Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект урока русского языка "Связь слов в словосочетании"

Дата публикации: 2017-10-18 20:07:43
Статью разместил(а):
Кудяшева Елена Юрьевна

Конспект урока русского языка на тему

«Связь слов в словосочетании»

Автор: Кудяшева Елена Юрьевна

КОГПОБУ «Орлово-Вятский сельскохозяйственный колледж»

 

1.    Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

2.     Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

3.     Форма урока: комбинированный урок.

4.     Цели по содержанию: образовательная: дать понятие о видах связи слов в словосочетании; развивающие: формировать умение определять способ связи слов в словосочетании, вырабатывать навык синтаксического разбора, повторить морфемный разбор, формировать умение использовать в речи словосочетания-стилистические синонимы; воспитательная: воспитывать внимание учащихся.

5.     Методы обучения: объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый.

6.     Методические приемы: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемами, выполнение тестовых заданий.

7.     Формы организации познавательной деятельности: фронтальная и групповая.

8.     Средства обучения: Русский язык. 8 класс / под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Барановой. – М.: Просвещение, 2008, чистые листы (А4), карточки-задания, отпечатанный тест.

9.     Оформление доски: 

Число.

Классная работа.

Способы подчинительной связи.

 

Ход урока:

1.     Оргмомент.  

Здравствуйте, ребята. Запишите в тетради число, классная работа.

2.     Целеполагание и мотивация.

Мы продолжаем изучение темы «Словосочетание». Кроме этого, на сегодняшнем уроке у нас произойдет необычная встреча лингвистики и литературы. Понаблюдаем за словосочетаниями в рассказе Шукшина. Результатом урока должны стать тесты, выполненные вами самостоятельно, в которых вы покажите знания, полученные на уроках.

3.     Актуализация прежних знаний.

Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, что такое словосочетание; чем сочинительные словосочетания  отличаются от подчинительных, иметь представление о том, что такое грамматическое значение, какие сочетания слов не являются словосочетаниями.

Выполним прежде синтаксический разбор предложения

Дыхание северных ветров то прохватывает тайгу болотной сединой, то вплетает в нее золотые, оранжевые и серебристо-желтые пряди.

А сейчас обобщим имеющиеся у вас знания о словосочетании.

Дайте определение словосочетанию (Словосочетание – это сочетание двух (и более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически).

По характеру связи между словами словосочетания делятся на… (сочинительные и подчинительные)

Чем сочинительные словосочетания отличаются от подчинительных? (в подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое – зависимое, от главного к зависимому можно задать вопрос; в сочинительном словосочетании нет главного и зависимого слова, слова, входящие в сочинительные словосочетания, равноправны).

Какие три типа словосочетания по морфологическим свойствам мы знаем? (именное, глагольное, наречное).

Расскажите о грамматическом значении словосочетания, используя таблицу

4.      Первичное усвоение нового материала.

Давайте вспомним, какие сочетания слов не являются словосочетаниями? Сегодня на уроке мы познакомимся с тремя видами подчинительной связи.

Что мы знаем о строении словосочетания? (словосочетание состоит из главного и зависимого слов).

Запись в тетрадь: согласование – Какой? Который? Чей?

Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже.

Какие части речи могут отвечать на эти вопросы? (имена прилагательные и все части речи с признаками прилагательных: порядковое числительное, причастие, местоимение).

Грамматическое значение – определительное.

Запись в тетрадь: управление – вопросы падежей, зависимое слово согласуется с главным в том же падеже.

На падежные вопросы отвечает какая часть речи? (Существительное, местоимение).

Грамматическое значение – дополнительное.

Примыкание  – где? Как? Куда? и др. Зависимое слово – неизменяемая часть речи. Это – наречие, деепричастие, инфинитив глагола.

Грамматическое значение – обстоятельственное.

5.     Осознание и осмысление учебной информации.

Какие три типа синтаксической связи существует в словосочетании? (Согласование, управление и примыкание).

6. Первичное закрепление учебного материала.

А сейчас поработаем с текстом.

Машина летела по целине, прыгала. Горящие бочки грохотали в кузове. Гринька закусил до крови губы, почти лёг на штурвал. Крутой, обрывистый берег приближался угнетающе медленно. На косогорочке, на зеленой мокрой травке, колеса забуксовали. Машина юзом поползла назад. Гринька вспотел. Молниеносно перекинул скорость, дал левее руля, выехал. И опять выжал из мотора всю его мощь. (В.М.Шукшин «Гринька Малюгин»)     (приложение 1).

Докажите, что перед вами текст.

Объясните постановку знаков препинания, встретившихся в этом тексте.

