Учебно-дидактический материал "А.П. Чехов "Вишнёвый сад"
Учебно-дидактический материал "А.П. Чехов "Вишнёвый сад"
Автор: Доброжняк Ольга Владимировна
Карточка № 1.
1. Какую роль в композиции пьесы играет первое действие?
2. Кто представляет в пьесе старое барство и его окружение, кто является временным владельцем вишневого сада и новыми людьми, которым принадлежит будущее?
3. На материале первого действия покажите, как осуществляется новаторский принцип А.П. Чехова: «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как в жизни». Как создается атмосфера тревоги, которая будет нарастать в последующих действиях пьесы?
Карточка № 2.
1. Что является психологическим центром второго действия пьесы? Какая тема связывает второе действие с первым?
2. Как усиливается во втором действии мотив предчувствия катастрофы и возникает стремление Ани к новой жизни?
3. Как звучит тема труда и природы во втором действии в устах Гаева, Лопахина и Трофимова?
Карточка № 3.
1. Почему третье действие считается кульминацией пьесы?
2. Какова роль пауз, немых сцен в третьем действии? Какой лирической концовкой завершается третье действие?
3. Как внесценическое действие руководит поведением героев в сцене бала? Каково соотношение в пьесе явного и тайного, внешнего и внутреннего? На материале третьего действия докажите справедливость высказывания Чехова: «Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни».
Карточка № 4.
1. Какова роль четвертого действия в композиции пьесы?
2. Что мы узнаём в этом акте о дальнейшей судьбе действующих лиц?
3. Каков смысл финала пьесы?
Карточка № 5.
1. Какое значение для раскрытия основной темы пьесы имеет образ вишневого сада?
2. Какие моменты пьесы и высказывания Пети и Ани в этом смысле особенно важны?
Карточка № 6.
1. Приведите примеры сочетания в пьесе драматического и комического элементов.
2. Покажите, как использует автор пейзаж, зрительные, звуковые эффекты, паузы, выразительные приемы речи для создания определенного настроения.
3. Что вам известно о наличии «подводного течения» в пьесе? Какую роль оно играет? Приведите примеры.
Карточка № 7.
1. Какую роль играют в пьесе «внесценические» персонажи?
2. Кому из персонажей пьесы принадлежат следующие реплики: «Вот видите, извините за выражение, какое обстоятельство, между прочим ... Несомненно, может, вы и правы. Но, конечно, если взглянуть с точки зрения, то вы, позволю себе так выразиться, извините за откровенность, совершенно привели меня в состояние духа»? Проанализируйте синтаксическую структуру и лексический состав этих фраз. О какой черте героя они свидетельствуют?
Карточка № 8.
1. Приведите высказывание М. Горького о Раневской и других бывших хозяевах вишневого сада. Почему Горький называет их «паразитами»? Что давало Раневской возможность вести паразитический образ жизни?
2. Как Раневская отзывается о России, об окружающих ее людях?
3. Сопоставьте эти высказывания с ее поступками (устройство бала в день торгов, отъезд в Париж, отношение к родным и слугам). Оцените степень глубины, искренности ее чувств и переживаний.
Карточка № 9.
1. Приведите примеры легкомыслия, сентиментальности, непрактичности Раневской. Охарактеризуйте особенности ее речи. Приведите примеры, иллюстрирующие ее склонность преувеличивать свои чувства, экзальтацию.
2. Чем привлекательна Раневская, какие у нее есть положительные черты?
3. Как на примере Раневской можно показать, что Чехов не изображал в своих произведениях «героев» или «злодеев», а раскрывал человеческую личность глубоко и всесторонне? Какие еще примеры можно привести в подтверждение этой мысли?
Карточка № 10.
1. Покажите на примерах лень, пассивность, беспомощность и беспечность Гаева.
2.Какой характер носят мечты и надежды Гаева? Приведите примеры его патологической болтливости, фразерства.
3. Какова степень глубины чувств и переживаний Гаева? (Вспомните, например, его возвращение с торгов и другие примеры.)
Карточка № 11.
1. Что можно считать единственной страстью Гаева?
2. В чем выражается его барское высокомерие?
3. Каковы привлекательные черты Гаева? Укажите сходство и различие в образах Раневской и Гаева.
Карточка № 12.
1. Сопоставьте Лопахина с «кулачками» из пьес Островского. Найдите в них черты сходства и различия. Расскажите о происхождении Лопахина, его внешнем облике. В чем необычность его облика для купца?
2. Укажите некоторые положительные черты Лопахина. Приведите примеры, характеризующие его практический подход к делу, способность к философским размышлениям, к проявлению эстетических чувств, известную мягкость, доброту, способность быть самокритичным.
3. Раскройте двойственность образа Лопахина. Как чередуются в нем черты порядочного человека и хищника-кулака?
Карточка № 13.
1. Вспомните, как ведет себя Лопахин после возвращения с торгов. Можно ли в данном случае согласиться с утверждением Пети Трофимова о том, что у Лопахина «тонкая, нежная душа»?
2. Приведите примеры расхождения субъективно хороших намерений Лопахина с его объективной хищнической деятельностью.
3. Что говорит Петя Трофимов о хищнической роли Лопахина в обществе? Раскройте смысл и докажите справедливость этой оценки. Докажите, что Лопахин — временный владелец вишневого сада.
Карточка № 14.
1. В пьесе немало речей произносят Гаев и Трофимов. В чем их отличие? Как сами герои относятся к своим высказываниям?
2. Составьте характеристику Пети Трофимова, придерживаясь следующего плана:
а) происхождение Трофимова;
б) черты привлекательные и комические в нем;
в) цель его жизни;
г) как Петя характеризует положение рабочего класса?
д) какому отношению к вишневому саду он учит Аню?
3. Охарактеризуйте идейно-художественное значение образаТрофимова в пьесе.
Карточка № 15.
1. Почему мы относим Аню к новым людям в пьесе?
2. Составьте характеристику Ани, придерживаясь следующего плана:
а) интересы и стремления Ани;
б) решительность, смелость;
в) отношение к людям;
г) отношение к продаже вишневого сада;
д) значение образа Ани в раскрытии идейного замысла пьесы.
3. Найдите черты сходства в образах Наташи Ростовой и Ани.