Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Некоторые аспекты развития беглости пальцев на саксофоне

Дата публикации: 2022-06-20 17:24:08
Статью разместил(а):
Ермилова Евгения Викторовна

Некоторые аспекты развития беглости пальцев на саксофоне

Автор: Ермилова Евгения Викторовна

ГАПОУ «Набережночелнинский колледж искусств» , г. Набережные Челны

 

Формирование основного репертуара, написанного для саксофона - самого молодого инструмента – приходится на XX-XXI век. Это современная музыка, в большинстве своем требующая высокого технического уровня исполнителя во всех его аспектах и в особенности беглости пальцев. В нашем современном исполнительском искусстве, находящемся в постоянном прогрессирующем движении, безупречная беглость пальцев для саксофониста является таким же естественным процессом, как воздух, без которого невозможно само существование человека. Поэтому для преподавателя по классу саксофона развитие беглости пальцев ученика должно быть одним из основополагающих аспектов в обучении с самых первых шагов.

Наряду с другими аспектами в развитии беглости пальцев саксофониста наиважнейшее значение имеют гаммы. Освоение всех мажорных и минорных тональностей на инструменте дает практически безграничные возможности в исполнении современной музыки.

К сожалению, в наше время частой проблемой является игнорирование такой важной области исполнительского мастерства, как гаммы, особенно на начальном этапе обучения. Иногда преподаватели детских музыкальных школ формально относятся к освоению гамм в своем классе. Бывает, что изучают только гаммы с небольшим количеством знаков - максимум тональности  до четырех знаков при ключе, а параллельные минорные тональности вообще не рассматривают. Если и исполняют гаммы, то только в небольшом диапазоне, иногда  в медленном или умеренном темпе, без использования штрихов, а исполнение доминантового и уменьшенного септаккордов, тем более их арпеджио – часто вообще является редкостью. В некоторых школах технические зачеты проводятся один раз в год или вообще в классном порядке.

Важность значения такого технического материала как гаммы трудно переоценить.

На начальном этапе обучения музыканта – в музыкальной школе, безусловно, имеется своя специфика работы над развитием беглости пальцев. Уже с первых шагов игры на саксофоне юному музыканту необходимо предлагать освоение гамм, начиная с самых простых. Именно гаммы помогают быстро эффективно и просто осваивать пока еще неудобные переходы,  сложные комбинации пальцев и использование дополнительных клапанов. Большое значение гаммы имеют в изучение разных вариантов аппликатур, необходимых потом в исполнении произведений. Например, две аппликатуры ноты си-беломь первой октавы необходимо использовать ученику уже с первого года обучения.

Многие преподаватели начального этапа обучения дают следующие рекомендации по освоению гамм на саксофоне:

1) Начинать обучение на саксофоне с тональности соль-мажор, за тем фа-мажор и примерно ближе к концу первого года обучения освоить их параллельные миноры.

2) Тональность до-мажор лучше освоить в более старших классах и во весь диапазон инструмента.

3) Рекомендуется проводить во время учебного года два технических зачета в музыкальных школах. Самое благоприятное для этого время первая и третья четверти, когда ученики приходят после длительных каникул. Это самый лучший способ восстановить и развивать далее техническую исполнительскую форму.

4) Гаммы осваиваются по порядку увеличения знаков в тональности и распределяются таким образом по году обучения ученика:

1 год обучения – тональности с одним знаком при ключе;

2 год обучения – тональности с двумя знаками;

3 год обучения – с тремя и т.д.

На технический зачет в первом полугодии выносятся диезные мажорные и минорные тональности, во втором полугодии – бемольные мажорные и минорные тональности. Или наоборот. Таким образом, к 7 году обучения на саксофоне ученик ознакомился со всеми тональностями.

5) Одной из важных задач в освоении гамм в музыкальной школе является постепенное прибавление темпа исполнения и ровности. Регулярное применение метронома помогает и преподавателю и ученику контролировать и развивать оба этих аспекта.

6) аммы рекомендуется исполнять в таком порядке:

- сама гамма в прямом движении,

- тоническое трезвучие и его арпеджио,

- септаккорд (в мажоре – доминантовый, в миноре - уменьшенный) и его арпеджио.

Обязательно гамма исполняется штрихами, в том числе и комбинированными.

7) Уже в младших классах необходимо освоение хроматической гаммы.

8) Для более усидчивых и продвинутых учеников в гаммах можно рекомендовать исполнять различного рода секвенции и так же секвентные упражнения вне тональности. Но как показывает практика, в среднестатистической музыкальной школе очень маленький процент саксофонистов изучают и осваивают подобного рода упражнения в тональностях.

