Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Обобщение педагогического опыта "Использование ИКТ на уроках истории и обществознания"

Дата публикации: 2017-10-27 12:18:13
Статью разместил(а):
Мартынов Алексей Георгиевич

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках истории и обществознания

Автор: Мартынов Алексей Георгиевич

учитель истории и обществознания

 

1.     Актуальность опыта.

Использование ИКТ в работе учителя истории и обществознания, дает возможность для реализации  ФГОС основного общего образования. Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития  индивидуальности ребенка. Актуальность и значимость перехода работы учителя на новый этап с применением технических средств, продиктована необходимостью внедрения  личностно – ориентированного воспитания, которое предполагает сотрудничество между преподавателем и учеником.

На современных  школьников из различных источников обрушивается мощный поток информации, они  постоянно используют Интернет, игровые приставки,  электронные игрушки и компьютеры.

Но при этом умение  учащихся работать с различными источниками информации,  критически её осмысливать, конкретизировать, самостоятельно организовывать поиск информации по заданной теме, анализировать итоги  своей работы  остаётся на низком уровне.

Таким образом, формирование информационной компетенции, то есть способности личности применять, находить, хранить и преобразовывать различную информацию, умение работать с различными информационными системами,  становится неотъемлемой частью современного образования.

Успешность обучения во многом зависит от того, в какой форме организована познавательная деятельность учащихся. Любой урок осуществляется путем функционирования различных форм деятельности учителя и учеников, форм их взаимодействия.          

2.     Цель моей работы понять и оценить возможности использования информационных и коммуникативных технологий для обеспечения качественного и доступного образования, показать эффективность метода для активизации познавательной деятельности учащихся.

Педагогические задачи, успешно решаемые в опыте:

 1.   Обеспечить качество усвоения знаний по предмету;

 2.   Содействовать формированию познавательного интереса  учащихся в усвоении   учебного материала;

 3.   Развить общеучебные умения и навыки;

 4.   Воспитывать ответственность, самостоятельность, гуманность,

      любовь к истории.

5.  Приблизить  урок к мировосприятию ребёнка, который больше слушает и смотрит, чем читает и говорит;

6.  Формировать  информационную культуру у учащихся;

7. Привлекать  пассивных слушателей к активной деятельности;

8. Овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников;

9. Делать занятия более наглядными и интенсивными;

10. Активизировать  познавательный интерес учащихся.

 

3.      В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

- учащиеся имеют значительные учебные нагрузки в связи с увеличением объема содержания образования;

- приоритетными являются репродуктивные методы обучения;

- в силу исторически сложившихся взаимоотношений между учителем и учеником, последний, являющийся одновременно объектом и субъектом, не всегда может проявить свою субъективную сущность.                  

Поэтому информационно-коммуникативные технологии занимают важное

место в современном образовательном процессе. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.

4.  От учителя ждут работы, наполненной новым содержанием, новыми технологиями проектирования образовательного и воспитательного процессов. Современный уроки истории и обществознания трудно представить без использования различных схем, иллюстраций, видеороликов и т.д… Наглядность – это один из ведущих принципов обучения, ведь как говорил К.Д. Ушинский - «учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучится над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету…».

   Необходимо отметить, что к информационно - коммуникационным технологиям относится не только ПК, интерактивная доска, но и сотовые телефоны, музыкальные центры, телевизоры, ноутбуки и т.д.

      Также  интернет можно рассматривать как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Учитель истории и обществознания может использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др. В Интернете можно найти сайты различных образовательных учреждений и органов управления образованием.

    Телекоммуникационные возможности Интернета можно использовать для организации дистанционного обучения и для организации общения с помощью форумов, чатов и видеоконференций. Образовательные ресурсы Интернета могут успешно использоваться учителем на уроках истории в режимах on-line.

Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными  технологиями обучения, создают необходимый уровень качества знаний ученикам. Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала, более глубокую заинтересованность предметами. Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности – это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи, то есть идти в ногу со временем.

