Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Духовная общность учителя и ученика и радость сотворчества

Дата публикации: 2018-04-05 18:31:29
Статью разместил(а):
Войцехович Елена Алексеевна

Духовная общность учителя и ученика и радость сотворчества

Автор: Войцехович Елена Алексеевна

МБОУ "СОШ № 2", г. Саяногорск

В последнее время всё чаще и чаще многими учёными, педагогами поднимается вопрос о возрождении духовной музыки в общеобразовательной школе на уроках музыки и пути её включения в программу  по предмету музыка. Много лет назад эта традиция была прервана в силу определенных причин: на фоне разрушительного влияния некоторых средств массовой информации, общего морального кризиса, падении коммунистической системы воспитания образовался в определенной степени мировоззренческий и идейный вакуум. Возвращение к некогда забытой духовной музыке вызвано многими причинами, а в частности тревожной социокультурной ситуацией сегодняшнего дня, потребностями современного общества, среди которых воспитание духовности становится важнейшими нравственными проблемами.

Важно разобраться, что мы вкладываем в понятие «духовный», «духовная музыка».  Духовность – есть «высшее качество, ценность, высшее достижение в человеке». Духовная музыка – это музыка религиозного содержания, исполняемая, звучащая в храме или в быту, т. е. музыка, сопровождающая церковное богослужение. Есть и другое понимание духовности. Духовность  понимается как высшая гармония, красота, высшая правда и любовь.

В своей педагогической практике по приобщению к духовной музыки я опираюсь во многом на программу И. В. Кошминой. С конца 80 – х. годов она разработала и рассмотрела проблему русской православной музыки в государственной светской школе. Я считаю, что данный материал больше подходит для духовных гимназий, семинарий, так как у детей отсутствует накопление интонационно – слухового запаса, что приводит к затруднительному восприятию. Положительное то, что в программе дан богатейший материал. Из опыта работы в школе и из личной практики я предлагаю некоторые методические подходы, когда духовная музыка органично и естественно вплетается в художественно – педагогическую ткань, атмосферу урока. Рассматривая на разных возрастных уровнях общечеловеческие ценности – добра и зла, любви и предательства, родины и материнства, я предлагаю их выделить в отдельные блоки и акцентировать на них внимание детей. Важно, чтобы в каждом блоке дети чувствовали и понимали, что говорят об одном – о человеке, его отношении к миру.

Итак, Блок «Милосердие» – в нём мы затрагиваем нравственные вопросы об уважении, сострадании к людям, помощи больным, слабым, заботы о ближнем.  Слушая знаменитого бетховенского  «Сурка» мы размышляем с детьми:

- Что напомнила эта музыка? (жалобу, молитву)

- Что такое молитва? (покаяние, просьба)

- Где можно услышать молитву? (в храме)

- Как исполняется молитва? (её поют)

- Кого просят в молитве? (Бога)

- О чём просят? (о здоровье, о счастье)

И конечно же, после рассуждений слушаем изумительную музыку С. В. Рахманинова «Благослови душа господи»,  и во время слушания внутри каждого ребёнка шла огромная внутренняя работа, которая требовала больших затрат и психической энергии – это когда раскрывается душа и сердце. А на уроках мы часто обращаемся к своему сердцу, чтобы услышать и понять самих себя.

Блок «Мать и дитя» - это вечная тема в мире. В особо трудные минуты своей жизни мы всегда обращаемся к матери. Кто ещё может быть роднее и ближе её?  К Богоматери   обращался и русский человек при виде любой опасности. А детям так хочется тепла и материнской ласки, чтобы их любили, хороших или плохих, но любили! В этом блоке поём песни о мамах; вспоминаем различные эпизоды из мультфильмов и показываю их: про медвежонка Умку, где Мама – Медведица пела ему колыбельную;  про Мамонтёнка, который искал свою маму, прижимался ко всем и так хотел ласки и тепла; поём множество колыбельных песен  и оформляем их на альбомные листы: рисуем портреты мам, пишем им письма, а потом зачитываем их на родительском собрании; рассматриваем зрительный ряд:

Матери земные

Матери неземные

1.  Пикассо «Мать и дитя»

3.  Рафаэль «Сикстинская мадонна»

2.  Дейнека «Мать»

4.  Икона «Владимирская Богоматерь»

Выполняем творческие задания: нарисовать молитву матери,  солнце материнской любви.  Слушаем  «Колыбельные народов мира»; Ф. Шуберт «Аве, Мария».

