Духовно-нравственное воспитание школьников в процессе изучения родного края
Духовно-нравственное воспитание школьников в процессе изучения родного края во внеурочной деятельности
Автор: Рязанова Елена Михайловна
МОУ «Тимоновская СОШ»
Новые реалии, в которых учащимися приобретаются знания об истории или природе своего края и используются ими в практической деятельности на благо окружающих людей, это - процесс регионализации, касающийся жизни субъекта российского общества в плане сохранения национальной самобытности, истории, экономики, культуры, особенностей обучения и воспитания.
Опыт работы в данном направлении приводит к решению следующей проблемы: выявление наиболее эффективных форм и методов и организационно-содержательных основ духовно-нравственного воспитания школьников в процессе познания родного края.
Цель работы – представить систему духовно-нравственного воспитания школьников в процессе изучения родного края на занятиях во внеурочной деятельности по православной культуре, истории и экологии.
В моей работе представлена система краеведческой работы во внеурочной деятельности. Программа внеурочной деятельности по православной культуре даёт широкие возможности для изучения родного края и воспитания на этом материале духовно-нравственных качеств личности школьника. В качестве примера привожу работу по темам. Начиная с темы Основы православной культуры, на первых занятиях мы вкладываем в детей духовные и нравственные понятия.
Изучая тему «Золотая цепь святых», мы выясняем, что в нашем родном крае есть имена, которые просто обязан знать каждый культурный человек, живущий на Белгородчине. Это Святитель ИОАСАФ Белгородский - великий подвижник и молитвенник, неустанно пекшийся о пастве, порученной ему Богом.Священномученик Онуфрий (Гагалюк), епископ Старооскольский; Священномученик Никодим (Кононов), епископ Белгородский; Священномученик Антоний (Панкеев), епископ Белгородский.
Изучая материал о храмах и монастырях, обращаемся к страницам краеведения. Более подробно знакомимся с храмами и монастырями валуйской земли. Детям очень интересно узнать о храме Священномученика Игнатия Богоносца, пещерном монастыре и его истории, историю храма Святителя Николая Чудотворца. А так же экскурсии в эти храмы и монастыри являются неотъемлемой частью внеурочной деятельности. Далее дети узнают, что в далёкие времена был основан подземный Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь. Это − уникальный пещерный монастырь в Белгородской области, расположенный на берегу реки Оскол, у села Холки.
Использование краеведческого материала в работе классного руководителя.
Работа классного руководителя так же даёт широкие возможности заниматься с детьми эколого-краеведческой работой. Практика моей работы насчитывает следующее:
- проведены экскурсии по городу и походы по окрестностям.
- ребята проделали большую работу по расчистке родников и их изучению.
- класс активно участвовал в соревнованиях по краеведческому ориентированию, занимал призовые места.
- ребята углубляли свои знания в рамках эколого-краеведческого кружка. Именно ими были написаны многие исследовательские работы по экологии родного края, составлены путеводители по окрестностям села.
- ребята стали организаторами краеведческой работы в школе, активно участвовали в сельских мероприятиях.
Опыт работы в этом классе был самым удачным. Причина – работа классным руководителем. Это позволило всю воспитательную работу выстраивать как продолжение внеурочных занятий по краеведению и экологии.
Исследовательская работа по изучению родного края.
Научно-исследовательская работа со старшеклассниками по изучению истории родного края идет постоянно. Среди моих учеников всегда находятся те, кому интересно открывать новые страницы в истории своей семьи, своего села.
На протяжении ряда лет ведется работа по подготовке докладов к школьной научно-практической конференции на секцию «Краеведение». За эти годы ребятами велась научно-исследовательская работа по нескольким основным направлениям:
· изучение истории храмов города Валуйки и района;
· исследование экологического состояния родников в окрестностях села Тимоново;
· составление проекта по созданию рекреационной зоны в окрестностях села Тимоново;
· изучение отдельных вопросов истории родного края;
· работа по составлению путеводителей.
Среди наиболее удачных мероприятий я назвала бы следующие:
· Игра «Люби и знай свой край». Разработка составлена таким образом, что игру можно провести и в рамках одного класса и на параллели классов. Опробованы разные варианты, и результат всегда был хорошим – ребята получали новые знания по истории города Валуйки и нашего села, могли проверить свою эрудицию.
· Подготовка школьных краеведческих конференций, выступление на них с научно-исследовательскими работами, оформление стенда для проведения секции «Краеведение».
· Проведение классного часа для младших школьников «Заочное путешествие по окрестностям нашего села» с использованием краеведческого материала.
· Оформление работ на фотоконкурс «Наш край».
· Расчистка родника «Костёвский» и его благоустройство.
· Путешествие по экологической тропе.
· Участие в конкурсах различных уровней.
· Совместная работа с сельской модельной библиотекой над страницами летописи нашего села.
Работа по изучению родного края шла в рамках краеведческого кружка, который на базе школы работал в течение 8 лет, В нем занимались дети, увлеченные краеведением. Таким образом, при желании, можно добиться неплохого результата в организации краеведческой работы в школе.
В заключение хочу сказать, что на практике сложилась система краеведческой работы, накоплен большой опыт по организации краеведческой работы, достигнуты неплохие результаты. Все направления краеведческой работы взаимосвязаны и позволяют вести эту работу в комплексе. В процессе описанной работы по краеведению ярко выражено повышение уровня духовно-нравственного воспитания школьников. Эта работа для них не прошла бесследно – позволила лучше узнать свою малую родину, внести свой вклад в изучение ее истории, поднять престиж школы в краеведческой работе.