерал – адъютант барон Розен. Разработанный
им проект Положения о воспитании 864 сирот и детей бедных родителей
при войсках отдельного Кавказского округа в августе 1836г. получает
«высочайшее одобрение». Цель проекта: «Доставить возможность юношеству
из бедных дворян и почетных сословий Закавказского края и горских
племен получить некоторое образование…» [4].

Будучи осенью 1837г. в Закавказье, Николай I высказал пожелание:
«Образование юношества гражданского ведомства Министерства народного
просвещения сосредоточить в училищах сего ведомства, а также – в
школах при штабах полковых и при линейных батальонах» [5].
Следующим этапом в деле образования горцев стала их отправка в
столичные кадетские корпуса. Отбор детей осуществлялся в зависимости
от социального положения и возрастного ценза, прежде всего это дети
князей, первостепенных узденей и почетных мусульман, а так же
претенденты не моложе шести и не старше 12лет. Предполагалось, что
дети знатных и влиятельных горцев, получив столичное образование,
станут адептами самодержавной власти, «действуя на умы своих
единомышленников…в видах правительства» [6].

Огромную роль в воспитании и обучении так называемых «почетных горцев» по праву
принадлежит Ставропольской гимназии, открытой в 1837г. Особенностью
обучения было наличие «благородного пансиона», в котором находились и
обучались дети дворян. Выпускниками гимназии были многие выдающиеся
деятели литературы, науки и культуры Северного Кавказа, будущие
просветители. Для обучения горцев было открыто специальное горское
отделение, где за счёт государства бесплатно обучалось 85 учеников,
что составляло 24 % от всех воспитанников пансиона. Места в нем были
распределены по национальным областям Кавказа. В Положении строго
оговаривалось о необходимости по окончанию учебных заведений России
прослужить на Кавказе и за Кавказом не менее шести лет [7].
Распространению народного образования на Кавказе содействовало
активное участие местного населения. По мнению А.В.Фадеева, великое
значение светской школы на окраинах России заключалось в
стимулировании подобных запросов и потребностей [8].

Не маловажную роль сыграл Государственный Совет за № 37709 от 4
декабря 1861 года “О порядке приготовления иноверцев не христиан к
принятию Православной веры и совершение над сими лицами таинства
святого крещения, а также о правах и преимуществах принявших
Православную или другую Христианскую веру”. Существовали четыре
категории требований к различным возрастным группам: до 14 лет
–письменное согласие родителей или опекунов, с 14 до 21года -
собственному желанию при этом наставляются в течении шести месяцев, с
21 года и более - собственному желанию при этом наставляются в течении
сорока дней, опасно больные всякого возраста - по собственному
желанию и крещение без промедления [9].

Шестидесятые годы ХIХ века характеризуются указами касающихся
просвещения. В “Положении о начальных народных училищах” за № 41068
ставилась благородная цель – “утверждать в народе религиозные и
нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания”.
Начиная же с 26 декабря 1868 года вносятся некоторые уступки, указ №
46593, объявленный Сенату министром народного просвещения
 «Относительно приема в гимназии инородцев не христиан Европейской
России”, в нем отмечалось: “в видах поощрения инородцев не христиан
губерний Европейской России к поступлению в гимназии, принимать их в
первый класс сих заведений до пятнадцатилетнего возраста
включительно[10]. Указ от 26 марта 1870 года за № 48185 “О мерах к
образованию населяющих Россию инородцев”, дает право освободить
нехристиан от посещения уроков Закона Божия [11].

В этот период предпринимаются попытки к подготовке учительских кадров для иноверцев
и инородцев и вводится преподавание местных языков [12]. Одним из
преподавателей был адыгский просветитель Умар Берсей, приглашенный в
1850году на должность старшего преподавателя черкесского языка в связи
сведением этого языка в гимназический курс в качестве учебного
предмета.