Исследование текста:

Выпишите все словосочетания, обозначьте словосочетания с согласованием, управлением, примыканием.

Игровая пауза:

Поработали письменно, теперь предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть, когда услышите словосочетание со связью согласование: веселые крики, играя лучами, великолепный день, прислушиваясь к звукам, запорошив кусты, спящий лес, глубокие сугробы, прозрачные кружева.

Чтобы узнать, насколько вы усвоили тему урока, выполним тест (приложение 2).

1. Укажите верное определение.

а) словосочетание – это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

б) словосочетание – это то же самое, что и предложение.

в) словосочетание – это сочетание двух (не более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

г) словосочетание – это соединение слов одной части речи.

2. Продолжите предложение: Сочинительные словосочетания состоят из…

а) главного и придаточного слова

б) равноправных слов

в) однородных слов

г) из главного и зависимого слова

3. Укажите строку, в которой записаны только сочинительные словосочетания.

а) березы и осины; раннее утро

б) было тихо; дождь и снег

в) реки и озера; тонкий, но прочный

г) услышали шум; скрип дверей

4. Какое словосочетание обозначает действие и предмет, на который оно переходит.

а) грибы и ягоды

б) открывать окно

в) пасмурный день

г) быстро соображать

5. Продолжите предложение: Однородными членами предложения являются слова из…

 а) подчинительного словосочетания

б) любого словосочетания

в) сочинительного словосочетания

г) словосочетания, в котором слова принадлежат к разным частям речи.

6. Определите тип подчинительной связи:

Хвойный лес                                        согласование

Виртуозно играть –                             управление

Настольные часы-                               примыкание

Играю на компьютере-                       согласование

Лес шумит -                                         управление

А сейчас поменяемся тетрадями друг с другом и проверим результаты.

Ответы к тесту: 1 – а;  2 – б;   3 – в;   4 – б;   5 – в.

7. Информация о домашнем задании.

Запишите домашнее задание: стр. 33-34 учебника, упр.70. 

8. Рефлексия (подведение итогов урока).

Итак, что мы сегодня изучали? (Способы связи слов в словосочетании).

Какой способ связи называется согласованием?

Управлением?

Примыканием?

Какими частями речи могут быть выражены зависимые слова при согласовании? (прилагательным, причастием, местоимением-прилагательным, порядковым числительным).

При управлении? (существительным, местоимением-существительным с предлогом или без предлога).

При примыкании? (неизменяемыми частями речи).

Как выражается грамматическая связь при согласовании? (при помощи окончания зависимого слова).

При управлении? (окончание, окончание + предлог).

При примыкании? (связь грамматически не выражена, зависимое слово связано с главным только по смыслу).

Для подведения того, что мы изучили о словосочетании, составим коллективный портрет словосочетания. Результат вывесим на доску (групповая работа).

Далее учитель выставляет оценки и благодарит учащихся за работу на уроке.

 

 

Приложение № 1

Машина летела по целине, прыгала. Горящие бочки грохотали в кузове. Гринька закусил до крови губы, почти лёг на штурвал. Крутой, обрывистый берег приближался угнетающе медленно. На косогорочке, на зеленой мокрой травке, колеса забуксовали. Машина юзом поползла назад. Гринька вспотел. Молниеносно перекинул скорость, дал левее руля, выехал. И опять выжал из мотора всю его мощь (В.М.Шукшин «Гринька Малюгин»).

 

 

Приложение № 2

Итоговое тестирование.

1. Укажите верное определение.

а) словосочетание – это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

б) словосочетание – это то же самое, что и предложение.

в) словосочетание – это сочетание двух (не более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

г) словосочетание – это соединение слов одной части речи.

2. Продолжите предложение: Сочинительные словосочетания состоят из…

а) главного и придаточного слова

б) равноправных слов

в) однородных слов

г) из главного и зависимого слова

3. Укажите строку, в которой записаны только сочинительные словосочетания.

а) березы и осины; раннее утро

б) было тихо; дождь и снег

в) реки и озера; тонкий, но прочный

г) услышали шум; скрип дверей

4. Какое словосочетание обозначает действие и предмет, на который оно переходит.

а) грибы и ягоды

б) открывать окно

в) пасмурный день

г) быстро соображать

5. Продолжите предложение: Однородными членами предложения являются слова из…

 а) подчинительного словосочетания

б) любого словосочетания

в) сочинительного словосочетания

г) словосочетания, в котором слова принадлежат к разным частям речи.

6. Определите тип подчинительной связи:

Хвойный лес                                        согласование

Виртуозно играть –                             управление

Настольные часы-                               примыкание

Играю на компьютере-                       согласование

Лес шумит -                                         управление

.  .  .