Анализ школьных учебников в системе занятий по междисциплинарному курсу "Русский язык"
Анализ школьных учебников в системе занятий по междисциплинарному курсу Русский язык с методикой преподавания, как один из вариантов подготовки студентов педколледжа для работы в инклюзивном классе с обучающимися по АООП для детей с интеллектуальными нарушениями
Автор: Дарбазова Ольга Львовна
ГПОАУ ЯО "Ярославский педагогический колледж", г. Ярославль
Каждый день в мире рождается 24,5 тыс. детей с инвалидностью. В России при суточной рождаемости примерно 5 тыс. детей, 50% имеют разного характера психические отклонения. По итогам 2018 года, 2% населения обладает диагнозом ЗПР. В процессе выхаживания детей уровень физического и умственного развития подрастающего поколения снижается, возрастают показатели соматических и неврологических заболеваний, что в конечном итоге ведет к росту инвалидности.
В связи с этим насущными становятся проблемы реабилитационной помощи детям, практические предложения по совершенствованию системы педагогического воздействия. Сегодня многие службы стоят перед необходимостью сосредоточить усилия не только на лечении детей, но и на развитии и на дальнейшей заботе состояния их психофизического здоровья.
В школе для детей с нарушением интеллектуального развития так же, как и в массовой, учебный процесс предполагает диалектическое единство содержания, методов и организационных форм обучения. Здесь используются методы и приемы обучения, принятые в массовой школе, а также некоторые методы и приемы из других областей дефектологии, например, логопедии; наряду с этим разрабатываются специфические методы и приемы.
Недостатки развития познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта, особенно мышления и речи, не позволяют использовать такие методы, как школьная лекция и учебные дискуссии, диспуты. В то же время коррекционная направленность обучения требует активного использования не только репродуктивных, но и продуктивных методов, способствующих развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, переходу их от наглядно-практических к наглядно-образным и словесно-логическим формам мышления. Поэтому в процессе обучения используются, в частности, некоторые продуктивные виды самостоятельных работ, элементы проблемного обучения (создание простейших проблемных ситуаций, эвристические беседы), но применение их ограничено.
В настоящее время активно формируется опыт инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общей образовательной среды и наравне с нормально развивающимися сверстниками. Однако такой вариант обучения детей с ОВЗ ставит массовую школу и педагогов общего образования перед рядом, пока еще, неразрешимых проблем: как организовать урок в инклюзивном классе, какие использовать формы отчета для ребенка с ОВЗ, как распределить режим учебной нагрузки для ребенка, если в учебном плане ребенка с ОВЗ отсутствуют предметы, которые изучают нормально развивающиеся сверстники (и наоборот), в какое время и когда проводить индивидуальные коррекционно-развивающие занятия и множество других вопросов. Сегодня организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями психофизического развития - одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем.
Постоянные изменения, происходящие в мире, обусловливают необходимость использования преподавателями системы среднего образования различных вариантов работы с учебным материалом. Это связано и с портретом современного студента: процесс обучения отличается сложностью становления профессиональных качеств будущего специалиста. При проектировании программы МДК 01.02 (междисциплинарного курса) Русский язык с методикой преподавания в начальных классах для среднего профессионального образования в основу должно быть положено содержание школьного образования, которое последовательно углубляется в процессе изучения предметов филологического цикла педколледжа и выявлении универсальных связей между ними.
Ориентируясь на вероятность работы в классе, где обучаются дети с особыми образовательными потребностями, будущие педагоги должны чётко понимать и опираться на адаптированные образовательные программы и коррекционно-развивающие программы, а также учебники, которые помогают обеспечить социализацию особого ребенка, тем самым способствуя достижению конечной цели его обучения и воспитания - максимально возможное введение в социум, активизацию ресурсов развития, преодоление трудностей в обучении, создание индивидуальной образовательной траектории, формирование способностей жить самостоятельно.