Можно выделить основные критерии, по которым можно определить эффективность использования ИКТ в работе учителя:

1.      Наглядность

2.      Экономичность

3.      Компактность

4.      Проведение диагностики

5.      Творческий подход

Таким образом, ИКТ уменьшают материальные и временные ресурсы на подготовку к какому-либо уроку или его проведению, позволяют накапливать информацию и сохранять ее на электронных носителях, а также дают возможность для творческого развития личности учащихся, их инициативы и самореализации через индивидуальную работу.      

5. Применяя информационные технологии обучения на уроках истории и обществознания, в основном я использую такие модели обучения, как – пассивная, активная, интерактивная.

При пассивной модели обучения – ученики являются объектом обучения, так как слушают и смотрят готовые презентации учителя. При активной модели обучения – ученики являются субъектами, так как самостоятельно выполняют творческие задания или индивидуальные по темам презентации. При интерактивной модели обучения – учитель и ученик являются равноправными субъектами обучения, так как совместно реализуют поставленные задачи на уроке, повышая тем самым результат образования. На мой взгляд, интерактивная модель наиболее удачна, так как позволяет проявить индивидуальность ученика, раскрыть его творческий потенциал, но также и проявить коммуникативные навыки в совместной работе с учителем или другими учащимися.

В своей работе стараюсь использовать различные формы нестандартных уроков:  Урок-суд,  урок – исследование,  урок-экскурсия, урок - соревнование, все это не только способствует повышению познавательной активности учащихся, но и развивает творческие  способности личности учащихся.        

Главное, что должен помнить учитель, что ИКТ – это инструмент, который должен помогать в процессе обучения.

          6. В своей педагогической деятельности я достаточно широко использую ИКТ в виде презентаций на уроке, при работе с сетевыми электронными ресурсами при подготовке к уроку, а также электронные пособия при подготовке к ОГЭ. Я стараюсь использовать их на  различных этапах урока: объяснении нового материала, в закреплении полученных знаний, для контроля. Использование ИКТ на уроках истории и обществознания позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических и  педагогических задач.

Информационно-коммуникативные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к истории и обществознанию, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, развивать самостоятельную деятельность школьников. Учащиеся 8-11 классов с помощью компьютера создают собственный интеллектуальный продукт: рефераты, исследовательские работы, тесты, кроссворды, доклады, сообщения, учебные проекты, презентации.

В последние годы появилась возможность использовать учебные CD диски, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение школьников, облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, содействует становлению объемных и ярких представлений о прошлом.

Варианты работы учителя истории и обществознания с ИКТ:

урок-лекция по изучению нового материала – в течение урока используется ИКТ в качестве иллюстративного материала (включая в работу текст, аудио- и видеоматериалы);

комбинированный урок – сочетает в себе объяснение учителя с использованием ИКТ и работу учеников (индивидуальную, групповую) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа презентации;

урок-семинар (учащиеся готовят собственные выступления с использованием ИКТ);

защита рефератов и проектных работ учащимися.

Последние годы я работаю над темой использования ИКТ на уроках истории, так как считаю, что это еще один способ повысить познавательную активность современных учащихся, в жизни которых компьютер играет чуть ли не ведущую роль.

Самым простым, на мой взгляд, является введение в образовательный процесс электронных презентаций.

Учитель истории часто сталкивается с проблемой нехватки наглядного материала для уроков: карты, схемы, таблицы, просто картины по истории, позволяющие стимулировать воображение ребенка, перенести его в изучаемую эпоху.

Весь этот материал в большинстве своем довольно ветхий и обновляется нерегулярно.

Необходимая наглядность сегодня может быть перенесена на слайды презентации.

За два года работы над темой я изучил необходимую литературу по подготовке презентаций и разработал несколько уроков с их использованием, при этом учел основные принципы создания презентаций для уроков.

Часто на уроках я использую такой вид работы учащихся как заполнение таблицы (кроссворда). Схему таблицы (кроссворда) можно перенести на слайд презентации.