Блок «Подвиг, патриотизм, подвижничество» - идея защиты родины всегда волновала и композиторов, и писателей, и художников. Образ богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины. Слушаем музыку и размышляем о подвигах богатырей, защитников земли русской - Ивана Сусанина, Александра Невского; поём песни о защитниках Родины; рассматриваем награды имени великих полководцев; обсуждаем картины художников В. Васнецова «Богатыри» и П. Корина «Александр Невский».

Блок «Любовь и самопожертвование» - любовь сильнее всего на свете и пусть она коснётся их души и хотя бы на миг поможет им оттаять. Я напоминаю и показываю мультфильм «Снежная королева, в котором Герда своей любовью смогла растопить уже начинающее леденеть сердце Кая. Тема «Любви» красной нитью проходит в опере Н. А. Римского – Корсакова «Снегурочка»; в музыке П. И. Чайковского увертюры–фантазии «Ромео и Джульетта». Важно одно – чтобы музыка дошла до сердца ребёнка, чтобы духовность пронизывала содержание чувств, стала укрепляющей и направляющей силой.

Блок «Гимн женской красоте» - это торжественный и проникновенный гимн женской красоте, гимн доброте и благородству. В кабинете музыки мы оформляем выставку женских                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          портретов, рассматриваем их; рассуждаем о женщине; читаем стихи. Рисуем портреты мам, оформляем выставку. И вновь возвращаемся к «Сикстинской мадонне» Рафаэля и к Ф. Шуберту «Аве, Мария». Удивительное сочетание простоты и величия в этих произведениях – мягкие линии, чистые светлые краски, ощущение одухотворённости – поражают ребят.

Блок «Колокольность на Руси» - это гармония мира. Это голоса нашей Родины. Для русского человека звуки колоколов были голосом с неба. Колокольный звон – придавал могущество, силу, смелость, веру в победу, величественность, монументальность, задушевность, уверенность русскому человеку. В ходе уроков предлагаю детям послушать звон колоколов Новодевичьего монастыря, Ростовские звоны. Слушая их звучание, дети отмечали красоту колокольного звона, открывали для себя новые грани общения с окружающим миром.

Блок Молитвы.

Органично входят в уроки молитвы. Каждое слово, каждый звук молитвы  должен упасть как семя  на добрую землю. Прорости и дать много плодов. Молитва – это искусство, идущее от сердца, это искренний призыв, обращенный к Создателю.

Обращаясь к Нему, призывая Его, мы открываем Ему нашу душу; и наша открытая душа поднимается к Нему и вступает с Ним в живое творческое единение. И в этом сущность всякой молитвы – и самой мудрой и самой наивной и безмолвной и обильно – словесной и просящей и благодарственной. Молитва несет человеку очищение и укрепление, успокоение и радость.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

И в заключение хочу сказать о результативности таких уроков и привести высказывания ребят о духовной музыки:

«Узнаю много нового, чего не знал раньше».

«Мне нужна духовная музыка потому, что появляется доброта в душе».

«Духовная музыка очень красивая, необычная».

Вывод:

Несомненно, духовная музыка обогащает детей, рождает в них положительные эмоции. Опыт проведения занятий показывает, что они способствуют установлению творческой атмосферы в классах; собственному духовному совершенствованию учителя, учащихся и их родителей; развитию совести и высоконравственной гражданской позиции детей; воспитанию у них благоразумных стремлений к добродетелям и желания одолеть свои пороки.

.  .  .