Реформы в европейской части России параллельно проводилась и на её
окраинах. Основной задачей реформы образования было централизованное
управление, где большинство учебных заведений в стране находилось в
ведомстве Министерства народного просвещения. Во главе него стоял
министр, во власти которого находились вопросы по устройству учебных
заведений и управлению учебной и воспитательной работой [13] .
Деятельность министерства в регионах была распределена на 12 учебных
округов. Учебные заведения находящиеся в пределах Кавказского края,
образовали Кавказский учебный округ. В него входили все Закавказье,
Северный Кавказ и Степное Предкавказье. Центр округа был в Тифлисе.
Кавказский учебный округ относился к числу, «стоящих на особых
положениях». Министерство народного просвещения традиционно считало, первоочередной задачей на Кавказе обеспечение школьного обучения для
детей служивших в крае офицеров и чиновников из России, не вторгаясь в
область народного образования местного населения [14] . А. И.

Барятинский провел реформу по децентрализации управления народным
образованием. В результате школьное дело лишилось единого руководящего
органа, было вверено многим лицам, действовавшим разобщено и
некомпетентно[15]. На смену ему приходит князь Михаил Николаевич,
который, ознакомившись с положением дел, пришел к выводу, что для
«достижение столь важной цели необходимо обусловливается единством
направления в столь важном правительственном учреждении»[16]. Он
предложил учредить при своем управлении должность главного инспектора
учебных заведений на Кавказе и за Кавказом.

Согласно Положению 1867г. содержание начальных училищ возлагалось на
городские и сельские общества. В случае отсутствия у обществ
необходимых денег, предусматривалась возможность предоставления
правительством единовременных или постоянных пособий. Во вновь
открываемых сельских училищах предполагалось вести преподавание всех
предметов на русском языке, вне зависимости от национального состава
местности. Относительно гимназий и прогимназий положение гласило, что
они «как по цели своей, так и по составу, правами и преимуществами
согласуются с гимназиями и прогимназиями империи»[17].
К моменту издания Положения 1867г. много изменилось в самой России.
Выстрел Д.В.Каракозова вынудил правительство перейти к жесткому курсу.
В первую очередь, это коснулось Министерства народного просвещения. К
задачам образования правительство подходило, «имея в виду давать
горцам такое образование, которое бы предоставляло им средства быть
полезными гражданами не на воинственном, а преимущественно на мирном
поприще, не выходя из сферы то есть не отдаляясь от своих природных
нравов, обычаев, верований…» [18] . Все меры были направлены, как
писал А.И.Георгиевский, «на удовлетворение, прежде всего насущным
местным и правительственным потребностям» [19].

В соответствии с национально-религиозными факторами учебные власти
учреждали определённые типы школ для различных групп населения.
Соответственно им установились и учебные программы, а впоследствии и
специализация образования на классическое, полуклассическое, реальное
и техническое. Кроме того, классическое образование сулило реальную
возможность поступления в высшие учебные заведения, в то время, как
центральная власть вовсе не была заинтересована в предоставлении
подобной возможности в массовом порядке.

События 4 апреля 1866г. внесли коррективы в мероприятия в отношении
кавказской школы. 12 ноября 1868г.было издано «Положение о Кавказских
воспитанниках в высших и специальных учебных заведениях Империи» [20].
По этому Положению Ставропольская и Кубанская гимназии получили статус
классических. Институт кавказских воспитанников возник при наместнике
М.С.Воронцове, а отправка уроженцев Кавказа в высшие учебные заведения
практиковалась с начала XIX столетия. В высших и специальных
заведениях империи выделялись вакансии для кавказских юношей, которые
за казенный счет получали высшее образование – с тем, чтобы в
дальнейшем служить на гражданском поприще у себя на родине.
Обязательность службы строго оговаривалась:
«Все вообще кавказские воспитанники обязаны, по окончанию ими курса
наук, прослужить на Кавказе и за Кавказом не менее шести лет» [21].
Положение также определяло число воспитанников. Из 126 молодых людей
предполагалось обучать в Петербургском, Московском, Харьковском и
Новороссийском университетах 65, а на долю остальных выпадали разные
специальные учебные заведения - 61.

