Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках информатики через создание учебных ситуаций

Дата публикации: 2022-10-13 10:45:06
Статью разместил(а):
Попыванова Ольга Александровна

Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках информатики через создание учебных ситуаций

Автор: Попыванова Ольга Александровна

МКОУ "СОШ № 2 с УИОП", пгт Восточный Омутнинского района Кировской области

 

Аннотация: Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Одной из базовых технологий, способствующих формированию функциональной грамотности является технология, основанная на  создании учебной ситуации.

Ключевые слова: функциональная грамотность, учебные ситуации.

 

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни. Обучающийся должен приобрести практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями. 

Данные качества функционально грамотной личности могут и должны рассматриваться как портрет современного выпускника школы.

Основные направления формирования функциональной грамотности:

- математическая грамотность – это способность применять математику для решения проблем реального мира.
- читательская грамотность – способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста,
интерпретировать и использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни.
- естественнонаучная грамотность;
- финансовая грамотность;
- креативное мышление – способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках информатики возможно через решение трех основных задач:

1. Достижение уровня образованности, соответствующего потенциалу учащегося и обеспечивающего дальнейшее развитие личности и возможность самообразования.

2. Формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей средствами ИКТ.

3. Накопление у учащихся опыта общения и взаимодействия на гуманистических отношениях.

Для эффективного формирования функциональной грамотности на уроках информатики необходимо использовать методы активного обучения на основе реальных ситуаций.

В учебном процессе необходимо создавать учебные ситуации, инициирующие учебную деятельность учащихся, мотивирующие их на эту деятельность и проясняющие смыслы этой деятельности. Необходимо наряду с тренировочными учебными заданиями,
строящимися по принципу «от способа к задаче» предлагать учебные задания и иного типа («от задачи к выбору способа»), а также иные учебные задания, в которых:

- проблема ставится ВНЕ предметной области, но решается с привлечением предметных и метапредметных знаний, умений и
навыков, при этом требуется «перевод» с обыденного языка на язык предмета;
- ситуация требует осознанного принятия решения: выбора способа действий, модели поведения и т.п.

Одной из базовых технологий, способствующих формированию функциональной грамотности является технология, основанная на создании учебной ситуации. Технология ориентирует педагога создавать такие условия, чтоб ученики понимали, что каждая выполняемая работа может пригодиться в жизни. Учебная ситуация – моделирование реальной жизненной ситуации, важным условие которой является умение планировать свою деятельность.

Проблема заключается в том, как смоделировать урок информатики на основе учебных ситуаций, которые формируют умение планировать свою деятельность.

Как известно, термин «учебная ситуация» использовался в ряде отечественных дидактических работ задолго до появления названных подходов. Э.Ф. Зеер рассматривает учебную ситуацию  «как возможность установления связи между знаниеми ситуацией». И.А. Зимняя  отмечает, что формирование компетентностей обучающихся «неизбежно предполагает создание учебных ситуаций различных уровней проблемности», которая является признаком реальных жизненных ситуаций . Анализ зарубежных и отечественных источников последних лет позволил выявить ряд подходов к определению «учебной ситуации». На мой взгляд, целесообразным является следующее определение:

«Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют и преобразуют его и частично запоминают». По мнению Пассова Е.И. именно такое понимание ситуации дает возможность моделировать ее  в учебном процессе и создавать условия, адекватные реальным.

Данная технология учит планировать свою деятельность и имеет тесную связь с жизнью. Учебная ситуация должна провоцировать  детей на активное действие, причем не вынуждения, а побуждения.

Технология создания учебной ситуации включает в себя следующие этапы:

1 этап – выделение проблемы, мотивация, приближенная к жизни, и формулирование творческого задания для учеников.

2 этап - организация выполнения учениками творческого задания.

3 этап - демонстрация  продукта обучающихся.

4 этап – организация рефлексивной деятельности учеников и учителя.

Учебные ситуации я использую как  на этапе урока, так и целым уроком. Проектируя учебные ситуации,  учитываю возраст ребенка и уровень сформированности действий обучающихся.

В ходе работы по подбору и составлению учебных ситуаций по формированию умения планировать свою деятельность  я решила придерживаться их типологии.

1. Ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения.

1 этап – мотивация и проблема: «вы поздно вечером вспомнили, что завтра у вашего друга день рождения; у вас нет цветной бумаги, фломастеров и, к сожалению, кончились краски, но у вас есть компьютер, какой подарок вы можете подарить своему другу».

2 этап – деление обучающихся на группы, выдача и пояснение учителем алгоритма создания поздравительной открытки в программе Paint, обучающиеся распределяют деятельность среди членов группы, планируют свою деятельность по созданию открытки, составляют план представления своей творческой работы.

3 этап - демонстрация готовых поздравительных открыток каждой группой, защита своей работы по составленному плану.

4 этап - анализ и оценка работ других групп по критериям: оформление, содержание. Выбор лучшей работы урока.

2. Ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал. Главное условие – иллюстрация должна воссоздавать сюжет, поясняющий материал образно.

1 этап – мотивация и проблема: Проводится просмотр фрагмента фильма «Пираты Силиконовой долины». Задание: докажите, что название соответствует содержанию. Почему Билл Гейтс и Стив Джобс названы пиратами?

2 этап - деление обучающихся на группы, обсуждение задания в группе, составление плана для доказательства факта, подтверждение сказанного аргументом.

3 этап - выступления представителей групп, предъявляющих факты о пиратстве представителей Силиконовой долины.

4 этап – Обсуждение обучающимися.

3. Ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;

1 этап – проблема и мотивация: Двое соседей-дачников собрались построить мост через ручей, разделяющий их дачные участки. Расстояние от ручья до домика каждого дачника разное, причем домик одного дачника располагается чуть ниже по течению относительно домика другого. Как построить мост через ручей, чтобы он стоял на одинаковом расстоянии от обоих домиков? Давайте поможем двум соседям.

2 этап – Обучающиеся делятся на группы, составляют планы решения данной проблемы (создают чертежи и рисунки, делают расчеты).

3 этап – представление алгоритма готового решения, поиск ошибок.

4 этап – анализ собственного решения на основе представленного учителем эталона (замер расстояний между домиками и деление его пополам, построение перпендикуляра в сторону ручья, нахождение точки пересечения, т.е. поиск правильного решения).

В процессе деятельности обучающиеся не только учатся работать по готовому алгоритму, но и самостоятельно составляют план своей деятельности, выявляют ошибки в плане и исправляют их, то есть переходят с одного уровня деятельности на другой (более высокий).

4. Ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации

1 этап – проблема и мотивация: «На уроке литературы вам дали задание выучить биографию А.С.Пушкина. Вам разрешат пользоваться подсказкой, если она будет в виде кластера. Будем делать подсказку? Что для этого нам необходимо сделать?».

2 этап - знакомство с понятием «КЛАСТЕР» (поиск определения в различных источниках, предложенных обучающимися), разработка обучающимися алгоритма создания кластера в MSWord, работа с биографией Пушкина по выявлению важных для отражения в кластере фактов его жизни, создание  кластера-подсказки по Пушкину.

3 этап – просмотр готовых работ, дискуссия по каждой представленной работе.

4 этап – взаимообмен кластерами.

В зависимости от подходов к организации процесса обучения в своей практике я использую учебные ситуации, где источником знаний является учитель, где в подаче и контроле содержания участвуют как учитель, так и учащиеся, а также учебные ситуации, где сами обучающиеся непосредственно контролируют содержание изучаемого материала, и нет внешнего взаимодействия на основе изучаемого материала между ними и учителем.

Технология создания учебных ситуаций находит своё отражение на уроках информатики  и в знакомстве с компьютером, и в овладении способами работы с информацией, в развитии критического мышления к ней, применении компьютерных технологий для решения учебных задач по разным предметам.

 

Литература:

1. Ахшалова С.А. и др. Сборник разноуровневых заданий по развитию функциональной математической грамотности учащихся.

2. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Функциональная грамотность выпускников школ // Социологические исследования. № 5. 2007. С. 140-144.

3. Богданова В.А. Формирование информационно-функциональной компетентности школьников в процессе реализации личностно ориентированной модели педагогического процесса / В.А. Богданова – 2007.

 

.  .  .