Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Рабочая программа музыкального руководителя

Дата публикации: 2023-01-07 18:36:42
Статью разместил(а):
Вылегжанина Анжелика Борисовна

Рабочая программа музыкального руководителя

Автор: Вылегжанина Анжелика Борисовна

АН ДОО «Алмазик», Детский сад № 47 «Лесная сказка», п. Айхал, Республика Саха (Якутия)

 

Аннотация: В этой статье представлена рабочая программа музыкального руководителя в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

 

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка» для детей дошкольного и раннего возраста (1,5 – 6 лет) детского сада № 47 «Лесная сказка» - филиала АН ДОО «Алмазик» на 2021 – 2022 учебный год (далее РП) представляет внутренний образовательный документ и является основанием для оценки качества музыкального образовательного процесса обучения и воспитания детей в детском саду.

РП разработана в соответствии с:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384);

- Письмом Министерства образования и науки РФ № 08-249 от 28 февраля 2014 г. «Комментарии к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования»;

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам-образовательным программам дошкольного образования»;

- Действующими санитарными требованиями нормами и правилами;

- Основной образовательной программой детского сада № 47 «Лесная сказка» - филиал АН ДОО «Алмазик» (далее ООП);

- Положением о рабочей программе специалистов детского сада № 47 «Лесная сказка» - филиала АН ДОО «Алмазик».

РП музыкального руководителя является компонентом ООП и состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного. РП определяет обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений ООП.

Обязательная часть образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка» разработана на основе программы «Ладушки» И.М. Каплуновой, И.А. Новоскольцевой Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. СПб.: «Реноме», 2015 г, изд. 2е. дополненное и переработанное.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений разработана на основе парциальных программ:

- Тарасова Т.А., Власова Л.С. Я и мое здоровье: Практическое пособие для развития и укрепления навыков здорового образа жизни у детей от 2 до 7 лет. Программа занятий, упражнения и дидактические игры. – М.: Школьная Пресса. Программа рассчитана на детей с 3-6 лет и реализуется через перспективное планирование факультатива «Я и мое здоровье»

- Лебедева Н.Н. Региональная экологическая программа воспитания и образования дошкольников Арктики «Северное сияние»: учебно-методический комплект/ М-во образования Республики Саха (Якутия), Ин-развития образования и повышения квалификации РС(Я)-Якутск: Изд-во ИРО и ПК. Программа рассчитана на детей с 5-6 лет и реализуется через перспективное планирование факультатива «Наш дом-природа».

Срок реализации РП – 1 год для групп детского сада: группы раннего возраста (1,5 - 3 лет), младшей группы (3-4 лет), средней группы (4-5 лет), старшей группы (5-6 лет). Занятия проводятся 2 раза в неделю для каждой возрастной группы. Учебный год в детском саду начинается с 1 сентября 2021 года и заканчивается 31 мая 2022 года. С 01 июня по 31 августа – летний оздоровительный период. В это время проводится совместная образовательная деятельность педагога с детьми только эстетически-оздоровительного цикла (музыкального, спортивного, изобразительного искусства).

2. Цели и задачи РП. 

Учебный план 

Возрастная группа

Продолжительность занятия в мин.

Кол-во занятий в неделю

Кол-во занятий в месяц

Кол-во занятий в год

Учебный год

Летний оздоровительный период

Младшая группа (3-4 лет)

15

2

8

72

26

Старшая группа (5-6 лет) 

25

2

8

72

27

Ребёнок на пороге школы (6-8 лет)

30

2

8

72

27

РП отвечает возрастным и психологическим особенностям детей, разработана с учетом дидактических принципов, методикой музыкального воспитания детей дошкольного возраста и направлена на формирование основ музыкальной культуры и развитие основных музыкальных способностей дошкольников: ладового чувства, звуко-высотного слуха, чувства ритма посредством музыкальной деятельности. РП обеспечивает осуществление образовательной деятельности в двух основных организационных моделях, включающих:

1) совместную деятельность взрослого и детей,

2) самостоятельную деятельность детей.

Содержание РП в полном объеме реализуется в совместной деятельности педагогов и детей, а также через оптимальную организацию самостоятельной деятельности детей. Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается деятельность двух и более участников образовательной деятельности (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе музыкальной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками. Под самостоятельной деятельностью детей понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

В основу РП положен полихудожественный подход, основанный на интеграции разных видов музыкальной деятельности: исполнительство, ритмика; музыкально-театрализованная деятельность. Данный подход к музыкальному воспитанию детей способствует сохранению целостности восприятия, позволяет оптимизировать и активизировать музыкальное восприятие на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.

Цели 

Задачи 

Обязательная часть 

Создание условий для развития музыкальных способностей в различных видах музыкальной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных потребностей, состояния здоровья детей.  