Мы работаем с учебником, выискиваем необходимую информацию, затем записываем ее в таблицу или составляем кроссворд.

Обычно учитель заполняет таблицу на доске. Но, как правило, на доске недостаточно места для таблицы целиком и мы что-то стираем.

И учащийся не может видеть результат работы в целом.

Работая с презентацией, учитель экономит время, которое затрачивается на запись информации на доске – она появляется сразу на слайде.

Заполнение таблицы проходит последовательно, в соответствии с замыслом учителя. Мы можем проверить свой результат работы с требованием, с тем, что должно быть записано в тетрадь. И в конце урока ученик видит результат работы и может его сравнить с тем, что он записал.

Весь урок, по моему мнению, не должен быть «завязан» на презентации. Слайды презентации можно использовать во время объяснения, закрепления или создавать проблемную ситуацию на уроке.

Актуализацию обычно я провожу в виде беседы с учащимися (ввиду большого объема материала приходится экономить время) Вопросы такой беседы я визуализирую в слайдах, каждый вопрос отдельно.

На каждый вопрос дается ответ, чтобы после ответа все смогли убедиться в его правильности.

Если ранее давалась какая-нибудь схема, то можно дать ее с тем, чтобы ученик ее объяснил.

При объяснении нового материала наиболее обширны возможности презентации и ее оформления. Последовательность показа и логика  построения зависят от содержания изучаемого материала, особенностей восприятия учащимися класса, индивидуальности учителя.

Использование ИКТ позволяют также реализовать новые формы и методы при подготовки учащихся к  ГИА и ЕГЭ. 

Выполнение учащимися тестов и заданий по пройденным темам по типу заданий ГИА на уроках повторения и обобщения знаний, представленных в рамках мультимедиа презентации;

Использование Интернета для проведения тестирования в формате ЕГЭ в on-line режиме (приближенному к экзаменационному) позволяет оценить уровень подготовленности учащихся.

Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах по предмету способствует развитию компетенции школьника и, как следствие, его дальнейшей реализации на экзамене.

В процессе работы с ИКТ необходимо соблюдать гигиенические требования по работе с компьютером для учащихся (10-20 минут за один урок в зависимости от возраста).

7. Компьютерные программы.

На уроках  истории  и обществознания я  использую  следующие программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point.  Применение данных программ в учебном процессе достаточно велико. Они могут использоваться для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр. Программа Power Point, обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления исторического прошлого.  С помощью  этой программы  я создаю презентации к урокам или использую готовые, находя их в Интернете. Кроме этого практикую создание презентаций самими учащимися. Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание учителя на ходе урока.

В случае необходимости учитель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть не нужные слайды. Эти возможности программы позволяют максимально настраивать любую имеющуюся презентацию под конкретный урок в конкретном классе. Презентации можно эффективно использовать на разных этапах урока. При объяснении нового материала: акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучаемой темы. При закреплении знаний, используя программу Power Point, можно организовать на уроке групповую деятельность учащихся.
Текстовый редактор Word использую для создания простых дидактических материалов, которые  предлагаю учащимся для  самостоятельной работы на уроке. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например реферат, доклад, сообщение и пр.

Компьютерное тестирование.

В деятельности педагога важным звеном является диагностика знаний учащихся. 
Учитель, решивший воспользоваться тестовыми методом, может самостоятельно создать тест, пользуясь соответствующей оболочкой - системой для создания тестов. В настоящее время таких программ-оболочек великое множество.

Компьютерное тестирование даёт возможность за короткий промежуток времени фиксировать, анализировать результат проделанной работы, возвращаться к выполненному заданию, работать над ошибками.
Опыт работы показывает эффективность применения электронных тестов-тренажёров.

Работа с электронными энциклопедиями.

В настоящее время в России формируется рынок специальных программ, созданных для использования в качестве средства обучения (дидактического инструмента) на уроках истории. На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ учебного назначения.

