Опыт разработки и реализации школьного сетевого проекта
Опыт разработки и реализации школьного сетевого проекта
Автор: Румянцева Лариса Михайловна
(ГБОУ школа № 3 Красногвардейского р-на Санкт-Петербурга)
Проектная деятельность учащихся является средством реализации требований федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) к личностным и метапредметным результатам освоения адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Существенным условием эффективного освоения норм исследовательских и проектных видов деятельности является создание в образовательном пространстве школы продуктивного социального контекста данных видов деятельности.
Педагоги давно оценили возможности проектной деятельности, способствующей воспитанию у подростков самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности, поскольку учащиеся с тяжелыми нарушениями речи, имеют особенности развития, которые негативно отражаются на формировании таких личностных качеств, как уверенность в себе, страх речевой коммуникации со сверстниками и взрослыми, низкая самооценка, недостаточная активность. Многие дети в силу заболеваний не имеют возможности посещать различные кружки, секции, не имеют возможности полноценного общения.
Проектная деятельность направлена на формирование личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, способного принять себя таким, какой он есть, умеющего чувствовать себя полноценным членом общества. Работа над проектом способствует развитию памяти и мышления, познавательной активности и познавательной самостоятельности обучающихся, формирует способность отвечать на вопросы: Как? и Зачем? Самое главное - проектная деятельность позволяет обучающемуся расширить круг своего общения и даёт возможность участвовать дистанционно в сетевых проектах, побуждает детей к творчеству, развивает навыки экспрессивной и монологической речи. Они не просто воспроизводят увиденное или прочитанное, но и учатся рассуждать, делать выводы, аргументировать свой выбор.
Важно и то, что проектная деятельность способствует повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету, стимулируют процесс социализации личности. Реализация метода проектов в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации и ориентирована на психофизические возможности учащихся.
В данной статье мы хотели поделиться опытом разработки и реализации школьных сетевых проектов, в которых принимают участие все учащиеся основной школы с 5 по 10 класс. Идея реализации крупномасштабного внутришкольного сетевого дистанционного проекта оказалась во многом новаторской и очень интересной. Всего в школе было реализовано 3 таких проекта: «Парковый урок» (2013 г.), «Олимпийский круг» (2014 г.) и «Чистое будущее» (2017 г.) Эти проекты объединяют большинство педагогов и учеников основной школы общей идеей и общим делом.
В проектах принимает участие в среднем 7-9 команд. Все команды состоят из ребят разных возрастов и формируются случайным выбором. Каждая команда имеет 2-х тренеров. Соответствие тренеров командам определяется по жребию на подготовительном этапе.
Состав команд (пример):
Команда № 1 |
Команда № 2 |
||
Тренер |
Учитель русского языка |
Тренер |
Учитель биологии |
Помощник тренера |
Учитель музыки |
Помощник тренера |
Учитель химии |
Капитан |
Учащийся 10 класса |
Капитан |
Учащийся 10 класса |
Помощник капитана |
Учащийся 8а |
Помощник капитана |
Учащийся 9а |
Состав команды |
Учащиеся 7а, 7б, 8б, 6б, 5б, 5а |
Состав команды |
Учащиеся 7а, 8б, 6б, 6а, 5б, 5а |
На этапе планирования и подготовки проекта творческой группой учащихся 10 класса и педагогами ставится главная задача, на решение которой направлены усилия всех. Учащиеся 10 класса, входящие в творческую группу, становятся капитанами команд.
В ходе работы над дистанционным проектом участники имеют возможность расширить свой кругозор путем изучения различных источников по теме и реализовать творческие идеи с применением информационно - коммуникационных технологий: технологии web 1.0, web 2.0 с помощью сервисов Google-сайт; Google-диск: Google-таблица, Google-форма, Google-презентация; Google-карта; TimeRime.