 

- обеспечить сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их эмоционального благополучия, повысить сопротивляемость к заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды. 

- формировать начало музыкальной культуры, способствовать развитию общей духовной культуры. 

- подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений; 

- развивать музыкальные и творческие, коммуникативные способности детей (с учётом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности. 

- заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей); 

- подготовить детей к освоению приёмов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям; 

- развивать музыкальные и творческие способности детей в процессе ознакомления с произведениями, имеющими подлинную художественную ценность, с помощью различных видов музыкальной деятельности, учётом возможностей каждого ребёнка; 

- вызывать и поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально – эстетические потребности, начала вкуса, признание ценности музыки, представления о красоте;  

- воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, родной природе посредством приобщения детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре. 

- совместно с семьёй создавать условия для музыкального развития детей, творческого использования музыкальных впечатлений, способностей в повседневной жизни, в семье, самостоятельной музыкальной деятельности. 

- совместно со специалистами и воспитателями создавать условия для полноценного проживания воспитанниками дошкольного детства, для выражения своих музыкальных впечатлений во время занятий, режимных моментов, праздников, развлечений, исполнительской и творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках), в совместной, самостоятельной, игровой и театрализованной деятельности. 

- обеспечить взаимодействие семьи и детского сада для повышения педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах музыкального развития и образования. 

Часть, формируемая участниками образовательных отношений 

Формирование у детей бережного отношения к природе родного якутского края, народным традициям и обычаям посредством музыкального искусства и музыкально – игровой деятельности. 

Создание условий способствовующих воспитанию у детей привычки к здоровому образу жизни средствами музыкального воспитания. 

- Формировать у детей бережное отношение к природе родного якутского края, народным традициям и обычаям посредством музыкального искусства и музыкально – игровой деятельности. 

- Воспитывать бережливое отношение к природе, животным посредством музыкальных произведений; 

- Воспитывать нравственные чувства, интерес к культуре и музыке народов родного края. 

- Развивать представление дошкольников об играх северных народов. 

- Формировать у дошкольников представления о здоровом образе жизни, о собственном организме и здоровье в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями каждого ребенка посредством музыкальной и игровой деятельности. 

3. Принципы и подходы к формированию РП. 

Обязательная часть:

· Принцип оздоровительной направленности, обеспечивающий целостный подход к сохранению и укреплению здоровья ребёнка, его эмоционально - психологического благополучия, бережного отношения к его слуху и голосу, развитию органов дыхания, обеспечению оптимального двигательного режима во время музыкальной и творческой деятельности, формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, органах дыхания и речи, воспитанию у ребёнка бережного отношения к своему голосовому аппарату. 

· Принцип развивающего обучения - образовательное содержание предъявляется ребенку с учётом актуальных и потенциальных возможностей, его интересов, склонностей и способностей. 

· Принцип личностно ориентированного подхода – в работе с детьми педагог учитывает индивидуальные, психологические, музыкальные и творческие особенности развития ребёнка. 

· Принцип возрастной адекватности образования (подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования опираясь на особенности возраста и психологический анализ задач развития, учитывать его индивидуальные интересы, особенности). 

· Принцип последовательности - от простого к сложному, т.е. усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания в соответствии с возрастными особенностями дошкольников. 

· Принцип интеграции образовательных областей. 

· Принцип проектно-тематического событийного построения образовательного процесса в детском саду. Тематический принцип построения РП. 

· Принцип целостного подхода в решении педагогических задач: 

 - обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание музыки, игры, пляски, музицирование; 

- претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности (организация мини-концертов на знакомом детям материале и пр.); 

- Оказание поддержки родителям в организации художественно-творческой и музыкальной деятельности детей в домашних условиях: лекции, консультации, творческие игры, совместные мероприятия. 

· Принцип создания обстановки, в которой ребёнок себя чувствует комфортно - не принуждать детей к действиям, играм и пению, а дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии. 

· Принцип соотношения музыкального материала с природным и историко-культурным календарём – в силу возрастных особенностей дети не всегда могут осмыслить значение того или иного календарного события. Нужно дать им возможность принять в нём посильное участие, посмотреть выступления других детей и воспитателей, и в какой – то мере проявить свои творческие способности. 

· Принцип партнёрства - взрослый и ребёнок общаются на равных, на одном уровне. Педагог вместо фраз «Я взрослый», «Я больше тебя знаю», «Делай, как я говорю» - предлагает детям: «Давайте поиграем», «Покажите мне», «Кто мне поможет». 

· Принцип положительной оценки деятельности детей - педагог не делает замечания малышам 3-4 лет; ребятам 5 – 7лет – корректные замечания с акцентом на положительные моменты. 

1. Принцип паритета - не остаются без внимания любые положительные проявления в музыкальной деятельности каждого ребёнка. 