Энциклопедии - предназначенные для осуществления  вспомогательной, дополняющей, иллюстрирующей функции по отношению к основному процессу обучения.

Работа с электронными энциклопедиями.
Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию, находящуюся на разных носителях. Компьютер позволяет отбирать и анализировать информацию. Для эффективного поиска информации необходимо научиться правильно формулировать вопросы и пользоваться поисковыми системами.

Работа с электронными энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. (Например: выбрав в электронной библиотеке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний.)
Данную работу на первом этапе можно проводить, отображая на экране всю последовательность операций для формирования у учащихся алгоритма поисковой деятельности.
Как показывает практика, учащиеся увлечённо осваивают компьютерные программы. При правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию.
Я  на уроках  использую следующие исторические  энциклопедии: CD «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», энциклопедии-путеводители CD «Эрмитаж», CD «Московский Кремль», сборники документальных фильмов – «I мировая война», «Великая Отечественная война», «Атлас Древнего мира» и т.д..

Интернет в учебном процессе.

Велико значение использование возможностей Интернета  при подготовке  и на уроках истории.
Интернет можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал.  В Интернете много сайтов, посвященные отдельным историческим периодам и разделам исторической науки. На этих сайтах можно найти не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в педагогическом процессе. 
Важным образовательным ресурсом являются методические сайты: сайт издательства «1 сентября» -  и его раздел «История», который содержит электронную версию газеты «История» и сайт «Я иду на урок истории». На этих сайтах содержится большое количество сценариев, уроков, олимпиад, исторических вечеров, разработок тестов и контрольных работ и др.

Использование Интернета на уроках истории значительно увеличивает объем информации, задействованной в историческом образовании, позволяет свободно реализовать современные интерактивные технологии, в том числе проектные и модульные.
Однако, учителю, использующему ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они позволяют оптимизировать трудозатраты учителя, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Информационные технологии призваны разгрузить учителя и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и творческой.

Опираясь на личностно-ориентированные технологии на деятельностной основе,  я создаю такие условия, которые помогают ребенку стать личностью, которая бы могла ориентироваться в потоках информации, оценивать происходящее с позиции общепринятых нравственных норм, вырабатывать собственную позицию, помогают стать активным, ответственным человеком, который сможет самореализоваться в меняющемся мире.

8. Риски и ограничения.

Трудоёмкость данного опыта для меня, как для пользователя, заключается в следующем:

1. В классе нет компьютера.

2. Не у всех учащихся есть дома компьютер, что может отрицательно влиять на самостоятельную работу детей. Ответственные ученики в этом случае вынуждены работать на компьютере в школе или обращаются за помощью к своим друзьям, что требует больше времени.

3. В отдельных моментах трудность составляет недостаточная компьютерная грамотность учителя.

4. На составление презентаций уходит много времени.

Заимствовать презентации в полном объеме у своих коллег или в Интернете не всегда возможно, т.к. они не всегда полностью соответствуют целям и задачам моего урока, учебным возможностям моего класса. Презентацию предварительно необходимо просмотреть, убрать ненужное, что-то добавить, проверить, чтоб она работала на школьном компьютере. Все это требует дополнительных временных затрат.

Когда учителя активнее начинают использовать информационные технологии в процессе обучения, они нередко забывают, что эффективным в этом случае является только деятельностный подход.  При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель должен обязательно ответить на вопрос: чем эффективнее будет использование этой технологии (демонстрация, видеоряд, программа и т. д.) в сравнении с традиционным, опробованным подходом, без ИКТ. Если использование ИКТ позволит сократить время на усвоение материала, научит ребенка самого делать выводы, даст возможность продемонстрировать то, что трудно описать словами, сделает процесс обучения интересным – это более эффективный подход, его следует использовать. Многие учителя, научившись создавать электронные презентации, начинают их применять достаточно часто. Наблюдается следующий факт: презентации, перегруженные наглядно-иллюстративным материалом, снижают эффективность его усвоения.