Нельзя не согласиться с В.Чарнолусским, что «в продолжение
XIX века, когда складывалась действующая система народного
образования, не было ни одного момента, когда бы вопрос о языке
преподавания рассматривался и разрешался правительством с
педагогической точки зрения: для правительства это был только вопрос
политики, вопрос «укрепления русской государственности» и
«русификации» всех живущих на территории государства народностей и
племён, говорящих не на русском языке» [22]. Чиновники Министерства
полагали, что изучению русского языка в кавказских учебных заведениях
никоим образом не должно мешать включение в учебный курс других
языков, поэтому в классических гимназиях допускалось преподавание
лишь одного из других новых иностранных языков. В том случае, если
кавказские дети недостаточно успевали по русскому языку, для них
необязательным признавался и другой язык из двух новых.

Согласно Положению 23 мая 1874 г. «О народных училищах», для надзора
над ними в 34 губерниях России вводилась должность директоров народных
училищ [23]. На Кавказский учебный округ Положение не
распространялось, несмотря на то, что Наместник считал это крайне
необходимой мерой. Кавказская администрация сумела убедить Петербург
в пользе учреждения дирекций в крае. Вот что по этому поводу писал
М.В.Краснов: «Только с открытием на Кавказе дирекции народных училищ
начальное образование получило прочный залог постепенного
распространения школ» [24]. Правительству было выгодно посредством
мелких льгот и уступок поддерживать готовность населения к организации
общественных школ, нежели учреждать новые училища за счет
дополнительных ассигнований из государственной казны. Практически во
всех крупных селениях открывались начальные школы. В 1875году первые,
аульские школы возникли в Кабарде. В каждой обучалось по 20-25 детей.
Они находились полностью на общественном содержании [25]. В 1876году,
по данным попечителя округа, в Терской области насчитывалось 106
начальных учебных заведений, относящихся к округу и другим ведомствам.
Большинство из них существовало на общественные деньги.

Стремление местных жителей отдавать детей в средние школы,
благодаря которым они могли стать офицерами и чиновниками, не
встречало поддержки у правительства. В среднюю и высшую школу
допускались лишь избранные, хотя чиновники Министерства народного
просвещения считали, что целью школы является «содействовать не
внесению или поддержанию розни в среде подданных государства, а их
объединение во всем, в чем только возможно!» [26].

На Кавказе получили распространение также коммерческие учебные
заведения. Правительство, стремясь упорядочить руководство, ими издало
в апреле 1879году «Правила для частных учебных заведений в Кавказском
учебном округе». Эти правила классифицировали типы частных школ:
открытые, где учебный курс преподавался за счёт учащихся, и закрытые,
бравшие на себя все расходы по содержанию детей. Соответственно
учебному курсу школы делились на разряды. К первому или высшему
разряду относились шестиклассные, ко второму – трёхклассные и к
третьему разряду – двухклассные либо одноклассные. Выбор предметов для
преподавания представлялся на усмотрение лица, учреждающего школу - с
единственной оговоркой относительно обязательности включения в
программу закона божьего и русского языка [27].

