Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Дополнительное музыкальное образование: малоизвестная виолончель

Дата публикации: 2018-02-02 15:32:02
Статью разместил(а):
Андреева Елена Николаевна

Дополнительное музыкальное образование:

малоизвестная виолончель

Автор: Андреева Елена Николаевна

ГБУДО г. Москвы ДМШ № 91, г. Москва

 

Диалог в музыкальной школе:

Из зала, где проходят вступительные прослушивания, выходит завуч и подходит

к одной из родительниц.

– Вы мама Лизы? Вашу девочку мы распределили на виолончель.

– Виолончель? Это которая как большая скрипка, что ли?

– Э… да.

– Ой, мы не хотим! Она ж такая здоровая, кто её таскать в школу будет? Давайте лучше на скрипку – она маленькая!

 

В наше непростое время, когда культура очевидно не является социальным приоритетом, детские музыкальные школы тоже переживают не лучший период. Преподавательский состав неуклонно стареет, молодые педагоги если и приходят работать в школу, то, как правило, довольно быстро покидают её в поисках лучшей и, чего греха таить, денежной доли. Количество желающих обучаться премудростям сольфеджио и игры на инструменте ощутимо падает с каждым годом. И немудрено! Ведь музыке так трудно конкурировать с курсами английского языка или программирования. Однако если такие инструменты, как фортепиано или гитара, всё же имеют стабильно высокий рейтинг, и конкурсный отбор в эти классы существует и поныне, то о виолончели этого сказать никак нельзя.

А между тем, этот инструмент, обладающий необыкновенно глубоким, проникновенным «голосом», всегда считался элитарным, аристократическим, только для знати. Сам знаменитый прусский король Фридрих Великий после государственных дел с удовольствием играл на виолончели. Да и самый дорогой инструмент в мире – тоже она, виолончель Дюпора – работы гениального Страдивари.

Виолончель, чьей предшественницей была старинная виола да гамба, –поистине универсальна. Помимо того, что виолончель – чрезвычайно выразительный сольный инструмент с богатейшей палитрой звуковых оттенков, она в обязательном порядке входит в состав симфонического и струнного оркестров, а также камерных ансамблей. Ни один музыкальный конкурс не обходится без неё! Самые выдающиеся зарубежные и отечественные композиторы писали свои лучшие произведения для солирующей виолончели.

Но, к сожалению, этот чудесный, изысканный, по-настоящему аристократический инструмент оказался сейчас в весьма плачевном положении.

Во многих детских музыкальных школах Москвы виолончельные классы теперь вообще отсутствуют, а там, где они сохранились, – очень невелики. Количество педагогов-виолончелистов обычно не превышает одного-двух человек, причем два – это большая редкость! Можно сказать, что виолончель просто исчезает из педагогической реальности наших школ!

Почему же родители не спешат отдавать своих детей учиться на виолончели?

Во-первых, этот инструмент в отличие от прочих, пожалуй, наименее известен – родители будущих учеников зачастую имеют о нём самое смутное представление, и, конечно, совершенно не рассматривают в качестве варианта учебного инструмента. Они не знают ни его внешнего вида, ни звучания, ни музыкальных возможностей. И как следствие, во-вторых, пугаются его размера и необходимости возить с собой в школу на уроки. В-третьих, этот инструмент кажется им слишком сложным, ведь у него нет ни клавиш, как на фортепиано, ни ладов, как на гитаре.

А между тем, те, кто всё же рискнул начать учиться игре на виолончели, вскоре делают потрясающее открытие: этот инструмент нисколько не хуже «раскрученных» фортепиано, скрипки и гитары, а его выразительные возможности практически неисчерпаемы! Светлая радость и мягкая печаль, нежная лирика и вдохновенная героика, самые тончайшие звуковые нюансы, самые глубокие чувства – всё подвластно этому удивительному инструменту!

Интересную статистику можно наблюдать в Интернете: среди тех, кто закончил музыкальные школы, практически нет таких, кто негативно отзывался бы об учёбе на виолончели! Несмотря на действительные сложности её освоения, даже не самые способные ученики играют на виолончели с удовольствием – и в классе, и на концертах. Ведь виолончельный репертуар очень разнообразен, поэтому для каждого ученика можно подобрать свою, подходящую именно ему программу. Кстати, игра на виолончели открывает перед учащимися ещё одну грань исполнительства – возможность участвовать в струнном или камерном ансамбле. Практика показала, что занятия ансамблевым музицированием очень мотивируют детей, стимулируют их интерес к исполнительству и вообще активную деятельность как музыкантов.

Хотелось бы отметить, что учеба в инструментальном классе благотворно влияет и на общее культурно-музыкальное развитие учащихся – они знакомятся с разными стилями и жанрами отечественной и зарубежной музыки, композиторами, особенностями исторической эпохи создания того или иного произведения. Кроме того, игра на виолончели чрезвычайно развивает музыкальный слух, память и мышление, причем как абстрактно-логическое, так и творческое.

Вообще в нынешнем социальном контексте, где всё ориентировано на финансовый успех и идеал бесконечного потребления, именно детские музыкальные школы, являясь форпостом высокой культуры и академического образования, поддерживают и развивают стремление юношества к бескорыстному творчеству. Конечно, все учебные предметы в той или иной мере выполняют эту высокую миссию. Но именно игра на инструменте пробуждает желание быть не только пассивным потребителем материальных и духовных ценностей, но и активным их творцом.

В этой связи приходится с сожалением констатировать, что в ныне существующем педагогическом процессе обучение игре на виолончели, в силу ее малоизвестности, занимает явно недостаточное место. Поэтому преподавателям-виолончелистам стоило бы задуматься – со всей серьёзностью! – над пропагандой своего инструмента.

Во-первых, нет ничего лучше живого звучания музыкального инструмента – и здесь проведение в общеобразовательных школах и детских садах концертов с участием педагогов-виолончелистов и учащихсях их классов – самая действенная популяризация виолончели!

Во-вторых, активное участие в педагогических концертах в самих музыкальных школах тоже замечательный способ показать весь музыкальный потенциал инструмента.

Конечно, работа по привлечению и удержанию интереса к виолончели весьма непростая, и здесь немаловажную роль могла бы сыграть глобальная сеть Интернет.

Поэтому, в-третьих, можно и даже нужно создавать сообщества (группы) любителей виолончели в социальных сетях, публиковать интересные музыкальные записи, участвовать в тематических дискуссиях, наконец, освоить такую популярную и перспективную интернет-площадку как YouTube, запустив свой канал показа видео-роликов.

В заключение автор искренне надеется, что виолончель всё же вернётся в детские музыкальные школы в полном объёме, и новое поколение юных виолончелистов снова будет радовать нас произведениями И.С. Баха и П.И. Чайковского, Р. Шумана и С.В. Рахманинова, А. Дворжака и Д.Д. Шостаковича.

.  .  .