Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Учебно-дидактический материал "А.П. Чехов "Вишнёвый сад"

Дата публикации: 2022-06-30 00:50:11
Статью разместил(а):
Доброжняк Ольга Владимировна

Учебно-дидактический материал "А.П. Чехов "Вишнёвый сад"

Автор: Доброжняк Ольга Владимировна

 

Карточка № 1.

1. Какую роль в композиции пьесы играет первое действие?

2. Кто представляет в пьесе старое барство и его окружение, кто является временным владельцем вишневого сада и новыми людьми, которым принадлежит будущее?

3. На материале первого действия покажите, как осуществля­ется новаторский принцип А.П. Чехова: «Пусть на сцене все бу­дет так же сложно и так же вместе с тем просто, как в жизни». Как создается атмосфера тревоги, которая будет нарастать в по­следующих действиях пьесы?

Карточка № 2.

1. Что является психологическим центром второго действия пьесы? Какая тема связывает второе действие с первым?

2. Как усиливается во втором действии мотив предчувствия катастрофы и возникает стремление Ани к новой жизни?

3. Как звучит тема труда и природы во втором действии в ус­тах Гаева, Лопахина и Трофимова?

Карточка № 3.

1. Почему третье действие считается кульминацией пьесы?

2. Какова роль пауз, немых сцен в третьем действии? Какой лирической концовкой завершается третье действие?

3. Как  внесценическое действие руководит поведением героев в сцене бала? Каково соотношение в пьесе явного и тайного, внеш­него и внутреннего? На материале третьего действия докажите справедливость высказывания Чехова: «Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни».

Карточка № 4.

1. Какова роль четвертого действия в композиции пьесы?

2. Что мы узнаём в этом акте о дальнейшей судьбе действую­щих лиц?

3. Каков смысл финала пьесы?

Карточка № 5.

1. Какое значение для раскрытия основной темы пьесы имеет образ вишневого сада?

2. Какие моменты пьесы и высказывания Пети и Ани в этом смысле особенно важны?

Карточка № 6.

1. Приведите примеры сочетания в пьесе драматического и ко­мического элементов.

2. Покажите, как использует автор пейзаж, зрительные, звуко­вые эффекты, паузы, выразительные приемы речи для создания определенного настроения.

3. Что вам известно о наличии «подводного течения» в пьесе? Какую роль оно играет? Приведите примеры.

Карточка № 7.

1. Какую роль играют в  пьесе «внесценические» персонажи?

2. Кому из персонажей пьесы принадлежат следующие репли­ки: «Вот видите, извините за выражение, какое обстоятельство, между прочим ... Несомненно, может, вы и правы. Но, конечно, если взглянуть с точки зрения, то вы, позволю себе так выра­зиться, извините за откровенность, совершенно привели меня в состояние духа»? Проанализируйте синтаксическую структуру и лексический состав этих фраз. О какой черте героя они свиде­тельствуют?

Карточка № 8.

1. Приведите высказывание М. Горького о Раневской и других бывших хозяевах вишневого сада. Почему Горький называет их «паразитами»? Что давало Раневской возможность вести пара­зитический образ жизни?

2. Как Раневская отзывается о России, об окружающих ее людях?

3. Сопоставьте эти высказывания с ее поступками (устройст­во бала в день торгов, отъезд в Париж, отношение к родным и слугам). Оцените степень глубины, искренности ее чувств и переживаний.

Карточка № 9.

1. Приведите примеры легкомыслия, сентиментальности, не­практичности Раневской. Охарактеризуйте особенности ее речи. Приведите примеры, иллюстрирующие ее склонность преувели­чивать свои чувства, экзальтацию.

2. Чем привлекательна Раневская, какие у нее есть положи­тельные черты?

3. Как на примере Раневской можно показать, что Чехов не изображал в своих произведениях «героев» или «злодеев», а рас­крывал человеческую личность глубоко и всесторонне? Какие еще примеры можно привести в подтверждение этой мысли?

Карточка № 10.

1. Покажите на примерах лень, пассивность, беспомощность и беспечность Гаева.

2.Какой характер носят мечты и надежды Гаева? Приведите примеры его патологической болтливости, фразерства.

3. Какова степень глубины чувств и переживаний Гаева? (Вспомните, например, его возвращение с торгов и другие при­меры.)

Карточка № 11.

1. Что можно считать единственной страстью Гаева?

2. В чем выражается его барское высокомерие?

3. Каковы привлекательные черты Гаева? Укажите сходство и различие в образах Раневской и Гаева.

Карточка № 12.

1. Сопоставьте Лопахина с «кулачками» из пьес Островского. Найдите в них черты сходства и различия. Расскажите о проис­хождении Лопахина, его внешнем облике. В чем необычность его облика для купца?

2. Укажите некоторые положительные черты Лопахина. При­ведите примеры, характеризующие его практический подход к делу, способность к философским размышлениям, к проявлению эстетических чувств, известную мягкость, доброту, способность быть самокритичным.

3. Раскройте двойственность образа Лопахина. Как череду­ются в нем черты порядочного человека и хищника-кулака?

Карточка № 13.

1. Вспомните, как ведет себя Лопахин после возвращения с торгов. Можно ли в данном случае согласиться с утверждением Пети Трофимова о том, что у Лопахина «тонкая, нежная душа»?

2. Приведите примеры расхождения субъективно хороших на­мерений Лопахина с его объективной хищнической деятельностью.

3. Что говорит Петя Трофимов о хищнической роли Лопахина в обществе? Раскройте смысл и докажите справедливость этой оценки. Докажите, что Лопахин — временный владелец вишневого сада.

Карточка № 14.

1. В пьесе немало речей произносят Гаев и Трофимов. В чем их отличие? Как сами герои относятся к своим высказываниям?

2.  Составьте характеристику Пети Трофимова, придерживаясь следующего плана:

а) происхождение Трофимова;

б) черты привлекательные и комические в нем;

в) цель его жизни;

г) как Петя характеризует положение рабочего класса?

д) какому отношению к вишневому саду он учит Аню?

3. Охарактеризуйте идейно-художественное значение образаТрофимова в пьесе.

Карточка № 15.

1. Почему мы относим Аню к новым людям в пьесе?

2. Составьте характеристику Ани, придерживаясь следующего плана:

а) интересы и стремления Ани;

б) решительность, смелость;

в) отношение к людям;

г) отношение к продаже вишневого сада;

д) значение образа Ани в раскрытии идейного замысла пьесы.

3. Найдите черты сходства в образах Наташи Ростовой и Ани.

 

.  .  .