1июля 1914г. правительством был принят закон «О частных учебных
заведениях», который регламентировал порядок преподавания предметов в
частных национальных школах. Предоставляя право изучать в них свои
предметы, но допускать «лишь те учебные пособия и руководства, которые
допущены учебным комитетом Министерства народного просвещения или
местным попечительным советом и духовным начальством [28].
Таким образом, следует отметить, что развитие светского образования
проходило довольно долгие и порой противоречивые этапы. Имел как свои
положительные так и отрицательные результаты. К минусам можно отнести,
прежде всего, оказание давления центральной власти на народы региона.
К плюсам отнести создание единого языкового и образовательного
пространства, развитие сети учебных заведений и увеличение
грамотности среди местного населения.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Ткаченко Д.С. Национально-просветительная политика Российской
империи на Ставрополье, Дону и Кубани в 1905-1917гг. –
Ставрополь: СГУ, 1997.- С.30.
2. Полное собрание законов Российской Империи.- Т.11.
(1740-1743гг.) -СПб., 1830.-С.9. с.988
3. Полное собрание законов Российской Империи.- Т.11.
(1740-1743гг.) -СПб., 1830.-С.104. с.988
4. Приложение к циркуляру по управлению Кавказским учебным округом за
1900год. -№1. - Тифлис, 1900. - С.37.
5. Модзалевский Л.Н. Ход учебного дела на Кавказе с 1802 по 1880год.
 -Тифлис, 1880.- С.23-24.
6. Копачев И.П.Развитие школьного образования в Кабардино-Балкарии
(XVIIIв.- 30-е XXв.).- Нальчик: Кабард.-Балкар. кн. изд-во,1964. -
С.43.178с.
7. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения.Т.2.-
СПб.,1864 .- С.812.
9. Полное собрание законов Российской Империи (ПСЗРИ) Собр. 2. Отд. 2.
- Т. ХХХУ1. -СПб., 1863. - С. 591
10. ПСЗРИ. - Собр. 2. Отд. 2. - Т. ХLIII. -СПб., 1873. - С. 562
11. ПСЗРИ. - Собр. 2. Отд. 1. - Т. ХLV. - СПб., 1874. - С.314
12. ПСЗРИ.- Собр. 2 Дополнение к Т. LII - СПб., 1877. - С.129
13. Свод законов Российской Империи. - Т.I. кн.5. Разд.IV.
Гл.2.Ст.443.- С.193-194., Ст.439.-С.192.
14. Российский государственный исторический архив (РГИА.)- Ф. 733.
-Оп.1.-Д.25.-Л.41.
15. РГИА.- Ф.1268.- Оп.10.- Д.204.- Л.7.
16. Иваненко В.Н. Гражданское управление Закавказьем от присоединения
 Грузии до наместничества Великого князя Михаила Николаевича:
Исторический очерк. - Тифлис, 1901. - С.69.
17. Пругавин А.С. Законы и справочные сведения по начальному народному
образованию. - СПб.,1898. - С.189.
18. Струков Д.П. Августейший генерал – фельдцейхмейстер великий князь
Михаил Николаевич. Очерк жизнеописания Его Императорского Высочества.
- СПб., 1906.-С.300.
19. Георгиевский А.И. К истории ученого комитета Министерства
народного просвещения. - СПб.,1902.- С.134.
20. Журнал Министерства Народного Просвещения. - М., 1860.- Ч.107. -
С.26.
21. Сборник распоряжений, напечатанных в циркулярах по управлению
Кавказским учебным округом. –Т.1.- Тифлис, 1891. -С.180.
22. Чарнолусский В.И. Основные вопросы организации школы в России. -
СПб., 1909. -С.67.
23. Положение о губернских и уездных земских учреждениях. - СПб.,
1867. - С.6.
24. Краснов М.В. Просветители Кавказа. - Ставрополь,1913. - С.88.
25. Копачев И.П. Развитие просвещения в Кабарде в XIXвеке. –Нальчик:
УЗ КБГПИ, 1957. – Вып. 13. – С. 147-160.
26. Георгиевский А.И. К истории ученого комитета Министерства
народного просвещения. - СПб., 1902. - С.36.
27. Сборник распоряжений, напечатанных в циркулярах по управлению
Кавказским учебным округом. Тифлис, 1891.- Т.3. -С. 368-370.
28. Инородческая школа / под ред. Тумима Г.Г. -Петроград, 1916.- С.87.

.  .  .