Даже соблюдение представленных рекомендаций помогает юному саксофонисту в освоение инструмента на начальном  этапе обучения в довольно большом объеме.

В учебных заведениях среднего профессионально звена гаммы изучаются уже в полном объеме. Студенты колледжей сдают от 2 до 6 технических зачетов в учебный год. Освоение тональностей также выстраивается по увеличению знаков при ключе. Многие выдающиеся саксофонисты рекомендуют исполнять гаммы в полный их диапазон вне зависимости от основного, терцового или квинтового тона. Целесообразность этого можно объяснить тем, что основной рабочий диапазон саксофона не такой большой и композиторы в своих произведениях стараются использовать его по максимуму. Иногда технически сложные фрагменты приходятся именно на крайний нижний или крайний верхний регистры саксофона. И если исполнитель многолетним трудом добился безупречного владения всеми тональностями во весь диапазон инстумента, то подобные фрагменты не будут для него представлять особой сложности.

Объем исполнения гамм студентов колледжа и в дальнейшем - профессиональных саксофонистов состоит из следующих пунктов:

1) Гамма в прямом движении.

2) Штрихи в гамме, включая различные варианты комбинированных штрихов.

3) Тоническое трезвучие и его арпеджио, септаккорд (в мажоре – доминантовый, в миноре - уменьшенный) и его арпеджио.

4) Поступенные секвенции во всем объеме: от трёх ступеней до восьми ступеней с возвратным движением.

5) Интервальные секвенции: Терции, Кварты, Квинты, Сексты, Септимы, Октавы.

6) Секвенции трезвучиями по ступеням тональности.

7) Секвенции септаккордами по ступеням тональности.

8) Секвенции для развития беглости пальцев вне тональности.

- мажорные трезвучия в одну октаву, поднимаясь вверх по полутонам, затем так же вниз. Так же можно исполнять как вариант в две октавы, к примеру с использованием регистра Altissimo 

- минорные трезвучия в одну октаву, поднимаясь вверх по полутонам, затем так же вниз,

- мажорные трезвучия в одну октаву с возвратным движением, поднимаясь вверх по полутонам, затем так же вниз,

- минорные трезвучия в одну октаву с возвратным движением, поднимаясь вверх по полутонам, затем так же вниз,

-так называемые «Двенадцать положений». Это построение цепочки аккордов от одной ноты:

мажорное трезвучие,

минорное трезвучие,

мажорный секстаккорд,

минорный секстаккорд,

мажорный квартсекстаккорд,

минорный квартсекстаккорд,

малый мажорный септаккорд,

малый мажорный квинтсекстаккорд,

малый мажорный терцквартаккорд,

малый мажорный секундаккорд,

уменьшонный септаккорд,

увеличенный септаккорд.

Данная секвенция не только развивает беглость пальцев, но и усиливает развитие именно мышления на своем инструменте. К примеру, наиболее часто при выучивании текста наизусть у исполнителя преобладает слуховое или мышечное запоминание, но не мыслительное. Как правило, при выступлении самой надежной является именно мыслительная  память. Умение мыслить на своем инструменте выручает иногда в самых сложных ситуациях на сцене. Регулярное исполнение такой секвенции в этом помогает.

- уменьшенные септаккорды в одну или две октавы так же в прямом или возвратном движении.

9) Хроматическая гамма в прямом движении

- хроматическая гамма в пуступенных секвенциях

- хроматическая гамма в так называемой тритоновой секвениции.

Такой набор упражнений в тональности и вне ее при регулярных ежедневных занятиях дает саксофонисту устойчивую техническую базу для дальнейшего профессионального исполнительства. Конечно, ключевое значение  в исполнении гамм и упражнений имеет постепенное прибавление темпа под метроном.

Когда студент осваивает какое либо произведение, где присутствуют технические сложности касаемо беглости пальцев – ему необходимо прорабатывать все тональности, в которых встречаются такие трудности. Тогда усиление технической базы в данных тональностях поможет добиться более качественного исполнения произведения.

Техническая база нарабатывается с годами. Студенты сталкиваются с техническими трудностями уже в самом начале своего профессионального  роста. Очень часто уровня беглости пальцев и ровности исполнения не хватает в период обучения и освоения профессионального репертуара. Поэтому кроме усиленного прорабатывания различных гамм и упражнений существуют приемы работы над технически сложными фрагментами.

На примере произведений Пола Крестона, написанных для саксофона, мы можем рассмотреть такие приемы.  Его произведения для саксофона предъявляют исполнителям требования технической подготовки высокого уровня.

П. Крестон Сюита для саксофона и фортепиано, оп.6, III часть, такты 1-11.