Таким образом, мы видим, что наряду с многочисленными преимуществами использование информационных технологий в процессе обучения может иметь противоречия и своего рода недостатки, если не учитывать их особенности и требования к использованию. Однако не следует забывать и о значении для учащегося общения с учителем Учитель всегда должен помнить о том, что центром внимания на уроке является не сама презентация, как бы красиво она не была выполнена и показана, а формы и методы обучения предмету с использованием той самой презентации. Главным в работе педагога является результат - хорошие знания ученика, которые могут быть получены в том числе и путем правильного подбора форм и методов обучения. 

9. Результативность опыта.

Целенаправленная работа на уроках истории и обществознания позволяет достичь позитивных результатов педагогической деятельности.

Систематическое использование персонального компьютера и информационных технологий на уроках приводит к целому ряду положительных результатов:

Использование ИКТ в процессе обучении позволило мне:

1. Значительно повысить положительную мотивацию учащихся к изучению моих предметов и, как следствие, их уровень обученности и качество знаний. 
2. Более качественно подготовить учащихся к итоговой аттестации. Результаты последней итоговой аттестации учащихся в форме ЕГЭ по истории и обществознанию показали, что ребятам стало намного легче справляться с заданиями ГИА и ЕГЭ.

Организация самостоятельной работы на уроках истории с применением ИКТ показывает, что:

1. Повысился познавательный интерес учащихся к истории: сократилось количество учеников, у которых ведущим мотивом учебной деятельности был мотив стабильности.

2. На основе обеспечения индивидуальных образовательных траекторий и дифференциации в содержании образования и его контролем вырос уровень освоения стандарта образования по истории.

3. Использование средств компьютерных технологий повлекло изменение методов обучения: увеличена доля исследовательских приемов: ученики отмечают личностные приобретения – «научился планировать свою работу», «нравится делать презентации, материал становится понятным для всех», «нравится руководить группой, потому что я должен знать несколько больше других».

4. Работа с разноплановой информацией по содержанию, форме подачи, источнику повлекло за собой изменение построения образовательного процесса на основе компетентностно-ориентированных технологий. Освоена технология развития критического мышления, проектный метод обучения.

5. Применение информационных технологий в преподавании истории на всех этапах урока, выполнение проектов по истории способствовали увеличению доли учеников, владеющих новыми информационными умениями.

6. Увеличилась доля учеников, способных к самостоятельной работе в обучении на уровнях продуктивной  и творческой деятельности.

Использование информационно-коммуникативной технологии на уроках истории и обществознания позволяет:

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

- повысить объем выполняемой работы на уроке;

- усовершенствовать контроль знаний;

- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

- изменяется к лучшему взаимоотношение с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными ПК;

- изменяется, особенно у пяти - семиклассников, отношение к ПК, как к дорогой увлекательной игрушке. Ребята начинают его воспринимать в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности;

- появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителя информатики и истории.

И как естественное следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества знания учащихся.

 

Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала.
В заключение хотелось бы сказать, что современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием информационных технологий.

 

Список литературы и Интернет-ресурсов:

1.     Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

2.     О.В. Брыкова. ИКТ в предметной области. Часть IV. История и обществознание. – СПб. ГОУ ДПО ЦПКС СПб, 2010. – 76с.

3.     Шевченко Н.И. «Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания»//Москва: Изд-во «Русское слово»,2008г.

4.      Интернет в гуманитарном образовании. Под редакцией Полат Е.С. М., Владос, 2001 г. 

5.     Электронное пособие. Обществознание 9 – 11 классы. – Волгоград.: «Учитель», 2010

6.     Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. // Преподавание истории в школе. 2001 № 8. С.40-46

7.     http://history.ru/ Методика преподавания истории

8.     http://it-n.ru/ Сеть творческих учителей

9.     http://www.fipi.ru/ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений.

10.   http://www.km.ru/ – Сайт «Кирилл и Мефодий»

.  .  .