Преподавание родного языка в школах любого вида начинается с учебника. Учебник – это друг ученика и учителя, центр их взаимодействия и сотрудничества. Действующие в школе учебники русского языка построены в соответствии с возросшими требованиями программы к обучению и воспитанию школьников. Располагая богатым лингвистическим содержанием и большим разнообразием дидактического материала, они вооружают учащихся знаниями о русском языке во всех его проявлениях, формируют различные навыки пользования устной и письменный речью, приобщают к посильному языковому анализу, развивают их познавательную активность и самостоятельность.
Глубокое уяснение студентами содержания и методической структуры учебников – одно из важнейших условий, обеспечивающих качество профессиональной подготовленности будущих учителей, успех их педагогической практики. Анализируя и сопоставляя материал учебников массовой школы и общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, студентам предоставляется больше возможностей для сравнения, вдумчивого анализа, творческого применения различных учебников и дополнительных учебных пособий, являясь одним из вариантов подготовки будущих специалистов к работе в инклюзивном классе. Анализу материалов различных учебников отводится значительное место во всех звеньях обучения методике русского языка.
Большинство практических занятий по МДК 01.02. Русский язык с методикой преподавания нацелен на развитие профессиональных навыков с опрой на школьные учебники: формирование умения работать с орфограммами, закрепление различных видов языкового разбора в соответствии со школьными образцами, выработка умений анализировать формулировки правил правописания с точки зрения их лингвистических основ и степени трудности для понимания, знакомство с методикой проведения различных видов диктантов и т.п. Весь курс ориентирован на будущую работу в школе. С этой целью даются методические интерпретации содержания того или иного раздела, сопоставляются объём и подача теоретических сведений в школьных учебниках различных программ, выполняются отдельные упражнения, содержащие дополнительный теоретический материал, анализируются трудные места тем и типичные ошибки школьников [1].
Такое обращение к школьным учебникам повышает уровень методической подготовки студентов и готовит их к более осознанному восприятию материала, а также даёт возможность сопоставить отличия и схожесть в материале учебников для разных видов программ.
Практические занятия также начинаются с общей характеристики теоретической базы и методического аппарата учебников. Целью первых занятий является вопрос о реализации в УМК основных требованиий ФГОС и программ к широкому языковому и речевому развитию школьников, формированию мыслящей личности. Затем происходит знакомство со справочными материалами, системой условно-графических обозначений, средствами наглядности. В дальнейшем, при рассмотрении конкретных тем курса происходит более детальный анализ той или иной стороны учебника. Выполняются небольшие самостоятельные работы, раскрывающие отдельный аспект какого-либо раздела. Также, проводятся практические и самостоятельные работы, содержанием которых является полный комплексный анализ теоретического и практического материала одного из учебников, как для массовой школы, так и для школ, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Такие задания выполняются студентами, как индивидуально, так и небольшими подгруппами (2-4 человека). Студента предлагается памятка с основными направлениями для анализа и их характеристикой.
Анализ учебника русского языка в начальной школе.
1. Теоретическая часть учебника: её соответствие программе по содержанию и организации материала; системный подход к языковым явлениям.
2. Особенности дидактического материала учебника: разнообразие упражнений по тематике, по структуре (тексты, отдельные предложения, объединённые общей темой, отдельные слова, словосочетания и пр.), по назначению (тренировочные, контрольные, диктанты), упражнения по развитию речи.
3. Возможности учебника для обогащения словарного запаса учащихся (тематическая организация лексической основы учебника; семантическая характеристика слов в специальных упражнениях; выделение трудных в смысловом отношении слов; дополнительные задания к упражнениям по уточнению значения и употребления слов; ; специальные лексические упражнения, связанные с подготовкой к сочинениям, изложениям; словарик в справочном материале учебника).
4. Реализация в учебнике требований к выработке норм литературного языка: произносительных, словоупотребления, словообразования и словоизменения, построение словосочетаний и предложений.
5. Система упражнений по развитию связной речи учащихся: тематический подбор слов в разделе как лексическая основа будущей самостоятельной работы; подготовительные упражнения по анализу готовых текстов-образцов; задания, закрепляющие основные понятия связной речи как формирующие умения создавать отдельные элементы текста; упражнения на редактирование несовершенных текстов; специальные упражнения, связанные с написанием самостоятельных сочинений и изложений; тренировочные упражнения по работе с текстом; возможности для развития устной связной речи (рассказы на лингвистические темы по предложенному плану или на основе группировки вопросов и заданий, рассуждения по образцам грамматического разбора, развёрнутые ответы по таблицам и т.д.).
