Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Игровые технологии как средство формирования учебной мотивации обучающихся с ОВЗ

Дата публикации: 2018-03-26 14:05:42
Статью разместил(а):
Несговорова Ольга Николаевна

Игровые технологии как средство формирования учебной мотивации обучающихся с ОВЗ

Автор: Несговорова Ольга Николаевна

ГБОУ "Белокатайская КШИ"

 

В современном мире наблюдается значительное ухудшение здоровья подрастающего поколения, с каждым годом увеличивается число детей с ОВЗ. Как показали исследования у обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии наблюдается снижение учебной мотивации. Именно по этой причине изучение особенностей учебной  мотивации школьников с ОВЗ является актуальным для осуществления необходимой и системной коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ. Мощным коррекционным воздействием обладает использование игровых технологий.

Актуальность использования игровых технологий  обозначена необходимостью повышать эффективность учебного процесса обучающихся. Задача современной педагогики это не только передача готовых знаний, но и превращение знания в инструмент творческого познания мира. Для реализации данной задачи целесообразно использование игровых технологий. 

По определению Г. К. Селевко [4], игровая технология - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Школьники с отклонениями в развитии в результате игр тренируют работу анализаторов, развивают инициативность, сообразительность, воображение, мышление, речь, воспитывают чувство товарищества.

Преобладающая часть обучающихся специальных (коррекционных) общеобразовательных школ обладают слабым типом нервной системы. Такие дети не выносят сильных раздражителей, быстро утомляются и впадают в застойные тормозные состояния. Поэтому при коррекции и воспитании невозможно отделить игру от обучения. Игра и игровой материал широко используются для пробуждения интереса к деятельности, для развития внимания, для обеспечения конкретно-наглядной основы обучения и многое другое. Разнообразие игр, побуждают их выполнять то или иное задание, вызывают чувство удовлетворения, повышают сознательное отношение к заданию. Игры можно использовать при изучении многих предметов.

Игровой материал по истории обществознанию позволяет однообразный материал сделать интересным для обучающихся, придать занимательную форму. Игры дают возможность развить творческую самостоятельность школьников, к примеру, на уроках применяется игра  «Кто помнит?» где, учитель  постепенно усложняет задание. При проведении игры используется только бумага и ручка.

Учащимся нравятся уроки соревнования, можно привести пример игры «Что, Где, Когда?» по событиям ВОВ. В игре участвует команда знатоков-историков и команда учителей, где команда знатоков за 1 минуту должна дать ответ на вопрос. Игра викторина «Звездный час» дает возможность проверить знания и владения терминологией по разным темам по обществознанию.

Большое влияние на воспитание нравственных и патриотических чувств у школьников производят познавательные исторические игры-путешествия (в «Древнюю Русь», «Один день в гостях у восточных славян». Чтобы учащиеся не потеряли интерес к игре, использую активизирующие приёмы: подсчет баллов, жетонов, которые потом влияют на оценку учащегося за урок. Игры-состязания, блиц-опрос, которые устраиваются между группами учеников  и  отдельными учениками, помогают проверить усвоение терминов в любом классе. Такие игры могут быть как  устные, письменные в тетради, на карточках или на доске: «Соотнеси дату с событием», «Расставь даты по порядку»,  «Определи по дате середину, начало, конец века» (тема: «Счет лет в истории»), «Цепочка событий».

Игровые технологии используются на уроках, тем самым оказывая огромное коррекционное воздействие  на обучающихся с отклонениями в развитии. Игры позволяют закрепить и повторить материал, активизируют речевую деятельность учащихся. Проведение игр на уроках даёт хороший результат. Таким образом, игровые технологии являются игрой только для ребенка, для педагога игра – эффективный способ обучения, применяемый на каждом этапе урока.

 

Список литературы:

1. Борзова Л.П. Игры на уроке истории. – М.: ВЛАДОС, 2003. –  160 с.

2. Губаренво О.М. Игровые формы уроков истории. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2009. – №9. – с.80

3. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст]: Учебное пособие  /  Г. К. Селевко  –  М.: Народное образование, 1998. – 256 с. – С.50 – ISBN 87953-127-9;

4. Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида. –  М.: Гуманит. изд. центр Владос,2003 – 208с.

.  .  .