2. Принцип сотрудничества с семьей (совместное воспитание и развитие детей, вовлечение родителей в образовательные отношения детского сада). 

Часть, формируемая участниками образовательных отношений:

1. Принцип цикличности – повторение тем с углублением и обогащением содержания музыкальной и творческой деятельности. 

2. Принцип контрастного сопоставления репертуара – создание проблемных познавательно-оценочных ситуаций. 

3. Принцип адаптивности – гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индивидуальных особенностей детей, возрастных особенностей, опыта восприятия, возможностей музыкального развития, выбора форм организации музыкальной деятельности, методов и приёмов обучения. 

4. Принцип синкретизма – взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно – эстетической деятельности при объединяющей роли восприятия. 

Принцип здоровье сбережения – использования в работе с воспитанниками здоровьесберегающих методов и технологий в музыкальной и игровой деятельности. 

4. Значимые для разработки и реализации РП характеристики  

Значимые характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста 

Обязательная часть 

Младшая группа  (3-4 лет) 

Старшая группа (5-6 лет) 

Ребенок на пороге школы (6-8 лет) 

Ребенок: 

- способен проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку; 

- способен ориентироваться в свойствах музыкального звука (высоко – низко, громко – тихо); 

- подпевает элементарные попевки; 

- играет на шумовых музыкальных инструментах; 

- узнаёт знакомые песни; 

- принимает участие в играх и плясках. 

Ребенок: 

- способен ощущать музыкальные фразы, ритмично двигаться и выполнять перестроения; 

- способен согласовывать движения с текстом песен; 

- называть любимые сказки и рассказы, музыкальные произведения; 

- продолжает развиваться эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формируется музыкальная культура на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой; 

- продолжают развиваться музыкальные способности: звуковысотный (способность определять различие звуков по высоте), ритмический (умение слышать и воспроизводить ритмический рисунок), тембровый, динамический слух (определять тихое – громкое звучание музыки), эмоциональная отзывчивость и творческая активность. 

Ребенок: 

- способен понимать ценность произведений музыкального искусства; 

- совершенствует звуковысотный (способность определять различие звуков по высоте), ритмический (умение слышать и воспроизводить ритмический рисунок), тембровый (воспринимать индивидуальную окраску голоса), динамический слух (определять тихое – громкое звучание музыки); 

- проявляет яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера в исполнительской деятельности, движениях под музыку; 

- продолжает формироваться певческий голос, развиваются ритмические движения под музыку. 

Значимые для разработки и реализации РП характеристики 

Часть, формируемая участниками образовательных отношений 

Особенности географического положения 

Детский сад № 47 «Лесная сказка» - филиала АН ДОО «Алмазик» находится в приполярном рабочем поселке Айхал, Республики Саха (Якутия), Мирнинского района. Экстремальные условия Крайнего Севера влияют на проведение прогулок детей в детском саду. Эти особенности потребовали пересмотра содержания образовательной работы по ознакомлению детей с объектами живой и неживой природы. Сезонными изменениями в природе, их отличием в соответствии с календарём природы. В силу климатических особенностей не высокой двигательной активности детей в семье. 

Специфика национальных и социокультурных условий 

Содержание образовательного процесса спланировано с учетом региональной расположенности детского сада. В нем отражена образовательная работа по приобщению детей к истокам народной культуры Республики Саха (Якутия), знакомство с обычаями и традициями народов Крайнего Севера проживающих на территории республики. Основной отраслью поселка Айхал является алмазодобывающая промышленность. Большинство родителей детей детского сада являются работниками АК «АЛРОСА».  

5. Планируемые результаты освоения РП.

Результат освоения РП представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой планируемые результаты возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования. Планируемые результаты представлены как основные способности и компетенции развития воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.

Обязательная часть 

Младшая группа  (3-4 лет) 

Старшая группа (5-6 лет) 

Ребенок на пороге школы (6-8 лет) 

Музыкально-ритмические движения (упражнения, игры, пляски, хороводы) 

Ребенок: 

- способен активно и с желанием участвовать в разных видах музыкальной деятельности на основе литературного текста и музыкального произведения (участвует в музыкальных играх, играх – драматизациях); 

- способен ритмично двигаться под музыку. 

Ребенок: 

- двигается ритмично; чувствует смену частей музыки; 

- проявляет творчество в движениях под музыку; 

- выполняет эмоционально окрашенные движения в соответствии с характером музыки. 

Ребенок: 

- двигается ритмично, чувствует смену частей музыки;  

- проявляет творчество; 

- Выполняет эмоционально окрашенные движения в соответствии с характером музыки;  

- ориентируется в пространстве зала;  

- выражает желание выступать самостоятельно. 