Используемые сервисы и ИКТ |
Кто их использовал |
Результат и значение их использования |
Google-сайт, web 1.0 |
Педагоги - руководители, педагоги - организаторы этапов проекта, педагоги - тренеры команд, учащиеся. |
Сайт - аккумулятор систематизированной информации о проекте, облегчает поиск информации, необходимой для выполнения заданий, позволяет организовать поэтапную очную и дистанционную, а также групповую и индивидуальную, совместную работу учащихся и педагогов, становится объединяющим фактором в проекте. |
Google-карта, web 2.0 |
Педагоги - организаторы этапов проекта, учащиеся (5, 8, 9,10 классов), выбранные командой для выполнения этого задания. |
Сервис позволяет педагогам - руководителям этапа организовать сетевую дистанционную работу с картой. Учащиеся и педагоги - тренеры команд освоивая новый сервис, научились работать в большой группе в сети, обсуждать в сети выполнение задания, отмечать на интерактивной карте объекты, размещать краткую информацию о них. |
Google-таблица, web 1.0 |
Учащиеся. |
Учащиеся 9-10 классов самостоятельно в дистанционном порядке заполняют таблицу продвижения, учатся правилам групповой работы в сети, работают с таблицей продвижения. |
Google-форма, web 2.0 |
Педагоги - руководители, педагоги - организаторы этапов проекта, учащиеся 6-10 классов, избранные командой для выполнения задания. |
Учащиеся учатся находить информацию для точных ответов на вопросы, оформлять ответы в Google-форме. Педагоги учились создавать Google - форму, анализировать её. |
Google-презентация, web 2.0 |
Педагоги - тренеры команд, учащиеся 6-10 классов, избранные командой для выполнения задания. |
Организация совместной сетевой работы, возможность проводить сетевое обсуждение при выполнении групповой работы, создавать Web-презентации в дистанционном режиме. |
TimeRime, |
Педагоги - тренеры команд, учащиеся 10 классов (капитаны) |
Учащиеся 10 класса, входившие в творческую группу, стали капитанами команд. Работа над проектом предполагает самостоятельную работу, поэтому мы использовали сервис TimeRime. В основе этого сервиса находится технология Web 2.0, и учащиеся смогли независимо друг от друга и совместно редактировать документ. |
Gmail.com |
Педагоги - руководители, педагоги - организаторы этапов проекта, педагоги - тренеры команд, учащиеся. |
Учащиеся и педагоги учились общаться в сети, использовать сервисы Google, доступные через аккаунт google. |
Skipe |
Педагоги - тренеры команд, учащиеся. |
Учащиеся и педагоги учились общаться в сети, использовать сервис Skipe в учебных целях. |
Цели сетевых проектов (общие)
- Развитие умения выполнять смысловые задачи.
- Овладение навыками группового взаимодействия.
- Развитие интереса к истории своей страны, к экологическим проблемам.
- Формирование знания о природе, об истории олимпийского движения, целях, задачах этого движения, о способах экологической защиты.
- Формирование ценностных установок, ориентированных на здоровый образ жизни, на сохранение и защиту окружающей среды.
Задачи проектов (общие)
- Организовать сетевое взаимодействие по тематике проекта;
- Активизировать творческую деятельность педагогов и учащихся;
- Развивать креативные способности и умения в реализации творческих идей с применением ИКТ;
- Расширять кругозор, информировать учащихся о современном состоянии той или иной проблемы;
- Проводить научно-просветительскую работу и исследования по теме проекта;
- Вовлекать учащихся в спортивные мероприятия, творческую и социально-активную деятельность;
- Воспитание гордости за свой город, свою страну.
В процессе реализации проектов осуществляется познание окружающего мира: истории своей страны через знание происходящих событий, осознание своей сопричастности к историческому этапу настоящего России, осуществляется рефлексия по поводу событий сегодняшнего дня. Углубленная разработка темы проекта возможна только через интеграцию различных предметов, что способствует формированию у учащихся целостной картины мира.
Каждая команда должна проходит по Маршрутной карте различные этапы, используя знания учебных предметов: истории, географии, ИЗО, математики, информатики, биологии, физики, химии, русского языка, литературы, музыки, физической культуры, учащиеся получают представление о практической значимости имеющихся знаний.
Пример одного из этапов проекта «Олимпийский круг»:
Триатлон: БиХиФи
Троеборье (предметно - олимпийский этап: Биология, Химия, Физика)
«Жизненная ёмкость лёгких»
- На сайте проекта, на вкладке «Триатлон: БиХиФи» ознакомьтесь с текстом «Жизненная ёмкость лёгких».
- Для выполнения практической части приглашаются по графику в медкабинет школы от каждой команды по 1чел.от 5-6кл., 1чел. от7-8 кл., 1 чел. от 9-10кл., тренер или помощник тренера.
- Обработайте полученные данные. Занесите данные в Google- таблицу. Сформулируйте вывод.
II. «Блеск олимпийских медалей»
На сайте проекта находятся задачи по химии, доступ к которым открыт в день выполнения задания.
Пример одного из этапов проекта «Чистое будущее»:
13.02.17 по 20.02.17 команды готовят письменное обращение к администрации Красногвардейского района и депутатам МО «Малая Охта» по проблеме раздельного сбора и утилизации мусорных отходов. Все работают в Google-документе, тренеры получают допуск.
Подводя итоги вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что реализация внутришкольных сетевых проектов такого уровня, позволяет решить большую часть задач, стоящих перед педагогическим коллективом по реализации Федеральных государственных образовательных стандартов, поскольку дает возможность формировать ключевые компетенции: ИКТ-компетентность, навыки проектной и исследовательской деятельности, метапредметные, личностные результаты и многое другое.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, М. Просвещение, 2013.
2. Богдашевская Т.П. Практическое применение проектного метода в формировании коммуникативных компетенций учащихся. //Биология. – 2013. - №6. – С.2.
3. Гречишникова И.А. Проектно-исследовательская деятельность школьников. //Физика. – 2013. - №3.
4. Дугина Е.О. Проектно-исследовательская деятельность учащихся в условиях внедрения ФГОС ООО. //Образование в современной школе. – 2013. - №6. – С.6.
5. Дунилова Р.А. Развитие компетенций педагогов и обучающихся в проектной деятельности. //Спр-к зам. директора школы. – 2013. - №9. – С.49.
6. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя, М., Просвещение, 2011.