6. Особенности орфографической стороны учебника: сведения об основных понятиях орфографии (орфограмма, типы и виды орфограмм, опознавательные признаки орфограммы, условия выборы орфограммы, справочный материал об этих понятиях); система графических средств для обозначения орфограммы и условий её выбора; система орфографических заданий и упражнений на разных этапах обучения; непроверяемые написания, их количество, тренировочные упражнения; словарные диктанты в системе орфографических упражнений.
7. Особенности пунктуационной стороны учебника: понятие «пунктограмма», методика объяснения пунктуационного правила, использование графической наглядности, схем; насыщение пунктуационным материалом « несинтаксических» упражнений.
8. Реализация в учебнике задачи регулярного повторения пройденного: материал для повторения и обобщения в разделах темы; насыщение текстов упражнений ранее изученными орфограммами и пунктограммами; дополнительные задания к упражнениям на повторение; систематические задания по различным видам грамматического разбора; словарно-орфографические диктанты.
9. Реализация принципа развивающего обучения: подача нового материала через наблюдения над фактами языка, поисковые задачи в системе упражнений; образцы рассуждений, обучающие способам применения правил; упражнения на классификацию и группировку, вопросы и задания на сравнение и сопоставление и т.д.
10. Формирование научного мировоззрения, воспитывающая направленность: материал для бесед о языке, упражнения языковедческого характера, теоретический материал по лексике; воспитательная направленность дидактического материала (культура поведения и речевого общения, отношение к труду, дружба, честность, Россия, её просторы и пр.), упражнения, основанные на личных наблюдениях и личном опыте.
11. Возможности учебника для установления межпредметных связей (упражнения, ориентирующие на наблюдения за функционированием языковых единиц в художественных текстах, на обращение к текстам на уроках окружающего мира и пр.).
Учитывая индивидуальные и психофизиологические особенности учащихся, проанализировав и сравнив материал учебников разных программ студенты делают вывод:
|
Такая основательная работа с материалами школьных учебников значительно повышает уровень профессиональных умений студентов, позволяет сделать выводы о разнице в содержании программ массовой школы и адаптированной основной общеобразовательной программой общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и эта разница увеличивается в геометрической прогрессии по мере взросления учеников.
При внимательном отношении к изучению образовательных и воспитательных возможностей школьных учебников он сыграет роль доброго помощника в становлении профессиональных качеств студентов.
В нашей стране для адаптации учебного материала к запросам инклюзии разрабатываются такие учебные программы, в которых элементы программы для массовой школы сочетаются с учебным материалом из программ для школ для детей с интеллектуальными нарушениями.
Среднее профессиональное образование - это образование, направленное на подготовку практико-ориентированных специалистов. Такие специалисты сегодня крайне необходимы школе. Подготовка будущих специалистов к эффективной трудовой деятельности – ключевая характеристика, которая включает в себя способность к быстрой адаптации на рабочем месте, владение общими и профессиональными компетенциями, а также устойчивую мотивацию к успешной профессиональной деятельности. Главным признаком профессиональной подготовки является не столько знание предмета, который педагог излагает своим слушателям, или реализация все большего количества функций и ролей, сколько традиционные для учителя умения - научить ребенка, вызвать у него интерес к знанию, сформировать определенные черты личности характера. В наибольшей степени сказанное относится к учителю начальных классов.
Являясь практико-ориентированной, подготовка учителей начальных классов носит завершенный характер уже в педколледже. Выпускник педколледжа должен осуществлять свои профессиональные функции на уровне мастера, готового к воспроизведению знаний и умений, решению типичных задач начального образования: это учитель, владеющий способами методической деятельности, готовый к сознательной исполнительской деятельности по основным, используемым в практике, программам обучения младших школьников.
Литература:
1. Самостоятельная работа студентов на занятиях по методике русского языка (Методические рекомендации). Под редакцией Н.А. Ипполитовой, Москва 1986.