Развитие чувства ритма, музицирование 

Ребенок: 

- воспроизводит в хлопках и движениях метр мелодии; 

- принимает участие в дидактических играх; 

- узнаёт знакомые инструменты; 

- воспроизводит метр музыки на шумовых детских музыкальных инструментах. 

Ребенок: 

- воспроизводит ритмические формулы в хлопках, движениях, на детских музыкальных инструментах. 

Ребенок: 

- воспроизводит усложнённые ритмические формулы в хлопках, движениях, на ДМИ; 

- удерживает ритм в двухголосии 

Слушание музыки 

Ребенок: 

- узнаёт знакомые музыкальные произведения; 

- способен подобрать картинку или игрушку к знакомому ребёнку музыкальному произведению. 

Ребенок: 

- эмоционально откликается на музыку различного характера, высказывается о музыке, её образах; 

- стремится передать в движении характер музыкального произведения; 

- различает двухчастную, трехчастную форму музыки; 

- отображает своё отношение к музыке в изобразительной деятельности; 

- способен придумывать сюжет к музыкальному произведению. 

Ребенок: 

- сформирована эмоциональная отзывчивость на музыку, восприятие и передача в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений различного характера, высказывается о музыке, её образах, чувствует характер каждой части; связывает характер музыки с образом; 

- самостоятельно придумывает небольшой сюжет; 

- проявляет стремление передать в движении характер музыкального произведения; 

- различает двухчастную, трёхчастную музыку; 

- отражает своё отношение к музыке в изобразительной деятельности; 

- проявляет желание музицировать. 

Распевание, пение. 

Ребенок: 

- принимает участие в пении, подпевании, интонирует отдельные отрезки мелодии, общее направление мелодии. 

Ребенок: 

- эмоционально и выразительно исполняет песни; 

- придумывает движения для обыгрывания песни; 

- узнаёт знакомые песни по любому фрагменту; 

- проявляет желание солировать. 

Ребенок: 

- эмоционально и выразительно исполняет песни; 

- способен инсценировать песню; 

- проявляет желание солировать; 

- узнаёт знакомые песни по любому фрагменту; 

- имеет музыкальные предпочтения в исполнительской деятельности (наличие любимых песен). 

Часть, формируемая участниками образовательных отношений 

Ребенок: 

- принимает активное участие в коммуникативных играх, плясках; 

- по показу воспитателя выполняет дыхательные, речевые, пальчиковые игры,  

- с поддержкой голоса взрослого воспроизводит логоритмические песенки или повторяющиеся фразы; 

- участвует в театрализованной деятельности на доступном для ребёнка уровне. 

Ребенок: 

- осознаёт важность бережного отношения к голосовому аппарату, голосу. 

- выполняет дыхательные упражнения, речевые и артикуляционные упражнения, пальчиковую гимнастику; 

- использует логоритмические игры, попевки; 

- знаком с элементарными движениями, играми народов Севера; 

- осознаёт важность бережного отношения к родной природе, музыке, культуре; 

- активно участвует в театрализованной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, творческими способностями. 

Ребенок: 

- осознаёт важность бережного отношения к голосовому аппарату, голосу. 

- осознанно выполняет дыхательные упражнения, речевые и артикуляционные упражнения, пальчиковую гимнастику; 

- использует в музыкальной деятельности логоритмические игры, попевки; 

- использует в играх и танцах элементарные движения народов Севера; 

- осознаёт важность бережного отношения к родной природе, музыке, культуре; 

- активно участвует в театрализованной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, творческими способностями. 

6. Мониторинг индивидуального развития детей 

ООП предусматривает систему мониторинга развития детей, динамику их образовательных достижений основанной на методах наблюдения, беседе, анализе детской музыкальной деятельности, диагностических ситуациях.

Мониторинг индивидуального развития детей проводится по направлениям:

1. Мониторинг возможных достижений воспитанников по освоению ООП проводится 2 раза в год (в начале и в конце учебного года). В первом случае помогает выявить первоначальные музыкальные способности воспитанников по образовательной области «Художественно эстетическое развитие» направление «Музыка», а во втором наличие динамики сформированных способностей воспитанников. Для интеграции в систему мониторинга ООП детского сада №47 «Лесная сказка», разработаны единые критерии и индикаторы деятельностно-субъектных и эмоционально-субъектных проявлений ребенка в музыкальной деятельности (на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе,  О.В.Солнцева).

2. Мониторинг развития музыкальных способностей включает в себя

a. оценку результативности освоения РП по направлениям музыкального развития воспитанников (разработана на основе Программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» И.М.Каплуновой, И.А.Новоскольцевой. СПб.: «Реноме», 2015 г, изд. 2е. дополненное и переработанное).

b. Оценку темпа прироста индивидуального прироста музыкальных способностей по методике В.И. Усакова.

На основе параметров разработанна таблица мониторинга темпа прироста индивидуального развития музыкальных способностей.

 

.  .  .