В Концерте для саксофона и оркестра часто встречаются виртуозные пассажи и целые фрагменты в быстром темпе, требующие от саксофониста безупречного технического владения инструментом.

П. Крестон Концерт для саксофона с оркестром, оп.26, III часть, такты 177-185.

В Сонате для саксофона и фортепиано так же много виртуозных фрагментов, которые необходимо исполнять в быстром темпе. К примеру, основная тональность третьей части в партии саксофона H-dur представляет для саксофониста определенную сложность.

П. Крестон Соната для саксофона и фортепиано, оп.19, III часть.

Музыканту необходимо особенно при разучивании произведения регулярно проучивать гамму H-dur в различных штрихах и секвенциях.

Автор данной работы, основываясь на своем исполнительском и преподавательском опыте и на опыте выдающихся преподавателей-саксофонистов, предлагает ряд приемов развития беглости пальцев на примере пассажа третьей части сонаты, который в быстром темпе представляет определенную сложность для саксофониста.

Соната для саксофона и фортепиано, оп.19, III часть, такты 194-197.

1) Общераспространенный прием, основанный на исполнении пассажа в пунктирном ритме. Первый вариант, когда первая нота – шестнадцатая с точкой, второй вариант, когда первая нота – тридцать вторая, а вторая – шестнадцатая с точкой.

Несмотря на ординарность этого приема, он при частом и долгом применении помогает добиться желаемого результата выравнивания виртуозного пассажа.

2) Нарушение кратности пассажа, то есть исполнение его не квартолями, как написано, а квинтолями или триолями:

Неровное исполнение какого-то пассажа иногда связано и со слуховым привыканием к его определенному звучанию, которое со временем затушёвывает слуховой, а затем и мышечный контроль пальцев. Поэтому смещение опорных долей внутри определенных ритмических фигур создает уже другое звучание этой же последовательности нот и помогает восстановить контроль над пальцами.

3) Проучивание пассажа, транспонируя его на малую секунду вверх, а потом – на малую секунду вниз. Этот прием помогает исполнителю преодолеть психологическую боязнь трудности пассажа, что тоже немало важно. Один из полученных с помощью транспонирования пассажей, как правило, оказывается более удобным для исполнения, чем оригинальный.

Существует несколько приемов, связанных с обыгрыванием пассажа по нотам, из которых он состоит. Они также дают музыканту большое продвижение в плане техники. К таким приемам можно отнести:

4) Исполнение пассажа в обратном порядке.

5) Исполнение пассажа различными секвенциями.

Работа над технически сложным материалом и развитием беглости пальцев стоит в исполнительском искусстве отдельным особняком. «Техника пальцев – есть деятельность не только мышечная, но и психическая, и овладение техникой есть, прежде всего – ряд волевых функций, сначала сознательных, а затем благодаря частым упражнениям, становящихся почти автоматическими» [6].

Многие выдающиеся преподаватели-духовики предлагают различные варианты и способы развития беглости пальцев, но основополагающим звеном в этом аспекте является регулярность и систематичность занятий техникой. «Нужно признать, что самая совершенная исполнительская техника – не есть нечто данное свыше или достояние счастливых избранников судьбы: она является результатом кропотливой, порой изнурительной, систематической работы, не прекращающейся даже у выдающихся музыкантов ни на один день» [8]. Регулярные занятия над технически сложными фрагментами в сонате и другим техническим материалом через некоторое время дают свои плоды качественной виртуозной игры.

 

Список литературы:

1. Иванов В. Саксофон. М.: Музыка, 1990. С.7. 

2. Иванов В. Основы индивидуальной техники саксофониста, М.: Музыка, 1990. С.13-15 

3. Кипшидзе А. Пол Крестон // Книга для чтения по английскому языку для музыкальных ВУЗов.  М.: Высшая школа, 1974. С. 73

4. Конен В. Композиторы Соединенных Штатов Америки //Музыка ХХ века: Очерки. Часть 2 (1917-1945), книга 5. М.: Музыка, 1987. С.240-248 

5. Панов В. Работа над гаммами и арпеджио в специальном классе саксофона. М., Центр, научно-методический кабинет по учебным заведениям культуры и искусства, 1986. 

6. Пушечников И. Искусство игры на гобое, СПБ, Композитор, 2005, С.194

7. Пушечников И. Искусство игры на гобое. СПб.: Композитор, 2005. С.147.

8. Розанов С. Основы методики игры на духовых инструментах. М.: Музыка,1935, с.41

9. Усов Ю. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах, М., Музыка, 1978, стр.179.

 

.  .  .